anchiktigra (anchiktigra) wrote,
anchiktigra
anchiktigra

Category:

Учитель на замену (Detachment, 2011). Режиссер Тони Кэй.



Генри Барт — учитель на замену, который получает очередное временное назначение. На этот раз он должен преподавать английский язык и литературу в «неблагополучной» школе, где в порядке вещей нецензурная брань и оскорбления в отношении учителей.

В главных ролях: Эдриан Броуди, Сами Гэйл, Бетти Кэй, Кристина Хендрикс, Марша Гей Харден, Джеймс Каан, Люси Лью, Блайт Даннер, Тим Блейк Нельсон, Уильям Петерсен

Страна: США. Жанр: драма

Этот фильм дает возможность ощутить хоть ненамного то, что испытывают большинство работников образования - будь-то школа или ВУЗ. Пока я не стала сама преподавать, то не понимала, насколько это тяжелый труд. И речь идет не только о подготовке к занятиям (даже если ты читаешь уже третий год), методе обучения (особому искусству коммуникации и построению целой стратегии, дабы студенты в итоге смогли овладеть определенными знаниями, умениями, навыками). Я не беру во внимание всевозможные отчеты о проделанной работе, обязательные выступления на конференциях и написание статей в международные издания. Опускаем и сложности коммуникации с некоторыми студентами, которых важно прежде всего заинтересовать предметом, чтобы они посещали твои занятия и выполняли требуемые задания. Нет, все же на первый план, как мне кажется, выходит проблема ответственности. И в фильме есть несколько прекрасных моментов, ее отображающих.


Можем ли мы спасти этот мир, имея возможность направлять и переориентировать в нужное русло внимание учащихся? И нужно ли его спасать? Такие вопросы возникли у меня после просмотра этого фильма. Если начать разговор о главном герое, то становится понятен его выбор профессии. Он вырос с мамой и дедушкой, который был весьма опасен для маленького мальчика. Потому как, судя по всему, он изнасиловал свою дочь, поэтому она всячески прятала ребенка в доме и заставляла закрываться на замок. Но сама она, видимо, не могла все это выдерживать и покончила жизнь самоубийством, наглотавшись таблеток. Маленький Генри (которому было всего 7 лет) видел мертвую голую мать и не смог ее спасти, соответственно, проживая всю свою дальнейшую жизнь с чувством вины. Поэтому и выбрал путь некоего "спасения" сложных детей, от которых все отказались и у которых, по сути, не было родителей. Есть жуткий момент в этом фильме, когда на родительские собрания, устраиваемые учителями этой школы, пришел только один человек. И они сидят в пустом здании - никому не нужные они и никому не нужные дети, которым совершенно не нужна эта учеба и у них совершенно другие планы на жизнь. Финальный кадр разбитой аудитории отображает внутренний мир учащихся.

Поэтому отсюда возникает вопрос - Что же нужно детям/школьникам/студентам?

Ответы просты: Внимание. Любовь. Забота. Интерес. Свобода высказывания своей точки зрения. Диалог. Общение. То, что даст им возможность чувствовать себя принятыми, то, что даст им возможность понять, что их уважают, ценят, всегда готовы выслушать их точку зрения.



Вспомните себя школьниками, подростками. За излишней агрессивностью, озлобленностью, дерзостью скрывается неуверенный в себе ребенок. Дитя, которое не хочет быть отвергнутым. И мы не можем забывать о том, что важен особый психологический подход преподавателя к ученику.

Что сделал Генри? На самой первой встрече он не стал повышать голос и демонстрировать то поведение, к которому привыкли эти дети. Он направлял свое внимание на то, чтобы выслушать каждого из учеников. Хотя школа пропитана атмосферой бессмысленности, хаоса и абсурдности преподаваемых предметов. Поскольку, как я уже сказала ранее, у школьников уже присутствуют свои планы касательно того, как "пробиться" в этой жизни и "заработать кучу денег".



Что же с учителями?

В фильме показана нелегкая судьба каждого учителя. Мне хочется отметить двух.

Первый - это тот, который прыгает на забор и впивается руками в прутья клетки, словно бы он заперт в этой системе, дома он никому не нужен и все, что у него есть - всепоглощающее чувство отчаяния, одиночества, какого-то безумства от восприятия происходящего.



Второй сидит на антидепрессантах, что помогает ему с юмором относится к жизни. Его дерзость и сарказм опять же есть проявление некой боли, которую он пытается замаскировать всевозможными шуточками-прибауточками.



И, получается, возникает вопрос - как может "неспасенный" сам спасти Другого? Наверное, по этой причине и произошла та ситуация, которая произошла.

Поэтому я и говорю о том, что важен вопрос ответственности. И, прежде всего, ответственности перед самим собой.
Потому что невозможно спасти другого, не спася самого себя. Невозможно помочь другому, не имея опыта помощи самому себе.
В фильме прекрасно показаны примеры альтруизма, которые исходят из невозможности выдерживать внутреннюю боль.
Но остается еще один интересный вопрос - если бы в жизни главного героя не было тех потрясений, которые он пережил, был ли он тем, кто он есть сейчас? Как сложилась бы его судьба? Стал бы он учителем? И смог бы изменить мировоззррение некоторых детей?
Получается, что добродетель берет свое начало в пережитых страданиях, а спасение других вызвано невыносимым страхом потери, чувствами вины и боли из-за прошлой неудачи спасти кого-то значимо важного?



Tags: психо-фильмы
Subscribe

Featured Posts from This Journal

promo anchiktigra март 25, 2016 11:57
Buy for 1 000 tokens
Летние книги, подборка. Книги о лете. Летние книги для чтения. Летняя подборка книг. Джоанн Харрис - Ежевичное вино (2000) Вино способно творить чудеса и новые миры. Джей Макинтош, писатель, который не пишет, безнадежно застряв в прошлом, находит шесть бутылок домашнего вина, чудом…
Comments for this post were disabled by the author