Истина, как живая сила, овладевающая внутренним существом человека и действительно выводящая его из ложного самоутверждения, называется любовью. Любовь, как действительное упразднение эгоизма, есть действительное оправдание и спасение индивидуальности. Смысл человеческой любви вообще есть оправдание и спасение индивидуальности чрез жертву эгоизма. Смысл и достоинство любви как чувства состоит в том, что она заставляет нас действительно всем нашим существом признать за другим то безусловное центральное значение, которое, в силу эгоизма, мы ощущаем только в самих себе. Любовь важна не как одно из наших чувств, а как перенесение всего нашего жизненного интереса из себя в другое, как перестановка самого центра нашей личной жизни. Истинное назначение любви состоит не в простом испытывании этого чувства, а в том, что посредством него совершается. Человек кроме своей животной материальной природы имеет еще идеальную, связывающую его с абсолютной истиной или Богом. Каждый человек заключает в себе образ Божий. Этот образ Божий в любви познается конкретно и жизненно. Должны мы признать за любовью видимое восстановление образа Божия в материальном мире, начало воплощения истинной идеальной человечности. Прежде физиологического соединения должно быть соединение в Боге. В области половой любви противоестественно для человека не только всякое беспорядочное, лишенное высшего, духовного освящения удовлетворение чувственных потребностей наподобие животных, но так же недостойны человека и противоестественны и те союзы между лицами разного пола, которые заключаются и поддерживаются только на основании гражданского закона, исключительно для целей морально-общественных, с устранением или при бездействии собственно духовного, мистического начала в человеке. Как Бог относится к своему творению, как Христос относится к своей Церкви, так муж должен относиться к жене. Отношение же между мужем и женой есть отношение двух различно действующих, но одинаково несовершенных потенций, достигающих совершенства только процессом взаимодействия. Дело истинной любви прежде всего основывается на вере. Коренной смысл любви состоит в признании за другим существом безусловного значения. Мы должны под верою в предмет нашей любви разуметь утверждение этого предмета как существующего в Боге и в этом смысле обладающего бесконечным значением. Это трансцендентное отношение к своему другому, это мысленное перенесение его в сферу Божества предполагает такое же отношение к самому себе, такое же перенесение и утверждение себя в абсолютной сфере. Признавать безусловное значение за данным лицом или верить в него (без чего невозможна истинная любовь) я могу, только утверждая его в Боге, следовательно, веря в самого Бога и в себя как имеющего в Боге средоточие и корень своего бытия. Когда мы воображаем идеальную форму любимого предмета, то под этою формой нам сообщается сама всеединая сущность. Невольное и непосредственное чувство открывает нам смысл любви как высшего проявления индивидуальной жизни, находящей в соединении с другим существом свою собственную бесконечность. Истинная жизнь есть то, чтобы жить в другом, как в себе, или находить в другом положительное и безусловное восполнение своего существа. Основанием и типом этой истинной жизни остается и всегда останется любовь половая, или супружеская.
(Владимир Соловьев, подборка цитат)
Цитаты из книги Владимир Соловьев - Смысл любви. Конспект:
Основное содержание и выдержки
Основное содержание и выдержки
Источник:
Соловьев В. С. Смысл любви: Избранные произведения. М.: Современник, 1991. - 525 с. С.125-182.
ISBN 5-270-01370-3
Смысл любви — цикл из пяти статей Владимира Соловьева, опубликованный в журналах 1892—1893 годах. Н. А. Бердяев считал, что «"Смысл любви" Вл. Соловьева - самое замечательное, что было написано о любви». [Бердяев Н. А. "Философия свободного духа" — М.:Республика, 1994. — 480 с.].
Как пишет А. Ф. Лосев в своей монографии о философе, «здесь Вл. Соловьев в виде единственного пути спасения для человечества проповедует половую любовь, которую он, правда, чрезвычайно одухотворяет, так что под сомнением остается даже вся ее физиология, как об этом можно судить в примечаниях (VII, 22). По Соловьеву, эта любовь не имеет никакого отношения к деторождению, она есть преодоление эгоизма, слияние любящего и любимого в одно нераздельное целое; она есть, правда, слабое воспроизведение отношений Христа и церкви; она есть образ вечного всеединства» [Лосев А. Ф. «Владимир Соловьёв и его время». Серия «Жизнь замечательных людей». — М.: Молодая гвардия, 2009. — 617 с.].
Согласно А. Ф. Лосеву, «самое главное - это правильно понимать, что имеет в виду Вл. Соловьев в данном трактате под термином “половая любовь”. Дело в том, что “половой” звучит по-русски слишком натуралистически и прозаически. Скорее - это термин биологический, физиологический, даже слишком мало психологический, скорее бытовой и обывательский. Сам Вл. Соловьев считает этот термин совершенно неудачным для своей теории и употребляет его, как он сам говорит, только за неимением термина более подходящего»[Лосев А. Ф. «Владимир Соловьёв и его время». Серия «Жизнь замечательных людей». — М.: Молодая гвардия, 2009. — 617 с.].
Впервые напечатана в "Вопросах философии и психологии". 1892. № 14. С. 97-107; № 15. С. 161-172; 1893. № 1 (16). С. 115-128; 1893. № 2(17). С. 130-147; 1894. № 1(21). С. 81-96.
Писательская манера Вл. Соловьева своеобразна: он не убеждает, а объясняет; он не проповедник, а учитель. В одном из писем Фету (1889?) он признавался: "Я, впрочем, не только об угождении, но даже об убеждении людей давно оставил попечение. Довольно с меня свидетельствовать, как умею, об истине, в которую верю, и о лжи, которую вижу".
Склонность к учитальству, даже нравоучительству - психологическая особенность ума Соловьева, черта, быть может, наследственная, родовая, идущая - через отца-профессора - от деда и прадеда, православных священников. Оттого и названия многих его работ откровенно назидательны, дидактичны: "Смысл современных событий", "Общий смысл искусства", "Что значит слово "живописность"", "Смысл войны". В этом ряду стоит и "Смысл любви", статья, над которой он работал с особым тщанием, недовольный собой или - так вернее! - недовольный принципиальной невозможностью высказать свои давние и твердые убеждения так, чтобы их поняли и приняли. В сущности, Соловьев, несмотря на привычку к каждодневному писательскому труду и потрясающую порой откровенность, недалеко отошел от своего наставникав философии П. Д. Юркевича, о котором он, совсем молодой человек, писал в 1874 г.: "Как и большая часть русских даровитых людей, он не считал нужным и возможным давать полное внешнее выражение всему своему умственному содержанию, выворачивать его наружу напоказ, он не хотел перевести себя в книгу, превратить все свое духовное существо в публичную собственность".
Завершая работу над "Смыслом любви", Вл. Соловьев сообщал Н. Я. Гроту: "Какая это вышла размазня, какая каша поганая, какая мерзостыня! А ведь я хотел написать как можно лучше". Суровость оценки - от самоиронии, от умения критически взглянуть на свой труд., но, главным образом, от важности для автора самой темы. Еще в докторской диссертации "Критика отвлеченных начал", защищеннойв апреле 1880 г., Соловьев близко подошел к пониманию "смысла любви"": "Любовь есть самоотрицание существа, утверждение им другого, и между тем этим самоотрицанием осуществляется его высшее самоутверждение. Отсутствие самоотрицания, или любви, то есть эгоизм, не есть действительное самоутверждение существа, - это есть только бесплодное, неудовлетворимое стремление или усилие к самоутверждению, вследствие чего эгоизм и есть источник всех страданий; действительное же самоутверждение достигается только в самоотрицании, так что оба определения суть необходимо противоположные себя самих. Итак, когда мы говорим, что абсолютное первоначало, по самому определению своему, есть единство себя и своего отрицания, то мы повторяем только в более отвлеченной форме слово великого апостола: Бог есть любовь.
Как стремление абсолютного к другому, то есть к бытию, любовь есть начало множественности, ибо абсолютное само по себе, как сверх-сущее, безусловно-едино; притом всякое бытие есть отношение, отношение же предполагает относящихся, то есть множественность. Но абсолютное, будучи началом своего другого или единством себя и этого другого, то есть любовью, не может, как мы видели, перестать быть самим собою; напротив, как в нашей человеческой любви, которая есть отрицание нашего я, это я не только не теряется, но и получает высшее утверждение, так и здесь, полагая свое другое, абсолютное первоначало тем самым утверждается как такое в своем собственном определении".
После "Смысла любви" тема по-прежнему не отпускает Соловьева. В 1896 г. он пишет статью "Любовь" для Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, любви и нравственности посвящены многие страницы "Оправдания добра", "Жизненной драмы Платона".

Journal information