Аня Скляр

Жертвоприношение (Offret) (1986). Режиссер Андрей Тарковский.



Жертвоприношение - последний фильм Андрея Тарковского. И это предчувствие конца ощущается на протяжении всей картины. Во время просмотра я заметила множество важных мелочей, которыми хочу с вами поделиться:

1. Когда почтальон вручает открытку с поздравлением, то мы слышим, что главного героя именуют князем Мышкиным, а его друзья - почитатели произведения "Идиот" Достоевского. Возможно, такое сравнение в самом начале картины дано не случайно, ведь, на первый взгляд, Александр кажется безумным, юродивым, но с другой стороны, возможно, как и у Достоевского, безумны те, кто его окружает? Его внешний вид - простой пиджак и свитер резко контрастируют с вычурной или строгой одеждой его гостей. Словно, он олицетворяет собой что-то истинное, настоящее, в отличие от искусственного лоска и глянца окружающих. Только Мария, к которой он решается отправиться почти в финале картины, поражает своей простотой и искренностью. Примечательно также появление санитаров, спешащих отвезти Александра в дурдом. Как известно, было время, когда на ярких, неординарных и вполне здоровых людей пытались надеть смирительные рубашки. За их бунт, свободу мысли и веры. Вообще, это фильм о личной ответственности. Что каждый из нас лично может сделать для спасения мира? И на что он готов пойти ради этого? 




2. Немой сын начинает говорить только после того, как замолкает его отец. Как это психоаналитично!

3. Сухое дерево, посаженное в начале картины, словно служит иллюстрацией выражения "По вере вашей да будет вам". С одной стороны, это может быть напоминание о том, что вера способна таки оживить сухое дерево. С другой - это метафора безверия современности. В целом, в фильме очень много библейских мотивов и его необходимо просмотреть не один раз, чтобы все расшифровать.



4. Интересно, что сперва Александр молится Богу, а потом все же, решает отправиться к Марии, которая часто показывается нам со светильником, она словно очищает душу героя, когда омывает его грязные руки водой. По пути к Марии Александр падает с велосипеда, но все же, несмотря на минутное замешательство и желание повернуть назад, он все же продолжает свой путь к спасению.





5. Александр сравнивает иконопись с молитвой, замечая, что и это искусство забыто современным человеком. В фильме прозвучали золотые слова: "И все это утрачено. Утрачено. Теперь мы уже не умеем молиться". Может быть это и есть причина ядерной войны? Может быть, отсутствие духовности и ведет мир к хаосу, панике, грязи, тоннам мусора?... "Просто мы все слепые. Мы ничего не видим". Мы заполнены мусором, доставшимся нам из идеалов общества потребления... И это делает нас слепыми. И.И.Евлампиев писал: «…современное человечество утратило подлинную веру, являющуюся не столько состоянием сознания, сколько реальным изменением нашего бытия».




6. Отдельного внимания заслуживает истерический припадок жены героя. Снято великолепно. У Тарковского вообще в очень многих фильмах зафиксированы женщины-истерички. Героиня этого фильма живет с нелюбимым человеком, слабым мужчиной (с ее точки зрения), желает мучить всех окружающих и спит с врачом семьи. С ним, похоже, спит и дочка. Но они все не знают чувства любви. Если отстраниться и вспомнить слова Тарковского: «Не познавший опыта любви потерпел самое сокрушительное поражение на этой Земле», то можно считать этот фильм откровением именно религии любви. Апокалипсис закончился, когда Александр смог полюбить Марию, его мир изменился. Мир его родственников и друзей, не умеющих любить, оказался сожжен. С другой стороны, любовь подразумевает жертвенность, принесение себя в жертву. И на эту тему можно говорить еще очень много.

7. Обратите внимание на то, как семья Александра была загипнотизирована телевизором. Он словно управлял ими. Здесь Тарковский очень точно предсказал события нашего времени в этом контексте всеобщей тв- и интернет зависимости.




8. Картина Леонардо кажется Отто страшной. Если рассмотреть ее детальнее и оторваться от ее истинного сюжета, то можно понять его страх. В центре изображены Мария и Иисус. Они светлы, чисты, невинны. Но вот все, что их окружает наполнено темнотой и мрачностью. Может быть, эти дары есть те извращенные убийства и грехи, которые совершались человечеством во имя веры? Может быть, именно это напугало Отто? Искаженность понимания жертвоприношения? Еще Сковорода писал о том (скажу кратко), что нужно не не есть свинину и не закалывать животных, а не быть свиньей в душе, и заколоть животное своей души, ее страстную и греховную часть. Он сказал это иначе, но идея такова.

На самом деле, фильмы Тарковского каждый интерпретирует по-своему.
Я лишь поделилась своей точкой зрения.
С уважением ко всем остальным мнениям, Аня Скляр



Тарковский так объяснял свой замысел фильма «Жертвоприношение»:
«Если мы не хотим жить как паразиты на теле общества, питаясь плодами демократии, если мы не хотим стать конформистами и идиотами потребления, – то мы должны от многого отказаться. И начать мы должны с самих себя. Мы охотно возлагаем вину на других, на общество, на друзей, только не на себя. …
Лишь когда знаешь, что готов пожертвовать собой, можно добиться воздействия на общий процесс жизни, по-другому не выйдет. Цена – это, как правило, наше материальное благосостояние. Нужно жить так, как говоришь, дабы принципы перестали быть болтовнёй и демагогией».

«Мой фильм называется «Жертвоприношение». А разве готовность к жертве не должна являться естественным состоянием души? …
Я хочу поднять вопрос о значимости личной ответственности и личной веры человека, способного взять персональную ответственность за судьбы мира в противовес общественной безответственности, царящей вокруг».

Идея самопожертвования была у Тарковского одной из любимых и самых значимых.
«Если им (людям Запада) сказать, что смысл человеческого существования в жертвенности во имя другого, то они, наверное, засмеются и не поверят – также они не поверят, если сказать им, что человек рождён совсем не для счастья и что есть вещи гораздо более важные, чем личный успех и личное меркантильное преуспевание. Никто, видно, не верит, что душа бессмертна!»
Характеризуя личность главного героя фильма «Жертвоприношение» Александра, Тарковский говорил: «Я мог бы его себе представить человеком, который знает, что мир не исчерпывается целиком материальной жизнью, а есть мир трансцендентный, который ему ещё только предстоит открыть. И когда приходит несчастье, когда возвещается ужас катастрофы, он в полном согласии с логикой своего характера обращается к Богу как к последней надежде».

«Жертвоприношение»  — философская драма, снятая Андреем Тарковским в 1986 году в Швеции и ставшая последним фильмом режиссёра. Картина завоевала Гран-при Каннского кинофестиваля (1986), приз ФИПРЕССИ (1986), приз Британской киноакадемии (1988) и другие награды.

Журналист Александр живет вместе с женой и детьми в загородном доме, в тихой шведской местности. Во время празднования его дня рождения собравшиеся гости ведут интеллектуальные беседы на самые различные темы, начиная с самых простых и заканчивая смыслом жизни. Вскоре и без того не совсем праздничное настроение омрачает новость о начале атомной войны. Все прекрасно понимают, что после такой войны на планете наступит полный хаос. Александр начинает молиться Господу Богу и просит его остановить этот ужас. Он готов принести в жертву все что угодно, лишь бы этот кошмар прекратился. Вот только чем можно пожертвовать, чтобы спасти мир от катастрофы?..
Жертвоприношение, трейлер:


Тарковский признавал: «Если жизнь буквально по пятам следует за идеями, которые высказываешь, то тогда эти идеи больше не свои, они – только послания, которые получаешь и передаёшь дальше. В этом смысле Пушкин прав, когда говорит, что каждый поэт, каждый подлинный художник – помимо своей воли пророк».

Андрей Тарковский был не только пророком, но мистиком и монахом в миру. «Мистика – это отверстия, сквозь которые капельки знания о реальности просачиваются в нашу человеческую вселенную невежества и иллюзий, – писал Олдос Хаксли. – Мир, абсолютно лишённый мистики, был бы абсолютно слепым и безумным миром».

В своём дневнике «Мартиролог» в 1982 году Тарковский пишет: «Важнейшее и наитруднейшее – верить, ибо только верующий переживает осуществление (реализацию). Но искренне верить – необычайно трудно. Нет ничего труднее, нежели страстно, искренне и тихо верить наедине с самим собой».
Суть «веры Тарковского» – возможность духовного преображения при прорыве в «неизвестность самого себя».
«Я думаю, что верующий – прежде всего тот, кто готов принести себя в жертву», – говорил Андрей. Человек, не способный к самопожертвованию, для Тарковского неподлинный человек.

История создания
Идея фильма была взята из киносценария «Ведьма» братьев Стругацких. Текст фактически написан Аркадием Стругацким в 1981 году по просьбе Тарковского.
Тарковский в течение нескольких дней искал место для сцены атомной катастрофы и паники. Он нашёл его — это был тоннель, лестница и небольшая площадь перед ними. Там и была снята эта ужасная и вместе с тем прекрасная сцена. А через некоторое время здесь был убит премьер-министр Швеции Улоф Пальме. Убийца стоял на том самом месте, где находилась камера во время съёмок фильма.
«Фильм и делается специально таким образом, чтобы быть истолкованным по-разному», — писал о нём сам Тарковский. «Я хотел показать, что человек может восстановить свои связи с жизнью посредством обновления тех оснований, на которых зиждется его душа… Жертвоприношение — это то, что каждое поколение должно совершить по отношению к своим детям: принести себя в жертву».

Сюжет
На острове Готланд живёт Александр, журналист, писатель, бывший актёр. Действие фильма происходит в его день рождения. У него жена Аделаида, дочь Марта и сын, маленький немой (после операции на связках) мальчик. Он сажает сухое дерево. Почтальон Отто, бывший учитель истории и философ, доставляет ему открытку «Много счастливых возвращений!». Потом приезжает Виктор, врач и друг семьи. Он предлагает подвезти их до дома. Но Александр остаётся и рассказывает Малышу, как они с Аделаидой нашли свой дом и как они его любят. После они все собираются в доме. Служанка Юлия готовит обед. Подарки, книги, иконы, карты Европы семнадцатого века моментально развлекают героев, погружая их в прошлое, где истоки их веры и происхождения. Все замечают странное поведение горничной Марии («Она пугает меня»). Отто заявляет, что он собирает «странные и необъяснимые события». Время, кажется, остановилось, но на самом деле жизнь полна разговоров, жестов, чувств. Только гости собираются сесть за стол, как по телевидению объявляют, что началась ядерная война. В отчаянии главный герой заявляет, что принесёт в жертву всё, что любит («Я дам тебе всё, что я имею; семью, дом, Малыша»), если только всё это прекратится. Отто советует Александру уйти и переспать с горничной Марией. Отто считает, что Мария ведьма. Александр так и поступает. На следующее утро всё выглядит нормально. Герою кажется, что ничего не было. Тем не менее, он не забыл обещание, данное Богу. Он обманом уводит семью на прогулку и поджигает дом. Увидев пожар, семья бежит назад. Появляется Мария, Александр хочет подойти к ней, но семья его останавливает. Внезапно появляется медицинская машина, два медика бегут за Александром и увозят его. Мария едет за ним на велосипеде, но останавливается у дерева, посаженного Малышом. Она видит, как он поливает дерево. Как только она уезжает, он, лёжа у дерева, произносит единственную за весь фильм фразу: «В начале было слово. Почему, папа?». Как и в начале, играет музыка Иоганна Себастьяна Баха «Страсти по Матфею».

Интересные факты
1. Почтальон Отто как персонаж картины является своеобразной данью памяти Тарковского одному из своих постоянных актёрских талисманов — умершему в 1982 году от рака лёгких Анатолию Солоницыну, чьё настоящее имя — Отто.
2. Сцена горения дома снималась два раза — в первый раз у камеры (Arriflex) отказала грейферная система, и плёнка встала. Дом сгорел впустую. Декорация дома была вновь выстроена, и съёмку провели снова, на этот раз тремя камерами. Тарковский угрожал убрать своё имя из картины в том случае, если бы сцену пожара не пересняли.
3. Пока шли съёмки, оператор Свен Нюквист долгое время не мог понять, почему Андрей Тарковский всё время смотрит в камеру. Он даже обижался, пока Андрей не объяснил ему, что, только глядя в глазок камеры, он представляет себе мизансцену.
4. Для финальной сцены Тарковский выдвинул следующие требования к погоде: должно быть пасмурно; хорошо, чтобы были белые, пышные облака и чтобы внезапно выглянуло солнце. В кадре виден именно этот эффект: отражающееся в воде солнце и ползущие по небу тяжёлые белые облака.
5. Эстетика фильма во многом повлияла на западных интеллектуалов. Так, в клипе американской рок-группы «R.E.M.» «Losing My Religion» присутствуют прямые цитаты из фильма, а также повторяется его визуальная стилистика.
6. «Жертвоприношение» Андрей Тарковский считал своим самым главным фильмом. До декабря 1985 года, когда он узнал, что болен, а фильм уже находился на заключительном этапе монтажа, ему, наверное, даже в голову не приходило, что эта картина станет для него последней.
7. Тарковский заметил на съемках «Жертвоприношения»: «На пороге дома Соломона было начертано: “Все проходит”. А я как раз хочу доказать, что время может не только остановиться, но даже двинуться вспять».

Награды и номинации
Награды
1986 — Каннский кинофестиваль:
Гран-при — Андрей Тарковский
Приз за художественный вклад — Свен Нюквист
Приз ФИПРЕССИ — Андрей Тарковский
Приз экуменического жюри — Андрей Тарковский
1988
Премия BAFTA (1988) — Лучший фильм на иностранном языке (режиссёр — Андрей Тарковский; Швеция, Франция, Великобритания)
Номинации
1986 — Каннский кинофестиваль:
Золотая пальмовая ветвь — Андрей Тарковский



Критика:

- Древо и Слово. Первое – как символ принадлежности к природному, органичному, естественному, соразмерному, животному миру. Второе – инструмент разума, выводящий за пределы животной органики, космическая капсула, забрасывающее человеческое «Я» в неизведанные и потому чуждые галактики.
- В определенном смысле Отто можно назвать ангелом, то есть – посланником (отсюда его почтальонство), призванным спасти гибнущего Александра. Ошеломленные телевизионным сообщением люди застывают в полнейшем столбняке. В движении остается лишь Отто – добрый ангел. Именно он, обходя застывшую группу, поочередно «оживляет» людей своими легкими касаниями.
Алекс Тарн.

- Подарок Отто и Маленького человека — макет дома Александра — можно рассматривать как пророческое указание на то, чему суждено стать жертвой, которая в свою очередь является непременным условием того дара, который Александр преподнесет сыну в конце фильма — речь и вера в древо познания, вместе посаженное ими. Хакан Лёвгрен. Леонардо да Винчи и «Жертвоприношение»/About Tarkovsky's The Sacrifice

- Через три последних фильма Тарковского красной нитью проходит предупреждение об Апокалипсисе. О том, что человечество стоит перед выбором и осознанием, какими методами следует решать планетарные неурядицы.
- Гоголь заметил, что главным героем его произведений является смех; главный герой фильмов Тарковского – совесть. Константин Рылёв

Жертвоприношение. Цитаты из фильма:
И все это утрачено. Утрачено. Теперь мы уже не умеем молиться.

Знаешь, порой я говорю сам себе, что если каждый день, в одно и то же время делать одно и то же дело — как ритуал: неколебимо, систематически, каждый день, точно в одно и то же время, — то мир изменится. Что-то в нём изменится — иначе и быть не может.

Каждый подарок несёт в себе жертву. Иначе какой же это подарок?!

Боже, почему мы всегда всё делаем наоборот? Всегда.

Просто мы все слепые. Мы ничего не видим.
Мы не хотим быть зависимы от кого-то другого. Когда двое любят, то делают они это по-разному. Один из них сильный, а другой слабее. И тот, кто слабее, всегда любит безоглядно, без какого-либо расчёта.
Когда-то, давным-давно, в одном православном монастыре жил монах по имени Памве. Он посадил сухое дерево на горе, такое же, как это, а своему послушнику Иоанну велел поливать его каждый день, до тех пор, пока оно не оживёт. И вот, каждое утро на заре Иоанн наполнял ведро водой и отправлялся в путь. Он взбирался на гору и поливал сухой ствол, а вечером, когда темнело, возвращался в монастырь. И так продолжалось целых три года. В один прекрасный день Иоанн поднялся на гору и увидел, что его дерево всё покрыто цветами.
В большинстве случаев результат всякого поэтического труда очень далеко стоит от автора, и зачастую просто не верится, что образец мастерства это творение чьих-то рук.

Единственный враг сейчас - паника. Она заразительна и не поддается влиянию здравого смысла.

Мы совсем заблудились. Человечество идет очень опасным путем. Человек живет в страхе, он всегда ощетинен и потому постоянно насилует природу; результат – цивилизация, основанная на силе, власти, страхе и зависимости. Технологический прогресс используется лишь для достижения большего комфорта, большей силы. Грех желать то, что не является необходимым – если это так, то вся наша цивилизация зиждется на грехе. Теперь уже поздно это исправлять… Теперь я понимаю Гамлета и его разочарование: «Слова, слова, слова…» Ах, если бы нашелся кто-нибудь, кто вместо болтовни попытался бы сделать что-то! По крайней мере, попытался бы!..

Произведения искусства в фильме Жертвоприношение:

Последний фильм Андрея Тарковского сразу открывается картиной «Поклонение волхвов» Леонардо да Винчи. Волхвы прибыли к Марии с младенцем, чтобы поклониться новорожденному и преподнести ему дары: золото, ладан и смирну. Из этой картины и будет развиваться весь духовный смысл фильма.


Поклонение волхвов. Леонардо да Винчи.1481, 246×243 см

Сначала камера сосредотачивается на моменте, где один из волхвов на коленях протягивает младенцу золотую чашу, предвещая его муки и искупление.


В этом фрагменте предписана и судьба главного героя Александра. Художественное полотно уже отсылает к его собственному жертвоприношению. Во имя спасения человечества от гибели Александр отказывается от самого дорогого: семьи, друзей, — всего, что связывало его с жизнью. Он сжигает свой дом и более не произносит ни слова.
«Поклонение волхвов» Леонардо как бы продолжает тему, начатую ещё в «Сталкере», где Иоанн Креститель предсказывает появление Мессии. В «Ностальгии» Мадонна уже ожидает его рождения, и, наконец, в «Жертвоприношении» Спаситель родился и принимает дары волхвов.

Помимо духовной, картина несет в себе и сюжетную линию фильма. Её отдельные фрагменты как будто развиваются в самостоятельный сюжет киноленты. Дерево на картине, над головой Марии с младенцем, и дерево в реальности, посаженное Александром вместе с сыном… Дары волхвов родившемуся Христу и подарки Александру по случаю его дня рождения…



Две лестницы полуразрушенного дворца на картине и похожие лестницы в видении Александра. В конце фильма эти лестницы с бегущими и толкающимися людьми появятся во сне героя, напоминая неразбериху на заднем плане «Поклонения».



Камера неоднократно возвращается к «Поклонению волхвов» и каждый раз в новом ракурсе, знаменуя собой поворотные, фатальные моменты.
Сначала камера показывает только часть картины с динамичной группой людей позади Марии с младенцем. Их лица выражают удивление, у иных даже ужас от происходящего невероятного события. Отто говорит о картине: «Боже, какая ужасная! Я всегда очень боялся Леонардо». И уже в следующей сцене мы увидим таких же перепуганных людей, слушающих роковую телепередачу.

Для Тарковского дерево — символ веры, оно метафизически отражается в стекле репродукции (в реальности кроме интерьера комнаты в нем ничего отразиться не могло).

В следующий раз репродукция появится в момент сурового обета Александра и рассказа Отто о «настоящей сути» Марии. Тут почтальон признается в предпочтении Пьеро дела Франческа. Вероятно, он намекает на «Поклонение Священному древу», где объектом поклонения выступает не младенец Иисус, как у Леонардо, а дерево (из которого был изготовлен Крест Господень).

В киноленте герой с восхищением и сожалением рассматривает подаренный альбом по иконописи: «Какая мудрость и духовность, и такая чисто детская невинность. Это как молитва. И всё это утрачено! Утрачено! Теперь мы уже не умеем молиться»



Посыл «Жертвоприношения» логически венчает размышления режиссера всех его предыдущих кинолент.

В этом фильме-завещании Тарковский пытается показать, что единственный путь к преодолению ядерной катастрофы, спасению мира лежит через веру и самопожертвование.
Кадры из фильма Жертвоприношение:









Для этой записи комментарии отключены.