anchiktigra (anchiktigra) wrote,
anchiktigra
anchiktigra

Categories:

Философия осознанности в обществе метамодерна как способ преодоления феномена «массового человека»



© Скляр А.В.
ФИЛОСОФИЯ ОСОЗНАННОСТИ В ОБЩЕСТВЕ МЕТАМОДЕРНА
КАК СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯФЕНОМЕНА «МАССОВОГО ЧЕЛОВЕКА»

Однажды твоя жизнь пронесется у тебя перед глазами.
Убедись в том, что тебе есть на что посмотреть.

Аннотация. Статья раскрывает основные составляющие концепта «философия осознанности», показаны его онтологические и эпистемологические аспекты. Установлено, что «восстание масс» может быть побеждено состоянием осознанности индивида, которое есть некая со-бытийность, т. е. воплощение присутствующего самобытия во внешнем мире.

Ключевые слова: осознанность, философия осознанности, самоидентичность, самопознание, метамодернизм, общество, человек осознанный, массовый человек.

Реалии современного мира принуждают индивида непрерывно поглощать огромное количество информационного мусора, стремиться за недостижимым, гнаться за бесконечными материальными благами и, таким образом, человек забывает о себе истинном, он утрачивает осознание того, кто он есть сам по себе. «Сегодня весь мир стал массой» [10, 22] – писал испанский философ Х. Ортега-и-Гассет в прошлом веке, однако ХХI столетие еще более актуализировало эту проблему. В обществе метамодерна мы можем смело говорить о проблеме «забывания» своей идентичности, отдаленности человека от самого себя. Индивид обретает себя в том или ином виде потребления. Множество масок, ролей, форм поведения, предлагаемых социумом, потребляются человеком в настоящее время намного охотнее, нежели проявление своей истинной сути. Все чаще люди узнают о своих желаниях и мыслях через СМИ, ТВ и интернет. Рост актуальности интернет-коммуникаций позволяет спрятаться за огромным разнообразием аватаров и экзальтировать только желаемые качества личности, усилить те особенности, которые хотели бы визуализировать прежде всего Другие. Человек хочет сейчас больше казаться, а не быть. Однакотакая гиперкомпенсация разрушает целостность индивида, в реальной жизни происходит разрыв между желаемым и действительным, реализуется некая экзистенциальная утрата, о которой человек может даже и не подозревать. Для обретения гармонии каждому необходимо найти и проявить свое истинное Я, выйти из инертного существования. Можно сказать, что проблема состоит не в конечности человеческой жизни, а в том, что в течение самой жизни в человеке пытаются убить его истинную суть или же он сам пропускает жизнь. Люди не замечают, что словно умирают изнутри, хотя остаются формально живыми – «чем больше вы мертвы, тем больше общество уважает вас» [8, 86], «с техникой сжился, но не техникой жив человек» [10, 79].

Таким образом, на первый план в современном мире сейчас должна выйти проблема «бытия человека в согласии с самим собой», поиск его естественного состояния, некая спонтанность, наслаждение спокойным душевным благополучием, следование своим истинным желаниям, раскрытие индивидуальности во внешней реальности. Реализовать перечисленные интенции можно именно благодаря философии осознанности, которая способна привести человека к счастью, раскрыть его потенциал и помочь обрести гармонию. Цель данной статьи – перечисление основных составляющих концепта «философия осознанности».

1. Осознанность – это постижение себя в настоящем моменте, присутствие в мгновении «здесь и сейчас», полнота ощущений.
Еще римский философ-стоик Сенека предостерегал от пренебрежения настоящим и восклицал:«Грядущее неведомо; живи сейчас!» [11, 50]. Как пишет автор книг по дзэн-буддизму, Тит Нат Хан, «осознанность – это непрерывная практика глубокого соприкосновения с каждым моментом повседневной жизни. Быть осознанным означает по-настоящему присутствовать в настоящем моменте телом и разумом» [1]. В. Берч и Д. Пенман отмечают, что «тот момент, когда вы замечаете, что ваше сознание переключилось на что-то другое, и есть момент осознанности» [4]. М.Хайдеггер пишет: «бытие значит: присутствие, впускание присутствия: присутствование <…> настоящее означает также присутствие» [13, 397]. Х. Ортега-и-Гассет подчеркивает, что «жить – это очутиться в мире определенном и бесповоротном, здесь и сейчас» [10, 47], важно «пребывать в настоящем, ибо настоящее – лишь наличие прошлого и будущего, то единственное место, где они реально существуют» [10, 207].

Однако в современном мире у человека не хватает ресурсов на осознание реальности каждой секунды. Механическое существование давно уже превратило витальность человека-воспринимающего в роботизацию человека-работающего. Повседневная жизнь индивида наполнена профессиональными задачами, он поклоняется новому божеству, имя которому – Деньги. Тем не менее, осознанность – это внимание к себе и интерес к окружающему миру, бдительность к каждому моменту бытия, это индивидуальный танец человека. Важно наблюдать и чувствовать настоящее, свое тело, свои движения; убирать излишнее напряжение, акцентировать внимание на восприятии, обнаруживать смысл в повседневности. Ошо пишет о том, что «осознанность приходит через чувствительность» [8, 22], которая подразумевает витальность. Э. Толле также подчеркивает, что каждому необходимо максимально использовать свои чувства, быть целиком сфокусированным на текущем моменте и полностью слиться с ним в единое целое [9]. Такой опыт способствует ощущению покоя в душе. Человеку важно полностью сосредоточиться на каждом своем действии, он призван наслаждаться им, получать удовольствие от самобытия, соприсутствовать бытию. Счастье – это всегда бытие настоящего, момент присутствия, отсутствие спешки и суеты. Важно не отвлекаться ни на гнетущие сожаления о прошлом, которого уже нет, ни на страхи или ожидания тревожащего будущего, которое еще не наступило: «единственное подходящее время, чтобы быть живым – это настоящий момент» [1]. «Сейчас» – это единственное, что точно есть у каждого из нас. «Нельзя ощутить вдох из прошлого или из будущего – можно почувствовать только этот вдох, который мы делаемпрямо сейчас» [4].

2. Осознанность – это внимание за собственным дыханием.
Полное сосредоточение, концентрация внимания на расслабленном дыхании (ритме вдохов и выдохов) позволяет человеку «остановиться», «вернуться домой», заглянуть вглубь, погрузиться внутрь себя. Тревога, напряжение, депрессия часто являются следствиемзажатого дыхания [4]. Правильное глубокое дыхание представляется связующим мостом междутелом и сознанием человека, оно есть обнаружение некоего трансцендентного начала внутри себя, приближение к сущности бытия, т. е. к самому себе. Осознанное дыхание дает возможность почувствовать особое состояние внутренней тишины, пустоты и медитативного ума – «шунью».«Мы жалуемся, что у нас нет времени на жизнь, и в то же время впустую тратим время, не возвращаясь к себе» [1]. Медитации с использованием дыхания – один из способов осознанного возвращения к глубинам своего существа, «вот что такое медитация: окликать самого себя» [8, 74].

3. Осознанность – это внутренняя тишина, расслабление и спокойствие.
Цель достижения состояния тишины – это перенос внимания вовнутрь. Внутренняя тишина наделяет человека неким океаническим опытом, естественным состоянием расслабления, когда человек самостоятельноне создает напряжения. К сожалению, как отмечал Ж. Бодрийяр, «тишина изгнана с экранов, изгнана из коммуникации. Изображения, поставляемые средствами массовой информации (а тексты подобны изображениям), никогда не умолкают: изображения сообщений должны следовать друг за другом без перерыва» [3, 93]. Такое постоянное разнообразие импульсов, захватывающих наш интерес, является неким деструктивным фактором, отвлекающим внимание от самоосознания и гармонического состояния. Виртуальное общение наносит большой вред реальному смыслу существования. Технологии превратились в отравляющую субстанцию, яд которой небольшими порциями проникает в человека. Постоянная проверка мессенджеров в телефоне, обновление новостных лент и ожидание нескончаемых «лайков» вводит многих людей в состояние психологического истощения, а иногда и психоза. Человек боится остаться наедине с собой, он боится ощутить эту внутреннюю пустоту. Тит Нат Хан вводит понятие особой сознательной «возвышенной тишины», которая происходит в сердце человека и является «умением возвращатьсебе внимание», «смотреть вглубь себя»; она приводит к некоему «глубинному зову», внутренней свободе, легкости, умиротворенности, свободе от «умственного пустозвонства» [12]. Такая тишина характеризуется отсутствием внутреннего беспокойства, способствует осознанности и исцелению.

Благодаря этому состоянию возникает искреннее умение слушать, «слышать» сердцем, что приводит к пониманию Другого. «Дичают по мере того, как перестают считаться друг с другом. Одичание – процесс разобщения» [10, 73]. Человек массы не умеет слушать других, он лишь хочет привить всему миру свои взгляды, оставаясьглухим к этому миру. Есть только его точка зрения, не выносящая критики. А коль она все-таки происходит, то сразу же погружает человека массы в депрессию и агрессию.

4. Осознанность – это высказанная, истинная, точная, собственная речь.
Здесь стоит вспомнить М. Фуко, который с горечью подчеркивал давление запрета на производство дискурса в обществе. Более того, в настоящее время эта проблема стала еще более актуальной. Человек нестолько боится сказать что-либо из-за возможной вероятности наказания силовыми структурами, сколько он боится самого отвержения общества, он боится проявить себя через речь. Можно с сожалением наблюдать извечную проблему того, «а что же скажет Другой» по поводу моих слов? Поэтому, поскольку Другой сейчас пребывает, как правило, в состоянии моральной и рациональной слепоты, то человек также с легкостью приобретает эти качества и становится безумным. К сожалению, современное общество все больше наполняется сумасшедшими людьми, чье безумие проявляется в том, что они говорят совершенноне то, что думают и чувствуют. Снова вспомним размышления М. Фуко о слове сумасшедшего, которое состоит в том, что произносим его как раз таки мы, здоровые вроде бы люди – проблема состоит «в той едва заметной бреши, через которуюто, что мы говорим, от нас ускользает» [2, 53]. Человек не понимает, о чем говорит. В большинстве случаев, он даже говорит не то, что он на самомделе думает. Х. Ортега-и-Гассет пишет, что человек массы постоянно и ежечасно навязывает всем «мешанину прописных истин, несвязных мыслей и просто словесного мусора, что скопилась в нем по воле случая» [10, 67]. Еще М. Хайдеггер отмечал, что «сказать и говорить – не одно и то же. Человек может говорить; говорит без конца, но так ничего и не сказал» [14, 265]. Таким образом, главный вопрос, требующий решения, состоит именно в поиске осознанности в собственной речи.

5. Осознанность – это выбор и свобода.
Человек не всегда может контролировать события собственной жизни (которые часто бывают неприятными), однако он имеет возможность совершать выбор касательно того, как ему реагировать на эти события. Важно, чтобы каждый мог «концентрировать внимание дружелюбно и преднамеренно, на том положении вещей, которое сложилось в данный момент, не высказывая резких суждений» [4], чтобы человек позволил всему Быть. Философия осознанности подразумевает признание и принятие окружающей реальности такой, какая она есть(в буддизме махаяны – «татхата», «таковость»). Не теряет своей актуальности общеизвестная истина безоценочного восприятия о том, что нет хороших или плохих вещей (или людей), наше сознание делает их таковыми. Важно не то, что окружает человека, имеет значение только тот мир, который находится в нем самом, который необходимо осознать. Такое принятие приводит к освобождению отнавязанных установок общества, поскольку лишает чувства страха и тревоги за завтрашний день, которым так любят манипулировать органы власти.

Таким образом, осознанность помогает человеку обрести внутреннюю свободу, свободу выбора себя. Х. Ортега-и-Гассет подчеркивал: «Жить – значит вечно быть осужденным на свободу, вечно решать, чем ты станешь в этом мире» [10, 47–48]. Свобода подразумевает «возможность стать тем, кто ты есть на самом деле» [10, 193], т. е. реализовать свой внутренний потенциал, не страшась диктата большинства, не подчиняясь общепринятым трендам и установкам.

6. Осознанность – это познание самого себя и окружающего мира.
В состоянии осознанности и свободы мы «постигаем глубинную суть вещей» [12]. Таким образом, мы имеем все основания говорить об эпистемологии осознанности, которая всегда является «осознанность чего-либо» [1], мы познаем вещи через их осознание. Мы восхищаемся тем, что этот мир существует. Что-то существует и мы испытываем восторг от этого. Осознанность наполняет новизной каждый момент жизни, «осознанность – это всегда нечто новое, непривычное, неизвестное» [8, 14], это своего рода со-бытийность. Как и философия, она призвана постоянно удивлять человека. Как отмечал Х. Ортега-и-Гассет, удивление является силой человека мыслящего [10], в отличие от циничного восприятия «массы», которая пресыщена всеми мирскими благами и не стремится к познанию нового.

Познание предполагает принятие. Принятие вещей такими, какие они есть. Принятие себя. Философия осознанности предполагает, что человек принимает себя полностью, со всеми своими достоинствами и недостатками. Все знания мира бесполезны, если человек не познал самого себя, не проявил свою индивидуальность. «Масса» – это нечто заурядное, одинаковое и серое, наделенное «герметизмом сознания», «закупоркой души» [10, 66]. Это неотличимые люди, которые ничем не выделяются среди прочих, но имеют высокое, гиперкомпенсаторное мнение о своем величии, совершенстве и уникальности. Массовый человек перестал быть человеком, а превратился в некую оболочку, «муляж человека» [10, 192]. Осознанность же всегда подразумевает ощущение благодарности за текущий момент жизни. В противоположность этому, «массам» присуща психология избалованного ребенка, дикаря, «высокомерного недоросля», у которого присутствует «врожденная неблагодарность ко всему, что сумело облегчить ему жизнь» [10, 57].

Метапознание, как способность человека осознавать то, что он думает, дает возможность «ощущать мир напрямую, а не через призму своих мыслей» [4]. Осознанность – это открытость и благоговение перед жизнью, акцент на простых, приятных и прекрасных вещах, окружающих человека. Осознанность – это принятие себя и следование своему Пути. Это обретение особого внутреннего пространства, которое дает возможность погрузиться в глубины своего естества и постигнуть свою истинную суть, свои истинные желания. Йоги Бхаджан писал, что осознав себя, человек обретет осознанность, благодаря которой другие люди осознают и признают его [7, 153].

7. Осознанность – это любовь.
Когда человек становится более осознанным, он становится более сострадательным, он начинает любить ближних, он излучает любовь во внешний мир. Ошо подчеркивал: «суть не в том, чтобы ваша любовь была кому-то адресована, а в том, чтобы просто быть любящим» [5]. О том, что общество лишено осознанности свидетельствует феномен «нелюбви», получивший распространение в последнее время [6]. Моральная слепота, повсеместность агрессии, отсутствие искренности, сочувствия в отношениях, исчезновение участливого отношения к Другому – все это проявление отсутствия осознанности в общении с другими. Торжество масс вызывает торжество насилия, массовый человек лишен морали и эмпатии, он не может «на миг отрешиться от себя и вселиться в ближнего» [10, 67], у него нет навыка со-участия в бытии Другого, служения чему-то или кому-то выше него самого. Отсутствие полноты ощущения событийности превращает индивида в некий механический суррогат человека. Поэтому, имеет резон согласиться с Сенекой и «пестовать нашу человечность» [11, 179], дабы восстанавливать истинно человеческие отношения между людьми.

Таким образом, следует подчеркнуть важность и актуальность развития осознанности в каждом человеке, а также возможность выделения этого направления философии в особую дисциплину. Выявлено, что философия осознанности включает в себя такие составляющие: наслаждение от тотального присутствия в мгновении «здесь и сейчас», полнота ощущений и самопостижение в настоящем моменте, бдительность, т. е. особое внимание к себе в каждый момент жизни, наблюдение и чувствование каждого своего действия, получение удовольствия от личного опыта бытия, внимание за собственным дыханием, поиск внутренней тишины, расслабление и спокойствие, личностно высказанная речь, возможность выбора, ощущение свободы, самопознание и познание окружающего мира, новизна в восприятии реальности, безграничное чувство любви.

Важно отметить, что именно благодаря соответствующей трансформации, вызванной состоянием осознанности, человек имеет возможность преодолеть феномен «массового человека». «Восстание масс» может быть побеждено осознанностью, неким прогрессом духа человека. Х.Ортега-и-Гассет подчеркивал, что «жить означает вживаться в мир» [10, 59], т. е. осознавать его и себя в нем. Это то «единствос жизнью», о котором писал также и Э. Толле: «единство с тем, что есть Сейчас» [9, 132] – без страха, без тревог о завтрашнем дне, без сожаления о прошлом. Человек призван постоянно реализовывать в социуме некое событие, т. е. воплощать свое бытие во внешнем мире и, преждев сего, быть его автором.

Осознанность есть живое осознание своего знания, подобно тому, как рефлексия есть живая мысль о собственной мысли. «Массы» внутренне мертвы, в отличие от человека осознанного, который должен воплотить себя в обществе будущего.

Список литературы:
1. Тит Нат Хан. Практика радости: как отдыхать осознанно. – Москва: «Эксмо», 2018. 112 с. URL:htp://flibusta.site/b/510921/read (дата обращения: 15.05.2020).
2. Фуко М. Порядок дискурса / Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности.
Работы разных лет. Пер. с франц. – Москва: Касталь, 1996. – С. 47–96.

3. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла / Бодрийяр Ж., Сиоран Э. Матрица Апокалипсиса. Последний закат Европы: сборник. Пер. с франц. – Москва: Родина, 2019. – С. 82–116.
4. Берч В., Пенман Д. Осознанная медитация. Практическое пособие по снятию боли и стресса. Мо-сква: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 288 с. URL:http://flibusta.is/b/378816/read (дата обращения: 15.05.2020).
5. Бхагаван Шри Раджниш (Ошо). Сила любви. – Санкт-Петербург: Весь, 2017. – 229 с.
6. Скляр А. В. Феномен «нелюбви» как экзистенциальная составляющая человека в контексте общества постмодерна. Культурологічний вісник: Науково-теоретичний щорічник Нижньої Наддніпрянщини. Запоріжжя: КСК-Альянс, 2019. – Вип. 39. – Том 1. – C. 128–133. https://doi.org/10.26661/2413-2284-2019-1-39-17 
7. Учение Йоги Бхаджана. Сила Произнесенного Слова. – Тула: Йога Экс-Пресс, 2010. – 202 с.
8. Ошо. Жизнь, любовь, смех. Превращая жизнь в праздник. – Санкт-Петербург: Весь, 2010. – 256 с.
9. Толле Э. Новая земля. Пробуждение к своей жизненной цели. Пер. с англ. Г. П. Тимошинова. – Москва: РИПОЛ классик, 2011. – 336 с.
10. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Пер. с исп. – Москва: АСТ, 2003. – 509 с.
11. Сенека. Философские трактаты. Пер. с лат., вступ. ст., коммент. Т. Ю. Бородай. СПб.: Алетейя, 2001.– 400 с.
12. Тит Нат Хан. Тишина. Пер. с англ. М. Попова. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2016. – 192 с.URL: htp://flibusa.is/b/453803/read (дата обращения: 22.05.2020).
13. Хайдеггер М. Время и бытие / Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. Пер. с нем. –Москва: Республика, 1993. – С. 391–406.
14. Хайдеггер М. Путь к языку / Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. Пер. с нем. – Москва: Республика, 1993. – С. 259–273.

Skliar Anna Vladimirovna, Doctor of Philosophy (PhD), associate professor of Philosophy department, Oles Honchar Dnipro National University, Dnipro,
THE PHILOSOPHY OF AWARENESS IN SOCIETYOF METAMODERN AS A WAY OF OVERCOMINGTHE PHENOMENON OF “MASS MAN”
The article reveals the main components of the concept of “philosophy of awareness”; its ontological and epistemological aspects are shown. It is established that the “the Revolt of the Masses” can be defeated by the condition of awareness of the individual, which is a kind of co-existence, that is the embodiment of present self being identity in the outside world.
Keywords: awareness, philosophy of awareness, self-identity, self-knowledge, metamodernism,society, self-awareness, mass man.

Скляр А.В. Философия осознанности в обществе метамодерна как способ преодоления феномена «массового человека». The European Journal of Humanities and Social Sciences. Vienna : Premier Publishing, 2020. № 3. С. 159–165. htps://doi.org/10.29013/EJHSS-20-3-159-165

Скляр Анна Владимировна, доктор философии (PhD), доцент кафедры философии, Днипровский национальный университет имени Олеся Гончара, г. Днепр, Украина

Tags: мои статьи
Subscribe

Featured Posts from This Journal

promo anchiktigra march 25, 2016 11:57
Buy for 1 000 tokens
Летние книги, подборка. Книги о лете. Летние книги для чтения. Летняя подборка книг. Джоанн Харрис - Ежевичное вино (2000) Вино способно творить чудеса и новые миры. Джей Макинтош, писатель, который не пишет, безнадежно застряв в прошлом, находит шесть бутылок домашнего вина, чудом…
Comments for this post were disabled by the author