Аня Скляр

Бернар Вербер - С того света (2018)



Меня зовут Габриель Уэллс, я писатель и внук Эдмонда Уэллса – создателя знаменитой "Энциклопедии относительного и абсолютного знания". Сегодня утром меня посетила идея нового романа, он будет совершенно особенный, потому что касается убийства человека, которого я знаю лично: меня самого. Меня убили прошлой ночью, и мне просто необходимо узнать – кто, иначе моя душа не успокоится. Как вы понимаете, это призраку сделать не так просто, но у меня есть помощница-медиум Люси. С того и этого света мы попытаемся разгадать загадку моей смерти и тайну загробной жизни.

О книге: Главный герой книги Габриэль Уэллс. Он занимается тем, что пишет книги. Вернее занимался. Этой ночью его убили. И теперь он занят тем, что в облике блуждающего духа пытается узнать, кто же так с ним поступил. На помощь ему приходит Люси Филипини, чья профессиональная деятельность непосредственно связана с местом нынешнего обитания Габриэля. Она медиум, поэтому каждый день говорит с душами умерших. И вместе, она в материальном мире, он в невидимом мире, они попытаются разгадать тайну смерти писателя и выйти на след загадочного убийцы. В своей новой книге современный французский прозаик, как всегда, не изменяет своему стилю и погружает читателя не только в детективное расследование которое ведет сам же убитый, но и в философские размышления о жизни, смерти, человеческих душах и устройстве загробного мира.

Почему стоит купить книгу “С того света” Бернара Вербера? “С того света” - книга, которая начинается с вопроса “Кто меня убил?” и в поисках ответа на этот вопрос ведет читателя как по материальному миру, так и по миру духов. Используя свой фирменный легкий стиль с нотками черного юмора, Вербер рассказывает детективную историю и вовлекает читателя в свою философию о душе, смерти и писательском мире в современной Франции.

Бернар Вербер  - С того света. Цитаты:

«Я говорю не для того, чтобы переубедить несогласных с моими мыслями. Я обращаюсь к тем, кто уже согласен с ними, чтобы они поняли, что не одиноки. Эдмонд Уэллс, Энциклопедия относительного и абсолютного знания, том XII»

«Каждый находится в плену истории, которую рассказывает себе о себе самом. Мы так любим собственное прошлое, что не готовы разом от него отказаться и зажить новой жизнью, которая, как мы подозреваем, будет менее интересной, чем прежняя.»

«способность человека любить закладывается той любовью, которую он получал в детстве».

«лучший способ укрепить здоровье – это стать счастливой. Несчастье притягивает болезнь; это как с банками, дающими в долг только богачам и отказывающими в кредитах беднякам: несправедливая реальность, которая как секретное правило управляет всеми судьбами.»

«Раз критикам удалось вас огорчить – значит, они победили.»

«Истин две: та, в которую нас заставляют верить, и та, которую хотят от нас скрыть».

«любовь – победа воображения над умом, а брак – победа надежды над опытом.»

«ключ ко всему – наблюдательность.»

«Фотография – искусство поймать тот драгоценный момент, когда все меняется.»

«любой, чье счастье зависит от решений других людей, должен готовиться к несчастью.»

«Любовь и искусство – единственные два способа продлить наш след во времени».»

«36. Энциклопедия: Хеди Ламарр
Хеди Ламарр (настоящее имя – Хедвига Ева Мария Кислер) – одна из редких голливудских актрис, с одержимостью занимавшаяся наукой.
Родилась в 1914 г. в семье банкира с Украины и пианистки из Венгрии, в 16 лет уходит от родителей и начинает артистическую карьеру. Режиссер Макс Рейнхардт заявляет журналистам: «Она красивейшая девушка на свете». Она становится знаменитой в 19 лет, сыграв в австрийско-чешском фильме «Экстаз» оставленную мужем женщину, заводящую любовника. Первой в истории кино она снялась совершенно обнаженной и симулировала оргазм. Церковь осуждает фильм, что приносит Хеди Ламарр всемирную славу. Сыграв в дюжине фильмов и спектаклей, она выходит замуж за Фридриха Мендла, поставщика оружия австрийским фашистам, знакомого с Муссолини и с Гитлером. Спустя четыре года она ускользает из когтей мужа-тирана, усыпив приставленного к ней охранника и переодевшись в его одежду, пересекает на лайнере «Нормандия» Атлантический океан и уговаривает продюсера Луиса Б.Майера дать ей работу. Она заключает эксклюзивный 7-летний контракт с «Метро Голдвин Майер», в то время крупнейшей киностудией мира. Она поселяется в Голливуде и снимается в полутора десятках полнометражных фильмов с такими звездами, как Спенсер Трейси, Джон Уэйн, Грегори Пек. В 1949 г. она – звезда фильма на библейскую тему «Самсон и Далила», где ее партнер – Виктор Мэтьюр. Великая соблазнительница, признанная многими журналами самой красивой женщиной в мире, она шесть раз выходит замуж и меняет многих знаменитых любовников, таких как Стюарт Гренджер, Джон Кеннеди, Жан-Пьер Омон, Говард Хьюз, Роберт Капа, Эррол Флинн, Орсон Уэллс, Чарли Чаплин, Кларк Гейбл и Билли Уайлдер. Она запомнилась и своими высказываниями вроде: «До 35 лет мужчине надо многому научиться, а у меня нет времени его учить» или «Моя проблема с браком – желание одновременно интимности и независимости». Ее последний фильм «Женщина-животное», снятый в 1957 г., терпит неудачу. Знаменитость, имеющая свою звезду на Голливудском бульваре, медленно погружается в ад. Издав книгу эротических воспоминаний, шокировавшую публику, она злоупотребляет пластической хирургией, потом ее задерживают за магазинную кражу. Она умирает в нищете, одинокая и всеми забытая, в возрасте 85 лет. Единственная ее премия за всю карьеру – «Золотое яблоко», которым награждают актрис, создающих больше всего проблем на съемках.
Меньше известен другой аспект ее деятельности (раскрытый только в 1980-е гг., так как раньше оставался секретным), которому она обязана уже посмертной славой: разработка в 1941 г. системы радиоуправления торпедами, позволяющей радиопередатчику менять волну и тем самым препятствовать обнаружению неприятелем подводной атаки.
Сначала армейские специалисты не принимают ее всерьез и не обращают внимания на ее изобретение, которое прячут в архив, даже не испытав. Но в холодную войну, в 1962 г., в разгар Кубинского ракетного кризиса, «метод Ламарр» извлекают наконец из долгого ящика и успешно применяют на практике. Когда в 1980-е гг. ее патент рассекречивают, частные компании сразу убеждаются в его перспективности. Мобильный телефон, JPS, шифрованная военная связь, связь космических «челноков» с Землей и WiFi используют «метод Ламарр». Задним числом, в 1997 г., актрисе присуждается премия Американского фонда электроники, а в 2014 г. ее имя заносят в список Национального зала славы изобретателей США, где числятся крупнейшие американские изобретатели.
Эдмонд Уэллс, Энциклопедия относительного и абсолютного знания, том XII»



«Существует, рассуждает он, всего одна жизнеспособная форма юмора – насмешка над самим собой. Но это нелегкое дело, потому что все склоняет человека к мнению, что происходящее с ним драматично. Хотя в конечном счете жизнь – комедия. Или, говоря еще проще, шутка, анекдот с более-менее удачной концовкой.»

«Срочно предупредить живых: «Вы не тела, обладающие разумом, каждый из вас – разум, обладающий телом».»

«проблема состоит в том, что люди обычно испытывают гордость, когда бьются над трудным романом, и стыдятся своего наслаждения от чтения легонького романчика. Отсюда успех лауреатов литературных премий и презрение к жанровой литературе.»

«величайший парадокс в том, что в романах содержится правда, а в газетах – ложь.»

«Люси Филипини снова садится и достает из сахарницы белый кубик.
– Вот это – сахар, согласны?
Она опускает сахар в чашку и ждет, пока он растворится в горячем чае.
– Теперь позвольте вас спросить: сахар исчез?
Тома одобрительно кивает и жестом предлагает ей продолжать.
– Ответ отрицательный. Сахар поменял форму, только и всего. Из состояния твердого белого кубика он перешел в жидкое, растворенное, прозрачное состояние. Есть всего один орган чувств, позволяющий его обнаружить, – наши вкусовые рецепторы. Точно так же дух переходит из состояния вещественности, фиксируемого нашим зрением, в нематериальную форму, наблюдаемую только теми, в ком развился иной способ восприятия.»

«Настанет день, когда уже нельзя будет отличить реальное от виртуального. Тогда сознание станут оценивать по качеству идей, а не по внешнему облику носителей».»

«количество ошибающихся – еще не причина считать, что они правы.»

«Я признаю единственного критика – время. Только время способно дать верную оценку творчеству. Оно предает забвению слабых авторов и награждает бессмертием новаторов.»

«Плохих литературных жанров не существует, во всех жанрах случаются и хорошие, и плохие книги.»

«Любовь – особая форма духовности»

«– Не знал, что при оргазме душа может ненадолго покинуть тело! –»

«В конце концов, правда – всего лишь точка зрения.»

«любовь интереснее истины.»

«В сущности, все мы всегда одиноки, даже если порой нам мнится, что мы с кем-то сливаемся. Но эти мгновения, пусть иллюзорные, заслуживают того, чтобы прожить их сполна.»

«Любовь к человеку сильнее любви к животному.»

«– Что бы со мной было, если бы вы не вмешались при нападении Пугала?
– Вы бы застряли в состоянии перепуганного ребенка и не могли ни о чем думать, ничем интересоваться, кроме вашего мучителя. Ваш дух застыл бы.»

«Вот вам доказательство всемогущества разума: мы – те, кем себя считаем.»

«Выбор подразумевает отказ».

«Ах, если бы можно было снова прожить ту же жизнь! – фантазирует он. – Прожить – и понять, пользуясь всем недавно приобретенным опытом… А еще сполна ею насладиться вместо того, чтобы мчаться сквозь нее, как пассажир поезда, не замечающий роскошных пейзажей за окном…»

«Эсклепион – лечебное заведение, придуманное греческим медиком Эскулапом, лечившим умалишенных путем помещения их в подземный лабиринт. Когда больные, побродив в темноте, видели свет, бежали к отверстиям в потолке, откуда он лился, и задирали головы, на них опорожняли ведро змей. Эффект был потрясающим, в некотором роде – предвестье электрошока.»

«Писательство – мое спасение. Это то мгновение, когда я становлюсь самим собой. Это единственное состояние, в котором я не довольствуюсь следованием за событиями, а творю их сам.»

«73. Энциклопедия: теория сотой обезьяны
«Теория сотой обезьяны» была сформулирована на основании наблюдений за японскими макаками, Macaca fuscata, – серебристыми длинношерстными обезьянами с розовыми мордочками, фигурирующими на многочисленных фотографиях, сделанных в 1952–1965 гг., где они плещутся в озере, из которого поднимается пар, на островке Кошима или на острове Киушу. Раньше японские ученые подкармливали обезьян сладкими бататами, которые бросали на песок. Обезьяны обожали это лакомство, но им было неприятно, когда в рот попадал песок. Решение проблемы нашла самка по прозвищу Имо: она погружала батат в воду, смывая песок, а потом, довольная результатом, стала мыть все бататы, прежде чем отправлять их в рот. Сначала этим занималась только она, потом ученые заметили, что ей стала подражать молодежь. Дальше тем же занялись остальные самки. Дольше всех упирались старые самцы, неодобрительно гримасничавшие при виде происходящего. С годами все больше обезьян начинали мыть сладкие бататы, прежде чем их есть. Японские ученые обратили внимание, что в день, когда к мытью батата перешла сотая по счету обезьяна, был преодолен критический порог, и с тех пор все обезьяны на острове сочли, что мыть батат, прежде чем его пробовать, – нормальное поведение. Еще удивительнее то, что после преодоления этого порогового значения – 100 обезьян, началась настоящая эпидемия: это поведение стали перенимать колонии макак на соседних островах. При этом исключалось, чтобы обезьяны преодолевали расстояние между островами вплавь.
Американский ученый Лайелл Уотсон выдвинул гипотезу, что когда значительное число особей изменяется так, что становится способно принять новую идею, последняя распространяется очень быстро, как волна в воздухе, и затрагивает все особи без малейшего вещественного переноса.
В 1984 г. Кен Кейс опубликовал книгу «Сотая обезьяна», где провел параллели между поведением японских макак и человеческого общества. По его гипотезе, при сложении ментальной энергии особей достигается некий порог, происходит взрыв, приводящий к всеобщей перемене в сознании. Сначала это затрагивает ограниченное количество посвященных и любопытных – например, молодежи, часто более гибкой и интересующейся новшествами, а потом по принципу коромысла эта оригинальность превращается в норму. Следующие поколения уже не помнят неуклюжего поведения предков.
Эдмонд Уэллс, Энциклопедия относительного и абсолютного знания, том XII


«Чтобы понять систему, следует выйти за ее рамки»

«Кто хоть когда-нибудь не мечтал о том, чтобы его жизнь продолжалась бесконечно?»

«Александр заметил, что все его романы начинаются с вопроса, и не отступает от этого правила. Дальнейшее подчиняется структуре классического детектива, и вся оригинальность сводится к теме продления жизни.»

«искусственный интеллект никогда не сравнится любопытством с живым человеком.»

«75. Энциклопедия: кинцуги, или Японское искусство «золотого ремонта»
В японской культуре разбитый предмет может быть ценнее нового и нетронутого, так как починка считается дополнительным источником интереса.
Искусство ремонта для улучшения даже носит особое название – кинцуги (буквально «золотое соединение»). Первые упоминания о кинцуги относятся к XV веку: тогда сёгун Ашикага Йошимаса послал в Китай для ремонта разбитый чайный сосуд. Согласно традиции, сосуд был возвращен с неэстетичными железными заплатками. Сёгун выразил неудовольствие, и японские мастера предложили починить сосуд при помощи заметных стыков из покрытого золотом лака. Эти стыки стали новым украшением первоначального произведения искусства. С тех пор у сёгунов появилась привычка не выбрасывать разбитые керамические предметы, а давать им новую жизнь, подчеркивая, а не скрывая повреждения.
Успех кинцуги был так велик, что некоторые коллекционеры, особенно занимавшиеся чайной церемонией, намеренно били посуду, чтобы потом ее украсили золотые прожилки. Даря предметам вторую жизнь, кинцуги также воплощает мысль, что человек, переживший драмы, сломавшийся, но возродившийся, интереснее нетронутого, защищенного от превратностей бытия.
Эдмонд Уэллс, Энциклопедия относительного и абсолютного знания, том XII»



«Когда знаешь, как действовать, все легко.»

79. Энциклопедия: друидизм
Друидизм зародился у партолонцев – народа, названного по имени вождя, Партолона. Партолонцы жили в Ирландии пять тысяч лет назад; природный катаклизм уничтожил их за неделю. Выжил всего один человек – племянник Партолона Туан, чье имя по-ирландски значит «Молчаливый». В столетнем возрасте он спасся от смерти, превратившись в оленя. В виде этого животного он прожил 300 лет, потом еще 200 лет пробыл кабаном, 300 лет – орлом, еще 100 – лососем. Выловленный в чешуе лосося из реки, он был преподнесен в дар королеве Кейрилл, жене кельтского короля Муиндерга.
Съев лосося, женщина родила сына, которому досталась его душа, – Туана МакКейрилла. Тот обладал всей мудростью и всеми познаниями партолонского народа, которые он передал в виде друидского учения (слово «друид» значит «посвященный»). Таким образом, он стал первым в Истории друидом. Единственным предназначением других друидов была передача его знания. Их особенность состояла в том, что они не полагались на письменное знание, предпочитая ему устное. Премудрость передавалась от одного к другому, от учителя к ученику, и нигде не запечатлевалась.
Занятия друидов были очень разнообразными, если судить по находкам в их жилищах: скальпелям, пилам, клещам, распиленным костям и трепанированным черепам, заставляющим думать, что они имели медицинские познания и даже делали операции на мозге.
Впоследствии Юлий Цезарь подчеркивал юридическую роль друидов, ставших хранителями подписей под договорами и каравших тех, кто изменял долгу. Кельтские короли не могли принять ни одного решения, не посоветовавшись с придворными друидами.
Друиды в подробностях знали историю своего сообщества и могли рассказать генеалогию каждого члена племени. Они много путешествовали и владели множеством языков. Они изготовляли протезы для раненых солдат (например, для короля Науды, которому в бою оторвало руку), знали астрономию и имели собственный календарь, о чем свидетельствует календарь из Колиньи, датируемый галльской эпохой, – один из редких письменных памятников галльского друидизма.
Из приписываемых им многих магических способностей можно назвать «фонтан здоровья» – источник, лечивший раненых и спасавший умирающих, «эликсир забвения», который при подмешивании в напиток заставлял выпившего его все забыть, «яблоко познания», обострявшее ум, Glam Diccin – проклятие, при произнесении которого умирал далекий проклинаемый, Imbas Forosnai – колдовство, приносящее просветление.
Их главный праздник, Самониос, переродился в англосаксонском мире в Хэллоуин. В былые времена люди прикидывались мертвецами, чтобы обмануть демонов и не дать им утащить живых.
Кстати, смерть у друидов не считалась наихудшим событием ввиду бессмертия душ. Умерший отправлялся в Sidh – гэльское понятие, означавшее «другой мир». Sidh представлялся им великолепным хрустальным дворцом над облаками.
Эдмонд Уэллс, Энциклопедия относительного и абсолютного знания, том XII

«Книги помогают душам путешествовать, сидя на месте»

«не существует плохих жанров, есть только плохие авторы, не умеющие вселять в читателей желание переворачивать страницы.»

«один из законов вселенной состоит в том, что всякая душа в конечном счете обретает желаемое.»

«Как вы, вероятно, знаете, для землян есть две администрации, – начинает объяснять Хеди Ламарр. – Во-первых, так называемый «рай» – завихрение в центре галактики, втягивающее все души, подлежащие перевоплощению.
– Тогда вы понимаете, что рай, или континент мертвых, состоит из семи уровней. Душа проходит на них различные испытания, помогающие ей постичь смысл жизни. После испытаний душа попадает в суд, дальше ей предлагается выбрать будущих родителей и место нового рождения. Нужна и параллельная структура – для остальных, желающих остаться, то есть блуждающих душ.
– В данный момент на Земле восемь миллиардов живых людей и четыре миллиарда блуждающих душ, чье количество неуклонно возрастает. Где-то нужно было расположить администрацию и для них. Чтобы остаться незамеченным, начальство решило поместить свое «учреждение» на маленькой планете, расположенной, в отличие от Земли, на оси Солнца. Справившись с Библией, ее окрестили «Чистилищем».
– От слова «чистка»?
– Скорее, от «очищения». Оттуда мы получаем директивы об очистке в стаде блуждающих душ, которая породит у них желание перевоплотиться и продолжить развитие, а не бесконечно болтаться среди живых.»

1. Человеческая жизнь коротка, нельзя тратить зря ни одной секунды.
2. Что посеешь, то пожнешь. На нас могут пытаться влиять, но мы сами принимаем решения и несем ответственность за последствия.
3. Неудача не страшна, наоборот, это часть становления личности, ибо каждый провал нас чему-то учит.
4. Нельзя требовать от других любви к нам, это своя, индивидуальная работа над самим собой.
5. Все движется и меняется, нельзя ничего блокировать или удерживать – ни предметы, ни животных, ни людей.
6. Будем ценить то, что у нас есть, а не желать того, чего не имеем. Всякая жизнь уникальна и по-своему совершенна, нужно не сравнивать ее с другой, а пытаться извлечь из нее лучшее.


«Вопреки прежней убежденности, теперь ему не кажется главным найти ответ на вопрос: «Почему я умер?»
Важно, скорее, найти решение другой, куда более таинственной загадки: «Зачем я родился?»

© Кабалкин А., перевод на русский язык, 2018
© Издание на русском языке, оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2018






Избранные записи из этого журнала

Для этой записи комментарии отключены.