anchiktigra (anchiktigra) wrote,
anchiktigra
anchiktigra

Category:

Молитва всё исправит. Старцы Псково-Печерского монастыря (2019)



Данный сборник поучений Псково-Печерских старцев посвящен молитве. Молитва – дыхание души, ее воздух, ее жизнь… Духовная жизнь без молитвы невозможна. В сборнике рассказывается и о чудесах по молитвам наших старцев. Высказывания Псково-Печерских отцов учат нас тому, что с молитвой всё можно пережить, ибо на нее откликается Небо. «Молитва всё исправит», – говорил схиигумен Савва (Остапенко).


Цитаты из книги Молитва всё исправит. Старцы Псково-Печерского монастыря (2019):

Молитва о даровании Иисусовой молитвы
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий!
Имени Твоему покланяются Ангели и человеки.
Твоего Имени трепещут адския силы.
Твое Имя — верное орудие на прогнание супостатов.
Твое Имя попаляет грехи и страсти.
Твое Имя подает силу в подвигах, собирает воедино рассеянный ум и во исполнение заповедей Твоих обогащает добродетелями.
Твое Имя творит чудеса и соединяет нас с Тобою, дарует мир и радость о Духе Святом, а в жизни будущей — Царство Небесное.
Сего ради я, недостойный раб Твой, молюся Тебе: прожени от нас неведение духовное, просвети познанием Божественной истины и научи нас незаблудно, во смирении, внимательно, с чувством покаянного сокрушения устами, умом и сердцем по обету монашества творити непрестанно молитву сию:
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную (грешного)».
Ты бо рекл еси, Господи, Пречистыми устами Твоими: «Аще чего просите во Имя Мое, Аз сотворю».
Се молитвами Матери Твоея (перечислить желаемых святых угодников) и всех преподобных Отец наших о Имени Твоем прошу молитвы Пресвятого и Всемогущего Имени Твоего: услыши мя, обещавый услышати всех призывающих Тя во истине. Твое бо есть, еже миловати и спасати, и даровати молитву молящемуся во Славу Твою со Отцем и Святым Духом. Аминь.






Схиигумен Савва (Остапенко) 1898–1980:

Молитва — это надежное духовное средство и оружие в борьбе со злою силою. Молитвой погашаются гнев, раздражение, злоба, зависть, ненависть, ссоры — все страсти и пороки. Молитвой водворяется в душе мир, покой и тишина… святость!

Как молитву, так и дела милосердия надо совершать по возможности втайне. Христос предупреждает: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного» (Мф. 6, 1).
Похвала людей отнимает у нас награду от Бога.
Душа живет, когда молитвой дышит…
Тогда земное всё так далеко!
Тогда она глас Божий ясно слышит,
И ей светло, отрадно и легко.
Тогда в уме и в помыслах всё ясно,
А в сердце — мир, покой и теплота…
Тогда и жить так кажется прекрасно,
И умереть готов бы за Христа!
Огонь любви горит неугасимо,
Из глаз бегут потоки слез…
И верится: таинственно, незримо
С твоей душой беседует Христос.

Пусть ваша молитва будет подневольная, холодная и даже рассеянная, — не переставайте неуклонно исправлять свое молитвенное правило, которое, впрочем, не должно превышать меру, так как малое правило, постоянно выполняемое, лучше большого или продолжительного, но прерываемого.

Произнося в молитве страшное и пресладкое имя Господа нашего Иисуса Христа, взирайте мысленным оком на волею Распеншагося за вас на Кресте и на грехи свои — и бойтесь произносить Святейшее имя Его без участия ума и сердца и, призывая Пресвятую и Пренепорочную Матерь Господню, смотрите на Нее как на Единую свою непостыдную надежду и упование и мысленно простирайте к Ней руки за помощью, окормлением и заступлением; а призывая на помощь святых угодников, вспоминайте об их подвигах, искушениях и страданиях и примером их воодушевляйте себя к подражанию им и к терпению в молитве.
Таким образом, каждое свое славословие, каждое моление, каждое слово, произносимое в молитве, одушевляйте, оживляйте, одухотворяйте глубочайшим проникновением, стараясь не только обнять умом, но и почувствовать сердцем, что вы говорите Богу или Его угодникам; иначе как услышит вас Бог, если вы сами не слышите того, что говорите Ему?

Молитва за врагов — это милость (милостыня) выше всякой милостыни, подаваемой неимущим. Молитва за врагов есть самая большая милостыня, а чрез оказание милости всем людям, в том числе и врагам, ты приблизишься к Богу и сделаешься Его другом и сыном возлюбленным.

Молитва есть вершина всех деланий; она есть центр, от которого всякое иное действие черпает свою силу и утверждение.

Чрез истинную молитву совершается наше вхождение в Божественное бытие силою Духа Святого.

Самое главное в жизни христианина, особенно священнослужителя, — непрестанная молитва.
Это была та непрестанная молитва, которая идет от сердца к сердцу, — молитва, неподвластная состоянию и времени.

Главное — молитва, молитва — это всё! Молитва всё победит, и на все вопросы молитва ответит.

Непрестанная молитва предохраняет от влияния темных сил сатаны. В отдельных случаях, когда нам надо быстро найти верное решение, надо усердно, внимательно, от всего сердца попросить Ангела Хранителя прийти к нам на помощь и показать правильные мысли. А когда получим просимое, то, конечно, надо мысленно поблагодарить его.

Дыхание души нашей — это молитва, которая, по заповеди Господа, должна быть непрерывной.

Сущность покаяния заключается в том, чтобы исправиться и творить добрые дела. Без добрых дел вера мертва. А добрые дела — это не только милостыню подавать, но и молиться за врагов, т. е. за тех, кто обижает нас, кто нам в тягость. Такая молитва тоже вменяется нам в милостыню.

У нас есть ходатаи перед Богом — это праведные наши близкие или дальние родственники или просто знакомые. Они молятся за нас, и по их святым молитвам Господь изливает на нас сугубую милость, сугубую благодать. Иной грешник удивляется: «Что за чудо, мгновение назад я с пеной у рта доказывал, что Бога нет, а теперь… пускай меня бичуют, пускай делают всё что угодно, но я знаю… да, да! Не только верую, но знаю, что Бог есть. Я чувствую Его в себе так же ясно, как свое дыхание, как то, что я не мертвый, а живой».
Трудно понять грешнику, что с ним произошло, не может знать причину своего перерождения, а причина проста: ходатайство и предстательство Божией Матери, молитва святых, молитва живущих праведных и благочестивых людей и их подвиги творят такие чудеса, вернее, Господь творит чудеса по их молитвам.

Мы привыкли считать, что дары Святого Духа, как, например, любовь Христова и дерзновенная молитва, даются только старцам и старицам, поэтому в юном возрасте (с детства) подавляем в себе самое драгоценное — дерзновение в молитве, то есть веру в то, что Господь непременно исполнит наше благое прошение.
Вот и выходит: сначала подавляем в себе эту веру, не даем ей возможности расти, а потом вопием к Богу: «Верую, Господи! Помоги моему неверию!» Получается фальшь… Из-за своего мудрования допускаем мысль: «Господи, не могу я молиться с дерзновением, не могу верить, что Ты исполнишь просимое, и даже не могу просить, потому что знаю (какая дерзость!), что не исполнишь мою просьбу…»
Страшно читать, страшно произносить такие кощунственные слова… А в жизни так поступать нам не страшно? Слова такие оскорбительны для Бога, имя Которого — Любовь, а наше малодушие, наша трусливость исповедать и самым делом признать Его любовью — разве это не оскорбительно для Бога? Или мы забыли, что означает слово «любовь». Если бы грешник смог побороть в себе угрызения совести и, движимый пламенной любовью к ближним, смог бы помолиться с дерзновением, то смиренная молитва его была бы услышана.

Мы говорим: «Детская молитва доходчива. Бог слышит детей». Да. А почему, спрашивается? Да потому, что благочестивые: дитя, отрок или юноша, также и отроковица с девицей молятся Богу и просят Его в простоте сердца с любовью без мудрования. Понятие о Боге и грехе у них не искажено еще. Они знают, что Господь добрый, хороший, что Он любит всех, особенно детей, которые Его любят и слушаются Его в лице родителей и старших… Так как же Он не услышит их?! Такого быть не может! И действительно. Вспомним, как по молитве юного Пантелеймона (великомученика) воскрес умерший отрок и распалась змея (житие святого великомученика Пантелеймона). И таких примеров можно было бы привести очень много.

В монастыре на покое находился больной батюшка К., которому врачи предписали постоянный постельный режим. Больной обратился к отцу Савве: — Помолитесь за меня.
Отец Савва ему сказал:
— Читай Псалтирь.
А он отвечает:
— Я не могу.
Но отец Савва ему говорит:
— Не можешь, а ты читай!
— Да я же не могу.
— А ты читай.
Через несколько дней он сказал, что пересилил себя и стал читать Псалтирь. И выздоровел и после этого жил еще 10 лет.



Епископ Феодор (Текучёв). 1908–1985:

Молиться надо не для того, чтобы вычитывать всё полагающееся, а для того, чтобы жить в Боге, Богом, с Богом, для Бога. Скорби, искушения помогают молитве: она становится более искренней, внутренней (идущей от сердца, глубины), живее… Мы ходим в церковь. Но ведь мы не просто ходим в церковь, не просто приносим ноги наши в церковь, мы приходим молиться Богу! А это такое счастье!

Это великий пример для нас: когда на нашу веру — если она подлинная, искренняя, твердая, уповающая — Господь отзывается чудом. И если мы хотим, чтобы молитва наша была услышана, она должна утверждаться на вере живой и крепкой, подобной вере иерихонского слепца. В ответ на нее Господь и отвечает Своим Всемогуществом, в ответ на нее и нам даруются чудеса и среди них самое драгоценное, в котором все мы так постоянно нуждаемся, — духовное наше прозрение!
Будем же, подобно иерихонскому слепцу, неустанны и настойчивы в своих молитвах, будем усердны в наших обращениях ко Господу — и только тогда мы будем услышаны.

Постоянная христианская молитва — вот величайшая наша ценность! Тем более в бедах и в житейских затруднениях наших никогда не следует оставлять молитвы, еще усерднее притекая ко Господу и еще настойчивее прося Его помощи. Следует при этом помнить и о том, что, как учат многие Святые Отцы, Господь порой не сразу исполняет наши просьбы, желая тем самым как бы приблизить нас к Себе, подольше удержать нас при Себе, что уже само является величайшим благом для нас.

Ищите же и вы, дорогие братие и сестры, ищите всю свою жизнь благодать Божию — эту «живую воду», которую когда-то обещал Господь самарянке. Ищите ее всеми путями: дает вам благодать молитва — молитесь, дает пост — поститесь, милостыня — творите милостыню, и о всех добродетелях точно так же рассуждайте. Ищите благодать всегда — где бы вы ни находились, где бы вы ни жили. Ищите же ее прежде всего в нашей Истинной Церкви.

Помышлять же о своем спасении можно всегда и везде. И на работе, и за работой можно молиться. И дома при всех своих делах и заботах можно сосредотачиваться на молитве. И этому никто мешать не будет. А «сия вся приложатся вам» (Мф. 6, 33).

Через нашу молитву получаем милость Божию.

Надо молиться с теплотою. Сердечно надо молиться.
Надо молиться так, чтобы каждое читаемое слово доходило до сердца.


Каждение — символ нашей молитвы. Как ладан из кадила легко поднимается ввысь, так и наша молитва должна легко восходить к Богу.

Что такое молитва? Мы знаем еще со школьной скамьи, что молитва есть беседа человека с Богом. Воистину: настоящая молитва есть эта беседа. Пусть это будет хвала, или благодарение, или прошение, или, наконец, покаяние — всё равно; всё это будет беседа человека с Богом, друг с другом, о самом разном. Наши обращения к Богу могут быть то хвалебными, то благодарственными, то просительными, то покаянными. Но всё это будут лишь разные виды молитвы, то есть нашей беседы с Богом.
Причем, если беседовать, например, с царем или с каким-нибудь президентом доступно далеко не всякому, то беседовать с Богом, то есть молиться, может ведь всякий. И какое это счастье, что мы допускаемся беседовать с Богом! Отдаем ли мы себе в этом отчет? Стремимся ли мы к этой беседе так, как призывает нас к этому Царь-псалмопевец Давид, воскликнувший: «Яко елень стремится на источники водныя, сице стремится моя душа к Тебе, Боже!» (Пс. 41, 2)

Если мы читаем молитвы, а мысли наши не в молитве, ум наш не в молитве, но витает непонятно где, то мы, действительно, молимся только языками, а ум наш тогда не молится… Язык наш — тело, а ум — душа. И тогда молитва наша — как тело без души. И едва ли Бог внемлет такой молитве.

Борьба со страстями и есть соделывание спасения. А так как человек сам своими силами не может победить страсти, то в этой борьбе ему становится необходима Божественная помощь. А отсюда — нужна молитва, то есть обращение к Богу за помощью и содействием.

В молитве нужно уметь просить. Унывать не надо. Молиться надо.

Когда сердце наше не сочувствует тому, что мы читаем на молитве, то мы лжем. Например, говорим: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», а сами — не каемся…

Как хорошо молиться — вживе беседовать с Богом.

Молиться — есть благородство ангельское. Разве не достоинство, не особая честь предоставлена человеку — уподобляться ангелам на молитве. Возьмите хотя бы утреннюю молитву: «Воставше от сна, припадаем Ти, Блаже, и ангельскую песнь вопием Ти, Сильне: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас». Человеку здесь предоставляется ангелоподобное достоинство.
Как ангелы вопиют эту песнь, так и мы уподобляемся им. Человек же часто забывает свое достоинство — и даже не только часто, а почти всегда — и сбывается Писание: «человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им» (Пс. 48, 13).




Преподобный Симеон (Желнин). 1869–1960:

Всё это [всю злобу мира] должно отставить и помнить, что Бог есть Любовь, и поклоняться Ему следует в духе и истине. Вот молитва Иисусова и есть поклонение в духе и истине. Если читать Иисусову молитву, то никогда не упадешь.

Ты же соединяй труд с молитвой, с богомыслием, по заповеди (непрестанно молитеся (1 Сол. 5, 17)) — и не будет чужд труд душе твоей.

Проси в молитве у Бога любви. Моли Бога о благодати Святого Духа.
Молись — указал бы Бог, что сказать, делать, как поступать. Молись о здравии, научении.

Что такое молитва? Живому Богу говоришь — от сердца, в великом внимании — и Он слышит! Каждое слово!

После службы архиерей в проповеди сказал, что самый большой труд — это молитва. Я услышал и подумал, что это глупость, не поверил. Мне казалось, что это не трудно. Но позже понял, что истинная молитва — тяжелейший труд.

Честное отношение к труду надо ставить на первое место. Помолись прежде всякого дела — будет хорошо. С молитвой всё начинай.

Губительны черствость души и бесчувствие к горю ближнего. Помоги ближнему, поддержи его, утешь, будь общителен; расположи страждущих к терпению, возбуди в них веру и надежду на Промысл Божий, расположи их к молитве, молись за них, плачь с ними, дели их горе. Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 6, 2).

Иеросхимонах Михаил (Питкевич). 1877–1962:

О молитве Иисусовой говоря, батюшка спросил: «Да как ты молишься? Ко всему должна быть подготовка. Все эти приемы и дыхание, о которых читала, — оставь; только сердце можешь повредить, такие случаи бывали. С Иисусовым именем, с этой молитвой, должен быть вопль из глубины сердца — тогда и будет молитва».

Иисусова молитва поистине всеобъемлюща, всегда доступна каждому в любом месте и в любое время и, будучи кратчайшим исповеданием догматической истины о Христе как Сыне Божием и выражением одновременно покаяния души и ее несокрушимого упования на спасительное помилование Господом Богом, является тем самым, по сути, молитвою всех молитв!

В молитве: прежде всего покаяние со смирением и — благодарение…

В другой раз [батюшка] сказал: «Молись так:
1. Иисусе Сладчайший и Дражайший, молю Тебя и умоляю — вся мне прости и спаси мя.
2. Иисусе Сладчайший и Дражайший, научи меня молиться, научи любить Тебя, исполнять заповеди Твои.
3. Иисусе Сладчайший и Дражайший, обогати меня смирением, кротостью и слезами, ибо нет у меня другого пути к Тебе на небушко.

В такой молитве больше смирения».

Всегда надо иметь хотя самую краткую молитовку и стараться всегда помнить, что Господь тебя видит, — ходить перед Господом старайся.

Не только надо молиться: Господи, помилуй! — не только просить, [но] надо и постоянно благодарить, и уметь славословить Господа, — тогда будет мир в душе.

Молитва Церкви так могущественна, что, возносясь на небеса, она восходит к самому Престолу Всемогущего. Такая же молитва нисходит и во ад, освобождая тех, кто в нем заключен. Молитва Церкви обращена к Небесному Отцу — во имя Его Превозлюбленного и Единородного Сына, поминая Его безмерную великую Жертву, которую принес Он на Кресте за грехи мира.
Молитва эта совершается перед возлежащим на алтаре Пречистым Телом Сына, сокрушенным ради нас, — дабы обрести нам прощение грехов наших. Эта молитва сопровождается и укрепляется молитвой всех святых, особенно же всесильным ходатайством Матери Божией, непрестанной Защитницы рода христианского.

«Отче, — спросил я затворника, — я полагаю, что самая лучшая и единственно верная молитва это: “Да будет воля Твоя”. Что вы думаете об этом?»
«Я вполне согласен с тобой, Сереженька. Мы должны вверять себя Промыслу Божию и не желать ничего, кроме как исполнения воли Божией о нас».

Психиатры толкуют там о психоанализе и разном, но где же нам во всем этом разбираться, что хорошо и что нет. А посему взывай ко Господу непрестанно: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Сказано у апостола Павла, что кто исповедует Христа Сыном Божиим и будет вопиять к Нему непрестанно, спасен будет.



Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). 1910–2006:

А мы будем молиться, и ты молись, и Господь устроит всё.

Молитесь сами. Да и не выстаивая пред иконами целый день, а памятью Божией в обычном своем делании житейских попечений, кратенько, легко и даже весело, обращаясь к Господу: «Господи, помилуй!», «Господи, прости!».

Молитесь, — а будущее в руце Божией.

А Богу молитесь и просите Его помощи, чтобы всё прошло с пользой.

Наше дело только: «Господи, помоги мне, яко немощен есмь!
Господи, спаси! Господи, помоги мне крест мой без ропота донести».

А молитва сама научит вас молиться так же, как жизни учит сама жизнь. Читайте, осмысливая слова молитв, что в молитвослове, и применяйте их к себе, к своей жизни. И ведь придет с этим и иное восприятие жизни, и узрите милость Божию.

Я уже посылал вам молитвы, как надо просить и чего просить у Бога, и если эти молитвы читать с пониманием, то мир снизойдет в душу, а с ним и облегчение во всем. Я вам посылал молитовку любимую, думаю, что и вам она должна быть любезна, ибо снимает с сердца и ума все ненужные попечения и надежно доверяет и нас, и наших близких Господу: «Господи! Тебе всё ведомо; сотвори со мной и близкими моими, как изволишь. Аминь!»

Господь не оставит сердечной молитвы не услышанной.


Я тебе одно слово только скажу — молись. Молись, мать, и за прошлое, и за настоящее, а будущее в руке Божией.

Цель молитвы — научиться смиренно предавать себя воле Божией и терпеливо понести всё, что попускает Господь.

А учиться молитве — дело долгое и труд великий, много надо терпения в этой школе. Но зато тому, кто перенесет все тяготы этой науки, — жизнь становится в радость о Господе. Начните сей труд с приобретения внимания к своим помыслам и умения мгновенно обратить покаянный вздох ко Господу. Да не думайте о себе высоко, и поможет вам Господь.

Ко Господу надо прильнуть, Ему верить и довериться, не формально вычитывая Евангелие и молитвы, но обращаться надо к живому Богу.

Наше дело — с молитвой делать свое дело, а результат — от Бога.

Вы уже по своей жизни знаете, что всё совершается по молитве к Господу. Вот и продолжайте жить, реально ощущая присутствие Божие в своей жизни. Молитесь!

О муже молитесь и просите помощи апостола любви Иоанна Богослова.

О супруге маме надо только молиться и примером своей любви к Богу оживотворять пока хладное его сердце. Они двое — плоть одна. И по слову апостола: «откуда знаешь, верующая супруга, не спасешь ли своего неверующего мужа?»

Молись, научись молиться. Я за тебя этого сделать не могу. Бог слышит лишь тех, кто сам обращается к Нему всем сердцем, чего и желаю тебе.

Приучайте себя всякое дело начинать и оканчивать молитвой. И тогда жизнь пойдет внешне прежним руслом, но содержание ее будет иным. Она вся будет освящаться Божиим благословением.

Чаще молитесь краткими молитвами: «Господи! благослови!», «Господи! помоги!» — приучаясь всё в жизни делать с Божьего благословения и с Божьей помощью. А еще примите к сердцу такую молитву: «Господи! Тебе всё ведомо; сотвори со мной, как изволишь. Аминь».

О своих родных молитесь. Да даст Господь и им понятие и разумение о том, что произошло с ними в таинстве Крещения. Молитесь о них, не уставайте и не отчаивайтесь. Уже ведь то хорошо, что о них можно молиться.

Помогайте супругу молитвой о нем тайной, а сочувствием и любовью — явными.

Молитва от болезнующей души — это вопль, прорезающий небеса.

Первое, что надо делать постоянно, это молиться о супруге и молиться святым Гурию, Самону и Авиву о сохранении семьи. Второе, и не менее важное, заглянуть в свое сердце, повнимательнее присмотреться к себе — нет ли своей вины в том, что муж отбивается от дома.

О супруге своем молитесь святому мученику Вонифатию и Матери Божией «Неупиваемая Чаша».

Операция хирургическая — всегда последнее средство лечения при тяжелых болезнях, а вы еще не потрудились помочь страждущему супругу — о нем ведь молиться надо, за него просить Бога надо и всех святых. Читайте акафист Матери Божией «Неупиваемая Чаша», молитесь святому мученику Вонифатию и терпеливо несите крест свой, главное — сердечные намерения свои пересмотрите. Супруги — двое в плоть едину. Страдает один — неминуемо болеет и другой. Но, что Бог сочетал, человек да не разлучит.

Материнская молитва — самое действенное средство помощи детям.

Семью сохранять — дело жены, а первое средство к тому — молитва.

Не уставайте молиться, не отчаивайтесь…

Не впадайте в уныние, ибо оно отнимает силу у молитвы, а вам надо быть бодрой.

Материнская молитва для детей — на всю жизнь помощь. Молитесь за чад, и по вашей материнской молитве сохранит их Господь.

Научиться молитве можно, начав молиться не языком только, но сердечным обращением к Господу.

Молитва, творимая втайне от них, и ожесточенное сердце умягчит. И я вот теперь помогаю другим только молитвой и нашел, что это самая действенная помощь.

Всякое заболевание есть следствие греха, но есть болезни духа, а есть болезни тела.

Будем молиться, и верить, и доверять себя и близких Богу.

Иисусова молитва и есть свидетельство наше о том, что мы нуждаемся в милости Божией и ее постоянно призываем.


Молитва всё исправит. Старцы Псково-Печерского монастыря. Составитель Василисса Деревягина.
© Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2019
© Фонд «Традиция», 2019



Tags: молитва
Subscribe

Featured Posts from This Journal

promo anchiktigra december 31, 2015 00:16
Buy for 1 000 tokens
Как создать новогоднее настроение? Читаем все про Новый Год: НОВОГОДНИЕ КНИГИ. ЗИМНИЕ КНИГИ. Рождественские рассказы. Книги про Новый Год и Рождество. Новый год 2021 - как встречать, в чем встречать, что нас ждет? ЛУЧШИЕ НОВОГОДНИЕ ФИЛЬМЫ. НОВОГОДНЕЕ КИНО. ФИЛЬМЫ ПРО…
Comments for this post were disabled by the author