anchiktigra (anchiktigra) wrote,
anchiktigra
anchiktigra

Categories:

4 сферы разрешения конфликта в позитивной психотерапии



Начало здесь


ГЛАВА 2
Четыре сферы разрешения конфликта.
Четыре качества жизни в рамках интегрированной медицины.


После того как мы разобрались с вопросом позитивного подхода, поговорим о том, "что является содержанием конфликта, с чем он связан?" Так как в позитивной терапии речь идет о психотерапии, направленной на конфликты, то мы не пытаемся останавливаться на симптомах, например, на страхе или депрессии, а отвечаем на вопрос: "Что стоит за этими симптомами, что является содержанием конфликта?" Чтобы понимать человеческие конфликты, мы задаемся вопросом содержания, заключенным в них.

В психосоциальной области это содержание конфликта не статично, а развивается по собственной динамике. Наиболее ярко оно проявляется в отношении к людям, которые для нас особенно значимы: с родителями, бабушками и дедушками, братьями и сестрами, партнерами, детьми и другими важными группами личностей. Возникающие конфликты развиваются одновременно на нескольких уровнях: в личных переживаниях, межличностных отношениях, и семье и в больших социальных группах. Поскольку мы хотим описать содержание всех конфликтов, то, справедливости ради, необходимо будет остановиться на всех этих уровнях. Мы хотим остановиться на различных возможностях выявления содержания конфликтов и показать, как они влияют на динамику конфликта. Эти методы поначалу не зависят от терапевтической аранжировки, их основа находится
в семейной терапии.

Несмотря на все культурные, социальное различия и особенности каждого человека, мы можем наблюдать, что все люди для преодоления своих проблем, обращаются к одним и тем же типичным формам реакции на конфликт. Если у нас есть проблемы (мы сердимся, чувствуем себя подавленными и не понятыми, живем в постоянном напряжении или не видим смысла в жизни), то не все эти трудности мы можем выразить в четырех сферах. Они дают представление о том, как человек воспринимает себя, и окружающий мир и по какому пути идет признание и контроль реальности.

Исследования Носсрата Пезешкиана и его сотрудников в более чем 20 культурах привели к формулированию следующих "четырех сфер разрешения конфликта" через:

1. Тело (посредством ощущения).
2. Деятельность (посредством сознания).
3. Контакты (посредством традиции).
4. Фантазию (посредством интуиции).

Эти формы реакции на конфликты являются широкими категориями, которые каждый понимает в зависимости от собственных представлений, желаний и конфликтов. Пример: отец реагирует на конфликт через погружение в работу (успех), мать замыкается в себе, избегает социальных контактов (контакты), ребенок реагирует физическими недугами (тело). Эти различные формы реакции могут, в свою очередь нести к коммуникативным затруднениям.

Ромб четырёх сфер распределения психической энергии
(4 сферы переработки конфликта)


Каждый человек развивает собственные, наиболее предпочтительные для него пути решения конфликта. При гипертрофии одной из форм другие уходят на задний план. Каким формам будет оказано предпочтение, в большой степени зависит от опыта, прежде всего от того, как человек действовал в детстве.

Четыре формы реакции на конфликты моделируются в конкретной жизни через типичные концепции.

Вопросы, дающие общую ориентацию по четырем сферам переработки конфликта.

1. Как вы реагируете, когда у вас возникают проблемы? (Вы отвечаете на проблемы своим телом, успехами, ищите помощи у друзей или в своих фантазиях).

2. Какое высказывание относится к вам? ("Я верю тому, что я вижу", "Я верю тому, что я понимаю", "Я верю тому, что, например, говорят мои родители", "Я верю тому, что спонтанно пришло в голову").

3. Что было девизом в родительском доме? (Например: "Еда и питье соединяют тело и душу". "Если ты что-то можешь, то ты что-то значишь". "Что скажут люди?" "Все в руках Господа").

Четыре сферы подобны всаднику, который целеустремленно (деятельность) двигается к цели (фантазия). Для этого ему нужна хорошая, ухоженная лошадь (тело), а на случай, если он с неё упадет, помощники, которые помогут подняться (контакты). Это означает, что терапия не должна ограничиваться одной областью, например, всадником, а должна принимать во внимание все участвующие сферы. На основании этого можно выделить как индивидуальные, так и характерные для малых групп способы реакции на конфликты. Таким же образом можно рассматривать и способы реакции, основанные на культурных различиях.

По нашим наблюдениям в Европе и Северной Америке на первом месте формы реакции на конфликт из области "тело" и "деятельность", в то время как на Востоке прослеживается тенденция "тело", "контакт", "фантазия". Несмотря на тенденции, каждый воспринимает мир по-своему, в соответствии с характерными для данной личности формами реакции. Врачи, ориентированные на соматику, например, часто сталкиваются с серьезными
трудностями при лечении южан или пациентов с Востока, которые явно страдают, но их состояние не понятно врачу. Для обозначения этого явления получил распространение термин "трансальпийский синдром". Указания на значение этого синдрома, который может принимать различные формы, находятся, с одной стороны, в концепциях пациентов, которые определяются культурными и семейными традициями, и с другой стороны - оторванностью от корней, проблемами отрыва от привычного образа жизни рабочего эмигранта.

На разрыв связей с семьей организм отвечает нарушением. Именно здесь четыре сферы реакции на конфликт могут указать терапевту на важные аспекты нарушении, которые не поддаются инструментальной органо-медицинской диагностике и терапии.

1. Тело (ощущения).

На первый план выступает тело - я - чувство, как человек ощущает свое тело? Как воспринимаются ощущения и информация из внешнего мира? Информация, получаемая через ощущения, проходит через цензуру приобретенных ценностных стандартов. Некоторые ощущения вместе с определенными переживаниями могут приводить к конфликту. Через ощущения ребенок вступает в контакт с окружающим миром в начале своего развития. Совокупность действий контролируется ощущениями. Ритм сна и принятия пищи может иметь большое значение для развития пунктуальности. Некоторые люди впадают в панику, если они слышат, что кто-то кричит. Воспоминания о гневно кричащих родителях и постоянных родительских требованиях вести себя тише делают шум субъективно непереносимым. Так же может быть и с другими ощущениями. Грязная, неряшливая внешность сама по себе не является причиной для волнения. И только потому, что мы испытали на себе, что грязь - это плохо и быть грязным - отвратительно, мы реагируем па испачканного человека с отвращением. Таким образом, эти сферы становятся "местом" ослабленного сопротивления, и к ним привлекается больше внимания. Конфликты перерабатываются психически и психосоматически.

Почему произошли те или иные психосоматические заболевания именно этого органа, можно понять, исходя из того, как пациент относится к своему телу вообще, к отдельным органам и их функциям, а также к здоровью и болезням. Это определяет общие связи конфликтной ситуации, почему один человек реагирует сердцем, другой желудком, нарушением органов дыхания, кожей и т. д., почему некоторые люди бегают в болезнь, а другие всеми силами сопротивляются телесным слабостям и болезням. Такие вопросы могут помочь человеку правильно посмотреть на свою конфликтную ситуацию и тем самым оказать психотерапевтическую помощь.

У некоторых больных (желудочных), а также у страдающих ожирением можно встретить установки, касающиеся приема пищи (все, что стоит на столе, должно быть съедено). В отличие от них пациенты с коронарными сердечными нарушениями имеют установки такого плана, когда в проблемных ситуациях основной упор делается на точность, распределение времени. Ревматические пациенты чаше всего проявляют типичные проблемы воспитанности (возьми себя в руки, что скажут люди). У пациентов с психосоматическими кожными нарушениями поразительно часто наблюдаются приводящие к конфликтам концепции относительно чистоты и контактов.

Физические реакции на конфликты могут быть следующими: изменение физической активности (занятия спортом - "зацепиться, не стареть", сон ("переспать" конфликты, нарушения сна), еда (обжорство - "поесть с горя", отказ от пиши - "мания похудения"), сексуальность (донжуанство, нимфомания - отказ от секса), функциональные нарушения, психосоматические реакции.

Например: "Каждый раз, когда я разволнуюсь из-за неорганизованности моего мужа, у меня болит голова".

Концепции:
"Что стоит на столе, должно быть съедено".
"Нужно принуждать плоть, чтобы она не забывала о смерти".
"Ты выглядишь бледно, значит, ты болен".
"Все мужчины хотят лишь одного".
"Еда и питье соединяют тело и душу".


Подобные концепции могут влиять на отношение к телу и на физические заболевания. Они являются причиной того, что люди так по-разному реагируют на физические недомогания, живут в ипохондрическом ожидании болей и болезней или сопротивляются телесным недугам.

Вопросы к первой сфере переработки (реакции) на конфликты
1. Какие у вас есть физические недомогания, какие органы поражены?
2. Как вы оцениваете свой внешний вид?
3. Вы ощущаете свое тело как друга или как врага?
4. Вам важно, как выглядит ваш партнер?
5. Какое из 5 чувств имеет для нас самое большое значение?
6. На каком органе у вас срывается гнев?
7. Как реагирует ваш партнер (ваша семья), когда вы болеете?
8. Как вы ведете себя, когда болеет ваш партер?
9. Много ли вы спите?
10.Какое влияние оказывают болезни на ваше восприятие жизни и ваше отношение к  будущему?
11.В вашей семье ценят хороший внешний вид, занятия спортом, физическое здоровье?
12.Кто вас гладил, целовал или был с вами нежен?
13.Много ли внимания уделялось в вашем родительском доме хорошей и обильной еде, каким был девиз?
14.Как реагировали ваши родители на ваши игры с собственным телом (например: сосание пальцев, мастурбации и т.д.)?
15.Как вас наказывали (били, ругали, запугивали, кричали, лишали еды, лишали любви и т. д.)?
16.Приходилось ли вам, несмотря на болезнь, долго оставаться на ногах?
17.Когда вы заболевали, вас сразу же отправляли в постель?
18.Кто за вами ухаживал?
19.Назовите примеры и ситуации.

2. Деятельность (сознание)

Это качество имеет особое значение в индустриальных обществах, особенно в американо-европейских культурных кругах. Сюда относятся виды и способы, которыми выражаются нормы деятельности, и таким образом они включаются в собственную концепцию. Мышление и сознание позволяют систематически и целенаправленно решать проблемы и улучшать деятельность. Здесь возможны две взаимно противоположные реакции на конфликт:

а) уход в работу,
б) уход от деятельности.

Типичными симптомами являются проблемы самооценки, перенапряжение, стрессовые реакции, боязнь не справиться с заданием, нарушение концентрации и реже встречающиеся симптомы: пенсионный невроз, апатия, нарушение деятельности и т. д.

Концепции:
"Если ты что-то можешь, то ты что-то из себя представляешь",
"Делу - время, потехе - час",
"Дело - есть дело, а отдых - это отдых",
"Без труда не вытащишь и рыбку из пруда",
"Время - деньги",
"Тяжело в учении - легко в бою" и т. д.


Вопросы ко второй сфере переработки конфликтов
1. Какой деятельностью вы хотели бы заниматься? Вы довольны своей профессией?
2. Какая деятельность доставляет вам трудности?
3. Для вас важно, чтобы ваша деятельность всегда была успешной?
4. Что представляет для вас наибольший интерес (физическая, интеллектуальная или художественная деятельность, организационная работа и т. д.)?
5. Легко ли вам признать успехи вашего партнера, ваших детей (например, вам не нравится его деятельность или тот факт, что он тем самым нас принижает)?
6. Считаете ли вы себя (партнера) интеллигентным?
7. Когда вы оцениваете человека, насколько для вас важны его интеллигентность и его социальный престиж?
8. Бывает ли вам иногда трудно принимать решения?
9. Где вы раньше раскрываетесь: на работе или в семье?
10. Вы хорошо себя чувствуете, когда вам нечего делать?
11. Кто из ваших родителей больше ценил деятельность?
12. Кто из вашей семьи играл с вами?
13. Кто проверял ваши школьные задания?
14. Когда вы ошибались, как вас наказывали?
15. Родители говорили вам, почему вы должны что-то делать?
16. Родители проявляют понимание к нашим интересам?
17. Какие воспоминания типичны для ваших школьных лет?
18. Как вас награждали за ваши успехи? Подтвердите ваши ответы примерами.

3. Контакты (традиции)

Эта сфера предполагает способность завязывать и сохранять контакты: контакт с самим собой, с партнером, с семьей, отношения с другими людьми, группами, социальными слоями и чужими культурными кругами, связи с животными, растениями и предметами. Социальное поведение определяется индивидуальным опытом и традицией. Мы имеем возможность завязывать контакты и регулировать полученные из социального опыта критерии выбора: от партнера ожидают, например, вежливости, честности, справедливости и, порядка, определенных занятий по интересам и т. д. И мы выбираем себе таких партеров, которые в какой-то мере соответствуют этим критериям.

Мы можем реагировагь на конфликты тем, что мы ставим под сомнение наши отношения с окружающим миром: одной из крайностей является бегство в общительность, чрезмерную активность, группу, где должны помочь снять ему остроту проблемы. Человек пытается в разговорах с другими добиться симпатии и солидарности:  "Когда я расстроюсь из-за свекрови, то я звоню своей подруге и часами говорю с ней об этом". Здесь имеет место социальная суперактивность, эмоциональная зависимость от группы и т. д. В другом случае можно наблюдать, наоборот, избегание общества. Человек отдаляется от людей, которые его беспокоят, чувствует себя скованным, избегает общества и любой возможности контактирования с людьми. Симптомами являются: заторможенность, неосознанная потребность в поддержке, боязнь контактов, предубежденность и т. д.

Концепции :
"Зачем мне другие?!",
"Один слаб, вместе мы сильны",
"Гости - это дар господень",
"Положиться можно только на себя, а не на других",
"Человек без друзей - наполовину человек".


Вопросы к третьей сфере переработки конфликтов
1. Кто из вас более контактен?
2. Кто из вас более рад гостям?
3. Что скорее остановит вас позвать гостей : недостаток времени, то, что некоторых гостей приходится ждать, вы полагаете, что не сможете достаточно хорошо угостить гостей и т.д.?
4. Как вы чувствуете себя среди множества людей?
5. С какими людьми нам трудно вступать в контакт?
6. Что для нас сложнее - вступать в контакт или его поддерживать?
7. Трудно ли вам отказываться от любимых привычек?
8. Какое значение имеет для вас традиция?
9. Вы крепко придерживаетесь семейных (религиозных, политических) традиций?
10. Имеет ли для вас большое значение, что скажут другие люди?
11. Кто из ваших родителей был более контактным?
12. К кому вы могли бы обратиться, если бы у вас возникли проблемы?
13. Когда вы были ребенком, у вас было много друзей?
14. Когда к родителям приходили гости, позволялось ли вам присутствовать и участвовать в разговоре?
15 Считает ли вы, что контакты с родственниками важны?
16. У нас было мною партнеров по играм или вы больше любили играть в одиночестве?
17. Ваши родители - большие приверженцы хорошего поведения и вежливости?
18. Какие переживания возникают у вас в связи с этими вопросами?

4. Фантазия (интуиция)

Следующей областью познания является то, что на языке поэтов называют голосом сердца или даром, на языке религии - наитием, на языке психологии - интуицией или интуитивным суждением. Представляется, что интуиция находится во взаимосвязи с психическими процессами сна или фантазии, которые одновременно могут представлять форму переработки конфликтов и проблем. На конфликты можно реагировать, активизируя фантазию: представляя себе решение конфликта, можно в мыслях представить себе желаемый успех или мысленно наказать и даже убить своего врага. Фантазия и интуиция могут, например, в творческих действиях и сексуальных фантазиях вызвать потребности и даже удовлетворить их. В качестве "личного мира" фантазия отделяет от ранящих проявлений действительности и создает на некоторое время приятную сферу (например, алкоголизм или наркомания). Она может создать иллюзию того, что какого-либо "злого дела" или болезненного расставания не было. Она может также и пугать, в качестве проекции собственных страхов сделать действительность невыносимой. Фантазия смешивается с восприятием и ведет к симптомам, которые встречаются у шизофреников. Чтобы уменьшить пугающую, динамическую силу фантазии, некоторые люди принуждают себя к определенному поведению, "зашнуровываются в корсет", который помогает сдерживать угрожающие фантазии в определенных рамках и защищаться от бесконтрольных проявлений своих чувств. Интуиция и фантазия выходят за рамки непосредственной действительности и могут играть роль того, что мы начинаем смыслом деятельности, смыслом жизни, желанием, планами на будущее или утопией. Из способностей к интуиции-фантазии развиваются потребности в мировоззрении и религии, которые предоставляют возможность заглянуть в далекое будущее. Соприкоснуться с неизвестным - в этом суть фантазии. Способность фантазии "дает возможность рисковать, решиться на шаг в неизвестное, человек берет на себя груз сомнений и все же надеется, что где-то найдется новая граница (которая, в свою очередь, является частью своей собственной действительности)". Если бы не было любознательности и фантазии, не было бы сомнений и страха, не было бы ни развития, ни прогресса, ни познания самого себя.

Концепции :
"Все является лишь игрой воображения",
"Какое мне дело до действительности, раз я счастлив!",
"Слава богу, что после смерти ничего не кончается",
"Кто рискует, тот выигрывает!",
"Нет желаний, нет счастья",
"Придёт время, придёт и решение".


Вопросы к четвертой сфере переработки конфликтов
1. Кто из вас больше ценит фантазию?
2. Часто ли к вам приходят хорошие мысли?
3. Бывает ли так, что фантазии вам милее действительности?
4. Чем вы занимаетесь в своих фантазиях: телом (секс, сон, спорт), профессия (успехи, неудачи), контакты с другими людьми, будущим (желания, утопии, мировоззрение, религия)?
5. Вы охотно вспоминаете прошлое?
6. Думаете ли вы иногда о том, как было бы с другими партнерами, о другой профессии  и т. д.?
7. Какие качества вашего партнера играют в ваших фантазиях самую большую роль?
8. Часто ли вы думаете о будущем? Любите ли вы читать фантастику?
9. Когда-нибудь, мысленно вы пытались совершить самоубийство?
10. Если бы вы на неделю могли поменяться с кем-нибудь местами, с кем бы вы поменялись? Почему?
11. Если бы вы на день стали невидимкой, как бы вы использовали время?
12. Кого им людей вы бы выбрали образцом для подражания?
13. Вы помните фантазии вашего детства?
14. Кто из вашей семьи больше склонен к мечтам и фантазиям?
15. С кем бы вы охотнее всего обсуждали ваши сны?
16. Какие у вас отношения к искусству (живопись, музыка, литература). Вы сами рисуете? Что?
17. Как вы представляете себе жизнь после смерти?
18. Какие ситуации приходят вам в голову относительно поставленных вопросов?

Тоска человека но неизвестному - мы специально формулируем это так неопределенно, так как неизвестное может принимать для каждого человека в любой ситуации свою форму, - привела к тому, что вся история человечества нанизана на штырь религии.

Воображаемое экспериментирование, фантазирование получили своё традиционный облик в сказках, рассказах и историях. В сказках сталкиваются чужая фантазия и личная фантазия отдельного человека. Похожие сочетания встречаются в художественной, творческой и производительной деятельности. Опыт, приобретенный в других сферах переработки кризисов, фильтрует возможности фантазии. Примером этого могут служить ограничения игровой фантазии и представителей кругов современного индустриального общества.

Способность к фантазии развивается рано, в то время, когда ребенок еще не умеет различать действительность и выдумку, устанавливать четкие причинные связи. Она развивается в игре. Процесс этого развития зависит от того, как в семье относятся к фантазиям и их содержанию.

Итак, есть четыре возможности реакции бегства (ухода) :

1) уход в болезнь,
2) уход в деятельность,
3) уход в общение (контакты),
4) уход в фантазии (мечты).

Практическое применение четырёх сфер.

По концепциям позитивной психотерапии здоров не тот человек, у которого нет проблем, а тот, кто знает, как выйти из возникающих конфликтов.

Здоров, по модели 4 сфер переработки конфликта, тот, кто пытается равномерно распределить свою энергию по этим четырем сферам. Это означает, что цель лечении в том, чтобы человек посвятил:

25% своей энергии (но не обязательно времени) своим физическим потребностям,
25% своей энергии направил бы на свою деятельность, будь это профессиональный труд или домашняя работа,
25% - на межличностные контакты (семья, друзья, коллеги)
25% отдавал бы интуиции, фантазии, вопросам о будущем, о смысле жизни и религиозно-духовным вопросам.

Конечно, это должно рассматриваться лишь как цель, к которой нужно постоянно стремиться. В этом смысле можно говорить об интегрирующей медицине, когда терапией во внимание принимаются все 4 стороны жизни. Позднее, когда мы подробнее остановимся на модели конфликта в позитивной психотерапии, значение 4 сфер будет особенно наглядным, особенно при предупреждении заболеваний. На модели позитивной психотерапии нарушения и заболевания возникают только в тех сферах, на которые не обращалось достаточно внимания и их не развивали.

Каждый человек от рождения обладает этими четырьмя сферами, но благодаря культуре, воспитанию, социализации в широком смысле, некоторые сферы развиваются больше, некоторые меньше.

Целью терапии становится помочь пациенту распознать и развить собственные способности.

Пример из практики.

Если женщина приходит к врачу и жалуется на то, что у ее мужа нет на нее времени, т. к. он, как говорится, "женат на профессии", то это значит, что ее супруг отдает свою энергию преимущественно в сферу деятельности. И мы будем говорить с супругами не только о деятельности, но и о том, что при этом не развиваются 3 остальные сферы. Мы попытаемся активизировать до этого не развитые сферы тела, контактов и интуиции. Развивая эти три сферы, муж одновременно вынужден будет отдавать меньше энергии работе.

Здесь иногда возникает недопонимание. Почему речь идет об энергии, а не о времени, я хотел бы это кратко объяснить. Энергия в данном случае означает, "насколько важна данная сфера для меня, сколько процентов моей жизненной энергии (у каждого ее 100%) вкладываю в каждую область?". Есть, например, люди, которые заняты профессионально по 12 часов в сутки, и тем не менее у них еще достаточно энергии для семьи и социальной активности, а другие уже через 2 часа так устают, что у них нет энергии ни на что другое. Это указывает на то, что дело не во времени, а в расходовании энергии. Мы все знаем, что конфликты с партнерами высасывают из нас очень много энергии, которой нам потом не достает в других сферах. Наш опыт, особенно с предпринимателями и менеджерами, показал, что если мы научимся быть всесторонне уравновешенными, т. е. распределять энергию на все 4 сферы, то улучшаются результаты деятельности, т. к. у нас увеличивается мотивация, например, для работы.

Именно на примере менеджеров хорошо видно, что лучших результатов добивается тот, кто здоров, у кого есть семья, и она его поддерживает, кто может идентифицировать себя с предприятием и знает, зачем он работает.

Как уже говорилось, 4 сферы даются человеку от рождения и развиваются через жизненные концепции и девизы, которые есть в каждой семье и в каждой культуре. При лечении мы пытаемся сделать конфликты осознанными и вместе с пациентом активировать до этого не развитые сферы. Приведенные здесь вопросы можно проработать с пациентом, чтобы увидеть, какое значение имеет для него каждая сфера.

Применение четырех сфер переработки конфликтов.

Эта "четверка" напоминает весы, которые всегда должны показывать примерно 25%, чтобы гарантировать душевное равновесие. Определяющей для гармоничной духовной жизни является способность думать позитивно и творчески. Способность, которую многие люди почти утратили, но которую можно возвратить.

В личной сфере односторонность в 4 сферах жизни выражается в открытых формах 4 реакций бегства (ухода):

можно уйти в болезнь (соматика),
в активность и деятельность (рациональность),
одиночество или общество (идеализация или отказ)
в фантазию.

Но главное в позитивной психотерапии не только лечение пациентов, а то, что врачи и психотерапевты должны научиться применять этот метод по отношению к себе и своей семье, т. к. этот метод дает хорошие результаты лишь в том случае, если суметь применить эти 4 сферы в своей жизни.

Восточная мудрость говорит:

"Если ты хочешь привести страну в порядок,
то сначала нужно привести в порядок провинции и республики.

Если ты хочешь привести в порядок провинции и республики,
ты должен сначала навести порядок в городах.

Если ты хочешь навести порядок в городах,
нужно наладить жизнь в семьях.

И если ты хочешь наладить жизнь в семьях,
то наведи порядок в своей семье.

А если ты хочешь, чтобы в твоей семье все было хорошо,
то разберись в самом себе".

Практически мы лишь советуем пациентам вместе с семьей и течение нескольких недель просматривать эти 4 сферы: "где я нахожусь на этой неделе, в какой сфере я приложил бы больше усилий, а где мы должны бы друг другу помочь?". Судя по опыту семейной терапии, у членов семьи развиты разные сферы. Например, в то время, как у сына хорошо развита сфера контактов и у него много друзей и гостей, другой член семьи очень творческая личность, третий - спортивен. Часто мы рассматриваем такое положение вещей, как ведущее к конфликтам, а по рассматриваемой концепции мы можем помочь членам семьи учиться друг у друга и гармонично развивать все сферы.С межкультурной точки зрения очень интересно, что люди западных культур больше развили сферы тела и деятельности, например в Германии, где весь день работают, а оставшееся время используют для того, чтобы отдохнуть физически. В восточных странах не так высоко ценят физическое здоровье, но зато большое значение имеют контакты в семье, с друзьями и вопросы о смысле жизни, религии, смерти и жизни после смерти. Работают скорее потому, что надо работать, но и работу связывают с контактами. Восточные базары являют тому прекрасный пример, как в течение целого дня работают и общаются. В России ситуация совершенно особенная. Страна находится не только географически между Европой и Азией, но и ментальность находится здесь между Востоком и Западом. С одной стороны, есть западные качества, научные интересы, планирование, прилежание, с другой стороны - много внимания обращается на гостеприимство, жизнь в семье, духовные элементы. Это несет с собой особые трудности, но и представляет изобилие шансов.

Хамид Пезешкиан, Марк Воронов
"Введение в позитивную психологию и психотерапию"


Читай также:

1) Транскультуральный и междисциплинарный подход в позитивной психотерапии

2) Позитивная интерпретация заболеваний

3) Функция историй и притч в позитивной психотерапии



Tags: Воронов
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author