anchiktigra (anchiktigra) wrote,
anchiktigra
anchiktigra

Categories:

Глава 4. Кризис и основы кризисной интервенции

Находящийся в кризисе человек не видит выхода из сложившейся проблемной ситуации. С одной стороны, это ощущение безысходности влечет за собой тяжелые переживания, с другой — в этот момент человек максимально открыт новому опыту.

• Кризис может являться результатом длительно развивающегося процесса или внезапного действия одного либо нескольких факторов.
• Кризис может возникнуть как в ответ на катастрофу, так и на незначительное событие (по типу «последней капли»),
• Кризис может привести к положительным личностным переменам и явиться важным жизненным опытом.
• Кризис ограничен во времени 2 - 6 неделями.

Три стадии развития кризисного процесса

Данная классификация имеет важное практическое значение. Если человек, находящийся на первой стадии развития кризиса, совсем не обязательно оказывается клиентом психолога-консультанта, поскольку еще есть возможность задействовать внутренние адаптационные механизмы, то, начиная со второй стадии, пробуждается готовность в получении помощи специалиста, а на третьей стадии такая помощь является просто необходимой.

1. Стадия нормальной адаптации. Характеризуется ростом напряжения, стимулирующим привычные способы решения проблем. Вначале, при столкновении с проблемной ситуацией, для того чтобы с ней справиться, человек использует прошлый опыт. На этой стадии:

• используются привычные для человека способы решения проблем и механизмы защиты;
• задействуются знакомые ресурсы;
• сохраняется гибкость в решении проблемы;
• напряжение и релаксация сбалансированы.

Если привычные способы решения проблем не срабатывают, наступает вторая стадия.

2. Стадия мобилизации. Характеризуется дальнейшим ростом напряжения:

• растет ощущение неуверенности и страха;
• еще больше возрастает напряжение;
• происходит мобилизация новых ресурсов, внешних и внутренних источников помощи;
• пробуждается готовность для новых путей преодоления ситуации;
• уменьшается гибкость в подходе к проблеме;
• напряжение преобладает над релаксацией.

На этой стадии человек нуждается в помощи со стороны и открыт ей. Если по тем или иным причинам он/она не может получить помощи, наступает следующая стадия.

3. Критическая стадия. Характеризуется повышением тревоги, чувствами беспомощности и безнадежности, дезорганизацией личности:

• проявляется эмоциональная и интеллектуальная дезорганизация, ощущение хаоса;
• разрушаются привычные механизмы преодоления;
• происходит крах системы поддержки (семья и близкие больше не воспринимаются как источник помощи);
• человек может обращаться к таким способам разреше- ния ситуации, как суицид, убийство и другие противоправные действия.

На этой стадии консультант может помочь человеку обрести контроль над ситуацией, обратиться к своим ресурсам и, если не решить проблему (не все проблемы в принципе решаемы), то все же увидеть возможности выбора.

Кризис может завершиться на любой стадии, если исчезнет опасность или обнаружится решение. На любой из этих стадий может закончиться развитие кризисного процесса.

Особый метод психологической помощи при кризисе, называемый кризисной интервенцией, это работа с интенсивными чувствами и актуальными проблемами. Кризисная интервенция — это:

• работа, направленная на выражение сильных эмоций;
уменьшение смятения благодаря процессу повторения;
• открытие доступа к исследованию острых проблем;
формирование понимания текущих проблем для поддержки клиента;
• создание фундамента для принятия людьми пережитого опыта.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КРИЗИСНОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ

1. Кризисная интервенция центрирована на проблеме, а не на личности.
2. Кризисная интервенция — это не консультирование и не психотерапия, при кризисной интервенции не нужно вскрывать старые раны, потому что у человека нет сил с ними справиться.
3. Кризисная интервенция сосредоточена на актуальной ситуации.
4. Нерешенные «исторические» проблемы вплетены в кризисную ситуацию, эмоциональное топливо прошлого подогревает актуальный конфликт. Иногда клиент осознает это, иногда — нет. Важно идентифицировать эти «исторические» проблемы, обозначить их место в нынешней ситуации, а затем сконцентрироваться на актуальной проблеме.
5. Для эффективной кризисной интервенции важно четко определить проблему.
6. Навыки активного слушания (перефразирование, отражение чувств, прояснение, присоединение чувств к содержанию) позволяют уменьшить хаос и облегчить восстановление контроля.

ТРИ СТАДИИ РАБОТЫ С КРИЗИСОМ

Кризисная интервенция направлена на то, чтобы сделать возможной работу над проблемой, а не обязательно решить ее. Многие проблемы, порождающие и поддерживающие кризис, невозможно решить быстро.

Первая стадия: Сбор информации

1. Помогите клиенту идентифицировать и выразить чувства и связать их с содержанием. Это позволяет снизить эмоциональное напряжение и, кроме того, делает возможным определение кризиса через отдельные события и проблемы. Образно выражаясь, гора, которую клиент тщетно пытался сдвинуть с места, распадается на отдельные куски породы, к которым можно подступиться.

2. Уделите время тому, чтобы максимально полно исследовать проблему вместе с клиентом. Человек, находящийся в кризисном состоянии, жаждет получить немедленное облегчение. У консультанта кризисной службы может возникнуть искушение поскорее перескочить от исследования проблемы к ее решению, чтобы снизить интенсивность переживаний клиента. При таких преждевременных попытках
решения важная информация может быть упущена, и вы рискуете толкнуть клиента на повторение его же собственных ошибок.

3. Идентифицируйте событие, вызвавшее кризис, и постарайтесь отделить «исторические» проблемы от актуальной ситуации.

Вторая стадия: Формулирование и переформулирование проблемы

1. Результатом исследования ситуации может явиться переформулирование проблемы, поскольку:
• формулируя свою проблему, клиент мог не учесть ее важных аспектов. Классическим примером может быть от- рицание алкоголизма. Признание факта зависимости может полностью изменить формулирование семейной проблемы;
• проблема может быть слишком глобальной, и для того, чтобы с ней справиться, ее потребуется разделить на более мелкие;
• формулируя проблему, клиент может смешивать акту- альные и «исторические» проблемы.

2. Проясните, что клиент уже предпринимал для решения проблемы. Повторение неэффективных способов решения может стать частью картины кризиса. Отделив проблему от неэффективных способов ее решения, можно переформулировать проблему и подойти к ней по-новому.

3. Спросите клиента, что помогало ему справляться с проблемой раньше. С вашей помощью клиент может обнаружить, что он владеет многими полезными навыками. Кроме того, это помогает переформулировать проблему — она уже не выглядит совершенно недоступной контролю, клиент понимает, что может с ней справиться хотя бы частично.

4. Что делать, если определение проблемы застопоривается:
• перейти от более обобщенного определения к более конкретному, частному;
• перейти от частного, конкретного определения к более обобщенному;
• проверить, не пропущено ли какое-то действующее лицо при определении проблемы;
• исследовать, нет ли каких-то подспудных, скрытых проблем.

Третья стадия: Альтернативы и решения

1. Откажитесь от попыток решения проблемы. Это часто является ключевым моментом работы, потому что иногда неудачные решения вносят существенный вклад в развитие кризиса. Переключайтесь на работу с проблемой. Такой прием имеет смысл применить в следующих случаях:
• когда клиент пытается контролировать события, которые он в принципе контролировать не может;
• когда решение усугубляет проблему.
2. Откажитесь от цели. Это полезно делать тогда, когда цели, которые ставит перед собой клиент, нереалистичны или недостижимы в данный момент.
3. Выясните, есть ли что-то такое, что мог бы предпринять клиент для улучшения ситуации, если невозможно полностью исправить ее.
4. Спросите, что помогало раньше в аналогичной ситуации.
5. Выявите ложно направленную потребность контроля и переключите внимание клиента на работу с проблемой.
6. Избегайте попадания в ловушку преждевременных решений.

Кризис наносит удар по привычным представлениям человека о себе и об окружающем мире, утрачивается контроль, неопределенными становятся представления о будущем. «Но даже когда невозможность существовать в прежней системе представлений очевидна, человек продолжает цепляться за них. „Хочу, чтобы все было как раньше", „Почему это произошло со мной?" — подобные мысли могут принимать характер навязчивости».

В кризисном состоянии человек настолько захвачен своими переживаниями, что он просто не может говорить и думать ни о чем другом, даже объективно более значимом.

Когда бушует пожар, важно его потушить, а потом уже разбираться в том, бросил ли кто-то непотушенный окурок или сгорела проводка.

ВЫЯВЛЕНИЕ СУИЦИДАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ

Предупреждающие знаки:
• сниженное настроение;
• нарушения сна, режима питания;
• злоупотребление алкоголем, наркотиками;
• саморазрушительное поведение;
• разговоры о смерти, обращение к песням, стихам,
литературным произведениям, в которых говорится о само- убийстве, смерти, жизни после смерти;
• социальное отчуждение;
• снижение внимания к себе (неопрятность, неряшли- вость, прогулы);
• резкое изменение состояния — например, внезапное просветление после периода длительной депрессии;
• резкие изменения в поведении — человек, который был застенчивым и тихим, внезапно становится шумным и экс- травагантным, а тот, кто был общительным и дружелюбным, отстраняется от людей;
• приведение дел в порядок — составление завещания, улаживание всех мелких ссор с друзьями и соседями, раздача долгов, устройство на попечение домашних животных (для под- ростка— раздаривание любимых кассет, книг, безделушек);
• разговор об отсутствии смысла жизни, о собственной ненужности, о безвыходности своей ситуации.

ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ

Прежде всего, дать возможность человеку говорить о своих чувствах, демонстрируя понимание и принятие. Важно определить, какую проблему пытается человек решить с помощью суицида, какую потребность он хочет удовлетворить таким образом — это желание обрести по- кой, избавиться от боли, выразить свою злость, наказать кого-то, заставить прислушаться к себе или попросить о помощи? Консультанту важно «прочитать» это скрытое сообщение. Быть может, есть другой путь получения желаемого.

Вопрос для размышления: В какой помощи нуждается человек, который хочет покончить с собой?


Мастерство психологического консультирования. Под ред. А. А. Бадхена, А. М. Родиной. Конспект книги.
Subscribe

  • added_photos

    added_photos Posted by Аня Скляр on 13 фев 2019, 10:16

  • added_photos

    added_photos Posted by Аня Скляр on 13 фев 2019, 10:14

  • added_photos

    added_photos Posted by Аня Скляр on 13 фев 2019, 10:17

promo anchiktigra december 31, 2015 00:16
Buy for 1 000 tokens
Как создать новогоднее настроение? Читаем все про Новый Год: НОВОГОДНИЕ КНИГИ. ЗИМНИЕ КНИГИ. Рождественские рассказы. Книги про Новый Год и Рождество. Новый год 2021 - как встречать, в чем встречать, что нас ждет? ЛУЧШИЕ НОВОГОДНИЕ ФИЛЬМЫ. НОВОГОДНЕЕ КИНО. ФИЛЬМЫ ПРО…
Comments for this post were disabled by the author