Аня Скляр

Владимир Соловьев - Чтения о Богочеловечестве (1881). Конспект.



«Чтения о Богочеловечестве» - одно из самых значительных произведений в масштабном творческом наследии Соловьева, произведение, в котором его христианский неоплатонизм, переплетающийся с новоевропейской идеалистической концепцией и мистицизмом, создает удивительно стройную и единую теорию мира и человечества в нем - человечества, которому, по мнению философа, следует стремиться лишь к грядущему слиянию с Божественным, высшим началом...

Владимир Соловьев - Чтения о Богочеловечестве. Конспект:


ЧТЕНИЕ ПЕРВОЕ http://anchiktigra.livejournal.com/1994395.html
Религия есть воссоединение человека и мира с безусловным и всецелым началом. Если же корень общественной неправды состоит в эгоизме, то правда общественная должна основываться на противоположном, то есть на принципе самоотрицания или любви.

ЧТЕНИЕ ВТОРОЕ http://anchiktigra.livejournal.com/1994616.html

Вера в Бога и вера в человека - сходятся в единой полной и всецелой истине Богочеловечества.

ЧТЕНИЕ ТРЕТЬЕ http://anchiktigra.livejournal.com/1994816.html
Реальное взаимодействие Бога и человека - процесс богочеловеческий. Первоначально мы имеем три основные элемента: это, во-первых, природа, то есть данная, наличная действительность, материал жизни и сознания; во-вторых, божественное начало как искомая цель и содержание, постепенно открывающееся, и, в-третьих, личность человеческая как субъект жизни и сознания, как то, что от данного переходит к искомому и, воспринимая божественное начало, воссоединяет с ним и природу, превращая ее из случайного в должное.

ЧТЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ http://anchiktigra.livejournal.com/1995178.html
Мир есть представление. Безусловное качество основного существа, определяющее все действия существа и все его восприятия  составляют его идею. Мы доходим до самой общей и широкой идеи, которая должна внутренно покрывать собою все остальные. Это есть идея безусловного блага или, точнее, - безусловной благости или любви. Безусловная любовь есть именно то идеальное все, та всецелость, которая составляет собственное содержание божественного начала.

ЧТЕНИЕ ПЯТОЕ http://anchiktigra.livejournal.com/1995377.html
Существо - синтез трех понятий: атома, живой силы (монады) и идеи. Множественность существ есть множественность элементов одной органической системы, обусловленной существенным единством их общего начала. Мы разумеем под идеями совершенно определенные, особенные формы метафизических существ. Интуиция составляет первичную форму истинного знания, ясно отличающуюся как от чувственного восприятия и опыта, так и от рассудочного, или отвлеченного, мышления. Все идеи внутренно между собой связаны, будучи одинаково причастны одной всеобъемлющей идее безусловной любви, которая уже по самой природе своей внутренно содержит в себе все другое, есть сосредоточенное выражение всего или все как единство. Всеединая идея должна быть собственным определением единичного центрального существа. Воля Божия должна быть законом и нормою для воли человеческой не как признанный произвол, а как сознанное добро. На этом внутреннем отношении имеет быть новый завет между Богом и человечеством, новый богочеловеческий порядок.

ЧТЕНИЕ ШЕСТОЕ http://anchiktigra.livejournal.com/1995655.html
Бог открывается как всеобъемлющая любовь. Сознание, которому Бог открылся как универсальная идея, как всеобъемлющая любовь, необходимо должно освободиться от национального эгоизма, необходимо должно стать общечеловеческим. Бог есть сущий, то есть Ему принадлежит бытие, Он обладает бытием. Единство всех составляет собственное содержание, предмет или объективную сущность Бога. Бог как сущий находится в некотором отношении к своему содержанию или сущности. В этом первом положении все содержится в Боге. Второе положение сущего: собственная сущность Божия выступает как некоторая идеальная действительность, здесь она полагается как предмет. Третье положение или вид абсолютно-сущего - вид законченного, совершенного единства, или абсолютного, утвердившего себя как такое.

ЧТЕНИЕ СЕДЬМОЕ http://anchiktigra.livejournal.com/1995783.html
Признавая вообще божественное начало как сущее с безусловным содержанием, необходимо признать в нем трех единосущных и нераздельных субъектов, из коих каждый по-своему относится к одной и той же безусловной сущности, по-своему обладает одним и тем же безусловным содержанием. Первый - безусловное Первоначало, дух как самосущий; второй - вечное и адекватное проявление или выражение, существенное Слово первого, и третий - Дух святой. Три основных способа бытия сущего - воля, представление и чувство. Идея как предмет или содержание сущего есть собственно то, чего он хочет, что он представляет, что чувствует или ощущает. В первом отношении, то есть как содержание воли сущего или как его желанное, идея называется благом, во втором, как содержание его представления, она называется истиною, в третьем, как содержание его чувства, она называется красотою. Всякое внутреннее единство, всякое извнутри идущее соединение многих есть любовь (в том широком смысле, в котором это понятие совпадает с понятиями лада, гармонии, и мира или мiра, космоса). В этом смысле благо, истина и красота являются лишь различными образами любви. Абсолютное осуществляет благо чрез истину в красоте. "Все", как содержание безусловного, или что Бог, как осуществивший Свое содержание, есть организм. Организм универсальный, выражающий безусловное содержание божественного начала, есть по преимуществу особенное индивидуальное существо. Это индивидуальное существо, или осуществленное выражение безусловно-сущего Бога, и есть Христос. В божественном организме Христа действующее единящее начало есть Слово, или Логос. Единство второго вида носит название Софии. София есть выраженная, осуществленная идея. София есть тело Божие, материя Божества, проникнутая началом божественного единства. Осуществляющий в себе или носящий это единство Христос, как цельный божественный организм - универсальный и индивидуальный вместе, - есть и Логос, и София. Божественный мир состоит из трех главных сфер: сферы чистых духов, сферы умов и сферы душ. Одна неразрывная связь любви соединяет все бесчисленные элементы, составляющие божественный мир.

ЧТЕНИЕ ВОСЬМОЕ http://anchiktigra.livejournal.com/1996272.html
Связующее звено между божественным и природным миром есть человек. София есть идеальное, совершенное человечество, вечно заключающееся в цельном божественном существе, или Христе. София есть начало человечества, есть идеальный или нормальный человек. Как божественные силы образуют один цельный, безусловно универсальный и безусловно индивидуальный организм живого Логоса, так все человеческие элементы образуют такой же цельный, вместе универсальный и индивидуальный организм - необходимое осуществление и вместилище первого - организм всечеловеческий, как вечное тело Божие и вечная душа мира. Этот последний организм, то есть София, уже в своем вечном бытии необходимо состоит из множественности элементов, которых она есть реальное единство.

ЧТЕНИЕ ДЕВЯТОЕ http://anchiktigra.livejournal.com/1996399.html
Средний термин или связующее звено, посредством которого природное бытие объясняется или выводится из бытия божественного, есть человечество в качестве конкретного единства всех начал. Мы сознаем свое существенное единство со всем другим. Но такое идеальное состояние есть в нас только минутное; кроме же этих светлых минут, во всем остальном течении нашей жизни идеальное единство наше со всем другим является для нас как призрачное, несущественное, за настоящую же действительность мы признаем здесь только свое отдельное, особенное я: мы замкнуты в себе, непроницаемы для другого, а потому и другое, в свою очередь, непроницаемо для нас. Все другое имеет такое же, как и мы сами. Это-то ненормальное отношение ко всему, это исключительное самоутверждение или эгоизм, это противопоставление себя всем другим и практическое отрицание этих других - и является коренным злом нашей природы. Ибо если эгоизм есть зло по преимуществу, то роковая невозможность действительно осуществить эгоизм  - есть коренное страдание. Общее основание всякого страдания сводится к зависимости субъекта от чего-нибудь другого, ему внешнего, от какого-нибудь внешнего факта, который его насильственно связывает и подавляет; но такая внешняя зависимость, очевидно, была бы невозможна, если бы данный субъект находился во внутреннем и действительном единстве со всем другим, если бы он чувствовал себя во всем: тогда для него не было бы ничего безусловно чуждого и внешнего, ничто не могло бы его насильственно ограничивать и подавлять; ощущая себя в согласии со всем другим, он и воздействие всего другого на себя ощущал бы как согласное с своей собственной волей, как приятное себе, и, следовательно, ему нельзя было бы испытывать действительное страдание. Душа мира, или идеальное человечество (София), которое содержит в себе и собою связывает все особенные живые существа или души. Она занимает посредствующее место между множественностью живых существ, составляющих реальное содержание ее жизни, и безусловным единством Божества. Мировая душа содержит в единстве все элементы мира, лишь поскольку она сама подчиняется воспринимаемому ею божественному началу. Все частные, особенные элементы мирового организма, сами по себе не находятся в непосредственном единстве друг с другом, а имеют это единство лишь посредством мировой души, как общего их средоточия, всех их в себе заключающего и собою обнимающего.

ЧТЕНИЕ ДЕСЯТОЕ http://anchiktigra.livejournal.com/1996964.html
Постепенная реализация идеального всеединства составляет смысл и цель мирового процесса. Эта определенная форма всеединства или вселенского организма содержится в Божестве как вечная идея. Вечная идея абсолютного организма должна быть постепенно реализована, и стремление к этой реализации, стремление к воплощению божества в мире ... и есть собственно мировая душа. Воплощение божественной идеи в мире, составляющее цель всего мирового движения, обусловливается соединением божественного начала с душою мира. Для того, чтобы божественное начало действительно одолело злую волю и жизнь человека, необходимо, чтобы оно само явилось для души как живая личная сила, могущая проникнуть в душу и овладеть ею; необходимо, чтобы божественный Логос не влиял только на душу извне, а родился в самой душе, не ограничивая и не просвещая, а перерождая ее.

ЧТЕНИЕ ОДИННАДЦАТОЕ И ДВЕНАДЦАТОЕ http://anchiktigra.livejournal.com/1997190.html
Воплощение божественного Логоса в лице Иисуса Христа есть явление нового духовного человека, второго Адама. Как под первым Адамом, натуральным, разумеется не отдельное только лицо наряду с другими лицами, а всеединая личность, заключающая в себе все природное человечество, так и второй Адам не есть только это индивидуальное существо, но вместе с тем и универсальное, обнимающее собою все возрожденное, духовное человечество. В сфере вечного, божественного бытия Христос есть вечный духовный центр вселенского организма. Злой дух разлада и вражды, вечно бессильный против Бога и в начале времен осиливший человека, должен в середине времени быть осилен Сыном Божиим и Сыном Человеческим, как перворожденным всея твари, для того чтобы в конце времен быть изгнанным изо всего творения, - вот существенный смысл воплощения. Второй Адам родился для реального спасения человечества, для действительного избавления его из-под власти злой силы, для откровения в нем на деле царства Божия. Тело Христово, являющееся сперва как малый зачаток в виде немногочисленной общины первых христиан, мало-помалу растет и развивается, чтобы в конце времен обнять собою все человечество и всю природу в одном вселенском богочеловеческом организме. Внутреннее принятие Христа, то есть нового духовного человека, состоит в духовном возрождении, в том рождении свыше или от духа, о котором говорится в беседе с Никодимом, то есть когда человек, сознав неистинность плотской, материальной жизни, ощущает в себе положительный источник другой истинной жизни. И, признав эту новую жизнь, открытую Христом, за безусловно должную как благо и истину, добровольно подчиняет ей свою плотскую и человеческую жизнь, внутренно соединяясь с Христом как родоначальником этой новой духовной жизни. Что должно разуметь под истинно христианскою культурою? Установление во всем обществе человеческом и во всех его деятельностях того отношения грех начал человеческого существа, которое индивидуально осуществлено в лице Христа. Требуется, чтобы общество, во-первых, сохраняло во всей чистоте и силе божественное начало (Христову истину) и, во-вторых, со всею полнотою развило начало человеческой самодеятельности. Человеко-бог - человек, воспринявший божество.





«Чтения о богочеловечестве» — одна из основных богословских и метафизических работ русского философа Владимира Соловьёва: цикл публичных лекций, прочитанных в 1878 году в Санкт-Петербурге в Соляном городке. По мнению Г.В. Флоровского, "В ”Чтениях о Богочеловечестве» (и во французской книге) Соловьев очень близок к Шел­лингу".

Первая лекция была прочитана 29 января, последующие — в течение февраля и марта по воскресеньям и пятницам в большой аудитории музея Прикладных знаний в Москве. Согласно заметке в февральском номере журнала «Православное обозрение» за 1878 год, задачей лекций было «показать разумность положительной религии, показать, что истина веры, во всей полноте её конкретного содержания, есть вместе с тем и истина разума. Центральная часть чтений — идея Богочеловечности или живого Бога». Текст «Чтений» связан с «Лекциями по истории философии», прочитанными Соловьёвым в 1880—1881 годах; в нём есть большое число дословных совпадений с «Лекциями», а часть «Чтения пятого» полностью совпадает с соответствующим разделом «Лекций».

Программа

Соловьёв посвятил первые шесть чтений переходу человеческого сознания «от природного содержания» к идее Богочеловечности, — «центральной идее, впервые получившей историческую действительность в христианстве». В них освещались главные ступени этого перехода, в интеллектуальной истории дохристианского человечества, а именно: буддийский пессимизм и нигилизм, идеализм Платона, ветхозаветный монотеизм.

Остальные шесть чтений занимало развитие самой религиозной идеи, в них рассказывалось «об осуществлении Богочеловечества в вечности и во времени, о мире божественном, о грехопадении духовных существ, о происхождении и значении природного мира, о земном воплощении Христа и об искуплении, о видимой и невидимой церкви, о конце мирового процесса и о полном откровении Богочеловечества».

Содержание

Работа начинается с рассмотрения религии, определяемой как «связь человека и мира с безусловным началом и средоточием всего существующего». Необходимость религии заключается в том, что она сообщает смысл человеческой жизни. Однако её современное состояние плачевно: она раздроблена и на её место претендуют социализм и позитивизм. Точкой отсчёта современности при этом называется Великая французская революция. Социализм и позитивизм не являются знамением упадка; напротив, они представляют собой своего рода диалектический антитезис, ведущий западную цивилизацию от «религиозного прошлого» (католицизма) к «религиозному будущему». Синтез религиозного прошлого и материалистической современности приводит к идее богочеловечества:

Последовательно же проведённые и до конца осуществлённые обе эти веры — вера в Бога и вера в человека — сходятся в единой полной и всецелой истине Богочеловечества.
— Чтение 2

Обновление религии должно произойти под знаком всеобщности, однако путь деизма порочен, так как приводит к атеизму. Религия должна не редуцировать своё содержание, но раскрываться во всей своей полноте. Её становление осуществляется в три этапа:

Естественное откровение — обожествление природы как «наличной действительности».
Отрицательное откровение — освобождение от природы в буддизме.
Положительное откровение — христианство как религия любви.

Размышления о положительном откровении Соловьёв начинает с платонизма. Христианская любовь есть платоническое благо. Идеи (благо, любовь) при этом оказываются «метафизическими существами», постигаемыми с помощью интуиции как «умственного созерцания» (нем. Anschanung). При этом идея необходимо подразумевает личность. Проницательность греческих философов позволяет называть их вслед за св. Юстином «христианами до Христа».

Осуществлённую идею Соловьёв называет Софией, «материей Божества» (Чтение 7). Именно в Софии заключается положительный момент христианства, когда в Боге (всеедином) признаётся не запредельность, но «полнота действительности»:

София есть идеальное, совершенное человечество, вечно заключающееся в цельном божественном существе, или Христе.
— Чтение 8

При этом «действительное бытие природного мира есть недолжное или ненормальное», поскольку оно противопоставляется божественному. Отсюда библейское выражение, что мир по зле лежит, то есть в состоянии разъединённости и взаимного соперничества («хаос разрозненных элементов»). Причина этого зла лежит не здесь, а в области «вечного доприродного мира». Свободным актом мировой души мир отпал от Бога и распался на элементы, сообщает Соловьёв. В изначальном, догреховном состоянии (то есть в божественном Логосе) «все существа образуют один божественный мир». Посему «цель всего бытия» — это воссоединение с Богом в первоначальное единство. Эта цель проявляется на разных ступенях «космогонического процесса» (Чтение 10):
Астральная эпоха: под воздействием «всемирного тяготения» «космическая материя» «стягивается в небесные тела». Астральная эпоха осознается в «астральной религии» сабеизма, вариантом которой Соловьёв считал ислам.

Солярная эпоха: на этапе появления Солнечной системы проявляются силы «теплоты, света, магнетизма, электричества, химизма». Солярная эпоха осознаётся в солярных культах светлых богов — Адониса, Аполлона, Геркулеса, Кришны, Озириса.

Теллурическая эпоха: на Земле появляется «органическая жизнь». Теллурической эпохе соответствует «фаллическая религия» Диониса и Шивы.

С появлением человека Бог как всеединство получает самосознание, а мировая душа соединяется с божественным началом. Здесь космогонический процесс превращается в теогонический. Решающую роль в этом играют «три великие народа древности» — индусы, греки и иудеи, впервые осознающие идеальный мир «без крови и слёз». Именно в иудейском народе вочеловечился Иисус Христос, которого Соловьёв предлагает понимать не как отдельное лицо, но как «всеединую личность, заключающую в себя всё природное человечество». В книге подчёркивается, что вочеловечивается не трансцендентный Бог, но Бог-Слово, то есть творческая сила, действующая в мире. Кроме того, сам человек по природе своей уже является соединением божественного и материального. Преобладание материального начала характеризует первобытного человека или Адама, а преобладание божественного — «богочеловеческую личность» Иисуса Христа, явившего миру чудеса любви, милосердия и самоотверженности. Человечество, воссоединённое со своим божественным началом посредством Иисуса Христа, есть Церковь, стремящаяся к «свободной теократии». Здесь Соловьёв возвращается к Чтению 1, чтобы повторить тезис о плачевном состоянии религии в современном обществе. Выход из этого состояния — в воссоединении восточного (византийского) и западного христианства.

Программа, запланированная Соловьёвым, была такова:

Чтение 1. Общее состояние современной культуры. Раздробленность и разлад в жизни и сознании. Отсутствие безусловного начала и средоточия. Социализм и позитивизм. Их действительное и мнимое значение. Религия как единственная область безусловного. Римское католичество, правда его стремлений и неправда его действительности. Религиозное призвание России. Общее определение религии. Понятие истинной религии как всецелой и её центральное отношение ко всем частным областям человеческой жизни и сознания.

Чтение 2. Божественное начало в человеке. Человеческое Я, его безусловное значение и его ничтожество. Свобода и необходимость. Данная природа человека — внутренняя и внешняя. Искомое содержание, сущность, или идея, человеческой жизни. Смешение этого содержания с природой внешней и внутренней. Природные религии (мифология).

Чтение 3. Сознание превосходства человеческого Я над данной природой и природными богами. Первое систематическое выражение этого сознания в индийской теософии и философии. Отвержение всякого данного бытия как призрачного. Мир как обман, зло и страдание. Отрицательное определение безусловного содержания как нирваны. Общее значение буддийского нигилизма в религиозном сознании.

Чтение 4. Определение безусловного содержания как царства идей. Платонизм. Божество как всецелая идея, или идеальное все.

Чтение 5. Бог как безусловное единое, или Сущий (чистое Я). Религия закона и пророков.

Чтение 6. Отношение Бога как субъекта, или сущего, к божественному содержанию, или сущности. Психологическое объяснение этого отношения. Необходимость троичности лиц в одном Божестве. Учение Филона о слове (Логос) и неоплатоников о трёх ипостасях.

Чтение 7. Бог как целое (конкретное) существо, или единое и вес. Богочеловек (мессия, или Христос), «в нём же обитает вся полнота Божества телесно». Христос как слово и мудрость (Логос и София). Божественный, или небесный (вечный), мир. Его основные сферы.

Чтение 8. Человек как конец божественного и начало природного мира. Половая двойственность. Человек и человечество. Грехопадение.

Чтение 9. Объяснение основных форм и элементов природного мира. Пространство и время, вещество и движение. Три основные силы мирового процесса.

Чтение 10. Личное воплощение Христа в природном мире. Искупление природного человека чрез воссоединение с человеком божественным.

Чтение 11. Церковь как богочеловеческий организм, или Тело Христово. Видимая и невидимая церковь. Возрастание человека «в полноту возраста Христова».

Чтение 12. Второе явление Христа и воскресение мёртвых (искупление или восстановление природного мира). Царство Духа Святого и полное откровение Богочеловечества.

В процессе публикации «Чтений», растянувшемся на несколько лет, Соловьёв изменил содержание некоторых разделов, например, «Чтение одиннадцатое» и «Чтение двенадцатое» явно не совпадают с объявленной программой.

Источник:
Чтения о Богочеловечестве / В.С.Соловьев. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2004. - 251 с. - (Философия. Психология)
ISBN 5-17-021917-2

██ ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ (1853-1900). ██ Русский философ, писатель, религиозный мыслитель, мистик, поэт, публицист, литературный критик.








Для этой записи комментарии отключены.