«Спонтанность не нужно создавать; если она создана – значит, это не спонтанность.»
«Итак, первое, что следует запомнить: необходимо открыть в себе спонтанность – или, точнее говоря, открыть заново, ведь в детстве ты уже был спонтанным. Но ты потерял спонтанность, потому что в тебе столько всего культивировали: дисциплину, нравственные принципы, добродетели, личность. Ты научился играть множество ролей и потому забыл язык своего собственного «Я».»
«Любовь – это и есть спонтанность.»
«Я не говорю тебе пытаться быть спонтанным. Как ты можешь пытаться быть спонтанным? Это будет противоречием! Я говорю тебе: пойми, что ты делаешь, что чувствуешь, о чем думаешь – наблюдай за этим. Вот что такое медитация. Это наблюдение за всеми своими действиями – физическими, умственными… Когда ты сможешь наблюдать за своими действиями, мыслями, чувствами – за этими тремя измерениями, – по мере роста своей наблюдательности ты войдешь в четвертое измерение, которое называется турья. Об этом четвертом измерении говорится в «Мандукья-упанишаде. Наблюдая за тремя измерениями, ты попадаешь в четвертое – просто наблюдая, не пытаясь ничего делать. Попытка подразумевает усилие, а наблюдение предполагает расслабленность: ты полностью расслаблен и просто видишь то, что проходит мимо.
Мысли всегда проходят по экрану ума. Просто будь расслаблен, сиди в удобном кресле, как будто смотришь телевизор. Ум – это и есть встроенный телевизор! Его можно просто смотреть, причем изображение очень красочное. И вот так, просто наблюдая, ты увидишь, что наблюдатель не есть наблюдаемое, что видящий не есть видимое. Начинает происходить отделение, растождествление с комплексом «тело – ум». И в этом растождествлении ты начинаешь центрироваться, ты начинаешь укореняться в самой своей сути. Это сделает тебя спонтанным.
Смысл не в том, чтобы это практиковать. Смысл в том, чтобы просто наблюдать за всем, что происходит в тебе, что проходит через тебя – тогда в один прекрасный день ты увидишь своего наблюдателя, осознаешь свою собственную осознанность. Это высшая точка человеческого роста, выше нее ничего нет.»
Journal information