Франк С. Л. - Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии (1938). Конспект. Цитаты.



«Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии» — главная книга Франка, шедевр религиозной философии. Гениальная концептуализация апофатического Боговедения. Целостная система христианской философии: гносеология, антропология, онтология, богословие. И главное — Непостижимое не как черная дыра, а — полнота реальности, то, что превыше знания, что ближе к нам, чем мы сами, то, что дает бытие сущему, само не являясь бытием.

Франк С. Л. - Непостижимое. Конспект:

📖 ВСТУПЛЕНИЕ

Часть первая. НЕПОСТИЖИМОЕ В СФЕРЕ ПРЕДМЕТНОГО ЗНАНИЯ

📖 Глава I. НЕПОСТИЖИМОЕ ДЛЯ НАС
1. Предмет знания как неизвестное и неданное
2. Неведомое как непостижимое для нас


📖 Глава II. НЕПОСТИЖИМОЕ ПО СУЩЕСТВУ В ПРЕДМЕТНОМ БЫТИИ
1. Металогичность бытия

a. Иррациональное как субстрат и основа металогической конкретности
b. Индивидуальность
c. Трансфинитность реальности
d. Становление
e. Потенциальность и свобода


📖 Глава III. НЕПОСТИЖИМОЕ КАК БЕЗУСЛОВНОЕ БЫТИЕ И РЕАЛЬНОСТЬ
1. «Действительность»
2. Идеальное бытие
3. Безусловное бытие
4. Реальность


📖 Глава IV. ОБ УМУДРЕННОМ НЕВЕДЕНИИ (DOCTA IGNORANTIA)
1. Преодоление отрицания
2. Трансцендентальное мышление
3. Умудренное неведение как антиномистическое познание


Часть вторая. НЕПОСТИЖИМОЕ КАК САМООТКРЫВАЮЩАЯСЯ РЕАЛЬНОСТЬ

📖 Глава V. НЕПОСТИЖИМОЕ КАК НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ САМОБЫТИЕ
1. Непосредственное самобытие как само себе открывающееся бытие
2. Непосредственное самобытие как двуединство непосредственного бытия и самости
3. Непосредственное самобытие как субъективность


📖 Глава VI. ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЕ ВО-ВНЕ: ОТНОШЕНИЕ «Я-ТЫ»
1. Откровение «ты»
2. Соотносительность «я» и «ты»
3. Две основные формы отношения «я-ты»
4. Отношение «я-ты» как единство раздельности и взаимопроникновения
5. Любовь
6. Бытие «мы»

📖 Глава VII. ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЕ ВО-ВНУТРЬ: ДУХОВНОЕ БЫТИЕ
1. Трансцендирование во-внутрь
2. Дух как осмысляющее основание
3. «Дух» и «душа»
4. Тайна личности


Часть третья. Абсолютно непостижимое: «святыня» или «Божество»

📖 Глава VIII. СВЯТЫНЯ («БОЖЕСТВО»)
1. Противоположность между внешним и внутренним миром и проблема их внутреннего единства
2. Красота
3. Исконное единство как первооснова бытия
4. Первооснова как первооснование, свет и жизнь
5. Первооснова как Святыня («Божество»)
6. Достоверность Святыни («Божества»)
7. Сущностное отношение Божества ко всему остальному


1. Божество как «ты»
2. Общее откровение Бога и конкретно-положительное откровение
3. Бог как «ты» и Божество
4. Абсолютность Бога и я, как реальность
5. Бог-со-мной как любовь
6. Парадоксальность жизни как бытия «я-с-Богом»
7. Бог-со-мной как богочеловеческое бытие


📖 Глава X. БОГ И МИР
1. Понятие «мира» и проблематичность «мира»

3. Проблема основания или происхождения зла (проблема теодицеи)
a. Пределы значимости и разрешимости проблемы теодицеи
b. Сущность зла
c. Проблема ответственности за зло
d. Смысл страдания
e. Итоги рассмотрения проблемы зла


📖 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Франк медленно, «кропотливо» (так и хочется сказать: «по-немецки»; Франк — один из немногих русских философов, вполне освоивших классическую школу философии) постигает «непостижимое» на разных «уровнях». Непостижимое вписано в малейшую складку реальности.
Интересны историко-философские параллели. Франк осознанно следует святоотеческому богословию в его апофатической традиции и его западной трансляции в лице Николая Кузанского. Очевидно преемство с русской философии, школой всеединства. «Техника» остается «немецкой» (классического периода). Тождество мистики и рациональности — вечная основа философии, разорванное лишь в Новое Времена. Бросается в глаза родство с основными течениями западной философии: поворотом к экзистенции, диалогу как фундаментальной категории. Исход из экзистенции при приоритете онтологического интереса (причем бытие не понимается как сущее, оно — не-сущее) делает философию Франка принципиально тождественной философии Хайдеггера. Все эти влияния, осознанные и неосознанные, совпадения предстают в «Непостижимом» в удивительно цельном, продуманном и самобытном синтезе.






Для этой записи комментарии отключены.