anchiktigra (anchiktigra) wrote,
anchiktigra
anchiktigra

Categories:

Тайны орденов. Интересная статья о средневековых организациях.

Tayni_Ordenov
Таинственные средневековые монахи, живущие вдали от мира – кто они? Что вдохновляло их? Желание справедливости или жажда власти? Ясно одно – это были люди таких страстей, такой веры и таких заблуждений, что они действительно творили чудеса и не раз поворачивали ход истории.
Screenshot_1
ПЫЛАЮЩИЙ МИСТИЦИЗМ

Орден, породивший множество ересей, но сам признанный правоверным, навсегда изменил отношение верующих к тому, КАК надо верить.

Орден последователей Святого Франциска, через тысячелетие после Христа попытавшийся возродить каноны евангельской жизни. Босые монахи в коричневых рясах проповедовали отказ от мирских богатств ради духовных сокровищ. И, главное, напомнили миру полузабытый завет Спасителя: «Любите друг друга». Сейчас это кажется невероятным, но за первые века своей истории христиане почти забыли об этой стороне учения. Все внимание было нацелено на избежание грехов и на неизбежную кару, если все-таки поддаться соблазну. Франциск Ассизский, «Апостол Любви», как называли его современники и потомки, по-новому открыл для себя и своих учеников Христа и идею служения ему.

Францисканцы, единственные из всей католической церкви, не боялись говорить о священном с юмором (эту традицию они сохранили на века: Франсуа Рабле, автор самого смешного и скандального романа XVII века «Гаргантюа и Пантагрюэль», был францисканцем). И это было настоящим подвигом, если вспомнить, что в XII-XIII веках созывались церковные соборы, чтобы определить – греховен ли смех. Слишком много было тех, кто считал, что только страх может быть адекватной реакцией на божественное. Нужно было обладать незаурядным мужеством, чтобы отстаивать свою позицию перед самыми высокими столпами Церкви, как это делал Франциск, придя на аудиенцию к Папе римскому Иннокентию III после ночевки в хлеву (куда сам папа отправил его, желая посмеяться над любовью странника из Ассизи ко всему живому).

Второй революционной идеей Франциска было объявление всего мира Храмом Божьим. Он считал, что молиться можно не только в церкви, часовней может стать роща и берег озера, луг и гора. И хотя в этом он опирался на слова самого Христа, многим христианам эта идея казалась еретической.

Третье, и самое важное, чему научил людей Франциск – искусству мистической медитации. В то время как повсюду было принято опираться на цитаты из святых отцов, Франциск утверждал: главная цель – приблизиться к Богу, слиться с ним мысленно и чувственно, поскольку Бог непостижим.

Сам Франциск был настолько вдохновлен своей верой, что у него открылся дар исцелять больных и страждущих. В конце жизни, после череды медитаций, у него открылись стигматы – пять ран, как от гвоздей, в тех самых местах, где Иисус был пригвожден к кресту.

Орден мистиков и шутников, как называли францисканцев в Средние века, дал миру многих замечательных людей. Хотя сам Франциск с недоверием относился к «книжной премудрости», не все его последователи отвергали науку. Изобретатель пороха Бартоломей Шварц, естествоиспытатели Роджер Бекон и Вильгельм Оккамский и даже великий Франческо Петрарка тоже принадлежали к ордену. Какими бы разными они не были, в каждом, приглядевшись, можно заметить черты их Великого Учителя.

ПСЫ ГОСПОДНИ

Без сомнений, члены этой организации, существуй другая история Христа, безжалостно оберегали бы ее от верующих.

Францисканцы всегда балансировали на грани ереси. Самым главным чудом их истории было то, что их признала официальная церковь и даже возвела Франциска Ассизского в ранг святого. И все же церковь с опаской следила за нищенствующими братьями; ей требовалось что-то более «серьезное». Через несколько лет после Франциска тот же папа Иннокентий III дает позволение отпрыску знатного испанского рода Доминго Гусману организовать новый нищенствующий орден – проповедников, которых правильнее было бы назвать «фанатиками». Если францисканцы отметали всякий авторитет, то доминиканцы сделали авторитет своим идолом, не различая за ним иногда простых библейских истин.

Слепо преданные вере и истине, как они ее понимали, доминиканцы называли себя сторожевыми псами веры, обыгрывая имя своего основателя (Dominicus созвучно латинскому Domini Canes – «Псы Господа»). Они были беспощадны к любым проявлениям «легкомыслия» и инаковости. Неслучайно из-под белых ряс вышел флорентиец Джироламо Саванарола, гонитель Данте, умевший так гипнотизировать толпу, вызывать в них такой порыв к покаянию, что под воздействием его проповедей жители города – столицы и жемчужины итальянского Возрождения – сжигали уникальные книги и произведения искусства. Когда Церковь постановила покарать французского короля Генриха III, отличавшегося нетрадиционной ориентацией и почти атеистическим отношением к религии, именно доминиканский монах Жак Клеман, переодевшись во время бала в платье Белой Дамы, по Луврским поверьям предвещавшей смерть, заколол «нечестивого» монарха кинжалом.

Самым мрачным сыном ордена стал знаменитый Великий Инквизитор XV века Фома Торквемада. Именно из-за него слово «инквизиция», которое означает всего лишь «допрос с помощью вопросов», приобрело зловещий оттенок.

Тот же фанатизм подвиг доминиканца Джордано Бруно скорее сгореть на костре, чем отказаться от собственных убеждений. Словом, доминиканцы были слишком истовы для Европы. Когда в XVI веке началась Эпоха Великих Географических открытий, доминиканские монахи отправились в Новый Свет, в Азию и Африку – проповедовать Слово Божье. В тех условиях, в которых жили первооткрыватели, только истовая вера помогала им добиваться поставленных целей. Случались во время путешествий «псов Господних» и курьезы. Испанец Бартоломео Лас Касас стал первым защитником прав индейцев в Новом свете и считается первым испанским гуманистом. Правда, его биографы обычно опускают тот факт, что именно Лас Касас предложил вместо индейцев использовать в качестве рабочей силы негров-африканцев (у которых, по его ученому мнению, души не было совершенно точно).

ВОИНЫ ХРИСТОВЫ

Они жили на Востоке и сражались с «язычниками» за распространение христианской веры. Сами того не желая, они взяли от врагов больше, чем дали им…

Католическая церковь всегда экспериментировала с формой. Еще до прихода Франциска и Доминика эта склонность стала причиной появления странных образований – духовно-рыцарских орденов.

Время около 1000 года в Европе было смутным. Ждали конца света; вера в приближающийся апокалипсис была настолько сильна, что в некоторые годы даже не составляли календарей богослужений на год. В таком брожении умов родилась идея искупительного Крестового похода в Святую Землю – отвоевывать Гроб Господень. Всего их было семь или восемь. Но самым блестящим стал Третий Крестовый поход. Его возглавили Ричард Английский Львиное Сердце, Людовик Французский Святой и император Фридрих Барбаросса. Вместе с королями на Ближний Восток отправились многие рыцари. И многие из них остались в Палестине, основав собственные государства. Среди них распространилась идея о совмещении рыцарского достоинства и монашеского образа жизни. Воины-защитники Гроба Господня должны были вести праведный образ жизни, дав три монашеских обета: целомудрия, послушания, бедности.

Первым из таких орденов стало братство святого ИоаннаГоспитальеров (названных так, потому что члены ордена ухаживали за ранеными в боях). Годом позже, в 1192 году, возник Орден Рыцарей Храма – тамплиеров, а еще через некоторое время образовалось новое братство – Немецких рыцарей (больше известное как Тевтонский орден).

О монахах-рыцарях ходили самые разные легенды. Считалось, что все они чернокнижники, что на Востоке они проникли в тайну Каббалы и стали духовными наследниками коптов и халдеев. Было ли здесь завязано колдовство, неизвестно, но духовно-рыцарские ордена очень быстро набирали могущество и богатство, заставляя бояться себя и Папу Римского, и европейских королей.

Первый удар был нанесен по тамплиерам. Французский король Филипп IV обвинил рыцарей-монахов в колдовстве и в 1310 году сжег руководство ордена и большинство рядовых братьев на кострах. Богатства храмовников, захваченные на Востоке и приумноженные в Европе, перешли к французской короне.

Легенда, что часть тамплиеров спаслась и основала новое эзотерическое и могущественное общество, жива до сих пор.

Два других ордена – Госпитальеры и Немецкий – спаслись, бежав из Европы на рубежи христианской цивилизации, где вернулись к «борьбе с неверными». Госпитальеры поселились на Родосе, затем на Мальте, основали собственное государство и контролировали военные и торговые пути Средиземноморья, сражаясь с новым врагом – Османской империей. Постепенно членство в ордене стало отличительным знаком, чем-то вроде масонства. Последним мальтийским Великим Магистром был российский император Павел I.

ЦЕЛЬ И СРЕДСТВА

Их коварство стало нарицательным. Последний великий оплот католической церкви – орден иезуитов.

Прошли столетия. Над Европой шумела Реформация, обвинявшая католическую Церковь в заботе о земном богатстве и славе, невежестве, нежелании просвещать паству. Первый аргумент поддержали многие светские властители, почуяв реальную возможность обогатиться. Но сама Церковь боролась не столько за имущество, сколько за души верующих. Сначала перевес был на стороне протестантов. В отличие от католиков, признававших только непонятную большинству населения латынь, реформаторы вели богослужение на национальных языках, сделав литургию понятной простым верующим. Католики могли противопоставить старое оружие – доминиканцев. Но время требовало чего-то нового. Этим «новым» стало Общество Иисуса – знаменитый орден иезуитов. Его основателем стал мелкий идальго из страны Басков Игнатий Лойола. Подобно другим основателям орденов, до 30 лет он вел светскую жизнь при дворе испанского короля. В 30 лет получил серьезное ранение и преобразился. Лойола стал паломником, учился в лучших университетах Европы, искренне считал себя избранным – «захваченным Христом», как он говорил. В 1534 году он основал общество, целью которого было укрепление католических ценностей. Именно ему приписываются слова «цель оправдывает средства». Чтобы иезуиты могли действовать как можно более эффективно, им позволялось вести светский образ жизни, скрывать свою принадлежность к ордену, лгать, даже отрекаться от католической веры, если это способствовало достижению высшей цели. В ордене царила жесточайшая иерархия – младший был обязан беспрекословно подчиняться старшему, который за это «брал на себя» все грехи подчиненного. Генерал ордена подчинялся непосредственно Папе Римскому и только перед ним нес ответ.

Иезуиты стремились превратить мозг каждого члена ордена в идеальную машину, не знающую сбоев, с помощью написанной основателем ордена книги «Духовные упражнения». Если доминиканец Жак Клеман, как обычный религиозный фанатик, убил французского короля Генриха III, то иезуиты выполняли задачи иного уровня. Например, смогли тайно обратить английского монарха Карла II в католичество и использовать его в своих интересах долгие годы. Изощренность иезуитской логики, доведенное до совершенства умение манипулировать окружающими до сих пор не превзойдены ни одной разведкой мира.



Об этом читай:
Морас Дрюон. «Проклятые Корола»
Умберто Эко. «Имя Розы», «Миятнак Фуко»
Хирмут Бокминн. «Немецкай орден»
Генрах Бёмер. «Иезуаты»


Опубликовано в журнале Магия Cosmo №12,2006


Tags: мистицизм
Subscribe

promo anchiktigra december 31, 2015 00:16
Buy for 1 000 tokens
Как создать новогоднее настроение? Читаем все про Новый Год: НОВОГОДНИЕ КНИГИ. ЗИМНИЕ КНИГИ. Рождественские рассказы. Книги про Новый Год и Рождество. Новый год 2021 - как встречать, в чем встречать, что нас ждет? ЛУЧШИЕ НОВОГОДНИЕ ФИЛЬМЫ. НОВОГОДНЕЕ КИНО. ФИЛЬМЫ ПРО…
Comments for this post were disabled by the author