Аня Скляр

Скляр А. В. Ответственность за зло и философия прощения как составляющие концепции ненасилия.

Скляр Анна
кандидат философских наук, доцент кафедры философии
Днепровского национального университета имени Олеся Гончара

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗЛО И ФИЛОСОФИЯ ПРОЩЕНИЯ
КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОНЦЕПЦИИ НЕНАСИЛИЯ

Ненасилие… – это осознанное,
обдуманное воздержание от желания мстить.
Махатма Ганди

Как отмечает Л. Свендсен, «за последние 3400 лет войн не было только в 243 году», «мы видим зло, творим зло и подвергаемся злу» [4]. Философские размышления на тему искоренения зла в этом мире, пожалуй, можно считать бесконечными. Однако имеет смысл согласиться с точкой зрения Иоанна Златоуста о том, что зло в этом мире прекратится только тогда, когда каждый человек полюбит ближнего своего как самого себя, поскольку в таком случае никто не возжелает совершить зло по отношению к самому себе [1]. Тем не менее, главная сложность и состоит как раз в том, чтобы действительно искренне полюбить ближнего. Как подчеркивает Р. Салецл, в реальности, где преобладает призыв полюбить себя, полюбить другого становится все тяжелее [3].

Современное общество можно охарактеризовать как общество душевной стерильности и отчужденности людей друг от друга. К сожалению, зачастую мотивы поведения индивидов определяются больше выгодой, нежели бескорыстным участием в жизни другого. Развитие интернет индустрии привело к тому, что человек меньше времени проводит в живом общении с живыми людьми. Он находится в состоянии экзистенциального вакуума, лишний раз боится раскрыть свои страдания ближнему, да и к ближнему доверия нет. Поэтому человек остается один на один со своей болью, тревогами, печалью. И вместо того, чтобы раскрыть свои беспокойства другому, он начинает мстить, он начинает творить зло, как бы расплачиваясь за те переживания, которые ему приходится переживать.

Насилие можно охарактеризовать как некий тип поведения, имеющий своей целью (сознательной или бессознательной) нанесение зла другому человеку. Первопричины насилия могут быть различны – это и борьба за власть, и стремление самоутвердиться за счет другого, и месть за что-то, что имело ценность и важность для человека и т.д. и т.п. Однако имеет смысл добавить еще такую причину насилия как страдание. Страдающий, несчастный человек, испытывающий сильную глубинную душевную боль, более склонен к проявлению зла и насилия, нежели человек счастливый и всем удовлетворенный.

Однако здесь следует вспомнить В. Франкла, бывшего узника концлагеря, который считал, что существует только две «расы» людей – порядочные и непорядочные, поэтому доброго человека можно встретить везде, даже в таких организациях, которые могли бы заслуживать тотального порицания [9]. Даже несмотря на ужасы нацистских лагерей смерти, люди могли оставаться людьми и не включаться в круговорот передачи зла. Вследствие этого, мы можем смело сделать вывод о том, что насилие, зло – это результат внутреннего решения самого человека, это его выбор, за который он несет ответственность. Мы не берем во внимание всевозможные психические расстройства личности, заставляющие человека творить безумные вещи. Мы говорим о здоровом человеке, наделенном рефлексией и базовыми моральными установками.

М. Ганди считал, что ненависть является «скрытой формой насилия» [2]. Поэтому остановить зло, царящее в мире, может только подлинная деятельная любовь [5], которая включает в себя такую важную составляющую как прощение. Прощение есть деятельный акт личности, требующий не только мужества, но и сознательных усилий.

Можно выделить несколько ключевых моментов, которые характеризуют феномен прощения:

1. Отказ от злости, гнева, негодования, негативных эмоций и переживаний касательно обидчика, умение отпустить переживания с ним связанные.
2. Мужество избавить другого от уплаты некоего долга, освобождение его от неких обязанностей.
3. Разрешение на ошибку другого человека, предоставление права на проявление его слабости.
4. Избавление от обид как иллюзорных ожиданий ситуаций, которые произошли не так, как человек хотел бы их видеть.

Причем важным для поддержания концепции ненасилия является глубинное прощение, прощение обид, испытанных ранее, не имеющих отношения к мотивам реально существующего насилия, а касающееся тех обид, которые впервые заставили человека войти в цепочку круговорота насилия в природе. Прощение, прежде всего, освобождает самого прощающего от деструктивного мировоззрения, от стремления причинять боль. Поэтому не так важно, сообщает ли человек о своем прощении обидчику, важно, что обида больше не управляет его жизнью.

Однако, как отмечает А. Уитон, обида наделяет человека двумя значительными преимуществами, от которых человеку сложно отказаться – это ощущение личной правоты и осуждение [8]. Колин К. Типпинг выделяет традиционное и радикальное прощение. Первое, как правило, не отпускает человека полностью, в нем остается стремление к обвинению, что сохраняет у человека мировоззрение жертвы. Радикальное же прощение избавляет человека от потребности обвинения и выводит его из сладостного состояния жертвы [6].

Обижаясь, человек чувствует себя более значимым, испытывает состояние некоего превосходства над обидчиком. Э. Толле сравнивает привычку злиться с наркотической зависимостью, которая позволяет человеку постоянно поддерживать свое эго и личное самоощущение [7]. Он отмечает, что обида держит человека в прошлом, препятствует осознанности. По сути, человек перестает ощущать биение жизни, дарить добро ближним, сопереживать чужой боли. Он погружен в пучину собственных негативных переживаний, в мысли, которые деструктивно влияют на его жизнь. Поэтому актуальны слова М. Ганди о том, что «ненасилия в действии невозможно придерживаться без ненасилия в мыслях» [2]. Важным становится внутренняя работа самой личности над своим моральным совершенствованием и искренним прощением. Поэтому подчеркнем, что изменения в мировоззрении всего общества начинаются с перемен в мышлении каждого отдельного индивида. Философия ненасилия формируется с умения человека прощать и быть добрым, с его способности разделять внутреннюю боль Другого и не замыкаться в самом себе. Разрушая Другого, человек прежде всего разрушает самого себя. Тем более сейчас, когда мир наполнен ненавистью, а людей переполняет недоверие друг к другу, необходимо вспомнить послание великих гуманистов прошлого – М. Ганди и А. Швейцера – о ненасилии и изменении самого себя, что обязательно должно изменить мир к лучшему.

Список ссылок

1. Иоанн Златоуст. Слово о любви. URL: http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/12_2/1 (дата обращения: 03.04.2019).
2. Мудрость Ганди. Мысли и изречения / Махатма Ганди, Джек Гомер; пер. с англ. А. Анваера. Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2015. 304 с. URL: http://flibusta.is/b/403816/read (дата обращения: 03.04.2019).
3. Салецл Р. Тирания выбора / пер. с англ. В.А. Мазина. Москва : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2014. 160 с.
4. Свендсен Л. Философия зла / пер. с норв. Н. Шинкаренко. Москва : Прогресс-Традиция, 2008. 352 с. URL: http://flibusta.is/b/195026/read (дата обращения: 03.04.2019).
5. Скляр А. В. Любов як можливість подолання зла в християнському реалізмі С. Л. Франка. Філософія і політологія в контексті сучасної культури. Дніпро, 2017. Вип. 2 (17). С. 42–50.
6. Типпинг К. Радикальное Прощение. Москва : София, 2009. 320 с.
7. Толле Э. Новая Земля. Пробуждение к своей жизненной цели. Москва : Рипол Классик, 2009. 336 с.
8. Уитон А. Закон о прощении. Освободитесь от страхов, гнева и обиды. СПб. : ИГ «Весь», 2010. 256 с. 9. Франкл В. Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере. Москва : Альпина нон-фикшн, 2015. 239 с.

Скляр А. В. Ответственность за зло и философия прощения как составляющие концепции ненасилия. Соціальне прогнозування та проектування майбутнього країни: проблеми мира та ненасильства в змінах глобального порядку : матеріали ІX міжнар. наук. конф., м. Запоріжжя, 12 квіт. 2019 р. Запоріжжя : КСК-Альянс, 2019. С. 64–66.


Записи из этого журнала по тегу «мои статьи»

Для этой записи комментарии отключены.