anchiktigra (anchiktigra) wrote,
anchiktigra
anchiktigra

Categories:

Глава I. Философия больших и малых свершений (Гресь Е. - Что вы несете... (2020) Цитаты.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕЛА ФИЛОСОФИИ

Итак, что же делала философия? Она освобождала человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание. Владимир Сергеевич СОЛОВЬЕВ

По моему опыту преподавания философии взрослым и ее изучения в стенах университета я знаю, что люди забредают на занятия, надеясь услышать что-то интересное, вроде ответа на вопрос о смысле жизни или на худой конец решение курино-яичного парадокса (что появилось раньше – курица или яйцо?). Этих страждущих всегда поражает (иногда и отваживает от дальнейших посещений) то, как какой-нибудь странный лохматый тип в помятом костюме, вытирая аудиторную доску рукавом, начинает лекцию не с ответов «че там и как устроено в философии», а с тезиса «как важно правильно задавать вопросы, пожалуй, гораздо важнее, чем получать ответы».

Само позиционирование философии как прародительницы всех наук создает трудности для ее отнесения к какому-либо разделу знаний. А это в свою очередь порождает проблемы профессиональной реализации философов и, как следствие, непонимания всех остальных не-философов: на кой черт этим заниматься. Познание истины – затруднительно (и возможно ли), на HeadHunter вакансий для мудрецов не встретишь, значит, денег не заработаешь, экологические проблемы человечества не решишь. Остается определить место философии либо среди искусства, либо в сугубо академических рамках книг и статей, понятных никому. И благополучно отправить ее в лист планов на старость, рядом с идеей перечитать русскую классику и объехать весь мир. Но почему, если мы не верим, что философия способна по-настоящему менять мир и нас самих, она все еще существует? Не только как научная отрасль или часть вузовской образовательной программы, но и как инструмент, позволяющий выйти за пределы эмпирического знания в принципе.

Возможность конструировать смыслы, а не использовать готовые.

Движения человека и человечества к внутренней, а затем и внешней, свободе, к обретению и принятию чувства собственного достоинства и потенциала.

Как через философию сформировать культуру мышления? В первую очередь, это крутейшая тренировка для ума. Философия проектирует познавательные и мыслительные механизмы. Например, формирует привычку к рефлексии как интеллектуальному действию, когда задумываешься о своих знаниях, проверяешь, ищешь их источник, не удовлетворяясь фразой «мне так сказали». Там же умение задавать вопросы и слышать ответы, спорить, находить аргументы, высказывать свою точку зрения, чтобы другие ее хотя бы понимали.

Во-вторых, философия помогает по-новому взглянуть на мироустройство. Многие современные социальные начинания вышли из философских идей: демократия, права человека, депрессия (и психотерапия).

Почему индусам всегда жилось чуть ли не хуже всех?

Даже в современной Индии (в XXI веке) положение человека в обществе детерминировано его происхождением. Варны – это сословия, принадлежность к которым была связана с профессией. Их четыре: брахманы – жрецы, ученые; кшатрии – воины, правители; вайшьи – земледельцы, ремесленники, торговцы и шудры – слуги.

Первые две на протяжении всей истории сосредоточивали в своих руках все богатство и власть в стране. Позже варны расслоились на более мелкие иерархические группы – касты. В кастовом делении роль играет еще этническая, клановая и территориальная принадлежность. Социальные рамки этих сообществ накладывают отпечаток на выбор профессиональной деятельности или ее смену (это невозможно), заключение брака (только с представителем своей касты), кучу правил приема пищи, ритуалов очищения и прочее.

Кроме того, есть те, кто не просто в низшей варне, вроде шудр, но кто вообще вне системы. Неприкасаемые. Они находятся за бортом варнового деления, а значит, и общества, узнать их можно по четырем признакам. С такими нельзя сидеть за одним столом, им не предоставлен доступ к главному ресурсу – источникам воды, их не пускают в храмы, они никогда не смогут стать частью семьи, принадлежащей к чистым кастам, даже ходить по одной дороге с остальными неприкасаемым запрещено.

И вот в этой-то стране рабства и разделения несколько уединенных мыслителей провозглашают новое, неслыханное слово: все есть одно; все особенности и разделения суть только видоизменения одной всеобщей сущности, во всяком существе должно видеть своего брата, себя самого.

Что это означало для индийского общественного сознания? Допущение мысли, что нет разницы между брахманом и неприкасаемым, которое было закреплено не только в законах, но и древних священных текстах, а значит, не могло быть помыслено. Для человека той эпохи это был разрыв шаблона.

Для индуса социальная стратификация присутствовала со дня основания мира. Подтверждения есть в Ригведе («Веде гимнов» – собрании религиозных стихов), в одном из четырех главных древних индийских текстов (II тысячелетие до н. э.).
Где в десятом гимне, мифе о творении по-индийски, описывается жертвоприношение первосущества Пуруши: «Тысячеглавый, тысячеглазый и тысяченогий пуруша. Он закрыл собою всю землю и возвышался над ней на десять пальцев. Пуруша – это все, что стало и станет». В этой истории не для слабонервных из тела Пуруши творят мир: «Из пупа возникло воздушное пространство, из головы возникло небо. Из ног – земля, страны света – из слуха».
Создают из его тела и людей, но уже с изначальной социальной принадлежностью. Согласно священному тексту, рот Пуруши дал жизнь жрецам, руки – воинам, бедра – земледельцам, торговцам и ремесленникам, а ноги – слугам. Ни слова о неприкасаемых при обустройстве мироздания стало поводом исключить их и из социального устройства.

Буддизм – религия освобождения

Идея перевоплощения душ живых существ в соответствии с кармической закономерностью – центральная в индуизме. В соответствии с законом воздаяния жизнь человека должна быть подчинена стремлению точно исполнять религиозные, семейные и общественные предписания, чтобы не проснуться в следующем перерождении баобабом.

  1. Четыре благородные истины буддизма, суть учения Будды в том, что человеческое существование есть страдание и разочарование (раз).

  2. Причиной страдания является наша привязанность к миру, то как мы цепляемся за изменяющиеся вещи, не хотим признать их текучести, а своими действиями (цепочкой причин и следствий – кармой) только укрепляем порочный круговорот рождений и смертей – сансару (два).

  3. Можно быть страдающим хомяком в колесе перерождений или выйти из него путем пробуждения (Будда – не имя собственное, а обозначение того, кто проснулся – вышел из кошмара) – достичь нирваны (три).

  4. Нирвана прерывает цикл бессмысленных перерождений, согласно буддийской интеллектуальной традиции – страданий. Достигнув нирваны, тебе уже не придется быть заточенным в колесе беспощадной внешней причинности. Четвертая Благородная истина описывает средство достижения нирваны, призывая следовать Восьмеричному Пути самосовершенствования (конец).

Нирвана – это своего рода свобода: от перерождений; желаний, неизменно приводящих к страданиям; привязанностей. Это состояние покоя сознания, потому что для буддиста ничего все же лучше, чем что-то.

Хулиганы-софисты

Человек только в себе может найти истину, что и было прямо высказано Протагором, утверждавшим, что человек есть мера вещей – существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют.

Софистика стала синонимом искусства вести беседу, запутывая собеседника словесными уловками. Софизмы («уловки») – это специальные риторические задачи, нацеленные на то, чтобы дезориентировать парадоксальным в своей сути, но привычным по форме образом рассуждения. Парадокс лжеца – пример софизма.
Критянин сказал: «Все критяне – лжецы»; сказал он правду или ложь? Если правду – значит, он тоже лжец – стало быть, он солгал – значит, на самом деле критяне правдивы.

То есть любое доказательство можно опровергнуть, если хорошо постараться. Для слушателя не будет никакой разницы в представлении об истинном и ложном, главное, хорошо и убедительно обосновать свое мнение.
Что правда, а что нет, решает человек – это достижение греческой мысли, освободившейся от догматов.

Сократ – философ, который наполнил человеческую личность внутренним содержанием

Сократ был гениальным учителем, его метод, состоящий из иронии и майевтики («помощь при родах») не был направлен на передачу мудрости как в эстафете олимпийского огня, а на рождение мудрости каждым из самого себя. Философ спрашивал, что, по твоему мнению, добро, а что зло; находил противоречия в идеях ученика, доведя рассуждениями его позицию до очевидного (ему самому в первую очередь) абсурда, а затем помогал родить истину.

Выход из пещеры в философии Платона – это признание силы и достоинства разума на пути поиска своего предназначения – познания истины.

Как-то Сократа спросили, почему величайший мудрец живет как простой бродяга, не беря денег за свои уроки, он ответил, что минимум потребностей есть близость к божеству, а что может быть совершеннее божества? Значит, приближаясь к простоте, ты пребываешь в совершенстве.

Конец XVII–XIX век – эпоха Просвещения в странах Европы и Америки, время рациональной философии и свободомыслия. Принципы, провозглашенные философами Просвещения, стали основой Декларации независимости в США, Декларации прав человека и гражданина – программного документа французской революции и всего современного представления о свободе и равенстве граждан перед законом, а также определили вектор социальных изменений на долгие годы.

Чек-лист • по историческим делам философии •

Если ты хочешь подвести итог в виде контрольного листа по историческим делам философии для споров с теми, кто считает философию развлечением богатых эгоистов, например, то выйдет список из множества пунктов. Она определяет потенциал человеческого развития, его научно-технического, социального, экономического, культурного аспектов. По мнению Соловьева, основные поворотные моменты в истории человеческой мысли (а потом и реальность подтягивалась) следующие.

• Свержение ложных чужих богов - Буддизм
• Освобождение человеческого сознания от исключительного подчинения внешности и создание внутренней опоры - Сократ
• Открытие для его созерцания идеального духовного царства - Платон
• Понимание, что духовное царство – идеальное начало – достижимо - Христианство
• Духовное царство, само это идеальное начало, принятое под формой внешней силы (Католической церкви), завладело сознанием и хотело подчинить и подавить его, философия восстала против этой изменившей своему внутреннему характеру духовной силы, сокрушила ее владычество - Реформация

Философия разрушает смыслы и снова творит их, поэтому этот поиск и не имеет конца, а вопросы – ответов. Человек такой по своей природе – ищущий чего-то, по-хорошему недовольный тем, что есть. И в занятиях философией он становится самим собой – бунтарем и творцом, создающим и борющимся против всего насаждаемого, идущего не изнутри.
Subscribe

Featured Posts from This Journal

promo anchiktigra september 28, 14:36
Buy for 1 000 tokens
Анна Скляр - психолог, психотерапевт. Ph.D., кандидат философских наук. Автор блога “Счастье есть”. Приглашаю на индивидуальное онлайн-консультирование. Хотите лучше познакомиться с самим собой и улучшить качество своей жизни? Стать счастливым человеком и реализовать свой…
Comments for this post were disabled by the author