Аня Скляр

10 правил сильного текста. Как правильно писать?



В издательстве «Альпина Паблишер» вышла книга Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой «Пиши, сокращай: Как создавать сильный текст». Она не сделает из вас второго Чехова или Толстого. Это не мастер-класс для писателей, эссеистов и поэтов. Но человек, работающий в публицистике, рекламе, озабоченный написанием деловых писем, на которые он хочет и должен получить ответ, – такую книгу давно ждал.

«Пиши, сокращай» –  не для писателей художественных текстов. Текст здесь интересен как рабочий инструмент, а не элемент искусства. Чтобы писать кратко, ясно и убедительно, не нужен талант и вдохновение. Нужна дисциплина и стремление к правде. Авторы называют этот подход информационным стилем. Он помогает сделать сложный текст простым, выделить главное и помочь читателю сделать выводы.

Автор пишет: Сила – в правде. Трудно поспорить. И дает совет: пишите правду.

Пользу читателя – вперед

Иногда люди пишут не чтобы решить чью-то задачу, а по внутреннему зову. Автор называет это графоманией.
В графомании нет ничего плохого — в мире есть гораздо более страшные явления, чем слабый текст. Но чтобы текст был сильным, авторы советуют даже графоманией заниматься так, чтобы она решала задачу читателя.
Допустим, парня бросила девушка. Он расстроен, он в ярости и теперь хочет поделиться с кем-нибудь своей болью. Он пишет статью в социальной сети о том, какие девушки плохие. Это графомания: текст пишется не для читателя, а для писателя.

Чтобы это не было графоманией, парень должен подумать о читателе. Как он может ему помочь? Какую задачу он может решить? Вот что можно предложить в его случае:

Статья «Какие ошибки я совершил в своих идеальных отношениях». Поможет читателям не допустить тех же ошибок.
Статья «Признаки того, что ваша девушка вам изменяет». Поможет парням выявить измену.
Статья «Что со мной было после расставания, и как я это пережил». Поможет людям, которые переживают расставание.

Чтобы текст получился сильным, начните с того, чтобы он стал полезен читателю. Просто текст никому не нужен, даже красивый.

Сложное – просто

Очень редкое искусство в области технологий, в медицине, науке. Люди после Бауманки или Керосинки (так называют Российский Государственный Университет Нефти и Газа им. И.М. Губкина) с двадцатью годами опыта скорее напишут еще двадцать страниц, чем позволят упростить свой текст. Нередко проблема сводится к противопоставлению: сложно и грамотно или просто, но вульгарно, некорректно. Автор разрешает этот заколдованный круг, дает отличные инструменты упрощения даже глубоко профессионального текста.



Читать вслух
Очень порадовал совет читать текст вслух. Это выявляет излишнюю длительность предложения, сложные конструкции, неловкие обороты, повторы, создает ощущение  свободно льющейся речи. Переписывать нужно все, на чем спотыкаешься при чтении. Такой тест запомнят.

Про любовь
Вот вам три предложения. Не правда ли, второе и третье вызывают недоверие. Усилители вредны!


Мы с вами рассмотрели приемы хорошего текста на уровне предложений и абзацев. Но ведь задача – написать целый текст. Любой текст – путешествие из пункта А в пункт В, смена в голове у читателя мнения А на мнение В, незнания А на знание В. Первое, что нужно понимать на уровне текста, — зачем мы его пишем, какова его цель. Правильно поставленная цель определит направление текста, поможет отфильтровать лишнее и написать то, что нужно. Цель не дает статье развалиться. От текста с целью остается ощущение собранности и силы. Тезис, доказательства и вывод – основные структурные элементы хорошего текста.

Чего-то не хватило? Именно! Дайте тексту имя. Заголовки важны.

Реклама. Как писать о себе

А что же делать? О чем писать?



Мария Шендрик, discours

Метки:

Для этой записи комментарии отключены.