anchiktigra (anchiktigra) wrote,
anchiktigra
anchiktigra

Categories:

Менталитет Индии. Часть 3

Начало здесь

Содержание третьей части:
5. Третий пол в Индии
6. Традиционная мужская и женская одежда Индии
7. Украшения для носа в Индии
8. Кольца на пальцы ног
9. Рисунок хной на руках
10. Тилак и бинди

Хиджр
ы – третий пол в Индии. Они являются религиозной общиной мужчин (на внешний вид), которые одеваются и действуют как женщины и которые поклоняются богине Мата, одной из многих ипостасей матери-Богини, которой поклоняются по всей Индии. Согласно этому верованию, лицо становится настоящим хиджрой, пройдя через ритуал кастрации, обычно от рук другого более старшего члена общины (операция считается незаконной в Индии и проводится в частных домах без применения анестезии).

Хиджры играли традиционную роль в Индии как артисты на свадьбах и в домах, где рождался мальчик. Рождение сына считается самым важным событием в индийских семьях. Хиджры посещают дом, ритуально благословляют новорожденного и развлекают семью музыкой, танцами и песнями. Взамен за свое выступление хиджры получают деньги и подарки от семьи.

В этом смысле хиджры – одни из самых «успешных» традиционных транссексуальных общин в Азии, потому что сегодня они уютно вписываются в господствующую религию. Хиджры, в большинстве, являются индусами, хотя и не все. Меньшинство составляют мусульмане. Они склонны жить вместе в общинах, или «домах», внутри которых существует четкое распределение ролей и система поддержки как в семье.

Во время выступлений по случаю рождения ребенка, приглашается типичная группа исполнителей на свадьбах в семье среднего класса, состоящая из 5 до 9 хиджр; большая часть из них танцуют, один играет на барабане, а другой – на фисгармонии.

Многие хиджры на разной стадии своей жизни зарабатывают на жизнь проституцией. Полный хиджра – тот, у кого отрезаны гениталии. Хиджры в индийском обществе рассматриваются с парадоксальной смесью уважения и отвращения.

В эту многотысячную общину входят гермафродиты, бисексуалы, кастраты, трансвеститы, гомосексуалы... Около 20% хиджра (в основном трансвеститы) имеют семью - женаты на женщинах и даже имеют детей. Можно сказать, что хиджра - социальная или религиозно-культовая, физиологическая, или инвалидная группа, или своего рода каста, имеющая определенный, в целом очень низкий общественный статус, но также пользующаяся специфическим уважением.

6. Традиционная мужская и женская одежда Индии

Индия страна большая, народов в ней живет тоже достаточно, и у каждого свои традиции, а так же одежда. В большинстве штатов из женской одежды распространены павадай чаттай, салвар камизы, сари и ленга чоли, хотя это и не не единственные варианты.

Итак, незамужние девушки и девочки, исповедующие индуизм, могут носить павадай чаттай: блузу и юбку.

Хотя в больших городах детей стали чаще одевать в более привычную нам европейскую одежду, в школах есть школьная форма также мало отличающаяся от привычной нам одежды, многие девушки-индуски надевают еще и привнесенный в Индию мусульманами салвар камиз (длинная блуза с широкими брюками).

Или чуридары - все та же блуза с узкими штанами, собирающимися в складки, похожие на браслеты у щиколотки (на хинди браслеты - "чури").

Или анаркали (платье с широкой юбкой и узкими штанами под ним).

На свадьбы чаще надевают красные ленги чоли ("ленга", она же "лехенга" - юбка, "чоли" - блузка), на другие праздничные мероприятия - любого другого цвета. Это довольно дорогая одежда, поэтому вместо нее могут надваться сари или салвар камизы.

После свадьбы женщины могут носить сари, хотя в больших городах их носят и до свадьбы в качестве выходной одежды, как и расшитые сальвар камизы.

Есть несколько легенд, объясняющих появление сари в Индии. По одной из них, сари появилось, когда Драупади, жена братьев Пандавов из эпической Махатбхараты, была проиграна в азартной игре Кауравам (враги Пандавов) и один из Кауравов, Духшасана, попытался стянуть с нее одежду, но Драупади взмолилась Кришне и ее юбка стала разворачиваться в бесконечно длинный кусок ткани, названный в дальнейшем сари.

По другой, сари появилось, когда один ткач размечтался об идеальной красавице за работой и выткал нежность ее кожи, вплел в ткань ее разноцветные настроения и придал ткани красоту волны ее волос, а когда опомнился - понял, что соткал довольно длинный кусок, который и назвал "сари".

В каждом регионе Индии сари, если его носят вообще, носят по-разному. Стандартные сари бывают от 5,5 до 9 метров длиной, из различных материалов - хлопка, жоржетта, крепа, сатина, шифона, шелка и др.

Красные сари - традиционно свадебные, хотя сейчас наблюдается тенденция и к другим цветам свадебного сари.
Белые (это траурный цвет в Индии) сари без каймы, без расшитого паллу ("хвоста" сари, которым накрывают голову или просто перекидывают через плечо) и без каких-либо других украшений - это традиционное вдовьи сари. Но в современной Индии вдов пытаются поддерживать и не очень притеснять - им дарят и украшенные белые (реже - цветные), сари, которые они могут надеть на праздники, а также разрешают ставить тилак (не бинди).

Под сари часто надевают нижнюю юбку или обвязывают эластичным поясом линию чуть ниже талии, а так же чоли - блузу различных фасонов, хотя это не обязательно, а некоторым (вдовствующим женщинам-брахманам и представителям каких-то народностей) и вовсе запрещено, но соблюдается не повсеместно. Чоли получили свое распространение с приходом в Индию британцев - до того момента вполне можно было встретить индианку любой касты и любого сословия с открытым бюстом.

Наиболее простой и распространенный способ надеть сари - "ниви", берущий начало в штате Андра Прадеш представлен на картинках ниже:

На первой картинке - женщина в чоли и нижней юбке. На второй вокруг юбки один раз оборачивается и подворачивается под пояс нижней юбки один конец сари. Далее напротив пупка формируются складки (от 6 до 11 штук). Потом эти складки подворачиваются за пояс нижней юбки, а сари еще раз оборачивается вокруг хозяйки, на этот раз свободно, а дальше перебрасывается через левое плечо. При желании паллу (оставшийся за плечом кусок сари, обычно особо декорированный) можно накрыть голову.

Дхоти — это искусно задрапированная, набедренная одежда индийских мужчин. Дхоти представляет собой полосу прямоугольной ткани, длиной обычно 5 метров, белого или другого однотонного цвета. Существуют различные способы драпировки дхоти, но есть и общий стиль. Драпировку начинают не с края, а с середины куска ткани. Центральная часть ткани оборачивается вокруг бедер и завязывается впереди на узел. Левый конец ткани, сложенный в складки, оборачивается вокруг левой ноги и закладывается за пояс сзади, а правый драпируется в складки и закладывается впереди за пояс.

В Северной Индии дхоти носят вместе с куртой (длинной рубахой). Это сочетание называют "Дхоти Курта". В Южной Индии дхоти одевают с ангаваштрам (накидкой на плечи). Чаще всего дхоти одевают на праздники и семейные торжества. Некоторые мужчины, хотя их и не много, отдают предпочтение именно дхоти и носят его каждый день. Западный стиль всё сильнее проникает в Индию, и для большенства мужчин дхоти стало домашней одеждой, прежде всего из-за удобства.

Курта — это длинная широкая рубаха, длина которой достигает колен, но может быть и немного короче. В зависимости от личных предпочтений, курту можно одевать с чуридарами, узкими штанами, выкроенными специально длиннее ноги, чтобы образовать на голени складки, напоминающие браслеты. Также её носят с широкими шальварами (шароварами) и паджами — широкими, свободными брюками, незауженными книзу.

Курта является универсальной частью одежды, которую носят как в официальных, так и в неофициальных случаях. Традиционная курта не имеет воротника и вырез, как правило, находится на груди. Однако сегодня она претерпела значительные изменения.
Существует удивительное разнообразие выбора курты различного качества и стиля переплетения нитей. Летом предпочтительна курта из хлопка и шёлка, а зимой пользуются спросом плотные ткани, такие как шерсть или кхади (ткань из спряденных вручную нитей на прялке, называемой чаркха (charkha), сырьём для которой служат хлопок, шерсть и шёлк). Пуговицы традиционно деревянные и металлические не пришиваются, а скорее привязываются к ткани. Украшенная вышивкой и драгоценностями, курта, являющаяся традиционно индийской одеждой, пользуется всё большей популярностью в других странах.

Шервани — это длинный сюртук, застёгивающийся до воротника. Его длина бывает обычно ниже колена. Он добавляет шарма и грации особенно высоким мужчинам. Индийцы не скупятся, покупая шервани по случаю торжеств и свадьбы. Шервани обычно одевают с шальварами (шароварами) или с чуридарами (узкими штанами).

Происхождение шервани можно проследить, вернувшись во времена Делийского Султаната и Могольской империи. К концу XVIII в. почти каждый мужчина носил шервани. На сегодняшний день существуют огромные варианты стилей и моделей этого костюма. Шервани шьют из шелка или сатина и украшают вышивкой, зеркалами и блёстками. В Индии мужчины одевают шервани в основном на семейные торжества.

В Индии повсеместно мужчины носят тюрбаны. Это длинный кусок ткани, обычно 5 метров длиной, который оборачивают множество раз вокруг головы. Этот традиционный головной убор имеет большое значение в жизни индийцев. Широко известный как пагри (pagri), тюрбан изначально предназначался оберегать голову от жары и знойного солнца. Чтобы справиться с жаркими климатическими условиями пустыни этот длинный кусок ткани замачивали в воде на ночь и затем утром завязывали вокруг головы. Множество слоёв тюрбана сохраняют влагу в течении всего дня и так спасают от пылающей жары.

От региона к региону стиль заматывания тюрбана отличается. Жители страны сразуц определяют по тюрбану кто откуда родом. Из всех тюрбанов особенно популярны раджастанские и сикские. Раджастан — это очень большой штат, проявляющий обширное многообразие. Переезжая из одного города Раджастана в другой можно увидеть мужчин, носящих абсолютно разные тюрбаны. Причём в определённых частях штата размер тюрбана говорит о статусе человека в обществе.

В религии сикхов тюрбан, называемый дастар, играет важную роль. Мужчины наматывают свой большой широкий тюрбан на узел волос (сикхи никогда не обрезают свои волосы), закрывая им уши. Согласно предписанию их религии, волосы должны быть всегда закрыты при появлении в общественных местах.

Не менее знамениты и майсурские тюрбаны, известные как майсор пета (Mysore peta), которые были неотъемлемой частью одежды махараджей Майсура.

7. Украшения для носа в Индии


Многие девушки и женщины в Индии носят кольца или другие украшения в носу. Чаще это одно из украшений, подчеркивающих замужний статус женщины или дань традиции, изредка не более, чем дань моде. В некоторых частях Индии нос не прокалывают вообще, где-то делают это только перед свадьбой, а где-то - по желанию девушки в любое время.

Так, в штате Тамил Наду (и практически по всей южной части Индии), а также в некоторый районах штатов Андхра Прадеш и Карнатака прокалывание носа не связано с замужеством и кольца или другие украшения в носу носят там практически все девушки и женщины, и называют их "муккутхи". Иногда прокалывают обе ноздри, а в некоторых северных (например, штаты Раджастхан и Химачал Прадеш) и восточных регионах Индии можно встретить и прокол перегородки носа, кольцо в таком случае называется "булак".
В некоторых регионах Индии (например, в штате Махараштра), женщины прокалывают левую ноздрю, в других (например, в штате Гуджарат) - правую. Также, в зависимости от региона, различаются и стили и размеры украшений для носа: крупные кольца надеваются только на свадьбу, хотя некоторые народы и в этот день отдают предпочтение небольшим кольцам. А в штатах Уттар Прадеш, Раджастхан, Химачал Прадеш и Пенджаб носят как кольца, так и серьги-гвоздики.

Украшения для носа невест из Гоа, народности конкани часто изготавливаются в форме небольших рыб и птиц. На юге Индии женщины практически не носят колец, гораздо чаще можно встретить серьги-гвоздики. А вот у северных народов Индии чаще встречаются именно кольца, и именно на севере кольцо - один из обязательных атрибутов невесты.

В некоторых частях Индии кольцо или серьга из носа не вынимается со дня свадьбы, т.к. является знаком замужней женщины наряду с синдуром и мангал сутрой.

Изготавливают украшения для носа из золота или серебра, реже - из других металлов, украшать их могут жемчужины и бриллианты или другие драгоценные или полудрагоценные камни.

8.Кольца на пальцы ног в Индии
 
Кольца на пальцы ног (называемые в Индии "бичия") - традиционное украшение, которое исключительно в парах носят замужние индианки. Незамужним девушкам такие кольца не положены.

Обычно их изготавливаются из серебра, хотя встречаются и изготовленные из других металлов (или иных материалов), но практически никогда - из золота, т.к. этот метал считается металлом богов, а потому его нельзя носить ниже пояса.
Часто на кольцах для ног есть чеканка, изредка - камни. Некоторые парные комплекты состоят из колец для четырех из пяти пальцев ног (исключая мизинцы). Наиболее часто по одному кольцу носят на вторых пальцах ног, хотя возможны и вариации.

9. Рисунок хной на руках
Мехнди - это временный рисунок хной на руках и ногах. Изначально мехенди было украшением как невест, так и женихов исключительно перед свадьбой, сейчас же их делают почти каждый день в качестве украшений многие девушки Индии вне зависимости от религии.

Часто в свадебных мехнди, кроме традиционных рисунков, в узоры вплетают имя или инициалы жениха. Существует поверье, согласно которому жених, который не сможет найти свое имя в узорах мехнди невесты, должен отдать ей монету или подарок посерьезнее, что означает, что в семье главной будет жена, а не муж.
Самый традиционный узор мехнди - это большой круг или иная полностью закрашенная простая геометрическая фигура в середине ладони и полностью закрашенные первые фаланги пальцев руки.
На сегодняшний день мехнди рисуют на праздники или просто в качестве украшения.

10. Тилак и бинди
Красная "точка" на лбу индианок - это разновидность "тилака", знака, изначально означающего принадлежность к индуизму и часто показывающего, какому богу поклоняется его обладатель. Женский вариант тилака называется "бинди" (она может быть различных форм и размеров) и ставится она на лбу в районе "третьего глаза". Вдовам бинди не положены.
Только красная бинди символизирует замужество, и может быть от едва заметной точки до большого круга, бинди других цветов, хотя используется как замужними индианками, так и незамужними, чаще не более, чем украшение.

Изначально бинди, как и синдур, были порошкообразные и буквально рисовались на лбу. Сейчас стали изготавливать жидкости и даже наклейки всевозможных расцветок (подбираются под цвет сари) и форм (под настроение хозяйки и форму ее лица), но распространены они, в основном, в больших городах Индии.

Детям и мужчинам тилак в знак защиты от злых духов ставят не только красный, но и черный или желтый:
Священнослужители и отшельники (садху) наносят на лоб белые полосы из пепла, и это тоже - тилак, имеющий различное значение в зависимости от его вида или того, какому из индуистских богов поклоняется человек. Те, кто поклоняются Шиве (шиваиты) часто наносят тилак горизонтальными полосами через весь лоб (иногда с полумесяцем или трезубцем посредине), те, кто поклоняется Вишну (вайшнавы или вишнуиты) наносят тилак множеством способов, но чаще это две или более вертикальные полосы, соединенные у переносицы и означающие след ноги Вишну. Большинство вайшнав наносят тилак из сандаловой пасты, он желтого цвета.
И вайшнавы, и шиваиты могут наносить в середину тилака красные отметки различной формы.

 
Список используемой литературы:
1. Гусева Н.Р. - Индия в зеркале веков. Москва, ВЕЧЕ, 2002
2. Снесарев А.Е. - Этнографическая Индия. Москва, Наука, 1981
3. Материал из Википедии - Индия:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B
D%D0%B4%D0%B8%D1%8F
4. Онлайн Энциклопедия Кругосвет - Индия:
http://www.krugosvet.ru/enc/strany_mira/INDIYA.html
5. Замуж за индийца: быт, традиции, особенности:
http://tomarryindian.blogspot.com/
6. Интересные статьи о туризме. Индия. Женщины Индии.
http://turistua.com/article/258.htm
7. Материал из Википедии – Индуизм:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%B4%D1%83%D0%B8%D0%B7%D0%BC
8. Бхаратия.ру - паломничество и путешествие по Индии, Пакистану, Непалу и Тибету.
http://www.bharatiya.ru/index.html


Tags: antropologia, india, study, антропология, путешествия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo anchiktigra сентябрь 28, 14:36
Buy for 1 000 tokens
Анна Скляр - психолог, психотерапевт. Ph.D., кандидат философских наук. Автор блога “Счастье есть”. Приглашаю на индивидуальное онлайн-консультирование. Хотите лучше познакомиться с самим собой и улучшить качество своей жизни? Стать счастливым человеком и реализовать свой…
Comments for this post were disabled by the author