anchiktigra (anchiktigra) wrote,
anchiktigra
anchiktigra

Categories:

Заражение (Contagion, 2011). Режиссер Стивен Содерберг.



«Заражение» — фильм-катастрофа режиссёра Стивена Содерберга с участием Мэтта Деймона, Джуда Лоу, Гвинет Пэлтроу, Кейт Уинслет, Лоуренса Фишборна, Марион Котийяр. Слоган: «Скоро мир будет инфицирован». Сюжет повествует о вирусе, который распространяется через фомиты, попытках медицинских исследователей и представителей общественного здравоохранения обнаружить и сдержать болезнь, утрате общественного порядка в условиях пандемии и в конечном итоге открытии вакцины, которая сдержала распространение вируса. Картина была впервые показана 3 сентября 2011 года на Венецианском кинофестивале. На экраны кинотеатров США фильм вышел 9 сентября, собрав 22 млн долларов в первый уик-энд. Суммарные сборы от проката по всему миру составили 135 млн долларов. В 2020 году фильм получил новый виток популярности в связи с начавшейся в Китае, а позже распространившейся по всему миру пандемией COVID-19.

Международная организация врачей совместно с Центром по контролю и профилактике заболеваний США пытается помешать распространению смертельного вируса. Фильм снят в 2011 году!!! Как такое возможно??? Обязательно посмотрите, если не видели. Так и хочется сказать, все события, показанные в фильме, вымышленные, но уж слишком правдоподобно все выглядит, до жути сильно перекликается с нашей сегодняшней реальностью.  Вот только несколько фактов: источник вируса находился в Азии, первыми разносчиками болезни были животные, в стране вводится карантин и отменяются массовые мероприятия, вирус передаётся воздушно- капельным путём и через контактные поверхности.  Ничего не напоминает?

В наши дни по сети ходят новые шутки: «Посмотрел «Заражение», потом включил новости и не понял разницы».

Слишком явное совпадение вымысла и реальности породили в мире новую волну интереса к полузабытому фильму. Сейчас "Заражение" оказалось в списке самых скачиваемых фильмов в iTunes Store в США, а в Google число поисковых запросов с названием фильма, бьет все мыслимые рекорды.



«В фильме я сыграла эпидемиолога, которая пытается остановить распространение вируса. Чтобы подготовиться к роли, я провела много времени с лучшими профессионалами по охране здоровья в мире. И что было самое важное, чему они меня научили? Мойте свои руки, будто ваша жизнь зависит от этого», — рассказала Кейт Уинслет.



«Вирус в нашем фильме был создан сценаристом, COVID-19 — очень реален. В фильме был эпизод, где люди протягивали руку для приветствия, чтобы показать, что у них нет оружия. Сегодня это больше выглядит как: мы все носим оружие, но можем даже не догадываться», — обратился к людям Лоуренс Фишберн, который сыграл доктора Центра по контролю и профилактике заболеваний.

«Мне было очень странно читать в соцсетях или слышать от друзей возгласы удивления, насколько события в фильме похожи [на то, что происходит сейчас], – недавно заметил Бёрнс. – Я не нахожу это таким уж удивительным, потому что ученые, с которыми я общался – а их было много, – все твердили, что [пандемия] – это вопрос «когда», а не «если». Как говорил ему Липкин, за последнее десятилетие было выявлено более 400 новых вирусов. «Еще возникнут вспышки и пандемии, и нам нужно вынуть голову из песка и осознать реальные риски, с которыми мы сталкиваемся, – повторяет Липкин и журналистам. – Более трех четвертей всех появляющихся инфекционных заболеваний рождаются из-за того, что микробы из дикой природы переходят в человека. Наша уязвимость к таким болезням усилилась из-за роста международных путешествий и глобализации производства продуктов питания. Кроме того, вырубка лесов и урбанизация продолжают вытеснять диких животных из среды их обитания, увеличивая вероятность того, что они вступят в контакт с одомашненными животными и людьми».



На фоне эпидемии «Заражение» пересматривают не только рядовые зрители, но и кинематографисты. Недавно Барри Дженкинс, режиссер «Лунного света», признался, что лента Содерберга побудила его на беспрецедентный шаг — заплатить 12,99 доллара за просмотр фильма десятилетней давности, который он уже видел. Как признается сам Дженкинс, он захотел сравнить происходящее на экране с реальной жизнью. «Я был шокирован, — рассказывает постановщик. — У меня было чувство, будто я смотрю документалку, в которой кинозвезды играют настоящих людей. Это пугало меня».



Андрей Гореликов: В связи с эпидемией коронавируса стали актуальны страшилки про конец света. Но самую большую популярность на стриминг-платформах приобрел фильм девятилетней давности. Конечно, вирус MEV-1 у Содерберга был много опаснее COVID-19: по сюжету за четыре месяца он унес жизни 26 миллионов человек. Помимо респираторной инфекции, болезнь из фильма вызывала воспаление мозга, а жертвами могли стать все, от мала до велика. Началось, все, впрочем, тоже в Китае, вернее, в Гонконге. Одна из первых локаций, которую мы фиксируем здесь, — открытый рынок с мясом экзотических и не очень животных, похожий на печально известный рынок в Ухане. Зараза перекидывается на интернациональных гостей заведения — через фишки, бокалы, мобильные телефоны, и запускается цепная реакция по всему миру. Пересматривая сегодня «Заражение», мы с чувством дежавю обращаем внимание на опустевшие аэропорты, закрытые границы стран и регионов, запертые двери квартир, обчищенные магазинные полки. И надеемся, что не придется стать свидетелями мародерства, драк за еду, пожаров и грабежей. Картину Содерберга хвалили тогда и продолжают хвалить сегодня за научную точность. Если рассуждения о геноме и вакцинах для обывателя все равно воспринимаются как абстракция, то наставления врачей из фильма о самоизоляции и правилах поведения в карантине совпадают с сегодняшними памятками ВОЗ и национальных минздравов. В 2011-м героиня Кейт Уинслет, эпидемиолог, сообщает местной чиновнице, что человек в среднем трогает лицо пять раз в минуту, а та не верит. Правда, в бытовом языке пока не прижился термин «фомиты», обозначающий предметы, которые могут переносить вирус от одного носителя к другому. В 2020 году это прежде всего мобильный телефон. Мы редко даем свой мобильник другому, зато сами постоянно хватаем его грязными пальцами. Помыв руки, приходится мыть гаджет. В 2011-м Содерберг уже обыгрывает зловещий образ мобильника, но это только один из многочисленных фомитов. Технологический мир 9 лет назад был совсем другим. Наряду с телефоном в нем присутствует (также в качестве фомита), например, фотоаппарат-мыльница.



Фантазия Содерберга о пандемии родилась не в вакууме. Некоторые подробности проникновения вируса в человеческую популяцию режиссер почерпнул после вспышки вируса Нипах в Малайзии в 1999 году. Но прежде всего, конечно, на описание борьбы с заражением повлияли живые тогда воспоминания о вспышке SARS в Китае в 2003 году. Тогда погибло около 800 человек, а возбудителем атипичной пневмонии как раз был коронавирус, только другой. Эпидемиологи предупреждали о потенциальном риске повторения событий именно из-за рынков экзотических животных вроде того, что в Ухане. Гонконг в фильме появляется также не случайно: это нейтральная территория, где встречаются представители разных цивилизаций. Но надо вспомнить также пандемии азиатского гриппа в 1959-м и, собственно, гонконгского гриппа в 1968-м. Они стали самыми смертоносными после испанки, только в США погибли десятки тысяч человек. Нынешнюю пандемию «предсказал» не только Содерберг. Вот, например, роман Дина Кунца «Глаза тьмы» (1981). Описанный в книге апокалипсис развивается, после того как из военной лаборатории Уханя наружу просочился боевой вирус. Причем Ухань появился в тексте редакции 2008 года, а до этого вирус был наш, советский, из под Горького (Нижнего Новгорода). Видимо, исправления были внесены, после того как именно Китай стал основной угрозой в западном массовом сознании. Как и Кунц, Содерберг эксплуатирует фобию перед Азией вообще и Китаем — воинственным, коммунистическим, мистическим, чужеродным. Недоверие между Китаем и белым миром приводит к тому, что местные берут в заложницы чиновницу здравоохранения (Марион Котийяр), надеясь, что быстрее получат свою вакцину. Чиновникам и врачам не доверяют и в Америке. В фильме Содерберга эпидемиологов упрекают за раздутую панику во время вспышки свиного гриппа в 2009 году — совсем свежее воспоминание на момент работы над фильмом. Кроме того, конечно, предполагается, что ограничения на передвижение — глупость, а настоящее лекарство власти скрывают. На изобличении властей сколачивает символический капитал блогер в исполнении Джуда Лоу — сегодня это едва ли не повсеместный типаж. Но теории заговора подпитываются реальными ошибками, подлогами, недоговорками тех, кто несет ответственность за благополучие общества. Хотя Содерберг не демонизирует чиновников, политиков и военных, к их методам он относится без симпатий. Угроза заражения тоже в значительной степени отбирает у человека его свободу, одновременно расширяя возможности репрессивных аппаратов. Страх потерять себя, попасть под пресс, превратиться из человека в строчку статистики смертельных случаев — один из мотивов фильма Содерберга.



Страх распространяется, как вирус, благодаря социальным сетям. Не только в современном смысле, но и в буквальном: теория пяти рукопожатий не сближает, а разделяет людей, если рукопожатие может оказаться гибельным. Парадокс в том, что краткосрочная стратегия для сохранения своей жизни — это уход в самоизоляцию. А долгосрочная стратегия заключается в том, чтобы объединиться с другими, не дать порваться сети. Поэтому победу над смертельной угрозой символизирует рукопожатие. Персонажи возвращаются к освященному древностью приветствию, которое показывает: у меня нет оружия. Вытесняя страх, начинает распространяться надежда. Благодаря вирусу любой предмет — визитка ли, миска с орехами в баре — мог оказаться смертельным фомитом. Но другие детали символизируют надежду несмотря ни на что.



Хотя в некоторых аспектах фильм Содерберга уже устарел, он действительно выглядит не страшилкой из прошлого, а высказыванием на горячую тему. Однако отнюдь не воспоминанием о будущем и не сказочным фильмом-катастрофой. Он стремителен, динамичен, минималистичен по форме, но почти избыточен в информации, потому побуждает к пересмотру. Здесь нет ни аллегорического высказывания, ни общего рецепта спасения мира. Фильм имеет дело с частными людьми и частным героизмом. Так примеры оптимизма и надежды выглядят достовернее, а значит, способны придать уверенности и спокойствия и нам сегодня.

Научная достоверность
В статье New Scientist фильм получил хвалебные отзывы за достоверное представление науки. Как пример приводится необходимость найти способ выращивать вирус в лабораторных условиях без уничтожения популяции клеток, прежде чем исследователи смогут изучать вирус.

Карл Циммер, автор научно-популярных книг, также похвалил фильм, при этом отметив, что в фильме показывается, как реконструкция вспышки эпидемии может помочь понять, сколько человек может заразить носитель вируса, сколько из них заболеют и сколько умрут. Он также описал разговор с научным консультантом фильма Иэном Липкиным, в котором Липкин высказывался в защиту быстрой разработки вакцины в фильме.

Педиатр и вакцинолог Пол Оффит писал, что когда в фильмах изображают науку, то обычно жертвуют наукой ради драмы, но не в этот раз. Он приводит в пример использование таких концепций, как R0 (количество случаев, в среднем воспроизводимое одним заражением) или фомиты, а также происхождение вымышленного штамма, добавляющих реализма фильму.

Знаете ли вы, что...

  • В качестве рекламной акции канадское отделение кинокомпании «Warner Bros. Pictures» заказало две огромные чашки Петри и установило их в витрине торгового центра в Торонто. За несколько дней бактерии и грибки в них выросли и образовали название фильма и знаки биологической опасности.

  • Консультант фильма доктор Йен Липкин, профессор эпидемиологии из Школы управления здравоохранения им. Мейлмана при Колумбийском университете, заявил, что описанный в фильме вирус напоминает вирус Нипах, который был впервые выявлен в Малайзии в конце 1990-х годов во время вспышки заболевания среди фермеров-свиноводов.

  • Все эпизоды с участием Кейт Уинслет были сняты за 10 дней.

  • Это первый фильм после «Талантливого мистера Рипли» (1999), в котором вместе сыграли Гвинет Пэлтроу, Мэтт Дэймон и Джуд Лоу. Ни в одной сцене Лоу не появляется в кадре вместе с Пэлтроу или Дэймоном, тогда как Пэлтроу и Дэймон проводят вместе не больше минуты экранного времени за весь фильм.

  • После фильма «Информатор!» (2009) Стивен Содерберг и Скотт Бёрнс намеревались снять биографическую ленту о неоднозначном немецком кинорежиссёре Лени Рифеншталь, однако Содерберг отказался от этой идеи, осознав, насколько ограниченной будет его аудитория. После этого Содерберг и Бёрнс решили сделать драму о вызовах, с которыми сталкивается мировая система здравоохранения.

  • В творческом коллективе фильма очень много актёров, которые были номинированы или даже получили премию «Оскар». Это Марион Котийяр (награда за лучшую женскую роль в фильме «Жизнь в розовом цвете» в 2008 году), Мэтт Дэймон (лучший сценарий за фильм «Умница Уилл Хантинг» в 1998 году), Лоренс Фишбёрн (номинация в категории «лучший актёр» за работу в фильме «На что способна любовь» в 1994 году), Эллиотт Гулд (номинация в категории «лучший актёр» в работу в фильме «Боб и Кэрол, Тэд и Элис» в 1970 году), Джон Хоукс (номинация в категории «лучший актёр» в фильме «Зимняя кость» в 2011 году), Джуд Лоу (номинирован дважды), Гвинет Пэлтроу (премия за лучшую женскую роль в фильме «Влюблённый Шекспир» в 1999 году) и Кейт Уинслет (награда за лучшую женскую роль в фильме «Чтец» в 2009 году).

  • Лорен Васкес работает за столом Бенни Евангелиста, репортёра газеты San Francisco Chronicle. Евангелиста известен тем, что на его рабочем столе вечно царит страшный бардак, и авторы фильма решили так его и запечатлеть.

  • Это второй фильм 2011 года, где вместе сыграли Дженнифер Или и Мэтт Дэймон. Первым был научно-фантастический триллер «Меняющие реальность».

  • Роль Бет Эмхофф планировалось предложить Дженнифер Коннелли.

  • Это первый фильм Стивена Содерберга, выпущенный в формате IMAX.

  • Йон Нил, с которым Бет в исполнении Гвинет Пэлтроу разговаривает по телефону из аэропорта, говорит голосом Стивена Содерберга.

  • Задумав «Заражение», Бёрнс потом два года разговаривал с эпидемиологами, врачами, чиновниками. Когда Содерберг прочитал сценарий, он немедленно переправил его Дэймону с запиской, что это лучшее из написанного Бёрнсом. Постскриптумом стояло: «После прочтения обязательно вымой руки».

  • Одним из консультантов авторов проекта выступила Лори Гаррет – журналистка, лауреат Пулитцеровской премии, освещающая различные научные темы. Ещё в далёком 2009-м Гаррет выступила на ежегодной конференции медиа-организации TED, миссия которой состоит в том, чтобы помочь в распространении тех или иных уникальных идей. В рамках презентации журналистка рассказала об угрозе мировой пандемии вирусов, передающихся от человеку к человеку. По её словам, ещё в начале 2000-х, когда в Китае вспыхнула эпидемия вируса SARS (тяжёлый острый респираторный синдром), оказалось, что ни США, ни любая другая страна в мире не была готова к этому. Журналист Лори Гаррет об угрозе пандемии, конференция TED, 2009 год: Из-за глобализации стало больше путешествующих – люди ездят во все уголки планеты. И микробы путешествуют вместе с ними. Вспышка чумы в индийском городе Сурат – это уже не ничтожное событие где-то на краю света, а мировая новость номер один, касающаяся всех, потому что глобализация изменила систему оценки рисков. История с ураганом Катрина показала, что государство в случае катастрофы не сможет взять ситуацию под контроль. Пандемия – тот же ураган Катрина, но не один, а сразу много».


Subscribe

Featured Posts from This Journal

promo anchiktigra september 28, 2021 14:36
Buy for 1 000 tokens
Анна Скляр - психолог, психотерапевт. Ph.D., философ, кандидат философских наук. Онлайн-психолог. Онлайн-консультации по всему миру. Автор блога “Счастье есть”. Приглашаю на индивидуальное онлайн-консультирование. Хотите лучше познакомиться с самим собой и улучшить…
Comments for this post were disabled by the author