anchiktigra (anchiktigra) wrote,
anchiktigra
anchiktigra

Category:

Икона Божией Матери Макарьевская


День празднования: 30 сентября

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Макарьевская»
чтомая в Макариево-Унженском монастыре, Костромской епархии


Преблагя Царице, Мати Господа небесе и земли, ангелов радосте, пророков сладосте, апостолов славо, святителей украшение, мучеников крепосте, преподобных радование, вселенныя похвало, ненадежных надеждо, скорбных утешение, болящих здравие, нищих неистощимое богатство, богатых некрадомое сокровище, грешников спасение, и всех христиан поможение и заступление! К Тебе, Богоневесто Владычице, мы грешнии раби Твои прибегаем, и от Тебе, Всеблагая Госпоже Богородительнице, скорыя помощи просим: озари наш ум светом истиннаго богопознания, согрей сердца наша ко приятию спасительных заповедей Сына Твоего и Бога нашего; уврачуй, Владычице, язвы неисцельныя душ и телес наших всесильными Твоими молитвами, и подаждь нам, Всеблагая, вся полезная ко спасению; огради нас святыми ангелы от всех бед, добрая и полезная нам деяти даруй, да прочее время жизни нашея в мире и покаянии поживем; христианскую же кончину жития нашего мирну и непостыдну исходатайствуй нам. Ей, Владычице, Царице Небесная! Услыши сей глас моления нашего, и по исходе от временныя жизни сея, помози нам безбедно прейти вся воздушная мытарства миродержителя тьмы века сего, и в райских обителех со избранными вселитися нам сподоби; да во светлостех святых со веми небесными силами, воспеваем Великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

В чем помогает икона

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Макарьевская» молятся об исцелении расслабленных, от беснования, от холеры, о прекращении и предотвращении пожара.

Описание иконы

Макарьевская икона Божией Матери "Одигитрия" явилась в княжение Василия Васильевича Темного (1425 - 1462) преподобному Макарию Унженскому, чудотворцу, подвизавшемуся на пустынных берегах реки Унжи.

17 сентября 1442 года около трех часов утра, когда преподобный Макарий оканчивал свое обычное утреннее акафистное пение Пресвятой Богородице, келлию его вдруг озарил неведомый свет. Преподобный смутился духом и стал усерднее молиться. За стенами келлии он услышал ангельское пение: "Радуйся, Благодатная Мати Неневестная!" Со страхом и изумлением вышел преподобный из своей келлии и на северо-западном небосклоне увидел икону Богоматери, окруженную светозарным сиянием. Икона приближалась к келлии подвижника. Преподобный с радостным трепетом пал на землю и воскликнул: "Радуйся, Мати Божия! Радуйся, приснотекущий Источниче, спасение миру показующий и всей Галичской стране твердое ограждение и заступление!" Он с благоговением взял икону и поставил в своей келлии, почему она и стала называться "Келейною". Позже ученики преподобного дали ей наименование "Макарьевской". На месте явления святой иконы позже был основан монастырь, также названный Макарьевским. С иконы Божией Матери Макарьевской был сделан список, который прославился, как и подлинная икона.



История иконы

Ма­ка­рьев­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Оди­гит­рия» бы­ла яв­ле­на 17 сен­тяб­ря 1442 го­да пре­по­доб­но­му Ма­ка­рию Ун­жен­ско­му чу­до­твор­цу († 1444), ко­то­рый под­ви­зал­ся в по­сте и мо­лит­ве на пу­стын­ных бе­ре­гах ре­ки Ун­жи во вре­ме­на кня­же­ния Ва­си­лия Тем­но­го (1425–1462). В это вре­мя Га­лич­ская (ныне Ко­стром­ская) об­ласть на­хо­ди­лась в са­мом бед­ствен­ном по­ло­же­нии, стра­дая от го­ло­да и сти­хий­ных бед­ствий, меж­до­усоб­ных войн и на­ше­ствия та­тар.

Ра­но утром, ко­гда пре­по­доб­ный Ма­ка­рий окан­чи­вал свое обыч­ное утрен­нее ака­фист­ное пе­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це, кел­лию его вдруг оза­рил неве­до­мый свет. Пре­по­доб­ный сму­тил­ся ду­хом и стал усерд­нее мо­лить­ся. За сте­на­ми кел­лии раз­да­лось ан­гель­ское пе­ние: «Ра­дуй­ся, Бла­го­дат­ная Ма­ти Нене­вест­ная!» В стра­хе и изум­ле­нии вый­дя из кел­лии, свя­той уви­дел на небо­склоне ико­ну Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, ко­то­рая в окру­же­нии све­то­зар­но­го си­я­ния при­бли­жа­лась к по­движ­ни­ку. Пре­по­доб­ный с ра­дост­ным тре­пе­том пал на зем­лю и вос­клик­нул: «Ра­дуй­ся, Ма­ти Бо­жия! Ра­дуй­ся, прис­но­те­ку­щий Ис­точ­ни­че, спа­се­ние ми­ру по­ка­зу­ю­щий и всей Га­лич­стей стране твер­дое ограж­де­ние и за­ступ­ле­ние!» Он с бла­го­го­ве­ни­ем взял ико­ну и по­ста­вил в сво­ей кел­лии, по­че­му она и ста­ла на­зы­вать­ся «Ке­лей­ной» (поз­же уче­ни­ки пре­по­доб­но­го да­ли ей на­име­но­ва­ние «Ма­ка­рьев­ской»).

Неда­ле­ко от ме­ста яв­ле­ния свя­то­го об­ра­за пре­по­доб­ный Ма­ка­рий вы­ко­пал ис­точ­ник, про­сла­вив­ший­ся сво­ей це­леб­ной си­лой, а еще через неко­то­рое вре­мя здесь был ос­но­ван мо­на­стырь, так­же на­зван­ный Ма­ка­рьев­ским. В мо­на­стыр­ских ру­ко­пи­сях хра­ни­лись ска­за­ния о мно­го­чис­лен­ных чу­де­сах, про­изо­шед­ших от чу­до­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Два­жды по мо­лит­ве пе­ред ней спа­са­лись мест­ные жи­те­ли от на­ше­ствия крым­ских та­тар. В 1522 го­ду та­та­ры на­па­ли на Ун­жу и хо­те­ли огра­бить и опу­сто­шить Ма­ка­ри­е­ву пу­стынь, но ослеп­ли и, обе­зу­мев, бро­си­лись бе­жать. Мно­гие из них уто­ну­ли в ре­ке Ун­же. В 1532 го­ду мо­лит­ва­ми пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия был спа­сен от вра­га го­род Со­ли­га­лич. Та­та­ры без ви­ди­мой при­чи­ны в па­ни­ке об­ра­ща­лись в бег­ство, а плен­ные рас­ска­зы­ва­ли, что ви­де­ли в небе се­до­го стар­ца в чер­ном оде­я­нии, ме­тав­ше­го в них стре­лы и кам­ни, а за­тем по­явив­ше­го­ся сре­ди них на бе­лом коне и на­гнав­ше­го та­кой страх, что та­та­ры ста­ли в ужа­се уби­вать друг дру­га.

Бла­го­дар­ные жи­те­ли устро­и­ли в со­бор­ном хра­ме при­дел в честь свя­то­го. Бо­лее 50 че­ло­век по мо­лит­вам пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия по­лу­чи­ли ис­це­ле­ние от тя­же­лых неду­гов, как это бы­ло уста­нов­ле­но ко­мис­си­ей, по­слан­ной Пат­ри­ар­хом Мос­ков­ским Фила­ре­том 24 июня 1619 го­да. В этом же го­ду со­сто­я­лось про­слав­ле­ние пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия Жел­то­вод­ско­го, Ун­жен­ско­го чу­до­твор­ца в ли­ке свя­тых.

С чу­до­твор­ной ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы был сде­лан спи­сок в ви­зан­тий­ском сти­ле, ко­то­рый про­сла­вил­ся, как и пер­во­об­раз. На иконе лик Бо­жи­ей Ма­те­ри на­кло­нен к Пред­веч­но­му Мла­ден­цу, ко­то­рый по­ко­ит­ся на Ее ле­вой ру­ке. Два­жды свя­той об­раз вы­хо­дил непо­вре­жден­ным из ог­ня по­жа­рищ – в 1626 и 1690 го­дах.

24 ав­гу­ста 1717 го­да по ука­зу Пет­ра I и бла­го­сло­ве­нию ме­сто­блю­сти­те­ля пат­ри­ар­ше­го пре­сто­ла мит­ро­по­ли­та Ря­зан­ско­го Сте­фа­на (Явор­ско­го) мо­на­ху Ионе бы­ла вы­да­на ру­ко­пис­ная «со­бор­ная па­мять» для «бес­пен­но­го» сбо­ра по­жерт­во­ва­ний на из­го­тов­ле­ние окла­да для ико­ны. В этом до­ку­мен­те Ма­ка­рьев­ский об­раз пря­мо на­зы­ва­ет­ся чу­до­твор­ным.

В XVIII ве­ке при игу­мене мо­на­сты­ря Мит­ро­фане II (пер­вым был при­чис­лен­ный к ли­ку свя­тых свя­ти­тель Мит­ро­фан Во­ро­неж­ский), ко­то­рый не знал ис­то­рии и зна­че­ния ико­ны, свя­той об­раз был пе­ре­не­сен из со­бор­но­го хра­ма в Бла­го­ве­щен­скую цер­ковь и пре­бы­вал там в за­бве­нии. Кро­ме то­го, игу­мен дал раз­ре­ше­ние пе­ре­пи­сать об­раз в Смо­лен­ский. Лишь по­чти через век – в 1858 го­ду Про­мыс­лом Бо­жи­им ико­на вер­ну­лась к ино­кам в сво­ем пер­во­здан­ном ви­де. Ко­гда ико­ну ста­ли очи­щать от верх­не­го вет­хо­го слоя кра­сок, под ним ока­зал­ся невре­ди­мым чуд­ный лик Бо­го­ма­те­ри древ­не­го пись­ма с над­пи­сью «Ма­ка­рьев­ская ико­на» и под­пи­сью тро­па­ря и конда­ка. В мо­на­стыр­ской ле­то­пи­си хра­нят­ся за­пи­си мно­гих бла­го­дат­ных зна­ме­ний и чу­дес­ных со­бы­тий, со­про­вож­дав­ших об­ре­те­ние свя­то­го об­ра­за.

По всей ви­ди­мо­сти в это вре­мя в мо­на­сты­ре пре­бы­ва­ла и ико­на, яв­лен­ная пре­по­доб­но­му Ма­ка­рию, по­сколь­ку ар­хи­манд­рит Пла­тон, при ко­то­ром был об­ре­тен спи­сок, пи­сал в 1863 го­ду, что один и тот же тро­парь и кондак по­ет­ся в оби­те­ли «пе­ред обо­и­ми чу­до­твор­ны­ми ико­на­ми».

Ате­и­сти­че­ское ли­хо­ле­тье XX ве­ка раз­ру­ши­ло ино­че­скую жизнь Ма­ка­рьев­ской оби­те­ли – в 1929 го­ду мо­на­стырь был за­крыт, а свя­тая ико­на уте­ря­на. Лишь в 1993 го­ду на­ча­лось пол­но­мас­штаб­ное воз­рож­де­ние мо­на­сты­ря. Через два го­да в оби­тель вер­ну­лась и его глав­ная свя­ты­ня – мо­щи пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия Ун­жен­ско­го.

Судь­ба и ны­неш­нее ме­сто­пре­бы­ва­ние спис­ка чу­до­твор­ной Ма­ка­рьев­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри и его пер­во­об­ра­за неиз­вест­ны. Со­хра­нил­ся един­ствен­ный спи­сок Ма­ка­рьев­ской ико­ны, ко­то­рый на­хо­дит­ся сей­час в Рож­де­ствен­ской церк­ви г. Ма­ка­рье­ва.



Макарьевская икона Божией Матери

Эта св. икона явилась в княжение Василия Васильевича Темного (1425 – 1462) преподобному Макарию Желтоводскому, Унженскому и Свияжскому чудотворцу. Явление иконы Пресвятой Богородицы произошло в то время, когда нынешняя Костромская область находилась в самом бедственном положении, страдая от внутренних междоусобных войн и теснимая татаро-монголами. Чудотворная икона явилась святому угоднику Макарию на месте современного Макариево-Унженского монастыря.
В 1442 году 17 сентября около 3 часов утра, когда преподобный Макарий оканчивал свое обычное утреннее акафистное пение Пресвятой Богородице, вдруг хижину его озарил необычайный свет. Преподобный смутился духом, не понимая, что означало это необыкновенное явление, и стал еще усерднее молиться. За стенами своей кельи он услышал пение ангельской песни: «Радуйся, благодатная Мати Неневестная».

Со страхом и изумлением вышел святой из своей кельи и на северо-западном своде небес увидел икону Богоматери, несомую по воздуху невидимою силою и окруженную светозарным сиянием. Икона приближалась прямо к хижине св. угодника Божия. Преподобный с радостным трепетом пал на землю, восклицая: «Радуйся, Мати Божия! Радуйся, приснотекущий Источниче, спасение миру показующий и всей Галичстей стране твердое ограждение и заступление!» После этого он взял с благоговением св. икону и поставил ее в своей келье, отчего она долго называлась «келейною», но ученики преподобного дали ей наименование "Макарьевской" иконы Богоматери.

На месте явления св. иконы был основан монастырь, названный также, как и икона, Макарьевским.
В 1717 г. 24 августа по указу царя Петра I и по приказу местоблюстителя патриаршего престола митрополита Стефана Яворского монаху Ионе была выдана рукописная сборная «память» для сбора пожертвований на устройство оклада этой иконе. В данной сборной «памяти» икона прямо называется чудотворною. Это благодатное достоинство подтверждается также и тем еще поразительным чудом, что св. икона осталась совершенно невредимою после трех сильных пожаров, произошедших в обители в 1629 и 1690 годах.

Игумен Макарьевской обители Митрофан II, прибыв издалека, не знал важного значения Макарьевской иконы и переписал ее в Смоленскую. Икона была перенесена в Благовещенскую церковь, где она и оставалась в неизвестности почти целое столетье.
Но в 1858 г. Господу благоугодно было снова открыть людям забытую святыню. По случаю обновления ветхого иконописания оказалось необходимым в числе других икон прочистить и эту св. икону, известную в это время под именем Смоленской. При прочистке под верхнее слоем красок оказался целым и невредимым другой чудный лик Богоматери древнего письма с надписью «Макарьевская икона» и с подписью внизу тропаря. Это обретение св. ионы произошло 30 апреля 1858 года и сопровождалось многочисленными чудесными исцелениями.



Tags: иконы, молитва
Subscribe
promo anchiktigra september 17, 2015 12:46
Buy for 1 000 tokens
У НАС ЗДЕСЬ ОСЕНЬ Причины любить осень. Как справиться с осенней депрессией? Вдохновляющие картинки, фильмы и книги про осень. Осенние рецепты вкусняшек и много всего интересного в нашей подборке: Цитаты и картинки про осень Не любишь осень? Тогда вдохновись нашими цитатами. Они…
Comments for this post were disabled by the author