?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

К сожалению, зачастую приходится убеждаться, что фильмы достигают только чисто развлекательного уровня. И никогда нельзя позволять себе идти на поводу потребительского вкуса публики. Большинство современных фильмов ставит себе целью — разъяснять зрителям обстоятельства, происходящие вокруг действия. А на мой взгляд, в фильме ничего не надо объяснять. Вместо этого надо, чтобы чувства, испытанные зрителем, вызывали его размышления. Почти невозможно снять такой фильм, который мог бы быть понят всеми, кто его смотрит. Или он не являлся бы художественным произведением. А настоящее художественное произведение никогда не принимается без протеста. Такой режиссер, как Спилберг, всегда привлекает огромную публику, его фильмы приносят ему баснословные деньги, но он не художник, и его фильмы не искусство. Андрей Тарковский

🎬 Туринская лошадь (A torinói ló, 2011). Режиссер Бела Тарр, Агнеш Храницки. В 1889 году на улице итальянского города Турина случилось странное происшествие. Кучер хлестал кнутом свою старую лошадь, которая отказывалась тронуться с места. Неожиданно к повозке подбежал хорошо одетый господин с пышными усами и обнял животное за шею, при этом горько зарыдав. Это был не кто иной, как всемирно известный философ Фридрих Ницше. Его с трудом увели от лошади, а когда привели домой, выяснилось, что он не в себе. Ницше поместили в лечебницу для душевнобольных, где он провел остаток жизни… Но что же случилось с лошадью и ее хозяином? Об этом и расскажет фильм.
🎬 Иваново детство (1962). Режиссер Андрей Тарковский. Это первый полнометражный фильм режиссёра, который принёс ему всемирную известность и завоевал высокие награды. Действие происходит во время Великой Отечественной войны. На глазах 12-летнего Ивана фашисты расстреляли его маму и сестричку, его отец погиб на фронте. В 12 лет Иван становится разведчиком. Он переполнен ненавистью к врагу и желанием ему мстить. Режиссер показал губительное воздействие войны на детскую несформированную психику. Все то, что было свойственно возрасту Ивана, безвозвратно ушло из его жизни в прошлое.
🎬 Андрей Рублев (1966). Режиссер Андрей Тарковский. Людям просто напоминать надо почаще, что люди они. Русь начала XV века. Страну раздирают княжеские междоусобицы. Набеги татар, голод и мор преследуют народ… В эту трагическую эпоху появляется на Руси великий живописец, жизни и творчеству которого посвящен фильм. Сведения о нем скудны и отрывочны. Лишь немногие творения гениального мастера дошли до нас. Авторы фильма стремились воссоздать духовный мир Андрея Рублева. «Люди уверовали в свою силу, в свое окончательное освобождение. Вот эту веру, это предчувствие перемен выразил в своём творчестве Рублев. Он прозрел утро в самый тёмный час ночи. На мой взгляд, в этом и заключается высшее предназначение художника».
🎬 Солярис (1972). Режиссер Андрей Тарковский. На космическую станцию, сотрудники которой давно и тщетно пытаются сладить с загадкой планеты Солярис, покрытой Океаном, прибывает новый обитатель, психолог Крис Кельвин, чтобы разобраться в странных сообщениях, поступающих со станции, и «закрыть» ее вместе со всей бесплодной «соляристикой». Поначалу ему кажется, что немногие уцелевшие на станции ученые сошли с ума. Потом он и сам становится жертвой жуткого наваждения: ему является его бывшая возлюбленная Хари, некогда на земле покончившая с собой.
🎬 Зеркало (1974). Режиссер Андрей Тарковский. „Зеркало“ непонятно массе, привыкшей к киношке и не умеющей читать книг, слушать музыку, глядеть живопись… Никаким массам искусства и не надо, а нужно совсем другое — развлечение, отдыхательное зрелище, на фоне нравоучительного „сюжета“. Классика мирового кинематографа, фильм-воспоминание, фильм-размышление, фильм-загадка, потрясающий зрителя до глубины души. Этот фильм о поиске, детских впечатлениях, внезапно врывающихся в жизнь взрослого человека, мистике повседневности и попытках вспомнить самое главное, потерявшееся за каждодневными заботами и обыденностью.
🎬 Сталкер (1979). Режиссер Андрей Тарковский. А потом, откуда мне знать, как назвать то… чего я хочу? И откуда мне знать, что на самом-то деле я не хочу того, чего я хочу? Или, скажем, что я действительно не хочу того, чего я не хочу? В этой ленте, снятой по мотивам повести братьев Стругацких «Пикник на обочине», действие происходит в некой запретной Зоне, где, по слухам, существует комната, где исполняются самые заветные желания. К этой комнате отправляются модный Писатель и авторитетный Профессор — каждый по своим причинам, о которых предпочитают не говорить. А ведет их туда Сталкер — проводник по Зоне — то ли юродивый, то ли апостол новой веры…
🎬 Ностальгия (Nostalghia) (1983). Режиссер Андрей Тарковский. Ностальгия Тарковского, прежде всего, это ностальгия по утраченной целостности человечества, по идеалу совместного согласия. Это глубокое страдание от духовной и нравственной болезни, поразившей человечество. Название фильма «Ностальгия» означает тоску по тому, что так далеко от нас, по тем мирам, которые нельзя объединить, но это также и тоска по нашему родному дому, по нашей духовной принадлежности... Мне хотелось показать, как трудно быть вместе, когда так мало знаешь о другом...  Легко завязать знакомство, труднее познать друг друга.
🎬 Жертвоприношение (Offret) (1986). Режиссер Андрей Тарковский. Философская драма, снятая Андреем Тарковским в 1986 году в Швеции и ставшая последним фильмом режиссёра. Картина завоевала Гран-при Каннского кинофестиваля (1986), приз ФИПРЕССИ (1986), приз Британской киноакадемии (1988) и другие награды. Журналист Александр живет вместе с женой и детьми в загородном доме, в тихой шведской местности. Вскоре приходит новость о начале атомной войны. Александр начинает молиться Господу Богу и просит его остановить этот ужас. Он готов принести в жертву все что угодно, лишь бы этот кошмар прекратился. Вот только чем можно пожертвовать, чтобы спасти мир от катастрофы?..
🎬 Левиафан (2014). Режиссер Андрей Звягинцев. Автослесарь Николай Сергеев живет со своей второй женой Лилией и сыном от первого брака в маленьком северном городке на берегу моря. Нечистый на руку мэр города Шевелят пытается изъять его дом и землю для собственных нужд. После двух проигранных судов Николай обращается за помощью к своему старому другу Дмитрию, успешному столичному адвокату. Но приезд московского гостя лишь усложняет и без того непростую жизнь Николая. «Левиафан» Андрея Звягинцева - лауреат Канна и номинант на «Оскар». Левиафаном в Ветхом Завете называют мифологическое морское чудовище. В фильме этот библейский образ используется как метафора государственной власти.
🎬 Телец (2000). Режиссер Александр Сокуров. «Телец» – абсолютный шедевр, лучший фильм Александра Сокурова. Это второй фильм о закате власти из задуманной режиссёром тетралогии («Молох» — «Телец» — «Солнце» — «Фауст»). «Сам! Сам!» – кричит Больной, он же Ленин, отбиваясь от попыток окружающих помочь – помочь подняться, сесть в машину, спуститься по ступеням, надеть штаны. А что «сам», что «сам»-то, половина тела парализована... Действие картины происходят на протяжении одного дня 1923 года. Смертельно больной Ленин проводит последние дни своей жизни в окружении прислуги и охраны.
🎬 Русский ковчег (2002). Режиссер Александр Сокуров. Весь фильм снят одним единственным непрерывным дублем. Без остановки камеры. Человек — наш современник, неожиданно оказывается в Эрмитаже начала 1700 годов, не имея ни малейшего представления о том, как он туда попал. Осматривая залы, он встречает иностранца, в котором угадывает черты известного французского дипломата и путешественника XIX века. Эти двое путешествуют по времени сквозь 300 лет российской истории, произведения искусства и памятники культуры возвращают их во времена Российской империи.
🎬 Листопад (1966). Режиссер Отар Иоселиани. После окончания института Нико приходит работать на винодельческий завод. Он не хочет мириться с нарушениями, постоянно происходящими там с ведома начальства. На первый план выходит становление личности главного героя, формирование характера, преодоление им препятствий.

🎬 Жил певчий дрозд (1970). Режиссер Отар Иоселиани. Как услышать музыку и ритм предназначения своей души в суматохе будней встреч и хлопот? Музыкант, играющий на литаврах в оркестре оперного театра, может стать композитором, оставить след в истории и в душах людей. Мелодия уже звучит в его голове, сопровождает его повсюду. Осталось только добраться до дома, до листа нотной бумаги — и записать ее. Но назначено столько встреч, дано столько обещаний, нужно успеть в столько разных мест, стольким людям помочь, со столькими поздороваться и попрощаться... А секунды бегут и бегут. И каждая из них может стать последней.
🎬 Жизнь как чудо (Život je čudo, 2004). Режиссер Эмир Кустурица. Главный герой — Лука — немножко сумасшедший железнодорожник, который строит тоннель между Балканами и остальным миром. Жена Луки — Ядранка — певица, сбегает с венгерским музыкантом. Их сын Милош мечтает стать футболистом, однако таланта к игре у него не слишком много. Странная семейка постепенно распадается: жена сбегает, сына забирают в армию, отец всё дальше углубляется в связующий разные культуры тоннель… Победит ли любовь, или бессильно голодное сердце, алчущее любви, против барьеров, установленных обществом?
🎬 С широко закрытыми глазами (Eyes Wide Shut, 1999). Режиссер Стэнли Кубрик. Фильм-сон, фильм-фантазия, фильм-загадка. Фильм о том, как часто фантазмы заменяют реальные отношения, превращая их в суррогат. Фильм о психологической импотенции, когда любовь заменяется привычкой и напоминает опорожненный сосуд. Фильм представляет собой карту мужской души, на которой обозначены страх, желание, вездесущий секс, одержимость смертью, связь между смертью и Эросом, а также тревога, порождаемая в мужчинах женской сексуальностью.

🎬 Жара. Документальный фильм Александра Архангельского. (2011). Режиссер Елена Ласкари. Документальный фильм Александра Архангельского «Жара» повествует о людях 1960-1980-х, мучительно искавших интеллектуальный выход из неразрешимых противоречий. Это рассказ о тайной жизни Русской Православной церкви того времени, её священниках-подвижниках и мирянах, подспудно творивших работу духа; о людях, для которых вера была не абстрактной идеей, а настоящей силой, способной изменить жизнь, и единственной формой сопротивления режиму.
🎬 Страсти по Андрею. О Боге, о вере и искусстве. 14 цитат Андрея Тарковского о вере и искусстве «Страсти по Андрею» — изначально планировавшееся название фильма «Андрей Рублёв». Вся книга составлена из различных записей выступлений и лекций знаменитого кинорёжиссёра, его воспоминаний и дневников. Кстати, дневники Тарковского совсем недавно были выкуплены Россией на аукционе и после этого появились в открытом доступе. В рассуждениях автор очень откровенен, иногда даже категоричен. Создаётся ощущение, что Андрей Тарковский ясно понимал свою цель, но, стремясь реализовать свой уникальный дар, не претендовал на место пророка, учителя народов. Вот некоторые цитаты из его записей.

Гоголь заметил, что главным героем его произведений является смех; главный герой фильмов Тарковского – совесть.

Безусловно, искусство Тарковского не для всех. Оно завораживает только тех людей, у кого есть то, чем завораживаться. Наталья Бондарчук

Николай Болдырев «Жертвоприношение Андрея Тарковского»
Евлампиев И.И. Художественная философия Андрея Тарковского
Тарковский «Запечатлённое время», «Мартиролог»