Бернар Вербер - Третье человечество

Третье человечество / Б.Вербер; М.:РИПОЛ классик, 2013.-592 с.
Мы живем в эру второго человечества.
Одна была до нас.
И после нас будет еще одна.
В Антарктиде палеонтолог Чарльз Уэллс вместе со своей экспедицией обнаруживают на дне подземного озера останки скелетов, принадлежавших людям, чей рост достигал 17 м.
В Париже его сын Дэвид Уэллс представляет свой проект об уменьшении человеческого роста и получает грант в рамках программы «Будущее человеческой эволюции».
Чарльз обнаружил древнее человечество. Дэвид думает о будущем человека. Но оба они еще очень далеки от понимания того, что происходит на самом деле.
И только с помощью Авроры Каммерер, изучающей цивилизацию амазонок, удастся открыть удивительную тайну, поставить потрясающий эксперимент и навсегда изменить судьбу грядущих поколений.
2 года работы.
20 лет спустя после эпопеи «Муравьи».
Новая грандиозная сага, в которой есть и муравьи, и Атлантида, и новые идеи, и новая вселенная.
Новым персонажам требуется много места, и они пока раскрыли далеко не все свои секреты.
Надеюсь, что новый мир и населяющее его новое человечество понравятся вам так же, как они нравятся мне.
Продолжение следует.
Бернар Вербер
ИЗБРАННЫЕ ЦИТАТЫ ИЗ КНИГИ БЕРНАР ВЕРБЕР "ТРЕТЬЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО":
✓
Все находится в процессе нескончаемой эволюции.Но бывает и так, что перемены вдруг происходят быстрее, внезапнее и драматичнее.
Маленький бутон превращается в пышный цветок.
Гусеница избавляется от своей плотной, непроницаемой оболочки и перевоплощается в воздушную, разноцветную бабочку.
Подросток становится взрослым.
Племя, жившее в страхе, эгоизме, насилии и жестокости, обретает черты сознательной, сплоченной цивилизации.
Подобные метаморфозы нередко происходят судорожно, конвульсивно и болезненно.
А по их завершении остаются лишь пустая оболочка, зацепившаяся за ветку дерева, мучительные воспоминания, навеянные пожелтевшими фотографиями, драмы, вошедшие в исторические хроники, руины и музеи — бренные останки старого мира.
Преобразившись, можно взлететь к солнцу, чтобы обсушить новые крылья.
В то же время, по мере того как Эпоха Перемен становится все ближе, появляются силы, стремящиеся помешать ей. Это результат действия тех, кто боится нового и неизвестности, предпочитая застой и даже откат назад. Недооценивать противодействие этих сил нельзя.
Потому что нередко они побеждают. Потому что по сравнению с силами прогресса они прочнее, устойчивее и… могущественнее.
Желание остаться в старом мире приносит покой. Страх двигаться вперед присущ человеку от рождения. Но, отказываясь меняться, организм приходит в упадок, задыхается, лишается способности реализовать свой истинный потенциал.
Когда человеку удается расширить свои горизонты и заглянуть как можно дальше во времени и пространстве, он, что вполне естественно, начинает стремиться к изменениям — как своим собственным, так и к тем, что происходят с окружающими.
(Эдмонд Уэллс, Энциклопедия относительного и абсолютного знания, том VII)
✓
Чтобы выкачивать нефть.
Если бы они только знали, что это моя кровь. И эта черная кровь мне жизненно необходима.
Они воруют ее у меня.
И все ради того, чтобы продолжать суетиться.
Я не знаю ни одного другого вида, который бы так суетился.
Заливая мою черную кровь в баки своих самолетов, кораблей, легковых автомобилей, грузовиков, мотоциклов и газонокосилок, они все быстрее мечутся из стороны в сторону.
Зачем?
Чаще всего, чтобы вернуться обратно, в исходную точку. Эти люди просто одержимы суетой. И ради этого отнимают у меня самое дорогое. Они не понимают, что черная кровь течет во мне отнюдь не случайно.
Она выполняет бесценную функцию.
✓
Чтобы срубить тысячелетнее дерево, было достаточно нескольких минут.Визжали пилы, умирающие деревья отвечали им глухими криками агонии. Проводник убавил громкость магнитолы.
— Сейчас растет спрос на одноразовые палочки для японских ресторанов.
— Эти деревья вырубают, чтобы делать… одноразовые палочки?
— Ну да! С вами, представителями западной цивилизации, всегда так — вы стремитесь потреблять, но откуда что берется, не знаете. Мы, банту, не так лицемерны. Всем известно, что гамбургеры представляют собой умерщвленных коров, наггетсы — цыплят, через которых пропустили электрический разряд, а икра — вытащенные из брюха самки осетра яйца. Что же касается носовых платков и одноразовых палочек — то они когда-то были деревьями.
✓
Она почти прильнула губами к его уху и стала говорить прямо в слуховой канал, чтобы заставить вибрировать барабанную перепонку.— …контакт… да… — пробормотал молодой человек.
— Я не хочу, чтобы вы блуждали неизвестно где во времени и пространстве. Я ваш проводник, я вас не брошу, а вы не должны спать или впадать в неистовство, мы сейчас пересечем барьер сознательного, чтобы прикоснуться к бессознательному. Вы меня понимаете? Отвечайте.
— Да.
— Теперь я обращаюсь к вашей глубинной сущности, которая все знает сейчас и знала всегда. К вашему «вечному я», которое уходит корнями в прошлое, восходит к звездам и берет начало от первородной искры. Его зовут не Давид, у него множество имен и фамилий. И сейчас мы узнаем, как его звали раньше, хорошо?
— Да.
— В таком случае вы перенесетесь сознанием в один из уголков подсознания. Это место можно представить себе как какой-нибудь цвет. Когда я произнесу слово «ноль», вы окажетесь там. 10… 9… 8… вы подходите к коридору…7, 6, 5… вы готовитесь войти… 4, 3, 2, 1… Ноль! Вы там. Видите белый коридор?
Давид нахмурился, затем расслабился:
— Да.
— Видите двери справа и слева?
— Да.
— Подойдите к любой из них. Что там написано?
— Там… там медная табличка с черными буквами.
— Читайте.
— «Сабрина Морено».
— Откройте дверь. Что вы видите?
— Я… я вижу пожилую женщину в больнице. У нее агония. Врач делает ей массаж сердца. Кто это?
— Это вы в прошлой жизни. Быстро закройте дверь. Последние мгновения часто бывают мучительны.
Давиду захотелось остаться и посмотреть, что будет дальше, но голос громче повторил приказ и он закрыл дверь.
— Идите дальше по коридору. Что вы видите?
— Двери… с одной и с другой стороны. С табличками, на которых написаны имена.
— Читайте.
— «Мишель Пелисье».
— Откройте дверь.
Давид повернул ручку и увидел человека в мундире французского солдата времен Первой мировой войны. Прозвучал свисток, все мужчины выскочили из окопа и с криком бросились вперед. Человека, которым когда-то был он, в грудь ударила пуля, остановив в самый разгар этого стремительного порыва. Он схватился за сердце, из которого через ткань хлестала кровь, и упал навзничь.
— Ну что? Что там происходит?
— Я… меня… мне в сердце только что попала пуля… — ответил он.
— Возвращайтесь. Вы уже поняли: эти двери ведут к последним мгновениям жизни тех, чьи имена на них написаны. Открывать их все не нужно. Идите дальше.
Французские имена сменялись английскими, индийскими, китайскими, арабскими, греческими, майя. Затем и вовсе пошли совершенно незнакомые символы.
— Проходите вглубь. Что вы видите?
Лихорадочно ступая, он пошел дальше и оказался в самом конце коридора. Перед ним оставалась одна-единственная, последняя дверь.
— Я стою в тупике.
— За этой дверью находится ваша первая жизнь на Земле, — сообщила Нускс’ия, — она-то нас и интересует, ведь именно эта жизнь создала предпосылки для всех последующих.
✓
Порой ужас обладает способностью пробуждать.
✓
Я напрасно теряю время.
Эти люди не умеют слушать
И даже если слушают, то ничего не слышат.Эти люди не умеют слушать
А если слышат, то ничего не понимают.
Между мною и ими такая широкая пропасть.
✓
Любое действие положительного характера влечет за собой столь же положительную реакцию.✓
И вспомнил услышанную от отца фразу, якобы произнесенную Ганди.Если ты хочешь видеть перемену в будущем — стань этой переменой в настоящем.
Он прикончил ветчину и допил пиво.
Если все окружающее мне не подходит, значит, я где-то ошибся. Иначе быть не может. Следовательно, чтобы все устроить, мне нужно измениться самому. Но что мне в себе поменять? Что мне мешает осуществлять внутренние метаморфозы? Я с самого детства делал то, что мне велели. Я был вежлив, честен, говорил «спасибо» и «пожалуйста», ходил в детский сад, закончил школу и университет, слушался отца, читал книги прадеда, следил за новостями, развивал в себе интересы, путешествовал. Где же была допущена ошибка?
Он подумал о своей жизни атланта и о Нускс’ии, о Сорбонне и Конго.
Какие метаморфозы собственного естества я должен осуществить, чтобы их сила смогла изменить мир?
✓
Мы всегда обвиняем других в своих слабостях.✓
Спокойное одинокое существование подходит мне как нельзя лучше. Совместная жизнь с другим человеком, сексуальность — от этого одни лишь хлопоты. Как говорил один юморист: «Жить с другим человеком означает решать проблемы, которых не было бы, если бы каждый жил по отдельности».✓
Жизненный опыт научил меня никогда никого не судить. Нет ни злых, ни добрых людей, есть только различные точки зрения, которые иногда входят друг с другом в противоречие.✓
Важнее всего - ты, потому что ты живешь здесь и сейчас. Ты оказываешь влияние на реальность, и никто не знает, чем все это закончится. Своими действиями и поступками ты воздействуешь на историю. "Здесь и сейчас" - вот что по-настоящему важно. Мы - не герои написанной книги. Мы сами нашим выбором определяем, какой будет не только следующая, но и последняя глава, которая ждет нас впереди...✓
Определить правильную траекторию будущего можно будет тогда, когда мы поймем заблуждения прошлого.✓
Он хотел ее поцеловать, но девушка отвернулась.— Не ревнуй меня к Инь-Ми-Янь, — прошептал ей Давид. — Это же было восемь тысяч лет назад.
— Да, но ты сказал, что это была не я.
— Мир огромен, и вероятность того, что мы встретимся столько лет спустя, бесконечно мала.
Нускс’ия отступила назад:
— Напротив, она очень высока, ведь в каждой жизни души идут рука об руку.
Она взяла расческу и начала расчесывать волосы.
— Спасибо, — еще раз сказал он.
— За что?
— За все, что я узнал, побывав в прошлой жизни.
— Все сокрыто в глубинах нашего естества. Для нас уже давным-давно нет ничего неведомого. Смысл жизни в том и заключается, чтобы вспомнить, кто мы на самом деле.
— Вспомнить то, что уже известно… какое странное выражение.
— Вспомнить все, что мы уже знаем… и не допускать повторения ошибок. — Он вновь попытался ее поцеловать. — Этим я обязан тебе, Нускс’ия.
— Задача близкого человека именно в том, чтобы быть для другого зеркалом и помочь ему вспомнить, кем он является на самом деле.
✓
Ни один опыт не заканчивается провалом - он может служить примером того, как не надо поступать.
✓
Боль и страх - прекрасные средства воздействия на людей.
✓
РАСТОЧИТЕЛЬНОСТЬ. По данным американского Агентства потребительской информации, 50 % покупаемых продуктов питания оказываются на помойке по истечении срока годности даже не распечатанными. В Европе этот показатель несколько ниже и составляет 30 %, в Индии и Африке — 20 %. Одновременно растет количество и объем упаковочных материалов. Из-за массового сброса мусора в море площадь «шестого континента», дрейфующего между Америкой и Японией и образованного полиэтиленовыми пакетами и другими отходами, стала еще больше. А между Европой и Америкой появился такой же «седьмой континент».✓
Энциклопедия: Как создать ложные воспоминанияНейтральной памяти не бывает. Каждое воспоминание представляет собой личностную интерпретацию того, что кажется нам реальностью. Профессор психологии Элизабет Лофтус из Вашингтонского университета посвятила изучению этого вопроса не один год. Вначале, в 1990-х годах, она провела серию экспериментов над взрослыми. Каждому пациенту она рассказывала о том, как в пятилетием возрасте он потерялся в торговом центре. При этом приводила название супермаркета и сообщала точную дату, утверждая, что получила эти сведения от родителей. Четверть испытуемых начинали утверждать, что прекрасно помнят об этом событии. Половина из них приводила детали, подтверждавшие рассказ, который был чистым вымыслом.
В 2000-х годах профессор Элизабет Лофтус поставила более сложный эксперимент. Она собрала четыре группы испытуемых и предложила им, предварительно посетив Диснейленд, оценить некий документальный фильм.
Первая группа посетила парк развлечений, потом ей показали документальный фильм, в котором не говорилось о каких-либо персонажах.
Второй группе, тоже посетившей Диснейленд, показали документальный фильм, выставив при этом в демонстрационном зале фигуру высотой 1,2 метра, изображающую кролика Банни.
Третьей группе показали фильм, один из персонажей которого упоминал кролика Банни.
Четвертая группа смотрела тот же фильм с упоминанием о кролике Банни, при этом в зрительном зале была установлена фигура этого персонажа.
Когда впоследствии все участники этого эксперимента были опрошены, 40 % из них заявили, что видели кролика Банни во время посещения Диснейленда. Но его, вполне очевидно, там не могло быть в принципе, ведь этот символ принадлежит конкурирующей студии мультипликации, компании «Уорнер Бразерс».
Но самое удивительное в том, что в ходе более подробного опроса половина из этих 40 % заявила, что во время визита в парк развлечений пожимала кролику со знаменитой морковкой лапу и приводила детали касательно точного времени этой встречи… которой в действительности никогда не было.
Дополнение Чарльза Уэллса, «Энциклопедия относительного и абсолютного знания», том VII
✓
«Когда в этом подлунном мире рождается истинный гений, его можно узнать по тому, как против него ополчаются дураки». Это изречение принадлежит Джонатану Свифту.
✓
Мы должны осуществлять не родительские мечты, а наши собственные. ... В каждом из нас есть что-то более глубинное и древнее, чем родительское влияние.
✓
Лично я не видела ни одного человека, который говорил бы правду — все излагают лишь точки зрения, в большей или меньшей степени логичные.
Для этой записи комментарии отключены.