Григорий Сковорода. Сочинения в двух томах. Том 1. (Конспект)

Первый том включает произведения Г. Сковороды, написанные в 1750—1775 гг. Порядок размещения произведений позволяет проследить эволюцию философских взглядов Г. С. Сковороды. Том открывается сборником стихов «Сад божественных песен». Из «Сада» выбраны песни, представляющие ценность в философском отношении. «Басни Харьковские» и последующие произведения, среди которых и два недавно найденных—«Беседа 1-я» и «Беседа 2-я», характеризуют мыслителя как философа, поставившего в центре своей системы этико-гуманистическую концепцию. Том завершает «Разговор, называемый Алфавит, или Букварь мира».
📖 НАЧАЛЬНАЯ ДВЕРЬ К ХРИСТИАНСКОМУ ДОБРОНРАВИЮ
📖 Счастие ни от небес, ни от земли не зависит.
📖 Ныне же желаешь ли быть счастливым? Не ищи счастья за морем, не проси его у человека, не странствуй по планетам, не волочись по дворцам, не ползай по шару земному, не броди по Иерусалимам... Золотом можешь купить деревню, вещь трудную, как обходимую, а счастие как необходимая необходимость туне везде и всегда даруется.
📖 Воздух и солнце всегда с тобою, везде и туне; все же то, что бежит от тебя прочь, знай, что оно чуждое и не почитай за твое, все то странное есть и лишнее. Что же тебе нужды? Тем-то оно и трудное. Никогда бы не разлучилось с тобою, если бы было необходимое.
📖 Поклоняйся не пустыми только церемониями, но самым делом, сердечно ему подражая.
📖 НАРКИСС. Разглагол о том: Узнай себя
📖 Во что кто влюбился, в то преобразился. Всяк есть то, чье сердце в нем. Всяк есть там, где сердцем сам.
📖 Не по лицу судите, но по сердцу.
📖 Краска не иное что, как порох и пустошь: рисунок или пропорция и расположение красок — то сила.
📖 Человек зрит на лицо, а бог зрит на сердце.
📖 А не измерив себя прежде, что пользы знать меру в прочих тварях?
📖 Свет видится тогда, когда свет в очах есть.
📖 Любoвь в испoлнeнии запoвeдeй, а сoблюдeние запoвeдeй в любви к ближнему.
📖 Если не сыщешь входа в один чертог, постучи в другой, в десятый, в сотый, в тысячный, в десятитысячный...
📖 Ищи дверей и стучи, поколь не отворят.
📖 Весьма тот редок, кто сохранил сердце свое или, как вообще говорят, спас душу свою.
📖 СИМФОНИЯ, НАРЕЧЕННАЯ КНИГА АСХАНЬ, о познании самого себя
📖 Внемли себе
📖 Где не сказал «внемли себе», там говорит: «Погубите сами злое в вас самих».
📖 И никто не может погубить внутри себя злость, если не узнает прежде, что такое в нем зло и что добро. А не узнав в себе, как может узнать и изгнать в других?
📖 Как Соломон сказывает: «Злой с досаждением творит злое; себя же знающие премудры».
📖 Нельзя вне себя сыскать. Истинное счастие внутри нас есть.
📖 Как можно любить, не проникнув? Как же, не любя, и проникнуть?
📖 Сердце человеческое изменяет лицо его на добро.
📖 БЕСЕДА, НАРЕЧЕННАЯ ДВОЕ, О ТОМ, ЧТО БЛАЖЕННЫМ БЫТЬ ЛЕГКО
БЕСЕДА 1-Я Нареченная Observatorium 1 (Сион)
📖 Брось тень, спеши к истине.
📖 Познай время.
📖 Все проходит, любовь же нет.
📖 По земле, по морю, по горним и преисподним шатался за счастием. А оно у меня за пазухою... Дома...
📖 Проси во имя Христово: все вдруг получишь.
📖 Но что тебе до людей? Знай себя...
📖 Очисти свою прежде горницу, сыщи внутри себя свет.
📖 Не все то ложное, что тебе непонятное. Вздором тебе кажется тем, что не разумеешь.
📖 Не суди лица, суди слово его.
📖 И сам ты таков, каково то, что любишь и объемлешь. Любящий тьму: сам ты тьма и сын тьмы.
📖 Разуметь же — значит сверх видного предмета провидеть умом нечто невидное, обетованное видным.
📖 Каждый же человек состоит из двоих, противостоящих себе и борющихся, начал или естеств.
📖 Восстань, о ленивый дремлюк! Возведи очи твои, о сидящий в темнице!
Этот диалог, как говорит уже само его название, посвящен вопросу о том, в чем состоит счастье человека. Сковорода опровергает заблуждения людей в понимании природы и путей достижения счастья. Одним из препятствий к достижению счастья, как считает Сковорода, является неудовлетворенность людей тем, чем они владеют, ненасытность желаний и неутомимая жажда обладания окружающим миром. Счастье может быть достигнуто только тогда, когда мудрость укажет человеку, в чем оно состоит, а добродетель поможет достичь его. Возможность достижения счастья на земле, согласно Сковороде, обосновывается тем положением, что счастье вследствие изначальной мудрости природы, как наиболее необходимое благо, является и наиболее доступным. В этом пункте Сковорода творчески развивает одно из положений этического учения Эпикура. Счастье связано поэтому не с обладанием временными благами, а с постоянными, незыблемыми. В связи с этим философ ставит вопрос о влиянии науки, знания о мире на достижение счастья. Он акцентирует внимание на том, что верховнейшей наукой должна стать наука о счастье, которая призвана помочь делу самопознания и достижения истинного мира и спокойствия, ибо какая польза от приобретения окружающего мира, если при этом человек теряет самого себя.
📖 Сие-то есть быть счастливым — узнать, найти самого себя.
📖 Вот же вам верхушка и цветок всего жития вашего: внутренний мир, сердечное веселие, душевная крепость. Сюда направляйте всех ваших дел течение.
📖 Люди в жизни своей трудятся, мятутся, сокровиществуют, а для чего, то многие и сами не знают. Если рассудить, то всем человеческим затеям, сколько их там тысяч разных не бывает, выйдет один конец — радость сердца.
📖 Мы родились к истинному счастию и путешествуем к нему, а жизнь наша есть путь, как река, текущий.
📖 Наше желание верховное в том, чтоб быть счастливыми.
📖 Скажите мне, что такое для вас лучше всего? Если то сыщете, тогда и найдете и счастие точное.
📖 Так сам ты скажи, в чем состоит истинное счастие? Первее узнай все то, в чем оно не состоит, а перешарив пустые закоулки, скорее доберешься туда, где оно обитает.
📖 Ищем счастия по сторонам, по векам, по статьям, а оное есть везде и всегда с нами, как рыба в воде, так мы в нем, а оно около нас ищет самих нас. Оно же преподобное солнечному сиянию: отвори только вход ему в душу твою.
📖 Дай бог радоваться!
📖 Вот мир! — в упокоении мыслей, обрадовании сердца, оживотворении души. Вот мир! Вот счастия недро! Сей-то мир отворяет мыслям твоим храм покоя, одевает душу твою одеждою веселия, насыщает пшеничной мукой и утверждает сердце.
📖 А как только сделаетесь за все благодарны, то вдруг сбудутся на вас сии слова: «Веселье сердца — жизнь человеку».
📖 Павлово слово — «о всем благодарите» — источником есть совершенного мира, и радости, и счастия.
📖 Первейшее попечение наше пусть будет о мире душевном.
📖 Законное житие, твердый разум, великодушное и милосердное сердце есть то чистый звон почтенной персоны.
📖 Если кто попал в ров или бездну водяную, не должен думать о трудности, но об избавлении.
📖 Первейшее попечение наше пусть будет о мире душевном.
📖 Законное житие, твердый разум, великодушное и милосердное сердце есть то чистый звон почтенной персоны.
📖 Если кто попал в ров или бездну водяную, не должен думать о трудности, но об избавлении.
📖 «Веселие сердца — жизнь человеку...» Пускай бы каждый художник свое дело знал.
Это произведение завершает цикл диалогов, посвященных вопросу об условиях достижения счастья. По содержательности и значимости идей — это, несомненно, одно из наиболее удачных произведений Сковороды. В нем глубоко и всесторонне рассматривается вопрос о значении сродного труда для достижения счастья. С позиций признания сродного труда как главного условия земного счастья Сковорода подвергает острой критике жажду обогащения и власти, злоупотребления во имя прибылей и славы. Несродность, по его мнению, является причиной несправедливости, преступлений, зла. Философ призывает людей познавать свои природные склонности и жить в согласии с натурой, что является условием появления охоты к труду и наслаждения от самого процесса сродного труда, а не от его результатов.
📖 Счастие ни от наук, ни от чинов, ни от богатства, но единственно зависит оттуда, чтоб охотно отдаться на волю божию. Сие одно может успокоить душу.
📖 Счастие ни от наук, ни от чинов, ни от богатства, но единственно зависит оттуда, чтоб охотно отдаться на волю божию. Сие одно может успокоить душу.
📖 Чем кто согласнее с богом, тем мирнее и счастливее. Сие-то значит: «жить по натуре».
📖 A. Входить в несродную стать. Б. Нести должность, природе противную. B. Обучаться, к чему не рожден. Г. Дружить с теми, к кому не рожден. Сии дорожки есть родной несчастия путь.
📖 Природа запаляет к делу и укрепляет в труде, делая труд сладким.📖 Узнай себя. Внемли себе и послушай господа своего. Есть в тебе царь твой, отец и наставник. Внимай себе, сыщи его и послушай его. Он один знает, что тебе сродное, то есть полезное.
📖 Смотри то, что тебе сродное.
📖 Самое изрядное дело, без сродности деемое, теряет свою честь и цену.
📖 Родное же увеселение сердечное обитает в делании сродном. Душу веселит сродное делание.
📖 Когда сродно, тогда и с богом.
📖 Гоняться в звании за доходами есть неложный знак несродности. Не лишишься доходов, если будет в тебе царствие божие в силе своей.
📖 Отнять от души сродное делание — значит ее лишить живности своей.
📖 Счастие наше внутри нас. Оно зависит от сердца, сердце от мира, мир от звания, звание от бога.
📖 Если чем-то хочешь славиться, будь по естеству тем.
📖 Кто безобразит и растлевает всякую должность? Несродность. Кто умерщвляет науки и художества? Несродность. Кто обесчестил чин священничий и монашеский? Несродность.
📖 Ищи себя внутри себя.
📖 Но не бешенством ли пахнет приносить хранителю своему ладан, вино, цветы, а не последовать ему туда, куда ведет божий сей наставник?
📖 Хочь ли быть счастлив? — будь сыт в своей доле.
Произведения Г. С. Сковороды не издавались при жизни философа и распространялись в рукописных копиях. Впервые, спустя четыре года после смерти Сковороды, был издан его трактат «Наркисс» без указания имени автора. Эту публикацию осуществил М. Антоновский. Отдельные произведения были опубликованы и 30-х годах XIX в. Московским попечительным комитетом «Человеколюбивого общества». Только в 1861 г. в Петербурге И. Лысенков издал избранные сочинения Сковороды (стихи и прозу).»
С точки зрения полноты публикации оригинальных философских произведений данное издание является более полным.
Язык Сковороды представляет собой сложное явление. В нем отразилось взаимовлияние русского, украинского и старославянского языков — отсюда и неустойчивость языковых норм в произведениях Сковороды.
В настоящем издании максимально сохранены особенности языка Сковороды, характеризующие его произведения как памятники письменности XVIII столетия.
ФИЛОСОФСКОЕ НАСЛЕДИΕ. ГРИГОРИЙ СКОВОРОДА. СОЧИНЕНИЯ В ДВУХ ТОМАХ. ТОМ 1
Академия Наук СССР, институт философии, издательство социально- экономической литературы
«Мысль» Москва — 1973
Сковорода Г. Сочинения в двух томах. Т. 1. М., «Мысль», 1973. 511 с, 1 л. портр. (АН СССР. Ин-т философии. Филос.
наследие).










Для этой записи комментарии отключены.