Аня Скляр

Иваново детство (1962). Режиссер Андрей Тарковский.



«Иваново детство» — фильм Андрея Тарковского по мотивам повести Владимира Богомолова «Иван». Премьера состоялась 9 мая 1962 года. Это первый полнометражный фильм режиссёра, который принёс ему всемирную известность и завоевал высокие награды на международных кинофестивалях, в том числе «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля. Главные роли исполнили Николай Бурляев, Валентин Зубков и Евгений Жариков.

В фильме режиссер показал губительное воздействие войны на детскую несформированную психику. Все то, что было свойственно возрасту Ивана, безвозвратно ушло из его жизни в прошлое. А все приобретенное – злой дар войны, «сконцентрировалось в нем и напряглось».

Действие фильма происходит во время Великой Отечественной войны. На глазах 12-летнего подростка Ивана фашисты расстреляли его маму и сестричку. А отец погиб на фронте. В 12 лет Иван становится разведчиком. Он переполнен ненавистью к врагу и желанием ему мстить.


























Награды фильма

- Приз Золотой лев Св.Марка (совместно с фильмом «Семейная хроника» Валерио Дзурлини, Италия) на XXIII МКФ в Венеции (Италия) (1962);
- Премия «Золотые ворота» за лучшую режиссуру, диплом почетного участия на VI МКФ в Сан-Франциско (США) (1962);
- Приз «Золотая голова Паленке», диплом «за поэтическую режиссуру, осуждающую войну» на V смотре фестивальных фильмов в Акапулько (Мексика) (1963);
- Международный технический приз I степени за высокое качество фотографии, освещения, звуковых эффектов и диплом участия на III Международном техническом конкурсе фильмов V конгресса УНИАТЕК в Москве (1962);
- Диплом участия и номинация на «Оскар» Американской академией киноискусств в Лос-Анжелесе (США) в категория «Лучший фильм на иностранном языке» (1963);
- Диплом участия в ретроспективе антифашистских кинопроизведений на XVII МКФ в Карловых Варах (Чехословакия) (1970);
- Диплом участия на VII МКФ в Дели (Индия) (1981)



«Фильм режиссера А.А. Тарковского «Иваново детство» поставлен по рассказу В. Богомолова «Иван». Рассказ написан от лица молодого лейтенанта-героя... и содержит несколько случайных встреч с Иваном — двенадцатилетним разведчиком, все близкие которого погибли. Рассказ написан по отношению к герою «извне»...Фильм Тарковского по отношению к рассказу снят с обратной точки: не Иван на войне увиден глазами лейтенанта, а лейтенант и война — все увидено как бы глазами Ивана»...«Война лишила мальчика матери, он одержим ненавистью к врагу и желанием мстить. Только сны возвращают Ивану отобранное у него «нормальное» детство.»



Восприятие

Об «Ивановом детстве» очень высоко отзывались такие знаменитые кинорежиссёры, как Ингмар Бергман и Кшиштоф Кеслёвский.

Жан-Поль Сартр присутствовал на премьере «Иванова детства» во время своего визита в Москву. Он встречался с Тарковским и Кончаловским, а затем дал высокую оценку фильму в зарубежной прессе: в газете «Унита» 9 сентября 1963 года и в газете «Леттр Франсез».

12-кратный номинант на премию «Оскар», британский оператор Роджер Дикинс считает операторскую работу Вадима Юсова в фильме величайшей в истории.



Знаете ли вы, что...

Производственный период: 15 июня 1961 — 18 января 1962.

По признанию Тарковского, сделанному в книге «Запечатленное время», он не считал книгу Владимира Богомолова особо удачной, однако был уверен, что форму рассказа легче адаптировать для фильма.

Тарковский пробовался в свой фильм на роль одного из солдат.

В широкий советский прокат фильм вышел с задержкой в четыре года.

Французского философа Жан-Поля Сартра фильм вдохновил на написание эссе.

Сны, использованные в «Ивановом детстве» — реальные сны Тарковского.

Изначально фильм-экранизацию ставил другой режиссёр, играли в нём другие актёры и съёмочная бригада тоже была иной. Однако на каком-то промежуточном худсовете, после просмотра снятых материалов пришли к выводу, что фильм беспомощный, слабый и ненужный. Тут откуда-то всплыл Тарковский с предложением на оставшиеся деньги в оставшиеся сроки снять совершенно новую картину при условии полного отказа от старой концепции, актёров и т. д. В итоге прежними остались лишь авторы сценария — Богомолов и Папава, хотя и их сценарий был переработан Тарковским и Антоном Кончаловским.

Прямая аллюзия на «Иваново детство» есть в фильме Джармуша «Мертвец»: эпизод, когда Никто и Уильям Блейк заходят в березовый лес, аналогичен эпизоду с капитаном Холиным и Машей.

Тарковский попросил Владимира Высоцкого попробоваться на роль капитана Холина, но худсовет, просмотрев пробы Высоцкого, решил, что они неудачны. В итоге роль Холина сыграл Валентин Зубков.



Тарковский о фильме

«В „Ивановом детстве“ я пытался анализировать… состояние человека, на которого воздействует война. Если человек разрушается, то происходит нарушение логического развития, особенно когда касается психики ребёнка… Он (герой фильма) сразу представился мне как характер разрушенный, сдвинутый войной со своей нормальной оси. Бесконечно много, более того — всё, что свойственно возрасту Ивана, безвозвратно ушло из его жизни. А за счёт всего потерянного — приобретённое, как злой дар войны, сконцентрировалось в нём и напряглось.»


Для этой записи комментарии отключены.