anchiktigra (anchiktigra) wrote,
anchiktigra
anchiktigra

Category:

Глава 8. Великий первенец. Конфуций - Лунь Юй («Беседы и суждения»).

1
Учитель сказал:
– Великий Первенец, он может называться человеком высшей добродетели. Три раза уступал трон Поднебесной, и народ не мог от восхищения даже найти слова, чтобы его восславить.

2
Учитель говорил:
– Почтительность вне ритуала утомляет, а осторожность вне его ведет к трусости; при смелости вне ритуала поднимают смуту, от прямоты вне ритуала становятся нетерпимы. Если благородный муж привязан душой к близким, в народе процветает человечность; если не забыты им старые друзья, народ не поступает низко.

3
Когда учитель Цзэн был тяжко болен, то он созвал своих учеников и им сказал:
– Откройте мои ноги! Откройте мои руки! В Песнях сказано:
С трепетом остерегайся,
Словно ты пред краем бездны,
Словно ты на тонком льду.
Отныне стало мне понятно, что я могу остаться цел, мои сынки!

4
Когда учитель Цзэн был тяжко болен и Почтительный из Старших навестил его, учитель Цзэн сказал:
– Птицы перед смертью горестно кричат, люди перед смертью говорят о важном. Благородный муж находит тройственную ценность, заключенную в пути: во внешности, манерах он далек от грубости и небрежения, серьезным выражением лица способен заслужить доверие, в речах, их тоне избегает пошлости и фальши. А что до расстановки жертвенных чаш, для этого имеются свои чины.

5
Учитель Цзэн сказал:
Умелому советоваться с неумелым, талантливому спрашивать у бесталанного, иметь, но делать вид, что не имеешь, пустым казаться, когда полон, и оставлять обиду без ответа – так вел себя мой друг когда-то.

6
Учитель Цзэн сказал:
Не это ль благородный муж, кому мы можем вверить сироту, судьбу страны размером в сотню ли, кого нельзя склонить к измене долгу? Он, безусловно, благородный муж.

7
Учитель Цзэн сказал:
– Ученый человек не может не быть твердым и решительным, ибо его ноша тяжела и путь его далек. Ношей ему служит человечность – это ли не тяжесть? Завершает путь, лишь умирая, – это ли не даль?

8
Учитель говорил:
– Я вдохновляюсь Песнями,
Ищу опору в ритуалах
И завершаю музыкой.

9
Учитель сказал:
Народ можно принудить к послушанию
его нельзя принудить к знанию.


10
Учитель говорил:
Быть смуте, коль смелы и ненавидят свою бедность. Быть смуте, коль чрезмерно ненавидят людей, лишенных человечности.

11
Учитель предостерегал:
– Блистай ты хоть великолепием талантов князя Чжоу, но если скуп ты и заносчив, из остального в тебе будет не на что смотреть!

12
Учитель говорил:
– Найти непросто человека, который проучился бы три года без помышления о жалованье.

13
Учитель сказал:
Будь глубоко правдив, люби учиться, стой насмерть, совершенствуя свой путь.
Страна в опасности – ее не посещай, в стране мятеж – там не живи.
Когда под Небесами следуют пути, будь на виду, а нет пути – скрывайся.
Стыдись быть бедным и незнатным, когда в стране есть путь;
стыдись быть знатным и богатым, когда в ней нет пути.

14
Учитель говорил:
В дела другого не вникай,
Когда не на его ты месте.


15
Учитель сказал:
– Какими необъятными, чарующими становятся звуки мелодии, когда ее начало исполняет мастер Чжи, а конец венчает песня «Крики чаек»!

16
Учитель сказал:
Я не понимаю, как может быть необузданный лукавым, тупой нечестным и невежественный лживым.

17
Учитель говорил:
Учись, словно не можешь обрести
И будто опасаешься утратить.


18
Учитель воскликнул:
– Возвышенны, велики Шунь и Юй!
Владея Поднебесной, они держались от нее в стороне.

19
Учитель воскликнул:
– Каким великим государем был Яо! Как он возвышен, величав! Велико только Небо, и только Яо подражал ему. Как он необъятен! Народ не мог найти слова, чтобы его восславить. Как велики, возвышенны его свершения! Как лучезарна им предначертанная просвещенность!

20
У Шуня было только пять сановников, и в Поднебесной настал мир. Царь Воинственный изрек:
– У меня есть десять способных к управлению сановников.
Конфуций по этому поводу сказал:
Не правда ли, как трудно находить таланты? В этом наибольшего успеха достигли Яо и Шунь. А у царя Воинственного среди его десяти сановников имелась одна женщина, поэтому их у него, по сути, было только девять. Царь Просвещенный владел двумя третями Поднебесной, но при этом продолжал быть подданным дома Инь. Можно сказать, что дом Чжоу обладает наивысшими достоинствами.

21
Учитель сказал:
– Вот Юй – я в нем не нахожу изъяна.
Он питался очень скудно, но богам и духам приносил обильные дары;
одевался худо, но на свою ритуальную одежду украшений не жалел;
жил в лачуге, но отдавал все силы рытью каналов, чтобы отвести воды потопа.
Я в нем не нахожу изъяна.

Subscribe

Featured Posts from This Journal

promo anchiktigra september 28, 14:36
Buy for 1 000 tokens
Анна Скляр - психолог, психотерапевт. Ph.D., кандидат философских наук. Автор блога “Счастье есть”. Приглашаю на индивидуальное онлайн-консультирование. Хотите лучше познакомиться с самим собой и улучшить качество своей жизни? Стать счастливым человеком и реализовать свой…
Comments for this post were disabled by the author