anchiktigra (anchiktigra) wrote,
anchiktigra
anchiktigra

Category:

Как быстро читать и запоминать прочитанное (Роджер Сайп - Развитие мозга)

627420

"Читать" значит просто "смотреть на символы и понимать их". Если вы не понимаете материал, то это не чтение.

Чтобы ускорить процесс чтения, необходимо избавиться от следующих привычек:


1. Отвлечение внимания (блуждание мысли). Хоть раз вы в конце страницы или главы вдруг понимали, что ничего не помните из прочитанного? Причина в том, что вы отвлеклись. Странно: глаза двигались по странице, но мозг был занят... чем? Кто знает! Проблема в том, что понимание прочитанного оказалось нулевым, и вам пришлось читать заново!

Когда при чтении мысли просто блуждают где-то далеко, ничего хорошего нет.

Главное «лекарство» от этой привычки простое: двигайтесь быстрее! Ваш ум отвлекается в основном из-за скуки. Если он способен легко воспринять, скажем, в два раза больше, чем сейчас (а это правда), то он найдет дополнительное применение этим резервам. Мозгу очень понравится, если вы поставите перед ним задачу увеличить скорость, и он будет внимательнее. Это резко повысит понимание материала.

2. Регрессия (возврат). При чтении любых материалов почти все регулярно возвращаются и перечитывают только что изученное. Это можно увидеть, проследив за глазами читающего. Чаще всего мы даже не отдаем себе в этом отчета! Естественно, процесс регрессии сильно замедляет чтение и обычно не нужен..


3. Субвокализация (мысленное проговаривание). Третья привычка, которую лучше скорректировать, называется субвокализацией. Это проговаривание каждого слова в уме. Скорость чтения при этом не превышает скорости устной речи: около 150 слов/мин.

Как устранить эти привычки?

Лучший способ устранить эту привычку (да и все три) — использовать свои глаза и/или руки активнее и более осознанно.

Палец-указка. В этом методе используется правый или левый указательный палец. Не ручка, не костяшки, а палец, который становится указкой. Суть здесь в том, что при чтении вы ведете пальцем вертикально по странице вниз с постоянной скоростью — немного быстрее темпа, в котором способны двигаться ваши глаза. Нужно соблюдать постоянный темп, не останавливаясь и не возвращая палец вверх. Вы можете вести им вниз по левому полю, по правому полю или по центру текста. Не нажимайте слишком сильно; ведите вниз по странице непринужденно и легко. А если вы хотите еще активнее участвовать в чтении, примените метод двойной указки: ведите правым и левым указательными пальцами одновременно вниз по правому и левому полю.


Карточка-разделитель. Вам понадобится картотечная карточка (размер примерно 13×7,5 см) или чистый лист бумаги, сложенный вдвое. Или даже визитка, хотя она маловата. Единственный критерий отбора карточки — чтобы ее легко было держать одной рукой.
Главное — правильно разместить карточку во время чтения. Возьмите ее и положите над строкой, которую читаете. «Да, именно так - над строкой. "Подождите-ка! — воскликнете вы. — Мне же не видно, что я только что прочел!" Вот именно. Этот метод сразу же повышает скорость и внимательность у более чем 90% наших студентов в основном потому, что исключает возможность регрессии, и ваш мозг это понимает. Отрезав себе путь к отступлению, вы даете подсознанию понять: надо быть внимательным, так как есть только один шанс. Так что по мере чтения просто перемещайте карточку по странице вниз в равномерном, постоянном темпе, чтобы ваши глаза продвигались вперед. В идеале карточка не должна останавливаться, и, конечно, ее нельзя передвигать вверх. Испытайте метод на любой странице этой книги 1–2 минуты и посмотрите, понравится ли он вам.

Чтобы подготовиться, задавайте себе три "разумных вопроса", прежде чем приступить к чтению любого материала.
1. Зачем я это читаю?
2. Для чего мне нужна эта информация?
3. Сколько у меня времени?


Для обзорного прочтения главы или статьи попробуйте применить подход из трех шагов:
Шаг 1. Прочтите первый абзац: из него вы узнаете о главной теме или цели материала.
Шаг 2. Прочтите последний абзац: обычно он связывает все части воедино или подводит к следующей части текста.
Шаг 3. Прочитайте одно-два начальных предложения остальных абзацев: в них можно найти основные идеи. Если вы хотите полной уверенности, можете еще прочесть последние предложения абзацев.

КАК ЗАПОМИНАТЬ ПРОЧИТАННОЕ?

Усилитель запоминания № 1 — налаживание процесса чтения
Тренировки глаз для их упорядоченной работы, использование рук, три вопроса и «разумное чтение» настолько улучшают вашу внимательность, что сильно влияют на запоминание. Наладив процесс чтения с помощью этих методов, вы можете повысить
процент сохраненной через три дня информации примерно до 50%. Это впечатляющий показатель.

Усилитель запоминания № 2 — эффективное выделение
Эффективное выделение во время чтения  — еще одна отличная стратегия для улучшения запоминания. Что такое эффективное выделение? Если вы при чтении выделяете целую страницу, это неэффективно. Это неплохо (помогает найти, чему стоит уделить больше времени при втором прочтении), но запоминанию помогает мало. Эффективное выделение выглядит так, как показано в этом абзаце.
Возможно, вы заметите, что
при чтении такого абзаца авторский план, о котором сказано выше, бросается в глаза. Эффективное выделение выборочно, требует осознанного обдумывания и в основном применяется в начале и конце абзаца. Это еще одна стратегия, которая может повысить долю информации, сохранившейся через три дня, примерно до 50%.

Усилитель запоминания № 3 — заметки на полях

Возможно, вы уже пользуетесь таким простым приемом, как заметки на полях: читаете с ручкой и оставляете примечания на полях материала. Это следующий уровень участия: вы должны думать, устанавливать связи, перерабатывать информацию в мозге и действовать руками. Заметки на полях — еще один прием, который может повысить сохранение информации минимум до 50% .

Суперусилитель запоминания — конспект
Если вы хотите суперрезультативного, железобетонного, твердого запоминания, нужен конспект . Следует держать материалы для конспекта рядом с текстом. При чтении делайте краткие перерывы, чтобы перефразировать изученное. Вы воспринимаете материал, перерабатываете его в уме, а затем объясняете на бумаге своими словами. Можно записывать ключевые слова, ассоциации с другими работами, основные пункты в виде списка, целые предложения — все, что вам пригодится. Польза конспекта в том, что вы усваиваете материал с помощью своего ума, глаз, рук и ручки.



Роджер Сайп - Развитие мозга. Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей.

Tags: Роджер Сайп - Развитие мозга, саморазвитие, чтение
Subscribe
promo anchiktigra september 17, 2015 12:46
Buy for 1 000 tokens
У НАС ЗДЕСЬ ОСЕНЬ Причины любить осень. Как справиться с осенней депрессией? Вдохновляющие картинки, фильмы и книги про осень. Осенние рецепты вкусняшек и много всего интересного в нашей подборке: Цитаты и картинки про осень Не любишь осень? Тогда вдохновись нашими цитатами. Они…
Comments for this post were disabled by the author