Аня Скляр

Жауме Кабре - Я исповедуюсь. ЛУЧШИЕ КНИГИ 2015.



«Что же это за ссучья жизнь такая...».

Это книга о том, как мы проживаем жизнь своих родителей, пытаемся исправить их ошибки или выполнить скрытые предназначения. Это крик боли, который живет в душе каждого, у кого не хватает смелости жить собственной жизнью. И когда на исходе своей жизни ты понимаешь, что вот-вот лишишься разума, то хочешь еще раз перемотреть все события своей жизни, какими бы они ни были. Пережить и с горечью осознать, что все могло бы сложится иначе. Ведь, как известно, это самое большое сожаление на склоне лет. Страх быть смелым, страх следовать своим настоящим желаниям. Именно он - причина всех наших бед. Можно прочитать эту книгу, чтобы еще раз убедиться в этом.

Как-то в этом году много книг о войне. Бегбедер, Энтони Дорр... Вот Жауме Кабре не пишет так совсем уж о войне, но события все равно происходят в период Второй Мировой. Жутковато. Книга хорошая, но мне не очень понравилась. Мне было трудно читать резкие переходы сюжетов. Так хорошо для фильма, больше мне кажется.  Однако прежде чем критиковать что-либо, следует задать самому себе вопрос - "А я смог бы такое написать?". Мой ответ - нет, нет, и еще раз нет) Это роман действительно высокого уровня написания.

Аня Скляр :)
Описание

Впервые на русском языке роман выдающегося каталонского писателя Жауме Кабре «Я исповедуюсь». Книга переведена на двенадцать языков, а ее суммарный тираж приближается к полумиллиону экземпляров.

Антикварная лавка отца в Барселоне — настоящая сокровищница, но лишь ценнейшая, волшебно звучащая скрипка VIII века, созданная руками известного мастера Лоренцо Сториони из Кремоны, притягивает внимание юного Адриа. Втайне от отца он подменяет это сокровище своей собственной скрипкой, чтобы показать старинный инструмент другу. Стоило юноше взять в руки запретную скрипку, как в его семье произошло страшное несчастье: убили отца. Адриа чувствует, что он сам виноват в смерти родного человека. Много лет спустя Адриа станет ученым и коллекционером, но загадка происхождения скрипки и тайна убийства будут мучить его с прежней силой. Он и не догадывается, что прошлое музыкального инструмента может раскрыть все секреты семьи: обстоятельства убийства, ненависть и ингриги, любовь и предательство. Тени этих событий тянутся сквозь века и угрожают отобрать у Адриа все, даже любовь его жизни — Сару.

Роман испанца Жауме Кабре вышел на его родине в 2011 году и в том же году был назван одним из крупнейших литературных событий. В 2015-м книга появилась на русском и еще 19 языках мира. Роман повествует о человеке, узнавшем на склоне лет о болезни Альцгеймера, и, пока память не покинула его, он старается записать все свои воспоминания. Широко обсуждаемый шедевр наконец-то вышел за пределы Испании и дошел до нас в достойном переводе. Пару лет назад этот интригующий роман о месте зла в этом мире, загадках, тайнах от лица главного героя Андриа просто взрорвал литературный мир. Пришла и наша очередь.

Цитаты из книги Жауме Кабре - Я исповедуюсь.

«Он понимал, что разрушает магию момента, но ничего не мог поделать. Несколько минут они сидели молча. Она убирала вещи в сумку. И оба мысленно прикидывали: настал момент двигаться дальше или нужно еще остаться в существующих рамках. Наконец Бернат сказал: мне очень жаль, что я предложил тебе только воду.
– Она была превосходна.
Как бы я хотел оказаться с тобой в кровати.
– Хочешь, продолжим завтра?
– Завтра у меня все занято. Послезавтра?
В кровати, и немедленно.
– Очень хорошо. Давай здесь?
– Договорились!
– И обговорим все, что тебе еще нужно для интервью.
– Да, обговорим.
Они замолчали. Он улыбнулся. Она тоже.
– Подожди, я вызову тебе такси.
Они стояли у тонкой черты. У нее в глазах плескалась спокойная ночь. У него – грусть невысказанных секретов. Но, несмотря ни на что, Ксения уехала на проклятом такси, которое вечно все портит. А перед этим быстро поцеловала его в щеку, где-то возле губ. Два долгих года он не улыбался…»

«Сара. Дни, недели, месяцы мы были рядом, и я уважал древнее молчание, которым ты часто укутывалась, как покрывалом. У тебя был печальный, но удивительно ясный взгляд. Чем дальше, тем больше сил для учебы мне придавала мысль, что после занятий я увижу тебя и растворюсь в твоих глазах. Мы всегда встречались на улице: ели хот-доги на площади Сан-Жауме или гуляли по садам Цитадели, наслаждаясь нашим тайным счастьем; но никогда не встречались у тебя или у меня, если только не были уверены, что дома никого нет: наша тайна должна была оставаться тайной для наших семей.»

«– Ты не в себе. Чтó есть истина?
И Иисус вместо ответа промолчал, а Пилат в беспокойстве вышел. Но поскольку я не знаю, чтó есть истина, мне пришлось ответить:
– Я не знаю. Я узнаю́ ее, когда слышу. А в тебе я ее не узнаю. Я узнаю́ ее в музыке и в поэзии. И в прозе. И в живописи. Но встречаю ее лишь изредка.»

«Настоящее искусство рождается из разочарования. Счастье бесплодно.»

«И он сказал книгам: растите и размножайтесь и наполняйте землю.»

«Зачем вам столько книг?
– Чтобы поглощать их.»

«Когда дверь закрылась, я остался в темноте своей души. Я был не в состоянии даже пройтись по городу света, lumière, мне было на все плевать»

«...как привязывает к жизни женщина, которая ждет тебя, и спит с тобой, и согревает тебя, которая всегда рядом и вдыхает в тебя жизнь.»

«Исписанный лист бумаги, штрихи, почерк, чернила – материальные элементы, воплощающие идею духа, которая в конце концов превращается в произведение искусства или в памятник мирового мышления; текст, проникающий в читателя и изменяющий его.»

«Дни тишины и спокойствия: ты рисовала, а я читал или писал. Мы встречались в коридоре, время от времени заглядывали друг к другу, пили на кухне кофе поздним утром, смотрели друг другу в глаза и ничего друг другу не говорили, чтобы не нарушить хрупкое, нежданно возвращенное счастье.»

«Дело в том, что он, как и все смертные, не умеет разглядеть счастья рядом, потому что его глаза ослеплены счастьем недосягаемым.»

«– Стоит прикоснуться к красоте искусства – жизнь меняется. Стоит услышать Монтеверди-хор – жизнь меняется. Стоит увидеть Вермеера вблизи – жизнь меняется. Стоит прочитать Пруста – и ты уже не такой, каким был раньше.»

«– Сила искусства коренится в произведении искусства или, скорее, в том воздействии, которое оно оказывает на человека?»

«Музыка Франца Шуберта переносит меня в прекрасное будущее. Шуберт способен в малом выразить многое. Он обладает неистощимой мелодической силой, исполненной изящества и очарования и в то же время полной энергии и правды. Шуберт – это художественная правда, и мы должны держаться его, чтобы спастись.»

«В искусстве – личное спасение, но в нем не может быть спасения для всего человечества,»

«– Я перечитываю лишь то, что достойно этой чести.
– А что этого достойно? – Бернат вдруг как будто превратился в Адриа.
– Способность заворожить читателя. Заставить восхититься умными мыслями, которые есть в книге, или красотой, которая от нее исходит. При всем том, что перечитывание уже по самой своей природе содержит противоречие.
– Что ты имеешь в виду, Исайя? – спросила тетя Алина.
– Книга, которая недостойна того, чтобы ее перечитали, тем более не заслуживает того, чтобы ее вообще читали. – Он посмотрел на гостей. – Ты спросила, не хотят ли они чаю? – Берлин перевел взгляд на книгу и тут же забыл о своей роли хозяина. Он продолжал: – Но пока мы книгу не прочтем, мы не знаем, достойна ли она быть прочитанной еще раз. Жизнь – вещь суровая.»

«Иногда я думаю о силе искусства и об изучении искусства, и мне становится страшно. Временами я не понимаю, почему человечество так упорно предается мордобою, хотя у него столько других дел.»

«Дожив до своих лет, я начал понимать, что важнее не сами вещи, а те фантазии, которые мы с ними связываем.»

«Все, что у нас есть, нам отпущено свыше.
Элен Сиксу»

«Все дело в глубокой неудовлетворенности человеческой души. Тут его взгляд встретился со взглядом Теклы, и я заметил в его глазах некоторую неуверенность. Вы понимаете, что я имею в виду, тут же добавил Бернат, произведение искусства рождается от неудовлетворенности. На сытый желудок не творят, а спят.»

«– О чем вы с ней говорите?
– Обо всем.
– Вы за два дня ей кучу историй понарассказывали.
– А вам никогда не было жаль, что вы молчали с любимым человеком?»

«Самое худшее – неопределенность. Ужаснее всего не знать, так ли это.»

«Я упорно ищу, где же кроется зло, и знаю, что не внутри одного человека. Может, внутри многих людей? Является ли зло результатом извращенной воли человека? Или нет, и оно исходит от дьявола, который вселяет его в людей, по его мнению подходящих для этого, как считал, мне кажется, бедный Маттиас Альпаэртс с влажными от слез глазами. Зло как раз в том, что дьявола нет. А где же Бог? Грозный Бог Авраама, непостижимый Бог Иисуса, Аллах суровый и любящий… Спросите об этом у жертв извращений. Если бы Бог существовал, Его безразличие к последствиям зла было бы позорным. А что об этом говорят теологи? Как бы поэтично они ни выражались, они все равно не проникают в его суть: зло абсолютное, зло относительное, зло физическое, зло моральное, зло преступления, зло наказания… Боже мой! Это было бы смешно, если бы рука об руку со злом не шло страдание. А природные катаклизмы, которые тоже зло? Или они – зло другого рода? И страдание, которое они порождают, – это страдание тоже другого рода?»

«Хочу сказать тебе, что все мы, со всеми нашими пристрастиями и страстями, в сущности, не более чем ссучья случайность. И что факты, поступки и события путаются между собой, а мы, люди, сталкиваемся друг с другом, находим, теряем или упускаем друг друга тоже по чистой случайности. Случай правит всем, а может быть, ничто не случайно, точнее сказать – все предрешено заранее. Я не знаю, какое утверждение принять, потому что оба справедливы»



Оригинальное название: Jaume Cabre. Jo Confesso.
Автор: Жауме Кабре
Издательство: "Азбука-Аттикус", Иностранка
Серия книг: Большой роман
Язык: Русский
Год издания: 2015
Год первого издания: 2011
Переводчик: Екатерина Гущина, Анна Уржумцева, Марина Абрамова
Количество страниц: 736 стр.
Формат: 60x90/16 (145x215 мм)
Переплет: Твердый
Тираж: 7000
ISBN: 978-5-389-07570-2
Вес: 420 гр.
Литература стран мира: Литература Испании
Литература по периодам: Современная литература


Жауме Кабре - Я исповедуюсь. Отзывы.

@winpoo:

Confiteor. Ну… Вообще-то тайны чужой исповеди редко бывают по-настоящему интересны. Да и зачем их выслушивать? По большей части они нужны самому рассказчику - для покаяния и самооправдания, если он оказался не способен свершить свой собственный высший суд, когда судьба привела его в тупиковое жизненное состояние «mea culpa, mea maxima». Понять, простить, помиловать, дать способ искупить истинную или мнимую вину – вот цель, которая делегируется другому из-за собственной слабости. Тайна исповеди выступает как защитный механизм, как биполярное коммуникативное пространство, в котором обеспечивается иллюзия божественного посредничества и обещается таинственный протекторат Всевышнего. Но здесь в качестве «исповедника» выступает огромная читательская аудитория и, стало быть, мотивация другая. Наверное, автор почти классически стремился воззвать в людях к их нравственности, добру и милосердию. «Ничто на земле не проходит бесследно», тысячами нитей добро и зло связано с людьми и их поступками. И хотя «не всегда мы себя узнаём» в эпизодах этого почти эпического повествования, автор заставляет нас постигать и принимать собственную малость, греховность и невозможность быть до конца познанным даже самим собой. Вписывая героев в разнообразные экзистенциальные контексты – войны, любви, дружбы, корысти, призвания, творчества – он указывает нам на стезю добродетели, которая, хоть и не противостоит злу в прямом смысле слова, но помогает уменьшить его последствия и распространение среди людей. Месть, ненависть, жестокость блёкнут перед милосердием и осознанным прощением. Конечно, эта книга, предполагающая у читателя влечение к самопознанию и самотерзаниям, – весьма на любителя, причем на рефлексирующего любителя, которому почему-то важно оставить на душе собственные стигматы.

Confiteor. О чём это? Об играх судьбы с человеком и борениях человека с судьбой. Об индивидуальных опытах понимания того, как коротка и единична жизнь, как сложно отыскать в ней свой истинный путь. О свободе и силе случая. Об экзистенциальных тупиках, в которые человек загоняется волей обстоятельств или собственным разумом. О попытках вернуть жизнь на «правильные» рельсы, преодолев её изломы. И ты задаёшься вопросом – а можно ли вообще искупить жизнь? Поначалу вообще очень трудно въехать в этот текст и понять, кто есть кто, когда есть когда и что в конце концов явится причиной-следствием того, о чём ты прочитал сотней страниц раньше или прочтёшь спустя ещё сто. На старте даже хочется бросить книгу из-за её переусложнённой формы, произвольно и причудливо смешивающей эпохи, события, возрасты, поступки и – главное! – мысли и чувства героев. Смешение имён, времён, местоимений поистине вавилонское! Только на середине все мастерски перекрученные линии начинают, наконец, сплетаться-связываться, и текст приходит в смысловое движение, медленно вовлекающее в себя читательское сознание. К сожалению, это случится, только если хватит терпения дочитать роман хотя бы до середины. Признаться, мне его еле хватило, но я рада, что не остановилась в начале и что во мне сработало правило Спинозы о любви-нелюбви с первого взгляда: просто взглянуть второй раз. Эта книга, безусловно, требует терпения и второго взгляда, с наскока её не возьмёшь.

Confiteor. На мой взгляд, у автора получился мощный гипертекст, настоящий психологический полигон для озабоченного нравственными поисками читательского ума. Благодаря калейдоскопически искусным переходам сюжеты постепенно словно прорастают сквозь друг друга, пронзая слоистое пространство судеб героев. Не всё, конечно, одинаково интересно, но ведь жить и рассказывать о своей жизни – вообще трудное ремесло. Я, например, с трудом осиливала лагерную линию, хотя она центральная и самая сильная в романе. Меня не так чтобы увлекала история скрипки Сториони, хотя она выписана с большой тщательностью и даже литературной изощрённостью. И любовная линия Адриа и Сары не заставила меня переживать, слишком уж по-старчески сдержанной, когнитивной и моралистически выпрямленной она мне показалась. В ней для меня не было живой жизни, хотя я согласна, что «на склоне наших лет нежней мы любим и суеверней». Но вот история дружбы-соперничества-предательства, история трудных отношений героя с матерью и отцом, история оттачивания ума языками и книгами, история попыток раз за разом разглядеть свою судьбу сквозь «пену дней», история богоискательства и стремления понять природу зла как такового заставляли меня размышлять, откладывая на время книгу в сторону. Может быть, это и было одной из целей автора – заставить читателя с помощью этих сюжетных ходов вглядываться вглубь себя, искать в самом себе прецеденты своих собственных убеждений и ценностей. В конце концов, что-то из жизни персонажей случалось и с нами, хотя и принимало другую форму.

Confiteor. Я верю, что книги, так же, как живопись или музыка, обязательно должны что-то делать с людьми, иначе зачем вообще их читать? «Стоит прикоснуться к красоте искусства – жизнь меняется. Стоит услышать Монтеверди-хор – жизнь меняется. Стоит увидеть Вермеера вблизи – жизнь меняется. Стоит прочитать Пруста – и ты уже не такой, каким был раньше», - пишет Ж.Кабре. Поменялось ли что-то во мне, когда я прочитала его книгу? Да, безусловно. А вот как… пусть останется тайной для какой-нибудь моей исповеди. К самой же книге у меня родилось редкое читательское переживание – благодарность. Думаю, каждый сделает из неё свои выводы, поскольку, выбрав такую книгу, как эта, он уже сформулировал для себя особые и, видимо, значимые для него вопросы. Но, пожалуй, с одним заключением Ж.Кабре я согласна на все сто: «Персонажи, которые пытаются в зрелости осуществить желания юности, идут неверной дорогой. Для тех, кто не узнал или не познал счастья в своё время, потом уже слишком поздно, какие бы усилия они не предпринимали. В любви, возвращенной в зрелые годы, можно найти самое большее с нежностью исполненную копию былых счастливых моментов». Но это уже не Ж.Кабре, это - Гёте.


Фото: @adventures_of_books

@NataliGoncharova:

Чтение этой книги напоминает прогулку по неведомым дорожкам ночью в туман, когда тропинку видно только если направить луч фонаря. И этот луч направляет не автор, а сам читатель пробирается сквозь текст, пытаясь его осилить и понять. Автор же напротив, делает всё возможное, чтобы ещё больше запутать читателя: ведёт повествование то от первого лица, то от третьего; перескакивает через сюжеты, события, столетия и это происходит не в разных главах, а порою в одном предложении; но и это ещё не всё - героев очень много, перечисление их имен книги занимает две с половиной страницы. Представили масштабы?! Это просто вынос мозга... Но уж если проберётесь (я добралась к пониманию ближе к концу) - ждёт вас там чаша, полная знаний, мудрости и опыта по самым разным вопросам.
Сюжет: Адриа Ардевол обладает блестящим умом - профессор, полиглот, скрипач, коллекционер и писатель, но он стареет, заболевает неизлечимой болезнью, чувствует скорую кончину и свою деградацию, успевает написать две рукописи: свои размышления и рассказ о событиях своей жизни и страхах. Это исповедь. Детство, дружба, непонимание родителей, изучение языков, игра на скрипке, юность, единственная любовь, потери, зрелость, коллекционирование старинных вещей и рукописей и всё остальное, что было в его жизни. Главные персонажи книги - скрипка Сториони по имени Виал и пейзаж Ужеля с видом монастыря Сан-Пере дел Бургал. Вплетаются в роман истории об ужасах Великой Отечественной Войне и о монастыре с полотна Ужеля. Роман этот об одиноком человеке, который всю жизнь пытался учиться, чтобы в историях давно минувших дней понять, что есть добро и зло, что есть Бог, и не расставался при этом с единственными друзьями ...- фигурками Вождя и Шерифа из детства. И ещё Адриа очень любил книги - они занимали все стены во всех комнатах его дома. Роман читается сложно. Он объемный и по количеству страниц, и по содержанию. Сложно его рекомендовать, т.к. книга - словно полная чаша, которую сложно испить, не пролив ни капли.

P.s. кто знает, что это за серебристые чешуйницы, что питаются книгами?


Фото: @turnezolle
@ELiashkovich:

"Книга, которую не хочется перечитать, не заслуживает того, чтобы вообще быть прочитанной", - написал Кабре, словно предвосхищая судьбу своего шедевра. "Я исповедуюсь" произвела колоссальное впечатление, изложить которое словами чрезвычайно сложно. Видимо, для этого надо быть мастером слова, подобным Жауме Кабре.

Объяснить, о чем эта книга, почти невозможно. Она фантастически многослойна, необычна и наверняка способна найти отклик у кого угодно. Сюжетные нити переплетаются с невероятной скоростью, один и тот же диалог может рассказывать о событиях, отстоящих во времени на шесть веков, но все это не создает ощущение зауми и усложнения - нет, все понятно, изящно и доступно.

В центре повествования - судьба каталонского эрудита по имени Адриа Ардевол, а также принадлежащей ему скрипки великого мастера Сториони. Скрипке много веков и она принадлежала множеству людей, как правило, принося им несчастья. Кабре и рассказывает нам о приключениях этой скрипки в веках, задаваясь вопросами о природе зла, возможности искупления, смысле жизни. Ответы, как и подобает серьезной литературе, весьма нелицеприятны, из-за чего по окончании романа нападает страшная грусть, тоска и ощущение безысходности.
Но это пройдет, а бесценные мысли останутся. В этом и есть ценность этого блестящего романа.


Фото: @_prosto_sova_

@ideadi:

На данный момент абсолютно безусловно «Я исповедуюсь» входит в тройку лучших книг этого года. Вместе с ней на пьедестале почета «Стоунер» Джона Уильямса и «Щегол» Донны Тартт. Эти книги невозможно сравнивать между собой, они разные, они удивительные и очень сильные.

«Я исповедуюсь» - шедевр нелинейной прозы. А эти плавно-резкие переходы от одной истории к другой для меня стали литературной воронкой, мощно затягивающей в глубину книги. В центре этой пучины - первая скрипка маэстро Сториони. Но скрипка- всего лишь инструмент, с помощью которого автор пытается показать истоки человеческого зла.


Фото: @simplify_me
@lenka_po

Восторг!


Фото: @azbooka_inostranka

















promo anchiktigra january 8, 11:04
Buy for 1 000 tokens
Продам салон красоты в Центре Днепра. Цена 59000 у.е. Звоните! Выгодная инвестиция, готовый бизнес. Детали по телефону: 067 5654274 Продам стильный салон красоты "Ля Руж" в Нагорном районе (угол Гончара - Шевченко). Площадь 84 кв.м., 4 зала, дизайнерский качественный ремонт, свежее…

Для этой записи комментарии отключены.