
Конфуций. Луньюй:
📖 Глава 1. Учиться
📖 Глава 2. Правитель
📖 Глава 3. Восемью рядами
📖 Глава 4. Там, где человечность
📖 Глава 5. Гунье чан
📖 Глава 6. Вот Юн…
📖 Глава 7. Я продолжаю
📖 Глава 8. Великий первенец
📖 Глава 9. Учитель редко…
📖 Глава 10. В своей деревне
📖 Глава 11. Прежде люди, изучая…
📖 Глава 12. Янь Юань
📖 Глава 13. Цзылу
📖 Глава 14. Сянь спросил
📖 Глава 15. Князь чудотворный из удела Вэй
📖 Глава 16. Младший
📖 Глава 17. Ян Хо
📖 Глава 18. Владетель Вэй
📖 Глава 19. Цзычжан
📖 Глава 20. Яо сказал
«Беседы и суждения» («Лунь Юй») – тонкая тетрадь, в которой собраны ответы Конфуция на вопросы учеников.
«Лунь Юй» - изречение.
Книга написана на древнекитайском языке, состоит (в наиболее распространённой версии) из двадцати глав, названных по первому выражению каждой из них. Составление книги началось после смерти Конфуция в конце эпохи Вёсен и осеней и заняло от 30 до 50 лет.
Книга состоит из отрывков рассуждений Учителя о «благородном человеке» (цзюнь-цзы), который избегает наслаждений, ссор и жадности. Корнем благородного человека названа «сыновняя почтительность» (сяо), из которой произрастает «человечность» (жэнь). «Сыновняя почтительность» заключается в исполнении «ритуала» (ли). Наряду с человечностью почитается и «мудрость». Другими важными императивами благородного человека являются «справедливость» (и) и «искренность» (синь). Примером благородного человека для Конфуция был Яо.
Список добродетелей сводится к «пяти достоинствам». В одном случае речь идет о почтительности, великодушии, правдивости, сметливости и доброте. В другом — о милости, требовательности, умеренности, «величавости без высокомерия», «грозности без свирепости». Встречается в Луньюе и золотое правило: «Не делай другим того, что не желаешь себе».
Антитезой благородного человека выступает «малый человек», который одержим пристрастностью и выгодой.
Высшей инстанцией морального и природного порядка названо «небо» (тянь), поэтому уповающий на небо благородный муж лишен «тревоги и боязни». Конфуций остерегался говорить о духах, чудесах и смерти.
В немалой степени Луньюй касается управления государством, для которого необходимо оружие и доверие народа, а также тщательное исполнение своих обязанностей. Правителю предписывается быть примером для подданных и поощрять достойных. Существенным в управлении является ритуал и справедливость. Семья для Конфуция является моделью государства.
Также Луньюй содержит описание привычек Конфуция, который любил рис, мясо, вино и не пренебрегал соусами. Носил он черный кафтан, халат и шелковую шапку. Среди его предпочтений была игра в шашки и состязание в стрельбе из лука.



📖 Глава 4. Там, где человечность
📖 Глава 5. Гунье чан
📖 Глава 6. Вот Юн…
📖 Глава 7. Я продолжаю
📖 Глава 8. Великий первенец
📖 Глава 9. Учитель редко…
📖 Глава 10. В своей деревне
📖 Глава 11. Прежде люди, изучая…
📖 Глава 12. Янь Юань
📖 Глава 13. Цзылу
📖 Глава 14. Сянь спросил
📖 Глава 15. Князь чудотворный из удела Вэй
📖 Глава 16. Младший
📖 Глава 17. Ян Хо
📖 Глава 18. Владетель Вэй
📖 Глава 19. Цзычжан
📖 Глава 20. Яо сказал
TikTok by @anchiktigra
«Беседы и суждения» («Лунь Юй») – тонкая тетрадь, в которой собраны ответы Конфуция на вопросы учеников.
«Лунь Юй» - изречение.
Книга написана на древнекитайском языке, состоит (в наиболее распространённой версии) из двадцати глав, названных по первому выражению каждой из них. Составление книги началось после смерти Конфуция в конце эпохи Вёсен и осеней и заняло от 30 до 50 лет.
Книга состоит из отрывков рассуждений Учителя о «благородном человеке» (цзюнь-цзы), который избегает наслаждений, ссор и жадности. Корнем благородного человека названа «сыновняя почтительность» (сяо), из которой произрастает «человечность» (жэнь). «Сыновняя почтительность» заключается в исполнении «ритуала» (ли). Наряду с человечностью почитается и «мудрость». Другими важными императивами благородного человека являются «справедливость» (и) и «искренность» (синь). Примером благородного человека для Конфуция был Яо.
Список добродетелей сводится к «пяти достоинствам». В одном случае речь идет о почтительности, великодушии, правдивости, сметливости и доброте. В другом — о милости, требовательности, умеренности, «величавости без высокомерия», «грозности без свирепости». Встречается в Луньюе и золотое правило: «Не делай другим того, что не желаешь себе».
Антитезой благородного человека выступает «малый человек», который одержим пристрастностью и выгодой.
Высшей инстанцией морального и природного порядка названо «небо» (тянь), поэтому уповающий на небо благородный муж лишен «тревоги и боязни». Конфуций остерегался говорить о духах, чудесах и смерти.
В немалой степени Луньюй касается управления государством, для которого необходимо оружие и доверие народа, а также тщательное исполнение своих обязанностей. Правителю предписывается быть примером для подданных и поощрять достойных. Существенным в управлении является ритуал и справедливость. Семья для Конфуция является моделью государства.
Также Луньюй содержит описание привычек Конфуция, который любил рис, мясо, вино и не пренебрегал соусами. Носил он черный кафтан, халат и шелковую шапку. Среди его предпочтений была игра в шашки и состязание в стрельбе из лука.



Journal information