в другого человека, что временно теряет собственную идентичность. В этом глубоком и в какой-то мере мистическом состоянии эмпатии проявляются понимание, влияние и иные значимые аспекты человеческих отношений. То есть, говоря об эмпатии, мы подразумеваем не только ключевое понятие процесса консультирования, но и ключевое понятие для деятельности практически всех учителей, проповедников и всех тех людей, чья профессия связана с влиянием на людей.»
«Мы должны признать, что эго или психическое состояние консультанта было временно поглощено психическим состоянием клиента; он и я стали единым психическим целым. Это и есть эмпатия. Это чувство или образ мышления одного человека, проникающие в другого до достижения определенной степени идентификации. Такая идентификация может обеспечить «истинное взаимопонимание; на самом деле, без нее взаимопонимание невозможно.»
«Эмпатия стала центром эстетической теории Юнга. Человек, смотрящий на произведение искусства, говорит он, «становится этим предметом; он идентифицирует себя с ним, освобождаясь таким образом от себя. Вот в чем секрет катарсической силы искусства — эстетические переживания позволяют художнику или зрителю выйти за пределы себя. Аристотель предложил классическое объяснение тому, каким образом просмотр великой трагедии в театре очищает душу зрителя: именно потому, что трагедия разыгрывается в душе зрителя, пока он наблюдает за ее ходом на настоящей сцене. Драма — это такая форма искусства, в которой эмпатия достигается легче всего, так как происходит достаточно очевидная идентификация актеров с вымышленными образами героев, которых они представляют на сцене, а также менее глубокая идентификация зрителей с актерами.
«Это свойство катарсиса, результат эмпатии, имеет место в хорошей беседе. Нам даже стоит оценивать полезность каждого разговора с той точки зрения, насколько он помог нам выйти за пределы себя. Консультирование в высшей степени носит катарсическую функцию. Консультант должен фактически полностью выйти за пределы себя; вот почему период активного и достойного консультирования, что удивительно, помогает клиенту решить все его проблемы. В то же время он будет испытывать странную усталость: так художника изматывает двухчасовой сеанс рисования.
«Адлер рассматривает эмпатию как одну из креативных функций личности: «Эмпатия начинается, когда один человек разговаривает с другим. Невозможно понять другого, если невозможно при этом идентифицироваться с ним… Если нас интересует источник этой способности действовать и чувствовать за другого человека, искать его необходимо во врожденном социальном чувстве. На самом деле это космическое чувство и отражение связанности всего космоса, который существует внутри нас; без этого нельзя быть человеком».
Юнг описывает связанные с этим процессы поглощения, изменяющие как клиента, так и самого консультанта: Встреча двух личностей подобна соединению двух химических веществ: если происходит реакция, меняются оба. Стоит ожидать, что доктор обладает определенным влиянием на пациента при любом эффективном психотерапевтическом воздействии; но это влияние появляется только при том условии, что и сам он оказывается под воздействием клиента.»
«Понимание», будь то понимание резинового мячика или исторического периода, на самом деле означает отождествление субъектного и объектного, что приводит к новому состоянию, превосходящему оба предыдущих. Леви-Брюль добавляет, что именно таково наше познание Бога. Мы никогда не сможем понять Бога посредством чисто логических, рациональных приемов; человек должен соучаствовать с Богом. Этот прием обозначается словом «вера». Леви-Брюль приводит более полное описание процесса: «Непосредственный и близкий контакт с сущностью бытия через интуицию, интерпретацию, взаимную общность предмета и цели, полное участие и имманентность, в общем — посредством того, что Платон называет экстазом». »
«Чтобы познать сущность красоты, любви, любой из так называемых жизненных ценностей, мы должны позволить себе соучаствовать им. «Переживая» их таким образом, мы сможем почувствовать их «в наших жилах», как говорил Ките. Совершенно глупо предполагать, что другого человека мы можем познать посредством анализа или формул; здесь имеет силу именно понимание как соучастие. Иными словами, невозможно понять другого человека, грубо говоря, не полюбив его. Но это состояние подразумевает, что меняются оба человека из-за идентификации, которая происходит вследствие влюбленности. Это чистая правда, что любовь вносит коррективы как в личность любящего, так и в личность любимого. Это может делать их более похожими друг на друга, может приблизить любимого к идеальному образу в глазах любящего. Таким образом, любовь несет в себе неизмеримую психологическую энергию. Это самая мощная сила для оказания влияния и трансформации личности.»
«Консультант работает преимущественно через процесс эмпатии. Как клиент, так и он сам оказываются за пределами себя, объединяясь в общей психической сущности. Эмоции и воля каждого из них становятся частью этого нового психического целого. Соответственно и проблема клиента переносится на эту новую сущность, а консультант получает свою половину. При этом психологическое состояние консультанта, его ясность мыслей, его храбрость и сила воли перейдут к клиенту в качестве помощи, необходимой в его личностной борьбе.
Давайте уясним себе, что эмпатия не предполагает идентификации собственного опыта с клиентским, как, например, когда консультант замечает: «Да, со мной тоже такое было, в таком-то возрасте». В истинном консультировании нет места для воспоминаний самого консультанта. Это признаки эгоцентризма, а эмпатия — прямая противоположность эгоцентризма. Пережитый опыт консультанта не входит в ситуацию консультирования как таковой. Целью является понимание клиента в соответствии с его собственным уникальным паттерном, и если консультант говорит или думает, что «у меня была такая же проблема, и я боролся с нею так-то и так-то», то он будет проецировать себя в ситуацию, что может принести вред. Личный опыт консультанта будет прекрасным подспорьем в понимании клиента — в этом отношении роль личного опыта огромна, но вклад этого опыта должен быть опосредованным. При консультировании теоретически было бы полезно, если бы консультант смог забыть весь свой предыдущий опыт, все свои переживания; он должен отказаться от себя, фактически превратиться в tabula rasa, подчиниться ситуации эмпатии.»
Психологический перенос
Возникает вопрос о связи эмпатии и мысленной телепатии и других специфических аспектов психического переноса. Мысленная телепатия — это передача мыслей от одного человека другому посредством неведомых нам чувств. Соответственно этот процесс оказывается родственным эмпатическому процессу.»
«Если человек действительно чувствует свою неполноценность, он найдет отдушину в «поливании собеседника грязью», что, как ему будет казаться, ведет к повышению собственного статуса. Чем более напряженное идет соревнование, тем сильнее люди завидуют и ревнуют друг друга, тем более острая потребность возникает в том, чтобы разбить противника в пух и прах. Вне всякого сомнения, вы можете вспомнить случай, когда, общаясь с кем-то, вы вдруг понимали, что бессознательно спрашиваете себя: «Интересно, а чем он плох?» Возможно, вы начинали злиться на себя, мол, вот какой сплетник! Но стоило задать себе такой вопрос: «Зачем мне надо унижать этого человека?» То есть испытываю ли я чувство неполноценности, которое заставляет меня стремиться унизить человека с тем, чтобы подняться самому?»
«Вера и доверие, а также другие аспекты хорошего раппорта повышают эффективность эмпатии. Лучше всего эмпатия работает между влюбленными; в этом случае соблюдается условие идентификации психических состояний, которое сохраняется до тех пор, пока невозможно определить рубеж, обозначающий, где заканчивается личность одного человека и начинается личность другого. Враждебность, конкуренция и антагонизм снижают вероятность возникновения эмпатии. Длительные негативные отношения сводят на «нет» любую возможность эмпатии, и даже простого взаимопонимания между этими людьми. Человек не может понять своего врага только потому, что он враг. Итак, при том, что эмпатия является средством передачи как враждебных, так и дружеских установок от человека к человеку, враждебность разрывает связи и активно разрушает возможность эмпатии, а дружелюбие делает человека гораздо привлекательнее в глазах другого. Секрет успешности профессиональных отношений заключается в применении эмпатии в ее конструктивной, поддерживающей, дружеской и созидательной форме.
В заключение мы можем сделать вывод, что консультанту и клиенту следует с пользой для себя признать, что психологический и мысленный перенос действительно происходит, а следовательно, можно говорить правду, только правду и ничего кроме правды. Речь идет буквально о том, что каждый из них понимает, что думает другой, так что пытаться обмануть друг друга просто бессмысленно. Они могут считать, что происходящее в их мыслях и сердцах видно для них так же отчетливо, как если бы это лежало на столе между ними. Такой образ поможет разрушить все барьеры. Притворству нет места. Консультант при этом не позволяет себе обманывать клиента, а последний понимает, что и ему это ничего не даст. Вот истинный смысл честности — ликвидация барьеров, которая помогает человеку воспринимать другого таким, какой он есть на самом деле. Разумеется, это подразумевает некоторую «обнаженность» перед глазами другого; но в мире больше нет очищающего опыта, кроме психологического обнажения.
И наконец, это истинный смысл искренности — существование «без прикрас». Это установка очень похожая, если можно так сказать, на то, что имел в виду Иисус, когда говорил о прямодушии, чистосердечии и тех, чьи ответы просты — либо «да», либо «нет».»
Секреты влияния
«Влияние — это процесс, который работает по большей части в бессознательном.»
«Влияние возникает как результат эмпатии. Когда возникает эмпатия, возникает и влияние, а если имеет место влияние, можно предположить, что существует и некоторое родство психических состояний. Само слово уходит корнями в примитивную астрологическую идею о том, что «приток» эфирного флюида из звезд оказывает влияние на людей; так раньше с мистической точки зрения понимали тот факт, что влияние осуществляется в глубинах бессознательного.»
«Стремление эго к власти делает человека уязвимым для чужого влияния. За примерами далеко ходить не надо: это та самовлюбленная женщина, которая «покупается» на рекламу помады и объявления типа «мы-уже-сейчас-сделаем-вас-красивым
«Группы людей могут поверить в любую чушь, если чушь эта связана с их эгоустремлениями.»
Толпа жаждет быть обманутой, замечает Адлер, которого никто не может обвинить в цинизме; мы добавим, что люди позволяют вешать себе откровенную лапшу на уши только потому, что вера в этот абсурд пойдет на пользу их престижу. Действительно, человек должен поверить в то, что идея, которую ему навязывают, истинна, но он еще способен применить массу приемов рационализации, чтобы с этой идеей согласиться. Так что мы можем с уверенностью утверждать, что убедительность лишь отчасти зависит от объективной истинности предложения.
«Бессознательное того, кто оказывает влияние, как бы вступает в диалог с бессознательным подвергающегося влиянию, причем сознание обоих и не подозревает об этом диалоге»
«Консультант должен учиться быть эмпатийным. Это означает, что он должен научиться расслабляться — и психически, и духовно, и физически, позволить себе проникнуть в душу другого с готовностью измениться в процессе. Это смерть для себя во имя жизни с другими. Это великий отказ от своего «я», временная утрата собственной личности и последующее ее обнаружение гораздо более обогащенной в другом.»

Journal information