anchiktigra (anchiktigra) wrote,
anchiktigra
anchiktigra

Categories:

Божественная свобода. Ангелы, или духовный мир. (Священномученик Александр Миропольский - Любовь)

БОЖЕСТВЕННАЯ СВОБОДА

«Говорят, что если бы не было свободы, то не было бы любви и добродетели, не было бы и понятия о добре и зле; а это было бы причиной того, чтобы не создавать разумных существ.»

АНГЕЛЫ, ИЛИ ДУХОВНЫЙ МИР

ОТПАДЕНИЕ ДЕННИЦЫ И АНГЕЛОВ ОТ БОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ В САМОЛЮБИЕ

В извращении стремлений духа (т.е. в обращении любви на самого себя), кроется источник зла и все неправильные проявления жизни духа 16 (16. Поэтому Иисус Христос и говорит: Любящий душу свою погубит ее (Ин. 12:25).)

«Самолюбие уничтожило в духе восприимчивость к Божественной жизни любви, которая была для него светом. Потому дух нравственно омрачился, и в него вошла духовная смерть, состоящая в утрате познания о Боге, о себе самом и о мире, в упадке стремлений духа, совершенном уничтожении любви, в забвении своего долга, в ослаблении восприимчивости, ожесточении сердца и в отчаянии.»

ПРОЯВЛЕНИЕ САМОЛЮБИЯ В ЖИЗНИ

«По слову Священного Писания, самолюбие, как источник всех грехов, есть корень греха, его внутренний принцип (см. 2 Тим. 3:2); оно есть извращенное направление любви. Любовь, как прирожденное стремление духа к самопроявлению и самопреданности, есть неотъемлемое свойство жизни, получившей начало от Живого Бога любви; а потому совершенно уничтожена она быть не может. Ибо без стремлений или любви не может быть и самой жизни: где нет любви, там нет и жизни, там царствует смерть. А потому Денница не мог уничтожить в себе стремлений духа своего, т.е. любви, но только дал им вместо направления к раскрытию себя обратное направление.

Стремления духа, или любовь, должны служить как бы светом и теплотой для всего окружающего, подобно вещественному свету солнца. Денница обратил этот свет на себя самого и сокрыл его в себе, чем омрачил себя и умертвил духовной смертью, значение которой уже нами выяснено. Вот плоды самолюбия: разлучение от единства жизни с Богом, отчуждение от света, состояние мрака, скорби, беспокойства, немощи, нечистоты, тления, а в мире духовном омрачение ума. Самонадеянность со всеми ее ошибками и уклонениями от жизни — это порождение самолюбия, ищущего и никогда не обретающего себе наслаждений и довольства жизнью.

Таким образом, жизнь в духовном мире разделилась на две по свойству своему противоположные области. Две трети Ангелов остались в единой с Богом жизни Любви, а отпадшая от Божественной жизни треть ангелов (см. Откр. 12:4) во главе с источником самолюбия, Денницей, образовала область жизни самолюбия. Область жизни любви пребывает вечно блаженной, а самолюбивая жизнь — исполненной множества различных заблуждений и страданий.»

ПОНЯТИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ

«Мы не будем говорить здесь о создании Богом вещественного мира, ибо он как в отношении к духовному миру вообще, так и в отношении к духовной природе человека, которую мы имеем в виду, имеет второстепенное значение. Мы будем говорить прямо о создании человека по образу и по подобию Божию (см. Быт. 1:26, 27; Быт. 9:6) как владыки видимого мира, составляющего собой соединительное звено между видимым и невидимым, небом и землей, и для которого вещественный мир создан Богом во временное жилище.

Божественное Откровение говорит нам, что прежде чем сотворить человека Бог, в Триипостасной Личности Своей, держит совет или предварительное суждение о цели создания человека: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт. 1:26).

Из этого мы уже можем видеть важное назначение человека в жизни вещественного мира, ибо человек Божественным советом назначается быть образом и подобием Самого невидимого Творца и Владыки мира, т.е. по жизни своей быть как бы видимым божеством, иметь Бога вселившимся в себя. Далее говорится о самом акте творения: И создал Бог человека из праха земного, и вдохнул в лицо его дыхание жизни (Быт. 2:7).

Бог, Который есть Дух и Жизнь вдохнул в лицо человека часть Своего духа и жизни, т.е. оживил его своей Личной жизнью, отразившейся и в лице человека, осветившей его и образовавшей в нем особое божественное строение. Это дыхание жизни Божества стало в человеке его духовной личностью, самостоятельной личной жизнью. Человек стал домом Божиим, церковью Его.»

«Создав из праха земли тело человека, Бог вдохнул дыхание жизни в лицо его и ввел в рай сладости, чтобы возделывать его и хранить (Быт. 1:16). Из этого видно, что Бог влил ток Своей любви, дарующей рай, или блаженство, с самостоятельным личным бытием для возделывания и хранения рая жизни своей — т.е. для деятельного развития в своей жизни той доли Божественной жизни любви, которая вложена в человека Богом.

Для восприятия от Бога Его Божественной жизни любви тело человека создается иным, особым способом, чем созидались тела прочих живых тварей. Телесный организм человека созидается с наивысшей восприимчивостью к воздействию на него не только сил физического мира, но также и влияний духовных со стороны Бога и Ангелов.
Этот наивысший из всех организмов вещественного мира, в силу своей повышенной чувствительности и восприимчивости, стал зеркалом Бога, отражающим свойства Его жизни и совершенства, ибо все духовные влияния на себя он отражает в своей жизнедеятельности. И вот, лишь только Бог оживил этот организм Своим дыханием, человек стал образом и подобием Божиим, ибо вселилась в него жизнь Бога с зачатками ее свойств и совершенств, для проявления и деятельного развития ее в жизни человека.

В этот же момент образовался союз или единство жизни Бога с человеком, т.е. положено начало религии и Церкви. Человек обязан был хранить этот союз и не прекращать общение с Богом, источником его жизни, проявлять и совершенствовать в своей личной деятельности Божественную жизнь и тем содействовать развитию ее в мире, среди людей и всех созданий Божиих. Человек должен был поддерживать и возгревать стремления духа или сердца своего к раскрытию и проявлению свойств и совершенств его, вложенных в него Самим Богом, и таким образом служить Богу и ближнему до самоотвержения, что и составляет любовь и истинную жизнь.

Как было уже сказано, любовь — безусловное отрицание эгоизма, она есть источник нравственного настроения и совершенства жизни, истинная религия, ибо соединяет жизнь человека с жизнью Божества; любовь есть свойство той самой жизни, которую Бог вдохнул в человека и которой должно жить все человечество. Любовь, как Божественная жизнь, порождает благородные наслаждения, наивысшие радости и блаженства. Она спасает человека от изолированности, от односторонней застывшей индивидуальной его ограниченности и замкнутости в себе. Она научает его избегать ложной самости и искать нового существования в других. Перед ней охотно открываются сердца людей; под мягким дыханием ее может рассыпаться и жесткая кора самолюбия. Она исцеляет болезни, приносит счастье, питает алчущих, одевает нагих, утешает страждущих, творит чудеса. Что самолюбие разделяет, то любовь объединяет.

Человеческая жизнь, освященная действием Божественной любви, прекрасна и блаженна.


Как мы уже сказали, оживленный Божественной жизнью любви, человек богоподобен. В чем же мы можем усматривать это богоподобие? Богоподобие в человеке только тогда и наблюдается, когда он возгревает в сердце своем любовь и проявляет ее в своей деятельности, подражая примеру Христа Бога.»

«Жизнь любви, или праведность и истина, конечно, не могут не отражаться даже и на телесной оболочке человека, ибо и она изменяется в зависимости от духовного настроения. Так, в моменты религиозного одушевления, самоотверженного подвига или в сиянии любви внешность всякого человека, даже некрасивого, преображается, озаренная каким-то высшим светом, и становится необычайно приятной. Сквозь телесную оболочку словно просвечивает прекрасная душа, налагающая на лицо лучезарный отпечаток. У людей праведных, как мы знаем, даже старческая немощь не отнимает привлекательности, и вся плоть их одухотворяется.

И первый человек, оживленный Божественной любовью, был богоподобен, ибо сердце его пламенело и стремилось к раскрытию себя. Сердце было свободно и беспрепятственно проявляло свойства и совершенства духа в жизни. Стремление духа и воля его была едина и направлена только на служение Богу и окружающим его созданиям. Божественная жизнь любви протекала в человеке и без какой бы то ни было задержки проявлялась вне его, и потому он чувствовал в себе мир и радость, составлявшие его блаженство. Тогда человек был настолько духовно счастлив, что не замечал своей физической природы и потому не ощущал и не видел своей наготы.»

«Душу и сердце человеческие в отношении к Богу и духовному миру по восприимчивости принято сравнивать с самым чистым, здравым оком: лишь только откроется оно, в зрачке отразится солнце и весь освещаемый им мир, и человек узрит самого себя, а самая жизнь его осветится. Так и чистое сердце человека, не омраченное самолюбием и проявлениями его, принимает в себя образ Бога, т.е. жизнь любви, и, освещаемое духом, созерцает весь духовный мир, а саму жизнь любви показывает во внешней своей деятельности. «Божество отражается в человеческой душе, как солнце в капле воды, и восприятие этого воздействия человеком есть непреложный факт религиозного опыта» 17. «Светлов. Апологетическое богословие. 1905 г. С.117.»

«Бог есть Любовь (1 Ин. 4:8) — любовь, состоящая в стремлении к самораскрытию. Потому и человек должен пребывать в той же самой любви, во всем своем существовании проявляя эту Божественную жизнь. Только в этом и может состоять его богоподобие, которое сохранялось в сердце и жизни человека до отпадения его от единства жизни с Богом. Тогда сердце человека было подобно зеркалу, перед которым что поставите, то и отразится.

Из-за этой зеркальности сердце человеческое было доступно отражению в нем внушений духа злобы, самолюбием извратившего свою жизнь. Сам же Бог, создавший сердце человека чистым и восприимчивым, не захотел предохранить его насильственно от духовной заразы — от внушений самолюбивого духа. Поскольку сердце человека даже помимо его воли способно улавливать любые духовные влияния, в нем могли запечатлеваться слова, внушения и даже образ самолюбца дьявола, выраженный его действиями.»

«Первозданный человек был свят, т.е. обладал целостностью полученной от Бога жизни любви и ничем не нарушал течение ее, а потому блаженствовал. Ни одно создание Божие не могло так наслаждаться жизнью, как наслаждался ею человек, ибо, кроме наиприятнейших телесных ощущений, он ощущал еще блаженство в сердце как бы от протекающей через него Божественной жизни любви и полноты ее в единстве с Богом.»

«Жизнь Божественной любви, проявлявшаяся в Адаме, должна была объективироваться и реализоваться в другой личности; ибо любить — значит перенести себя из замкнутого центра на периферию, к тому, что находится вне нас, для распространения и развития любви.»

«Из-за отсутствия существа, подобного Адаму по естеству и по природе, ему не на кого было направлять стремление своей жизни. Бог же несравненно выше человека и притом обладает абсолютной духовной сущностью. Потому одиночество стало угнетать Адама, что и увидел Господь и сказал: Нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, подобного ему... И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (Быт. 2:18, 22). Адам чистым сердцем тотчас же прозрел в жене кость от костей своих и плоть от плоти своей (см. Быт. 2:23).»

«Первозданная чета — Адам и Ева — составляла собой земную Церковь Бога Живого, чистую, непорочную, ибо и в ней, как в Ангелах, проявлялись свойства и совершенства Божественной жизни любви, придававшие ей образ Божий и подобие Его.

Из дальнейшей жизни прародителей, наступившей после отпадения их от Бога, особенно же с появлением потомства, мы увидим, как эта Церковь Божия осквернилась, ибо жизнь человеческая заразилась от дьявола его самолюбием, извратившим стремления духа жизни, а сердце человеческое омрачилось множеством грехов. Оттого в жизни человека появились страдания, болезни и смерть. Этот великий переворот и искажение жизни человеческой потребовали со стороны Божественной любви принятия особых мер к спасению человека, осуществившихся через Боговоплощение.»

ОТПАДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ОТ СОЮЗА ЖИЗНИ ЛЮБВИ С БОГОМ

«До грехопадения своего человек жил любовью продолжительное время и тем сроднил с любовью свою естественную жизнь, тогда как самолюбие было привнесено извне и не было свойственно человеческому духу. Однако, даже будучи внешним, оно сильно заразило человеческую природу и стало вытеснять из сердца человека Божественные свойства духа. Самолюбие стало вселяться в него и овладевать всеми его стремлениями, проявляясь в совершении зла. Таким образом, Церковь Бога Живого превращалась в селение самолюбивого духа, начавшего борьбу с Божественной любовью в сердце человека, который должен был непрестанно бодрствовать и бдительно сохранять ее в себе.
Как известно, Господь поручил человеку возделывать рай (Быт. 2:15), т.е. возбуждать в себе деятельность и развивать силу для сопротивления духу злобы и борьбы с ним, и тем охранять свой рай — блаженство. Но человек не исполнил этой обязанности, ослабил бдительность над собой и пал. Пал потому, что увлекся любознательностью, а жизнь свою, т.е. деятельную любовь, остановил.»
«Несмотря на постоянное напоминание (в виде древа жизни и познания) человеку о счастье в жизни и об опасности познания, Ева, а за ней и Адам, уклонились от жизни в смерть, от любви в самолюбие, служение самим себе. Адам вкусил запрещенного плода по предложению жены своей и жизнь заменил самолюбием и стремлением к познанию.
С этого момента начался величайший переворот в жизни не только человека, но и всего мира: жизнь любви заменилась жизнью самолюбия и служение Богу заменилось служением себе.»

ОБЕТОВАНИЕ СПАСИТЕЛЯ

«Сатанинское самолюбие есть источник всякого беспорядка и несчастья в жизни. Человек, зараженный самолюбием, ищет от жизни только угодное себе и от этого теряет все другое. Самолюбие высокомерно противопоставляет свое маленькое «я» всему вокруг и живет с миром в губительном споре, всегда оканчивающемся уничтожением собственного существа.

Заглушив совесть (или Божественную жизнь), оболгав рассудок, поразив волю, отравив всю вообще личную жизнь, самолюбие порождает ожесточение, равнодушие и тупость к вечным благам, зависть ко всякому преимуществу и благополучию другого. Самолюбие способно не верить в человечество, осмеивать труды и борьбу за благо; оно верит только в себя и свои права. Оно разложило человечество, разбило его на части, в которых едва заметны следы первоначальной жизни любви и образа Божия; оно наполнило мир войнами за личные интересы. Живя без всяких идей, лишь для собственного удовольствия за счет других, самолюбие представляет собой рабское чувство, к которому присужден каждый из самолюбцев.

Все эти плоды самолюбия — следствие утраты Божественной жизни любви, без которой самолюбцу недостает мягкости, нежности в жизни, результат отсутствия общения с Богом, Ангелами и людьми. В силу этого даже самые добродетели самолюбца носят в себе разрушительный характер, так как они основанием своим имеют самолюбие, служащее источником всякого зла.»
«Мы теперь знаем, что Бог есть Любовь (1 Ин. 4:8) и жизнь Его состоит в стремлении к самооткровению и самопреданности, т.е. в проявлениях любви словом и делом. Мы знаем также, что Слово Божие есть слово жизни любви в назидание и руководство человеку, оживленному при создании его Божественной любовью и тем поставленному Богом в единство с Собой. А отсюда нам становится уже понятным, что тот, кто ведет Божественную жизнь любви, принадлежит к истинной религии, состоит в союзе и единстве с Богом.»

📖 Священномученик Александр Миропольский - Любовь - сущность христианства В настоящем сочинении достаточно подробно разъяснено, почему только православное христианство заключает в себе ту самую Божественную жизнь, от которой отпало человечество в лице своих прародителей, Адама и Евы. К этой жизни Спаситель Христос приводит человечество Своим учением, примером личной жизни, страданиями, смертью и воскресением как проявлением наивысшей Божественной любви к человеку. Согласно с Божественным Откровением (1 Ин. 4:8, 16-17) Бог есть Любовь, и причиной создания Богом духовного и вещественного мира, Ангелов и человека была любовь. Мы постараемся как можно обстоятельнее выяснить значение и сущность любви прежде всего в жизни Самого Бога, а затем в Его Откровении.

Subscribe

promo anchiktigra march 25, 2016 11:57
Buy for 1 000 tokens
Летние книги, подборка. Книги о лете. Летние книги для чтения. Летняя подборка книг. Джоанн Харрис - Ежевичное вино (2000) Вино способно творить чудеса и новые миры. Джей Макинтош, писатель, который не пишет, безнадежно застряв в прошлом, находит шесть бутылок домашнего вина, чудом…
Comments for this post were disabled by the author