anchiktigra (anchiktigra) wrote,
anchiktigra
anchiktigra

Categories:

Григорий Сковорода. ДИАЛОГ, ИЛИ РАЗГЛАГОЛ О ДРЕВНЕМ МИРЕ (цитаты)

Диалог датирован автором 1772 г. В 1788 г. диалог был преподнесен М. Ковалинскому. Автограф показывает, что автор пользуется правописанием, которое характерно для рукописей начиная с середины 80-х годов. Это означает, что автограф, дошедший до нас, является обновленной редакцией. Сохранился также ряд рукописных копий произведения, относящихся к XVIII столетию. Диалог впервые опубликован Д. И. Багалеем в собрании произведений Сковороды в 1894 г.

В этом диалоге Сковорода рассматривает вопрос о вечной невидимой сущности вещей, выражающейся в постоянстве законов бытия. Познание этих законов является условием моральной и счастливой жизни людей. Сковорода считает, что истина об окружающем мире такая же древняя, как и сам мир. Древним миром, согласно философу, является «мир первородный», вечный макрокосм, в котором рождаются и исчезают малые миры. Ставя вопрос о всеобщем счастье людей, Сковорода подчеркивает, что оно отличается от эгоистического счастья тем, что требует как можно более широкого круга людей, желающих достичь его.

Цитаты:

«Все бо преходит, любезная же любовь нет.»

«Не все то ложное, что младенческим умам не вместимое.»

«А как в боге разделения нет, но он есть простирающее по всем векам, местам и тварям единство. Итак, бог и мир его, и человек его есть то едино.»

«Подлая наша природа, находясь тенью, находится обезьяною, подражающею во всем своей госпоже натуре.»

«Восстань, о ленивый дремлюк! Возведи очи твои, о сидящий в темнице!»

Примечания:

«3 Мафусалов (мафусаилов) век — символ долголетня. Согласно Библии, патриарх Мафусал прожил 969 лет. — 295.»
«5 Даниил Мейнгард — псевдоним Сковороды, которым он пользовался в письмах М. Ковалинскому. Последний в биографии Сковороды сообщает, что во время своего пребывания в «Швейцарии он в Лозанне встретил человека, который образом жизни и учением сильно напоминал Сковороду. Узнав об этом человеке, как сообщает Ковалинский, Сковорода взял его имя в качестве собственного псевдонима. Впоследствии, в 20-х годах нашего столетия, харьковский историк А. Ковалевский попытался проверить сведения М. Ковалнского и выяснил, что это был пастор Даниил Мейнгард, умерший в 1786 г. Он был основателем литературного общества, автором нескольких работ по философии, морали, религии (см. А. И. Ковалевський. «Ηοві дані про двійника Г. Сковороди в Лозанні Даніїла Майнгарда та його сім'ю. — «Україна», 1929, кн. 36, вересень, стр. 38—39). — 296.»
«12 Симон — второе имя библейского апостола Петра, которому якобы явился Иисус после распятия на кресте (Новый завет. Евангелие от Луки, гл. 24). — 310.»

📖 Григорий Сковорода. Сочинения в двух томах. Том 1. (Конспект) Первый том включает произведения Г.Сковороды, написанные в 1750—1775 гг. Порядок размещения произведений позволяет проследить эволюцию философских взглядов Г. С. Сковороды. Том открывается сборником стихов «Сад божественных песен». Из «Сада» выбраны песни, представляющие ценность в философском отношении. «Басни Харьковские» и последующие произведения, среди которых и два недавно найденных—«Беседа 1-я» и «Беседа 2-я», характеризуют мыслителя как философа, поставившего в центре своей системы этико-гуманистическую концепцию. Том завершает «Разговор, называемый Алфавит, или Букварь мира».

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author