anchiktigra (anchiktigra) wrote,
anchiktigra
anchiktigra

Categories:

Стефан Цвейг - Зигмунд Фрейд (1926).



Предлагаем вашему вниманию работу Стефана Цвейга, посвященную жизни и деятельности известного австрийского ученого, отца психоанализа Зигмунда Фрейда.

Из биографической трилогии "Врачевание и психика". Здесь простым и доступным языком описываются основные идеи Фрейда. Очень легко и интересно читается. Это даже не биография, а больше краткое содержание учения.

Цитаты из книги  Стефан Цвейг - Зигмунд Фрейд.

СОСТОЯНИЕ НА ГРАНИ СТОЛЕТИЙ

Какой объём правды способен вынести дух, на какую долю истины он осмеливается? Для меня этот критерий всё чаще становился главным в определении ценности. Заблуждение или святая вера во что-либо не слепота, это - боязливость. Любой шаг на пути к истине, любой результат в постижении закономерности произрастают из мужества, из беспощадности и высокой нравственной требовательности к самому себе. Ницше

Любая общность людей, которых связывают гражданские либо религиозные узы, в целях самоутверждения старается оградить себя от сексуальных, анархических или агрессивных порывов отдельных личностей, перекрыть им путь с помощью плотины из нравственных и моральных устоев.

Почти все неврозы происходят из подавленных сексуальных влечений.

РИСУНОК С НАТУРЫ

Откровенность - источник всяческой гениальности. Бернс.

ИСТОК

Бройер заметил, что девушка испытывала облегчение, когда ей удавалось рассказать что-либо о себе. ... Всякий раз когда она изливает свою фантазию ему, наступает временное улучшение. Однако каким-то чутьем он угадывал, что среди всех этих отрывочных, лишенных внутренней связи признаний больная умело замалчивает самое главное, то, что явилось причиной ее болезни. Пациентка знала о себе что-то такое, чего вовсем не хотела знать.

"Психическая энергия допускает перераспределение", "подсознательное" подвержено некоей динамике, которая преобразует подавленные и не нашедшие естественного выхода чувства (мы теперь их называем неотреагированными) и претворяет их в иные физические или душевные переживания.

Истерия возникает не как органическое заболевание (так предполагалось до сих пор), а в результате внутреннего расстройства, неосознанного конфликта, гнетущее воздействие которого и вызывает болезненные изменения, или "симптомы". Душевные болезни порождаются скоплением чувств, как лихорадка возникает вследствие внутреннего воспаления. Так же, как жар спадает благодаря выходу гноя, симптомы истерии исчезают, когда высвобождаются подавленные и оттесненные чувства, если удается "отвести энергию симптомообразующего аффекта, пошедшего по ложному пути и там защемленного, в нужном направлении для того, чтобы он нашел себе выход".

МИР БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО

Наша бессознательная воля принимает участие во всех наших решениях. ... Ошибается тот, кто считает, что только ясные нам порывы нашей энергии могут определить чувства и поступки. Наша жизнь развивается во всей своей полноте, испытывая постоянное давление со стороны бессознательного, а не только по велению разума; в настоящую нашу жизнь каждый миг вторгается из бездны давно забытого новая волна.

Бессознательное не безмолвно. Оно может рассказать все, но для познания его необходимо знание иного языка и иных жестов, нежели в случае с сознательным.

ТОЛКОВАНИЕ СНОВ


Под ошибочными действиями (заметьте, насколько точно Фрейд умеет подбирать термины для обозначения совершенно новых, открытых им понятий) он разумеет целый комплекс явлений, которым язык, старейший и величайший участник векового психологического опыта, придал общие черты, объединив в единую компанию их определения, начинающиеся неизменно с буквы "о": ослышаться, оговориться, оступиться, описаться, обознаться. Казалось бы мелочь: десять раз за день каждый из нас может вымолвить одно слово вместо другого, написать что-то невпопад, принять кого-то за другого. Но в книге жизни эти опечатки происходят вряд ли случайно. Нашей воле что-то противостоит.

У каждого душевного порыва есть определенное значение, у каждого поступка - своя пружина.

В ошибочных действиях Фрейд видит не бездействие мысли сознательной, а активную работу некой тайной мысли.

Каждое ошибочное действие, каждое случайное недоразумение выражает на самом деле некое скрытое намерение. Воля, сознание пытатся противиться любому проявлению бессознательного.

Говорят то, что хотели бы сказать. Теряют то, что хотели бы потерять.

Сновидение рассматривается как посредник между нашими скрытыми чувствами и побуждениями, и теми, которые контролируются сознанием. Благодаря сновидению, с его помощью, мы можем познать нечто, что в состоянии бодрствования узнать не только не пытаемся, но и не хотим.

Любому сну присущ некий смысл.

Жизнь имеет две стороны. В бессознательном, в глубине психики, мы представляем из себя совокупность прошлого и сегодняшнего, первобытных порывов и чувств культурного человека, вместившего, однако, и нечто от древнего, еще с природой связанного существа. В резком свете бодрствующего сознания мы другие, мы те, кем быть диктует наша воля, мы ненастоящие, незакрепленные. Комплексная, полная сущность наша, пусть и тайная, и смутная, соединяется с нашим сиюминутным существованием именно с помощью фантастического посредника - сновидения; и самое главное, что мы можем узнать о себе, мы узнаем с его помощью. Выслушать этого посланника, понять его и означает возможность самоосознания, понимания своей реальной сущности. Лишь тот, кто разумеет свою волю не только в пределах сознательной жизни, но и в глубине собственных сновидений, может постичь итог прожитой жизни и стремления настоящей, то есть то явление, которое называется личностью человека.

За символикой, за смутными образами сна прячутся, по большому счету, наши неисполнившиеся, нереализованные желания и намерения. Днем им исполниться не удалось, и тогда ночью они берут реванш, устремляясь по тропинкам сна к жизни. Во сне поток устремлений и желаний наконец-то избавляется от контроля сто стороны нашего сознательного "я" и начинает бурлить со всей своей непосредственностью и открытостью.

Сон - это область, свободная от всякого контроля, и душа может здесь избавиться от оков и проявить себя во всех своих агрессивных или сексуальных намерениях; во сне возможно все.

Всякое сновидение можно рассматривать как ежедневно подавляемое и скрываемое даже от самого себя намерение и мечтание.

Из глубин бессознательного сновидение не пересылает информацию напрямую вверх, а доставляет ее тайными тропами, контрабандными путями, тщательно маскируя.

Бессознательное, конечно, пытается высказаться, но из страха перед цензурой делает это чрезвычайно тонко и намеренно запутанно, а на первый план, как правило, выталкивает бессмыслицу.

Фрейд стал первым, кто сказал, что сновидения нам просто необходимы для установления баланса в душе. Сновидения - клапан, сквозь который могут прорваться истинные чувства.

Сновидение есть суррогат, подмена реальности; собственно, оно позволяет нам избежать какого-то действия.

Китайская поговорка гласит: "Что скопилось на сердце, расчихалось во сне".

Твочество есть избавление мятущейся души от мучительных внутренних переживаний, напряжений; это перенос силы желаний и страстей в другую, более безопасную для души область.

Человек освобождается от гнетущих его желаний во сне, а целые народы избавляются от терзающих их страхов и страстей под воздействием мифотворчества и религии.

ТЕХНИКА ПСИХОАНАЛИЗА

Психоанализ считает, что человек исцелится тогда, когда вернется к самому себе, когда познает свой внутренний мир, свою личность.

То, что представляет из себя больной истерией или неврозами, и то, в чем он сразу признается врачу, - это лишь симптомы заболевания. В области же психики симптомы никогда ясно не указывают на болезнь, скорее, наоборот, тщательно ее масируют.

У невротика есть заболевание, но тот или не знает, чем оно вызвано, или не желает этого знать, или не может постичь самостоятельно причину его возникновения. Свой внутренний конфликт он на протяжении многих лет выплескивает в столь многообразных симптоматических действиях, что в результате сам запутывается и не понимает, что с ним происходит.

В жизни каждого невротика есть момент, когда он испытал покушение на целостность своей личности, и первым делом психоаналитик должен ознакомиться со всеми подробностями этого происшествия.

Пациент ложится на кушетку так, чтобы не видеть сидящего позади него врача (тем самым ставиться преграда проявления стыдливости или вмешательству сознания), а сам рассказывает.

Смысл анализа состоит в том, чтобы пациент прямо, без искажений и корректировок, высказывал то, что придет ему в голову.

Пациент не должен отбирать информацию.

Психоаналитики оставляют вне внимания продуманные, заранее подгоовленные сообщения пациента и не интересуются сведениями, записанными на бумаге: им важно, чтобы пациент в свободной форме, от души, излагал как можно больше собственных переживаний. По мнению психоаналитиков, больной должен наговориться всласть, излить себя, рассказывать все на свете длинными монологами, пусть путанными и нелогичными - все, что придет ему в голову, пусть даже самое мелкое и незначительное, потому что для врача наиболее важными оказываются именно эти нечаянные, спонтанные, не связанные друг с другом высказывания. К сути дела врач приближается как раз с помощью таких вот подробностей, которые, на первый взгляд, к делу не имеют ни малейшего отношения. Поэтому у пациента есть только одна обязанность, но непременная, - рассказывать побольше.

Когда чувства пациента концентрируюся особым образом, - Фрейд называет этот процесс "перенесением". Ведь прежде чем прийти к врачу, больной долго пестует в себе остатки непережитых чувств, не в силах избавиться от них. Используя десятки симптомов, он пытается проигрывать эти чувства и так и этак, свой внутренний конфликт пытается проиграть с самим собой; обнаружив, что перед ним не просто врач, а внимательный и чуткий слушатель, невротик воспринимает его как соучастника игры и с радостью бросает мяч психоаналитику; не поддающиеся воплощению аффекты обрушиваются на лечащего врача. Это может быть чувство любви или ненависти - главное, что больной вступает в некие "отношения" со своим врачом, пытается всеми силами наладить с ним взаимодействие чувств.

Если же больной на "перенесение" не способен, его надо признать не поддающимся психоаналитической работе.

С одной стороны, невротик идет к доктору, чтобы избавиться от своей болезни, хотя о ней он ничего не знает, кроме симптомов; с другой - автоматически он не желает расставаться со своей болезнью, ведь она для него не есть нечто постороннее, это его творение, деятельная часть его собственного "я". Бессознательно он цепко держится за свою болезнь и с гораздо большей легкостью готов согласиться на то, чтобы оставить ее тяжелые симптомы, чем на то, чтобы врач объяснил ему истинный смысл его внутреннего конфликта. Пациент и чувствует, и мыслит сразу с двух позиций: с одной стороны, проявляется его сознательное, с другой - бессознательное, поэтому он одновременно и охотник, и дичь, по следу которой идет охотник; только одна половина его пытается помочь врачу, другая - яростно сопротивляется; одной рукой пациент подписывает добровольные признания, другой - запутывает все дело и всячески пытается скрыть истину. Итак, даже глубоко осознавший свою болезнь невротик помочь врачу не в состоянии; он не может выложить "правду", ведь из состояния равновесия его вывело и подтолкнуло к созданию болезни как раз незнание или нежелание знать эту самую "правду".

За каждой правдой прячется другая, еще более сокровенная, и даже если пациент в чем-то признается, то только с целью маскировки этой более глубокой, более сокровенной правды.

Если больной начинает вдруг говорить слишком тихо или слишком громко, если он вдруг замедляет речь или резко ее ускоряет, это значит, что само бессознательное пытается пробиться и высказаться его устами. Малейшие попытки противодействия - колебания голоса, паузы, которые наступают всякий раз при приближении критического места, - прямо указывают на фактор сопротивления.

Психоаналитик в своей работе преследует неизменно одну цель - создание целостного образа личности пациента во всей ее многогранности.

Данные, полученные в ходе каждого нового сеанса, должны сопоставляться с данными предыдущих бесед, ибо необходимо четко улавливать, какие эпизоды пациент повторяет подозрительно часто из-за внутреннего сопротивления, в какие моенты больной противоречит себе, и при этом врач ни в коем случае не должен внешне проявить свое любопытство.

Излечение наступает тогда, когда пациент разочаровывается в симптомах, а энергию чувств и желаний направит не на ложные образы, а в реальную жизнь.

Искусство выспрашивать и выслушивать требует высочайшей тонкости слуха, выдающейся наблюдательности, глубочайшей интуиции.

Врач-психоаналитик должен быть и прирожденным, и искушенным знатоком душ человеческих, чтобы с потрясающим тактом и ангельским терпением продумывать и пропускать через себя чужую жизнь; но и этого недостаточно: он должен быть одарен еще и некой магической силой, излучать поток доброжелательности и уверенности, чтобы чужая душа доверчиво потянулась к нему.

Именно в том, что столь одаренные люди встречаются крайне редко, я и вижу причину ограниченности возможностей психоанализа. Он будет со временем призванием единиц, но вовсе не рядовой профессией, как это сплошь и рядом случается сейчас.

ПОЛОВАЯ СФЕРА

Неврозы и большая часть иных расстройств психики возникают в результате того, что некие внутренние влечения человека встречают преграды на пути своего осуществления и тогда, не получив разрешения, загоняются вглубь, в сферу подсознательного.

Возникновение неврозов вызывается влечениями сексуального характера. Не имея возможности реализоваться, эти влечения уходят вглубь и постояно давят на психику.

Однажды Хробак (врач-гинеколог, который по словам Фрейда, являлся "может быть, самым выдающимся из наших венских врачей"), передавая ему для лечения некую истеричку, по секрету сообщил Фрейду, что эта женщина, несмотря на восемнадцать лет пребывания в браке, до сих пор остается девственницей, так как муж ее - полный импотент. При этом учитель Фрейда довольно грубо пошутил, что лучше всего ее могло бы излечить угодное Богу самое непосредственное физиологическое вмешательство.

Неврозы возникают тогда, когда по причине внутренних или внешних препятствий эротические потребности не получают реального удовлетворения.

Инстинкты полового влечения все еще властны над каждым человеком в отдельности и все еще являются главным побудителем творчества, создания высших культурных ценностей.

Именно в человеческих инстинктах Фрейд видел самый глубокий слой нашего внутреннего мира. Не о вечности мечтает человек, и не одухотворенной жизни во имя высшего блага жажадет его душа - она живет слепыми инстинктами. Безграничное вожделение - это и есть основа основ любой психической жизни. Тело человека стремится к пище, а душа - к наслаждению; его подгоняет либидо - неутолимый голод души, вечный зов к сладострастным утехам.

Либидо поначалу не имеет конкретного содержания, смысл его заключается лишь в слепом вожделении. Энергия душевных порывов всегда подразумевает перенесение, а это значит, что либидо может запросто направляться то на один объект, то на другой.

Либидо изначально желает любого удовлетворения, оно как напряженная тетива, которая не задумывается о том, куда направится стрела, оно как сила стремительного горного потока, которому все равно, куда вольется вода, которую он несет. Либидо толкает человека к удовлетворению, и ему безразлично, в каких формах это произойдет. Возможно, выход обнаружиться в самом обыкновенном, совершенно тривиальном половом акте. А с другой стороны, выход может найтись в сублимации, и тогда мир станет свидетелем произведения художественного или религиозного творчества.

Означает либидо лишь одно - неукротимую страсть, непобедимую волю человека к сладострастию.

Ницше писал: "Степень и характер сексуальности человека отражается во всем его существе, вплоть до вершин его духа".

Сексуальные переживания невротика, изменившие его душевную жизнь, лежат где-то далеко в прошлом, в детстве, как раз в тех годах, когда формируется наш душевный склад.

В детстве, в периоде, предшествующем созреванию, половой инстинкт уже проявляется.

Фрейд вдруг обнаруживает, что интересующая его первичная форма вожделения существует в наиболее ярко выраженном виде в самую бессознательную пору ребенка - в грудном возрасте. В этот период человеческой жизни понятия моральности еще не существует и в области инстинктов не имеется никаких преград, а поэтому младенец является ярчайшим выразителем либидо: он всасывает в себя наслаждения и отталкивает то, что ему не нравится.

Первоначальное вселенское вожделение забывается и переходит в скрытое состояние. ... У кого-то он оборачивается тенденцией к нарциссизму, то есть к эгоцентризму, сосредоточению на себе самом без всяких связей с окружающим внешним миром.

У сотен миллионов людей половое влечение подчиняется указанной схеме: вожделение и самовожделение в грудном возрасте, стремление к зачатию, к противоположному полу - в период созревания. Каждый нормальный человек является исполнителем замысла природы, которая заставляет его стремиться к продолжению рода. Но в некоторых случаях происходит отклонение от этого пути. Какая-то часть людей не решается реализовать свое влечение в естественных, нормальных формах.

У невротиков, утративших верное направление, это происходит по каким-то ложным указаниям в период сильнейших психических переживаний, и тогда их половое влечение сбивается на ложный путь.

Учение Фрейда утверждает, что каждое расстройство психики определяется личными переживаниями, чаще всего эротического характера.

Переживания становятся для метода психоанализа определяющими, и понять человека психоаналитик пытается, осознав его переживания.

Фрейд считает, что первое эротическое переживание ребенка всегда обращено на мать, а первое агрессивное - на отца. В психике каждого ребенка мы можем обнаружить этот паралеллограмм сил, слагающийся из любви к матери и ненависти к отцу.

В нашем подсознании есть сила, влекущая нас назад, в первобытность, не знавшую ни оседлости, ни нравственности. Пытаясь оградиться от наплыва инстинктов, в лучшем случае мы можем лишь направить их на создание духовных и моральных ценностей, но полностью освободиться от них не в наших силах.

ГОРИЗОНТ, ОКРАШЕННЫЙ ЗАКАТОМ

В современности видит явные признаки душевного расстройства. В нашей культуре он видит лишь темное, а потому приступает к изучению невроза эпохи. Он задает себе вопрос: почему так неуютно в нашей цивилизации - цивилизации, какой не знали предыдущие поколения и которая вознесла человечество на высочайшие вершины? Разве не преодолели тысячекратно мы в себе ветхого Адама и не приблизились к богоподобию? Разве не научились мы общаться с помощью телефона с далекими материками, всматриваться через телескоп в звезды и с помощью микроскопа видеть в капле целый мир? Разве голос наш не побеждает пространство за секунды и не издевается над временем, когда звучит с пластинки граммофона? Разве аэропланы не несут нас в недоступной для тысяч прежних поколений стихии? Почему же, при всем богоподобии, в душе у человека нет ощущения победы, зато есть гнетущее осознание того, что все это благополучие непрочно, что мы "боги на протезах" (потрясающая формулировка!) и ни одно из технических достижений не приносит счастья нашему глубочайшему "Я"?

Почему, несмотря на триумф цивилизации, наше внутреннее "я" не чувствует себя свободнее? Потому что это изобилие культуры далось нам не даром, но оплачено неимоверным ограничением свободы в сфере инстинктов.

Для счастья человечество нуждается в доказательствах, которые позволили бы ему укрепиться в уверенности, что существование его не лишено смысла.

РОЛЬ ВРЕМЕНИ

В последнем десятилетии XIX века произошли два открытия, которые весьма символически совпали по времени: малоизвестный физик Вильгельм Рентген в Вюрцбурге доказал опытным путем возможность просвечивания тела человека, хотя ранее оно считалось непроницаемым для нашего глаза. В Вене такой же малоизвестный врач Зигмунд Фрейд открыл те же возможности в отношении человеческой души.



Subscribe

  • added_photos

    added_photos Posted by Аня Скляр on 13 фев 2019, 10:16

  • added_photos

    added_photos Posted by Аня Скляр on 13 фев 2019, 10:14

  • added_photos

    added_photos Posted by Аня Скляр on 13 фев 2019, 10:17

promo anchiktigra декабрь 31, 2015 00:16
Buy for 1 000 tokens
Как создать новогоднее настроение? Читаем все про Новый Год: НОВОГОДНИЕ КНИГИ. ЗИМНИЕ КНИГИ. Рождественские рассказы. Книги про Новый Год и Рождество. Новый год 2021 - как встречать, в чем встречать, что нас ждет? ЛУЧШИЕ НОВОГОДНИЕ ФИЛЬМЫ. НОВОГОДНЕЕ КИНО. ФИЛЬМЫ ПРО…
Comments for this post were disabled by the author