anchiktigra (anchiktigra) wrote,
anchiktigra
anchiktigra

Главы 5-7. Только интересное из глав.

Глава 5
ОСОБЕННОСТИ ТЕЛЕФОННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Воровство детей вызывает у родителей шок. Сразу же возникают сомнения в психической нормальности ребенка или подозрения в патологических криминальных наклонностях. Важно дать им возможность выразить свои чувства, а затем предоставить информацию о том, что воровство может являться симптомом психологического неблагополучия ребенка. Важно понять, какую проблему пытается разрешить ребенок с помощью воровства, и тогда можно будет думать о том, нельзя ли разрешить эту проблему как-то по-другому. А для этого необходимо выяснить очень много разных вещей: когда началось воровство и что в это время происходило в семье, у кого ворует ребенок, что он делает с этими деньгами и т. п.

Консультант: Я услышала, Аня, что сейчас вы не представляете себя вне отношений с этим человеком. А могли бы мы просто пофантазировать, какой могла бы быть Аня без Бориса.
Глава 6
ОБУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

Обучение консультированию — это обучение построению помогающих отношений, и происходит это обучение через отношения.

Есть различные уровни, различные виды знания. Одно знание можно почерпнуть из книг, из лекций, его можно рассказать. Это «знание о», знание-понимание. Оно опирается на факты. Для этого знания очень важным критерием является объективность. Оно описывает мир так, как если бы мир существовал объективно, т. е. вне зависимости от сознания наблюдателя. Другой вид знания можно обрести только через опыт. Дэвид Боом называл этот второй вид знания тацит (от латинского t a c e o — молчание). В отличие от знания-понимания, это молчаливое знание-имение, присвоение. Оно всех называет на «ты» и не запоминает титулов, потому что это слова, а этому знанию нельзя научиться словами. Словами его можно попытаться описать, но постичь через слова невозможно. Его также невозможно приобрести посредством наблюдения. Езда на велосипеде и умение завязывать шнурки — простейшие примеры такого молчаливого знания.

Я вижу тебя, и ты видишь меня. Я воспринимаю тебя, ты воспринимаешь меня. Но никогда-никогда я не смогу увидеть, как ты воспринимаешь меня. Также как ты не можешь „видеть", как я воспринимаю тебя.

Чтобы обрести навыки бытия с другим человеком, нужно освободить себя от схем и предрассудков.

Чтобы быть способным устанавливать связь с переживаниями другого человека, консультант должен уметь устанавливать связь с собственными переживаниями. Поэтому одна из задач консультанта — узнать как можно больше о себе.

Обучение через опыт происходит тогда, когда личность вовлекается в некую деятельность, затем анализирует ее, осмысливает и в результате такого осмысления изменяет оп- ределенным образом свое поведение. Получая новый опыт, человек спрашивает себя: «Что произошло?», «Что на самом деле произошло?», «Что это означает для меня? Что я должен из этого извлечь?», «Как я собираюсь использовать эти знания в будущем?».

Исследования показали, что лучше всего человек обучается через «делание».

• У меня возникло предположение, что клиентка боится взрослеть, — я бы попробовала поисследовать, откуда идет этот страх взрослости.

• Ты говорила, что у нее страх оценки со стороны окружающих. А сама она может поставить себе оценку? Можно, например, попробовать предложить ей оценить свое участие в сессии...

«Сгорание» характеризуется состоянием хронической усталости, эмоционального истощения, опустошенности. Появляются трудности сосредоточения, снижается продуктивность работы. Нарушаются отношения с окружающими — отмечается чрезмерная обидчивость, чувствительность к критике, частые конфликты. Если вовремя не помочь себе, описанные симптомы могут усугубляться и выражаться уже на физическом уровне в форме снижения иммунитета к болезням, повышенного травматизма.

Сгорание может быть описано как сочетание физической и эмоциональной усталости.

СПОСОБЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ

Основные потребности консультанта

Для того чтобы расти, развиваться и сохранять творческую форму, консультанту необходимо иметь возможность:

1.Описать свою работу в условиях конфиденциальности.
2. Получить обратную связь/руководство.
3. Постоянно развивать профессиональные навыки, получать новые знания.
4. «Выпускать пар», если чувствуется злость, усталость от перегрузок, теряется веру в себя.
5. Уважать свои чувства— как позитивные (радость, удовлетворение), так и негативные (подавленность, горечь неудачи).
6. Чувствовать себя оцененным коллегами.

Упражнение

Подумайте:

• Какие из этих потребностей удовлетворены в настоящий период вашей жизни в достаточной мере?

• Какие из этих потребностей удовлетворяются не полностью или не удовлетворяются вообще?

• Что вы могли бы сделать в своей нынешней ситуации, чтобы удовлетворить эти потребности? Постарайтесь быть максимально конкретными в ответе на этот вопрос. Подумайте о том, где вы могли бы удовлетворить эти потребности, кто мог бы вам помочь, кто или что может этому помешать — во внешней ситуации или в себе само. С какими трудностями вы можете встретиться, в чем вы нуждаетесь, чтобы их преодолеть и пр. ?

Если упражнение выполняется в группе, поделитесь своими ответами с партнером, затем в общем кругу.

Подкрепляющие и ограничивающие сообщения

Еще один подход к тому, как консультант может позаботиться о себе, разработан в рамках трансактного анализа. Он основан на осознании и проработке подкрепляющих и ограничивающих сообщений, звучащих в каждом из нас и способствующих нашему личностному и профессиональному росту или тормозящих его.

Примеры ограничивающих сообщений:

• Не чувствуй! Не будь эффективным! Этого недоста-точно!
• Не проявляй инициативу! Не будь слишком любопытным! Не делай ничего!
• Не доверяй своей интуиции! Не живи согласно своим чувствам! Не иди навстречу своим потребностям!
• Не думай! Не злись! Не отделяйся от других! (Иди на компромиссы.)
• Не будь здравомыслящим! Не будь сильным! Не будь прямым! Не люби!
• Не будь тем, что ты есть! (Будь таким, каким другие хотят тебя видеть.)
• Не спорь! Не делай ошибок!

Примеры подкрепляющих сообщений:

• Живи, исследуй мир, питай свои чувства! Это хорошо!
• Ищи свои границы, учись говорить «нет», будь само-стоятельным, отделенным от меня! Это хорошо!
• Это нормально — иметь свой взгляд на мир, быть тем, что ты есть, пробовать свои силы!
• Это нормально — учиться думать по-своему, искать свои собственные моральные принципы и убеждения.

Подкрепление (affirmation) — это ваше собственное позитивное утверждение о самом себе или о какой-то одной стороне вашей личности (о чувствах, уме, душевных качествах). Обычно оно выражается в виде Я-высказывания и в настоящем времени, то есть «Я обладаю..., Я являюсь...» вместо «Я не являюсь..., Я хочу..., Я буду».

Если вы записываете подкрепление, используйте разговорный язык и простые, короткие фразы. Пробуйте различные формы высказывания и повторяйте его столько раз, сколько захотите. Если сможете — скажите свою подкрепляющую фразу вслух, можете даже записать ее на магнитофон и потом послушать.

Подкрепления — это здоровые сообщения, которых вы не слышали или слышали недостаточно в детстве. Более того, часто подкрепляющие утверждения противоположны по своему содержанию внутренним убеждениям, прямым или косвенным сообщениям, которые вы усвоили с детства, например:

Я люблю себя (Я недостоин любви).
Я доверяю миру (Я всегда должен быть настороже).
У меня прекрасный брак (Любой брак — это жалкий компромисс).
Я доверяю своим чувствам во всем, что я делаю или хочу сделать (Чувства только вредят ясности мышления).
Я доверяю себе (Я подозрителен).

Использование подкрепления в процессе обучения и изменений может состоять в том, чтобы сформулировать свою цель в настоящем времени, так, как будто она уже достигнута: Я хочу научиться быть довольным собой — Я могу быть довольным собой.

Упражнение

1. Подумайте о своей проблеме. Постарайтесь определить, какие ограничивающие сообщения создают или поддерживают эту проблему.

2. Какие подкрепляющие сообщения можно было бы им противопоставить.

3. Определите, к какой задаче развития нужно обратиться.

Упражнение

Выполняется в парах (участники А, В)

Подумайте о ситуации в своей жизни, которую вам хотелось бы изменить. В каком подкреплении вы нуждаетесь для того, чтобы осуществить это изменение?

А говорит вслух свое подкрепляющее высказывание В.

В говорит А свое подкрепляющее высказывание.

Упражнение

фото (1)
1. Отметьте точкой на каждой спице колеса то, как вы оцениваете свое состояние в данный момент.
2. Проведите линию, последовательно соединяющую эти точки друг с другом.
3. Сравните контуры «идеального колеса» с той фигурой, которая получилась после соединения точек.
4. Теперь попробуйте оценить для себя:

• Какая сфера жизнедеятельности у вас наиболее благополучна?

• Какая наименее благополучна?

• Рассмотрите получившийся от соединения точек онтур. Похож ли он на круг? Может ли ваше колесо «катиться по жизни»? Какие чувства оно у вас вызывает?

• Что бы вам хотелось изменить?

• Перечислите шаги, которые вам необходимо сделать, чтобы достичь этих изменений.

Глава 7
ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Задачей консультанта в данном случае является помочь клиенту начать говорить о себе, о своих чувствах и переживаниях, видеть и принимать болезненную ситуацию (реальность), исследовать стили и способы взаимодействия клиента с человеком, страдающим зависимостью, и другими людьми и научиться чувствовать личные границы и разделять ответственность.

Созависимость — комплекс специфических личностных особенностей, эмоциональных реакций, поведенческих стереотипов, возникающих в ответ на химическую зависимость близкого человека (приставка «со» — указывает на совместность, сочетанность действий и состояний созависимого и зависимого человека).

Работа консультанта с созависимыми заключается в том, чтобы помочь человеку исследовать себя, научиться заботиться о себе, найти собственные ресурсы для того, чтобы обрести большую уверенность и гармонию в собственной жизни.

Сильная травма обычно сопровождается диссоциацией, исключением какой-то части себя или своего опыта.

Для работы в процессе реабилитации наиболее адекватными нам кажутся встречи с использованием арт-терапевтических методов. Для детей это привычный язык — лепка, рисование, придумывание сказок, превращение в сказочных персонажей. Для подростков — это мир, с помощью которого они могут выразить свои эмоции и обращаться к болезни. Для родителей — возможность обратиться к собственным ресурсам, используя творчество и не уходя в привычный интеллектуальный мир.

Мастерство психологического консультирования. Под ред. А. А. Бадхена, А. М. Родиной. Конспект книги.
Subscribe
promo anchiktigra september 28, 2021 14:36
Buy for 1 000 tokens
Анна Скляр - психолог, психотерапевт. Ph.D., философ, кандидат философских наук. Онлайн-психолог. Онлайн-консультации по всему миру. Автор блога “Счастье есть”. Приглашаю на индивидуальное онлайн-консультирование. Хотите лучше познакомиться с самим собой и улучшить…
Comments for this post were disabled by the author