anchiktigra (anchiktigra) wrote,
anchiktigra
anchiktigra

Categories:

Григорий Сковорода. СИМФОНИЯ, НАРЕЧЕННАЯ КНИГА АСХАНЬ, о познании самого себя (цитаты)

В этом диалоге Сковорода разрабатывает проблему самопознания человеком своей духовной сущности, основываясь главным образом на материале аллегорического истолкования библейских легенд. Автор датирует этот диалог 1767 г. Однако эта дата проставлена им спустя много лет после написания и не согласовывается с фактами биографии Сковороды, в частности с его собственным утверждением, что «Наркисс» является его первым произведением. По-видимому, «Асхань» создана в 1769—1771 гг. Автографа произведения не сохранилось, ибо автор, по его признанию в письме М. Ковалинскому, «ожелчившись, сжег в Острогожске». Сохранился вычитанный и исправленный автором список Я. Правицкого, дополненный сопроводительным дарственным письмом М. Ковалинскому, написанным, очевидно, в 1790 г. По всей вероятности, тогда же автор датировал произведение, дав ему название «Асхань». Помимо этого сохранилось несколько списков диалога, относящихся к XVIII в.

Цитаты:

«все есть пепел, кроме вечности.»

«На всяком же месте дай место и богу твоему!»

«бог, любовь и соединение — все то одно.»

«Но не слышишь ли, что такое о всей своей родне Христос говорит нетленному своему отцу? Да будут едины, яко же и мы. Нет из вас ни иудея, ни эллина, ни раба, ни вольного. Нет мужеского пола, ни женского, одно вы,— говорит Павел,— во Христе, и Христос в вас. Божий род как конца, так не имеет и разделения».»

«нельзя никак узнать господа, не узнав самого себя.»

«Мойсей в последней своей книге на нескольких местах как самонужнейшее повторяет сие слово: «Внемли себе».»

«Ничего нельзя ни знать, ни делать, если не узнать себя самого.»

«Наконец, Мойсей при подаянии заповедей господних перестал прибавлять сие слово, которое вместо ключа служит — «внемли себе». Сыскал он другое вместо того, а именио: «Погубите сами злое в вас самих». Где не сказал «внемли себе», там говорит: «Погубите сами злое в вас самих».»

«А мне кажется: совсем сие слово согласное с тем, что «внемли себе». И никто не может погубить внутри себя злость, если не узнает прежде, что такое в нем зло и что добро. А не узнав в себе, как может узнать и изгнать в других?»

«И старик, наставляя сына своего Товию, недовольно [вот] что говорит: «Все дни, сын, господа бога нашего помни и да не захочешь согрешать и преступать заповеди его».»

«как Соломон сказывает: «Злой с досаждением творит злое; себя же знающие премудры».»

«Насколько по наружности разнятся, настолько по внутренности согласны сии слова: «Внемли себе» и «ищите прежде всего царствия божия и правды его». Царство божие не так приходит, как гость до гостя, чтоб можно встретить приходящее из-за гор, из-за моря, из-за облаков. Оно недалеко от нас. Оно внутри нас есть.»

«Кто себя узнал — нашел царство.»

«Слово царствия божия внутри сердца нашего сокрылось, будто источник, в земле утаенный. Кто узнал себя, тот обрел желаемое сокровище божие.»

«Сие ж то исполнение уразуметь и Павел желает ефесянам23: ... «Разуметь же преуспевающую разум любовь Христову»

«Есть в теле нашем две храмины: одна перстная, вторая небесная, нерукотворная.»

«Хочешь ли постигнуть правду? Узнай царство божие. Хочешь ли постигнуть царство? Узнай себя самого. Есть в тебе гора твоя, есть там же и божия. Раздели себя всего, все твое скотское тело надвое.»

«Нельзя вне себя сыскать. Истинное счастие внутри нас есть. Непрестанно думай, чтоб узнать себя. И сие-то есть молитва, то есть разожжение мыслей твоих к сему. Сей вопль твой, вопль тайный, сей один входит в уши господа Саваофа и наподобие благовонного жертвенного дыма, происходящего в блаженной Аравии, восходит и услаждает обоняние божие. Ведь не до одного только Иеремии так речет господь: «Возопий ко мне и отвечаю тебе, и возвещу тебе великое и крепкое, которых ты не разумел».
А что ж нам пользы от сего? А вот послушай: «Се я наведу на них страшные язвы и исцеление, и уврачую их, и явлю им, если слушают, и исцелю их, и сотворю им мир и веру...» Сие все говорит господь о домах Израилевых. А ты разве не дом? Одна ты земля и тьма? И никакой свет не светится в тьме твоей? Один ли только Давид говорит: «Просвещаешь тьму мою»? А ты, кроме тьмы, ничего в твоем доме не проницаешь?»

«Царство без законов не бывает.» (исполнение 2х главных законов любви приводит к обретению Царства Божьего, *примеч. Аня Скляр)

«идолопоклонник тот, кто, одну только видимость в себе понимая, почитает.»

«А ты одно старайся: узнать себя. Как ты сделаешься местом богу, не слушая нетленного гласа его? Как можешь слышать, не узнав бога? Как узнаешь, не сыскав его? Как же сыщешь, не распознав себя самого?»

«Да и чем разнится от скотов и зверей человек, не узнавший себя?»

«Заколи грех в тебе, о человек! Убей в себе упрямость твою и гордость, досаждающую голосу закона вышнего. Сотри и сожги ее жаром любви твоей к богу. Послушай Мойсея и искорени зло из себя самого. Вот жертва! Вот запах благоуханный господу! Вот приношение спасительное душе твоей!»

«Библия ничего не говорит, что бы не касалось человека.»

«Дух к духу, подобный к подобному идет.»

«А ты знай себя. Все то тебе надлежит. Ты сам горлица! В тебе горлица! Узнай себя!»

«Как можно любить, не проникнув? Как же, не любя, и проникнуть?»

«Сердце человеческое изменяет лицо его на добро».

Примечания:

«8 Земля Гесемская — часть Египта, в которой Иосиф поселил своего отца Иакова и братьев. Отсюда израильтяне и начали свой путь в обетованную землю (Ветхий завет. Бытие, гл. 45—47).
Очевидно, что для Сковороды земля Гесемская — это образ, олицетворяющий состояние незнания, начало большого пути познания. Устами одного из собеседников Сковорода говорит: «...исходить из Египта — значит выходить от смерти в жизнь, от познания в познание...» (стр. 224 наст. изд.). — 180.»
«13 Имеется в виду библейская легенда о так называемой неопалимой купине, т. е. о кусте, который горит, не сгорая. В этом образе якобы бог являлся Моисею. — 182.»
«26 Хам — один из сыновей Ноя — насмехался над своим отцом, который опьянел от молодого вина. Имя его стало символом грубости и наглости. — 191.»
«28 Превращение жены Лота в соляной столб за нарушение запрета оглядываться назад при бегстве из Содома Сковорода истолковывает аллегорически как привязанность ко всему плотскому. —197.»

📖 Григорий Сковорода. Сочинения в двух томах. Том 1. (Конспект) Первый том включает произведения Г.Сковороды, написанные в 1750—1775 гг. Порядок размещения произведений позволяет проследить эволюцию философских взглядов Г. С. Сковороды. Том открывается сборником стихов «Сад божественных песен». Из «Сада» выбраны песни, представляющие ценность в философском отношении. «Басни Харьковские» и последующие произведения, среди которых и два недавно найденных—«Беседа 1-я» и «Беседа 2-я», характеризуют мыслителя как философа, поставившего в центре своей системы этико-гуманистическую концепцию. Том завершает «Разговор, называемый Алфавит, или Букварь мира».
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author