Быть в согласии с самим собой...



Клеман Россе (Clement Rosset), профессор философии, исповедует радостный и парадоксальный взгляд на мир: лучше не переживать понапрасну и быть счастливым, потому что худшее наверняка произойдет.Среди его последних книг - "Вдали от меня и Тропиков" ("Loin de moi et de Тгоpique", Editions de Minuit, 2000).

Бесполезно разыскивать свое глубинное "Я", чтобы прийти к согласию с собой ... потому что такого "Я" не существует ! Просто, уверен философ, нам надо не пропустить свой шанс быть счастливыми ...

Psychologies: Быть в согласии с собой - что это значит, по-вашему?

Клеман Россе: Это значит чувствовать себя в своей тарелке, быть счастливым, не задаваться вопросами о себе и своих поступках. Это такое состояние, которое обозначает нашу природную "доминанту"; получается, одни могут быть в согласии с собой, а другие - не могут. И нельзя сделать ничего такого, что вызвало бы у нас это состояние. Потому что нам удается только то, что мы делаем естественно, без лишних раздумий и усилий. Как правило, очень хорошо выстроенные планы рушатся. Наши заранее продуманные удары по мячу, в которые мы вкладываем и волю, и желание, часто заканчиваются тем, что мяч вылетает за пределы поля. Рефлексия в момент совершения поступка - это враг успеха. Только спонтанно мы делаем то, что позволяет нам чувствовать себя хорошо. Если оглядеться вокруг, присмотреться к тем, кто рядом, мы увидим, что многим людям это удается. Конечно, можно найти сотни современных книг, авторы которых рассказывают о своем неблагополучии, о том, как им неуютно и неудобно в собственной жизни. Но я не думаю, что так обстоит дело с большинством из нас.

Допустим. Но ведь наше окружение тоже влияет на то, будем мы в согласии с собой или нет?

К. Р.: Нет! Способность сохранять душевный покой предполагает умение жить "в своем заповедном caдy", не заботясь о других. Наслаждаться этим состоянием и не стремиться изо всех сил им поделиться. Занять такую позицию непросто, поскольку ее часто расценивают как эгоизм. Разумеется, когда мы можем помочь кому-то, сделать что-то для человека, попавшего в беду, было бы предосудительно отстраниться. Но я бы сказал, что иногда эгоизм является достоинством: подумайте о многочисленных "благодетелях человечества", погyбивших миллионы людей. Можно считать желательным состояние, когда мы не "озабочены" другим: не пытаемся ни осчастливить его, ни ему навредить. Я не доверяю неистовому желанию сделать других счастливыми: обычно это отражение желания передать другим свои неврозы.

Получается, мы никак не можем повлиять ни на наше внутреннее состояние, ни на самоощущение других?

К. Р.: Конечно, звучит довольно безнадежно. Но не совсем. Чувство согласия с собой -дар, который надо уметь принимать. И вот тут мы можем кое-что сделать, поскольку вопреки тому, как мы привыкли считать, жить в этом состоянии не так-то просто. Чувство вины и ложная боязнь проявить чрезмерный эгоизм заставляют некоторых из нас отказываться от радости жизни, к которой мы склонны от природы. "Кусочки неудачи проглотить легче, чем кусочки удачи", - заметил испанский философ Бальтасар Грасиан-и-Моралес. Мы умеем сжимать кулаки, стойко переносить трудности, всеми силами противостоять ударам судьбы, проблемам. А вот от "большого куска удачи" мы можем впасть в растерянность. Любовь, богатство, успех иногда труднее переварить, чем несчастье. Это тот страх победы, о котором говорят применительно к чемпионам, когда они зависают и проигрывают партию, хотя у них было все, чтобы победить.

Но чемпион знает, чего он хочет: выиграть матч. А если я не знаю, чего хочу, может, мне надо присмотреться к своему внутреннему «Я», чтобы выбрать верный путь, который приведет к согласию с собой?

К. Р.: Это неверная постановка вопроса, поскольку никакого внутреннего Я, которое было бы ключом к нашей личности и скрывалось бы за нашим обычным Я, не существует. Так что я не думаю, что надо пытаться отыскать его у себя - и у других, кстати, тоже. Мы слышим иногда от других: "Mнe бы хотелось узнать тебя поглубже". Но есть ли в нас это глубинное, тайное Я? Нет, это призрак, ловушка, фантом, который не дает нам покоя. Наше желание его выследить, ухватить, застать врасплох, взять силой - это предприятие, обреченное на неудачу. Я каждого из нас соткано из обстоятельств, случайных встреч и событий, которые наложили на нас свой отпечаток. Они превратили нас в лоскутное одеяло, сшитое из множества кусочков - особенных, уникальных. Это Я - общественное, а не личное - вполне реально и к тому же прекрасно умеет находить наилучшие для нас решения, не обращаясь за помощью к нашему личному, скрытому Я.

А как же бессознательное? Вы думаете, его не существует?

К. Р.: Существует, но это вовсе не наше тайное Я, то автономное Я, которое якобы находится в самой глубине нашего существа. Наша индивидуальность всегда строится в отношениях с другими. Наше бессознательное, импульсы, которые действуют в нас, приходят снаружи. Они возникают оттого, что мы пытаемся воспроизводить, копировать желания наших родителей и тех, кого мы выбрали себе в образцы. Если вы отправились полежать на кушетке психоаналитика, ошибка кроется уже в самом вопросе, который вы себе задаете: A чего же я хочу на самом деле? Лучший из миров - не тот, где получают желаемое, а тот, где вообще чего-то хотят. Желание - это жизнь. Главный источник неблагополучия - отсутствие намерения, ясного желания. Тот, кто чувствует разлад с самим собой, часто человек колеблющийся: Завтра я займусь плаванием, послезавтра - бегом трусцой ... И, разумеется, ничего не происходит: если вы не знаете, чего хотите, то у вас нет никакого шанса этого добиться! "Eсть только один способ любить женщин - заключать их в свои объятия. Все остальное - дружба, уважение, интеллектуальная симпатия без любви - это фантомы, и фантомы жестокие. Потому что именно фантомы по-настоящему жестоки: с реальными фактами всегда можно договориться", - так считал писатель Анри де Монтерлан. Отсутствие согласия с собой или четкого, конкретного желания - как искривленное дерево, которое очень трудно выпрямить. И это не проходит с возрастом.

Все это не слишком радостно ...

К. Р.: Ну почему же. Нередко происходят чудеса. Вмешивается случай. И когда так бывает, надо хвататься за протянутый шест. Некоторые умеют использовать свой шанс. Другие, к несчастью, обладают талантом отказываться от того, что было бы для них благом, и предпочитают мучить себя, потому что в страдании они кричат, чувствуют, что живы, и, главное, могут доставать окружающих своими несчастьями. Это не такая уж малая компенсация. Как бы там ни было, будьте покойны: все обстоит плохо. Давайте мужаться!

Источник:  Дap, который нужно уметь принимать
ИНТЕРВЬЮ НИКОЛАЙ ОРЛОВ
журнал Psychologies, июнь 2011


promo anchiktigra январь 31, 2015 21:43
Buy for 1 000 tokens
ЦИТАТЫ ПРО ПРОЩЕНИЕ Ты прощаешь других не для того, чтобы излечить их. Ты прощаешь других, чтобы излечить себя. Прощение не меняет прошлого, но освобождает будущее. Если вы страдаете от несправедливости нехорошего человека – простите его, а то будет два нехороших человека. …

Для этой записи комментарии отключены.