Аверинцев Сергей Сергеевич. Цитаты из книг

Образ Иисуса Христа в православной традиции.
(Две тысячи лет религии и культуры. М.: Интербук-бизнес, 2001)

«Общеизвестно, что Имя Иисусово стоит в центре исихастской практики аскетического контроля над дыханием и так называемой молитвы Иисусовой: непрестанно повторяемая фор­мула «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя греш­ного» соотносится с ритмом вдоха и выдоха, чем может быть достигнуто схождение ума в сердце; по примеру библейского словоупотребления сердце мыслится как средоточие целостно­го психофизического организма»

(вдох: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, выдох: помилуй мя греш­ного)
Сочетать молитву с дыханием надо так: до обеда: вдох - "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий..."; выдох - "...помилуй мя грешнаго". После обеда: вдох - "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий..."; выдох - "...молитвами Богородицы помилуй мя грешнаго". (Советы и наставления схиигумена Саввы)

Богословие в контексте культуры

«Целый ряд более или менее традиционных религиозных мыслителей в XX веке - и католические неотомисты, и православные онтологисты, как о. Павел Флоренский, как Эрн и т. д., склонны были рассматривать Канта как предельную противоположность христианского сознания: "Столп злобы богопротивныя", - говорил Флоренский о Канте.»

«Как любил говорить читаемый у нас Клайв Стейплз Льюис, любимая формула современности: "я не хуже тебя".»

«Богословие есть в той степени богословие, в какой оно обращается к Церкви и исходит из того, что при всяческом разномыслии самого имени Господа нашего достаточно, чтобы существенным образом людей объединить.»

Христианская философия как проблема для себя самой.

«В 1866 г. родились Вячеслав Иванов, Мережковский и Шестов, в 1868 - Клодель, в 1871- С. Булгаков, в 1874 - Бердяев и Честертон, в 1875 - Альберт Швейцер, в 1878- Бубер, в 1881 - Тейяр де Шарден, в 1882 - Маритен и Флоренский, в 1884 – Бультман, в 1885 - Гвардини, в 1886 - Карл Барт и Тиллих, в 1889- Жильсон, Габриель Марсель и Пшивара, и т. п.»

«Религиозная философия (т. е, одновременно взгляд мысли на религию как свой предмет- и взгляд религии на мир и на мысль).»

«Как сказал однажды Поль Валери, «когда-нибудь мы все станем только читателями, и тогда всё будет кончено»)»

«Культура сможет найти для себя пространство именно и только внутри стен Церкви. «Ах, сегодня эти слова звучат как смутный отголосок всеми забытой мечты. Кто отважится сегодня сказать что-нибудь подобное - не в документе церковного Магистериума, подобном по жанру, например, упомянутой энциклике «Fides et Ratio», но в свободном, приватном, неконвенциональном размышлении о конкретных проблемах сегодняшнего дня?»

«Соловьева, самый жанр его рассуждений, обращенных к каждому готовому услышать верующему, гораздо церковнее в самом фундаментальном смысле слова «церковность», то есть, если угодно, «соборнее», гораздо ближе к интенции патристических текстов, чем великое множество школьно-правильных богословских трудов.»

«Реальное обращение к Церкви во всей ее целости - один из критериев христианской мысли, как ее практиковали Отцы Церкви, и что приближение к этому, которое мы находим у таких философов, как Соловьев, заставляет в определенном отношении вспомнить реальную, не выдуманную патристику.»


Аверинцев Сергей Сергеевич (1937-2004) – русский филолог, культуролог, библеист, переводчик. Родился в Москве в профессорской семье. Окончил МГУ, защитил кандидатскую диссертацию. Аверинцев исследовал различные пласты европейской, в т. ч. христианской, культуры – от античности до современности. В 1977 г. защитил докторскую диссертацию.
Член СП СССР (1985), Русского ПЕН-центра (1995), председатель Русского библейского общества (с 1990).
В 1992-1994 гг. – главный научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований им. Е. М. Мелетинского РГГУ.
В 1994-2004 гг. – профессор Института славистики Венского университета.
Член-корреспондент АН СССР (1987), действительный член РАН (2003); лауреат Ленинской премии (1968), Государственных премий СССР (1990) и РФ (1996).
В 1989-1991 депутат Верховного Совета СССР, разрабатывал закон о свободе совести.

Для этой записи комментарии отключены.