anchiktigra (anchiktigra) wrote,
anchiktigra
anchiktigra

Categories:

Этот смутный объект желания (Cet obscur objet du désir, 1977). Режиссер Луис Бунюэль.



Фильм «Этот смутный объект желания» испанского режиссера Луиса Бунюэля, экранизация романа «Женщина и марионетка» Пьера Луи. Это совместная работа Франции и Испании. Мировая премьера комедийной мелодрамы состоялась в августе 1977 года. Фильм номинирован на премию «Оскар» как лучший иностранный фильм. Сюжет фильма повествует нам о том, как пожилой мужчина влюбляется в молоденькую девушку. Та, в свою очередь, осознает свою власть над ним, дразнит и мучает его, соблазняя и убегая в последний момент. Роль искусительницы исполняют две актрисы, которые воплощают две разные стороны одной личности….

Фильм снят по мотивам романа Пьера Луиса «Женщина и паяц» (La femme et le pantin, 1898).







Экзистенциальная иронически-мелодраматическая комедия

Последний фильм великого испанца Луиса Бунюэля блистательно доказывает, что он был молод, неистощим на выдумку, задирист, язвителен и бунтарски настроен даже в свои семьдесят семь лет. Режиссёр давно мечтал экранизировать роман «Женщина и паяц» Пьера Луиса, несмотря на то, что он уже трижды был использован в кино: близко к тексту, как в одноимённой ленте 1959 года, поставленной Жюльеном Дювивье, или же вольно, по мотивам — в американской картине «Дьявол — это женщина» (1935) Джозефа фон Штернберга с неподражаемой Марлен Дитрих в главной роли.
Пожилой граф Матьё влюбляется в свою молодую служанку Кончиту, которая одновременно привлекает его к себе и ускользает, каждый раз оставляя в дураках, а вернувшись, всегда находит объяснение внезапному бегству и вновь очаровывает столь жаждущего обманываться мужчину. Но сохраняя костяк этого сюжета, Луис Бунюэль вместе с Жан-Клодом Карьером, своим постоянным сценаристом в 60—70-е годы, иронически отстраняет и «остраняет» действие, представляя его во флэшбэках как рассказ самого Матьё соседям по купе поезда. Граф, сам не осознавая, что он — лишь жалкий паяц, послушная марионетка в руках своевольной и капризной «роковой женщины», исповедуется и попросту плачется в жилетку шутовски выглядящему, но хранящему серьёзность и достоинство карлику, который, кажется, является профессором по психоанализу.
Абсурдность и глубинный сюрреализм самой жизни, помимо типичных для этого постановщика метких деталей странного свойства и загадочно-забавных ситуаций, выражены Бунюэлем также и в несколько парадоксальном решении поручить роль Кончиты двум актрисам разной национальности (а озвучивает её вообще третья!). Его мгновенная догадка в довольно сложном положении, когда пришлось прекратить съёмки из-за не справлявшейся с поставленной задачей Марией Шнайдер («Последнее танго в Париже», «Профессия: репортёр»), оказалась художническим прозрением, которое определило успех фильма. Ведь двойственная натура женщины (ангел-дьявол в одном лице) постоянно волновала и притягивала Луиса Бунюэля, поскольку в этом лучше всего отражалась амбивалентность, присущая самой реальности — то ли яви, то ли сна.
Например, Катрин Денёв в лентах «Дневная красавица» и «Тристана» точно почувствовала и передала бунюэлевское восхищение изменчивой и неуловимой природой женского естества, противоборством в нём плотского и духовного, материального и идеального, прозы жизни и поэзии мечты. Разделив же личность героини на две половинки, вроде бы наделив одну из данных ипостасей кротостью и покорностью, так влекущей к себе, а другую — буйным нравом, одержимостью и неповиновением, автор картины «Этот смутный объект желания» затем сам опровергает предположение, что каждая из них по отдельности воплощает ангела и дьявола, только лишь выделенных для убедительности из цельной натуры женщины. Потому что «скромный ангел» немало мучает Матьё, прибегая к извечным хитростям и уловкам холодной и равнодушной «роковой красавицы» (француженка Кароль Буке идеально подошла на эту роль). А вот «неистовый дьявол» в исполнении испанки Анхелы Молины обнаруживает в какие-то мгновения сострадание и даже привязанность к несчастному графу, который запутался в своих страстях и уже не знает, какую из этих двух женщин он любит и вожделеет.
Метафора «смутный объект желания» — не только неясная, неразгадываемая, непредсказуемая женская сущность, к которой мужчина испытывает непреодолимое, находящееся за пределами разума, всепоглощающее влечение. Сообщения о действиях террористов из «группы революционной армии младенца Иисуса» (в этом определении — весь Бунюэль!) мелькают по ходу повествования и могут показаться вроде бы случайным фоном действия, однако не у этого мастера кино, всегда внимательного к любой мелочи. Ещё в фильме «Скромное обаяние буржуазии» ультра-революционеры представляли неминуемую угрозу смерти для наслаждающихся жизнью, едой и адюльтером буржуа и аристократов. А в последней работе режиссёра мотив Рока становится более настойчивым и грозным. Дело вовсе не в «роковой женщине», погубившей «жалкого паяца». Для этого «гедониста со стажем», который подрастерял своё «скромное обаяние», уже сама действительность превратилась в «смутный объект желания», нерасшифровываемый и вообще непознаваемый.
Смерть маячит на каждом повороте, подстерегает в любом закоулке, являясь, возможно, слишком жестоким возмездием, но так или иначе неотвратимым и закономерным. Яростный ниспровергатель мнимого «золотого века» буржуазии достойно завершил собственное творчество, влепив под занавес звучную и вызывающую смех хлёсткую пощечину, взорвав, наконец, ту мину замедленного действия, которая давно уже была заложена под «святая святых» в жизни каждого уважающего себя буржуа — его личную потребность в постоянном удовольствии. Так что весьма знаменательно, что на исходе пути, долгих странствий вдали от родины, испанец Луис Бунюэль получил специальную премию жюри на кинофестивале в Сан-Себастьяне в 1977 году, уже после смерти Франко и падения диктатуры.
Сергей Кудрявцев, ...из книги «3500 кинорецензий»





Отталкиваясь от выражения Пьера Луиса «бледный объект желания», режиссер назвал фильм «Этот смутный объект желания». «Последняя сцена — где рука женщины в кровавых кружевах старательно чинит дыру на пальто (это был последний снятый мною план) — волнует меня, неизвестно почему, ибо сохраняет таинственный смысл до финального взрыва» — рассказывает Бунюэль в своих остроумных мемуарах. Раскрывая, много позднее «Золотого века», историю невозможности обладания женским телом, Луис Бунюэль стремился на протяжении всего фильма создать атмосферу покушений и отсутствия безопасности, которая мучит нас всех, где бы мы ни жили. А 16 октября 1977 года в кинотеатре «Ридж тиэтер» Лос Анджелеса, где демонстрировался фильм, взорвалась бомба. Четыре бобины фильма были украдены, а на стенах обнаружены оскорбительные надписи в духе «На сей раз ты зашел слишком далеко». Одна из них была подписана «Микки Mayс». Кое что позволяло думать, что это нападение было совершено группой организованных гомосексуалистов. Гомосексуалистам фильм крайне не понравился. Я лично не пойму почему. А Бунюэль по-моему, даже и не пытался разобраться, ведь он знал, что снял отличную комедию.

Jonny_D



Сюрреализм Бунюэля именно в этой картине довольно доступен простому обывателю.
По сути, всё предельно ясно: небедный пожилой «мужчина» испытывает невероятную страсть к привлекательной юной особе со звучным именем Кончита и даже, как честный человек, желает взять её в жены. Но не тут-то было: дамочка вроде бы и испытывает некие чувства к стареющему ловеласу, а именно: страстно заглядывает ему в глаза, ведёт лестные речи, откровенничает по поводу своей жизни, допускает малоёмкие прикосновения, форсит перед ним в очаровательных кружевных трусах… И при всём при этом не оставляет ему никакого шанса на близость. Все его отчаянные попытки возобладать горячо любимой барышней терпят фиаско. Причем, она заявляет, что если она «даст ему то, что он хочет-то, он её разлюбит», потом, потупив глазки, сообщает, что она «Мочито»(возможно, неверное написание)- то бишь, девственница, в общем очень профессионально пудрит мозги несчастному господину Матье.
Всю эту душещипательную историю Матье рассказывает своим соседям (среди которых интеллигентный мсье, карлик, добропорядочная женщина и её малолетняя дочь) по купе, которые выказали явное любопытство, после того, как он вылил ведро воды на симпатичную девушку, стоящую на перроне.
Примечательный факт, что Кончиту играют две актрисы. Естественно, эта удачная находка показывает нам «две стороны одной медали»: Кароль Буке воплощает саму невинность (чего стоят одни «панталоны верности» со множеством шнурков и завязок!), а Анхела Молина — символ кокетства, обольщения и разврата. Недаром именно она показана в образе страстной танцовщицы, а Буке всего лишь трудится то прислугой, то гардеробщицей. И это-одна и та же девушка, смутный объект желания и страсти пожилого богача.
Стареющий Матье (Матэо — так неспроста на испанский манер называет его Кончита в исполнении Молины), судя по всему, испытывает гамму чувств: от любви, невероятного обожания и нежности до пренебрежения и ненависти. Но, по сути, это ничего не меняет. Эти странные отношения существуют вопреки здравому смыслу (а нужен ли он здесь?) и продолжат своё существование.
В фильме масса забавных эпизодов и символов, которые нет смысла описывать-пусть зритель сам прочувствует и отыщет эти моменты.

Nathalie Ko



Этот смутный субъект желающий

Правда жизни в одном фильме. Чем больше мы желаем, тем больше желаем ЖЕЛАТЬ. И только вечный поиск удовлетворения нас заставляет жить, ведь если желание удовлетворить, то что искать?
Фильм соотностится с теориями психоанализа Жака Лакана: субъект является жаждущим (желающим) субъектом. Желание, эта центральная в любом человеческом опыте функция, НЕ есть желание чего-либо именуемого. И в то же время именно это желание лежит у истоков всего, что делает существо одушевленным.
И правда, если мы чего-то хотим, значит у нас «этого» нехватает. Как главный герой фильма, в силу самой нехватки, он оказывается существующим так долго и так бодро.
Кто знает, осталась бы вожделенная таковой, в случае их совместного слияния? Смысл в неполучении, в ускользании…
Сюрреалисты очень хорошо понимали из чего структурируется реальность, поэтому и рассказывали свои истории из угла НАДреального обзора.

Stromaero





















Subscribe

promo anchiktigra december 31, 2015 00:16
Buy for 1 000 tokens
Как создать новогоднее настроение? Читаем все про Новый Год: НОВОГОДНИЕ КНИГИ. ЗИМНИЕ КНИГИ. Рождественские рассказы. Книги про Новый Год и Рождество. Новый год 2021 - как встречать, в чем встречать, что нас ждет? ЛУЧШИЕ НОВОГОДНИЕ ФИЛЬМЫ. НОВОГОДНЕЕ КИНО. ФИЛЬМЫ ПРО…
Comments for this post were disabled by the author