Categories:

Глава VIII. Философы о финансовом успехе (Гресь Е.,2020) Цитаты.

i_010.jpg

ВЕРА – ДЕНЬГИ. ПОЧЕМУ ПРОТЕСТАНТЫ ПРЕУСПЕВАЮТ В БИЗНЕСЕ

«Время – деньги». Бенджамин ФРАНКЛИН

КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ ВЛИЯЕТ НА НАШИ ДОХОДЫ? ПОЧЕМУ ТРУД ДОЛЖЕН БЫТЬ НЕ ТОЛЬКО ЦЕЛЬЮ, НО И ЦЕННОСТЬЮ? КАК БОРЬБА С ПРОДАЖЕЙ ИНДУЛЬГЕНЦИЙ В XVI ВЕКЕ СТАЛА ОСНОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УСПЕХА СТРАН ЕВРОПЫ?

МЫ ПОГОВОРИМ О ТОМ, МОЖЕТ ЛИ ФИЛОСОФИЯ СДЕЛАТЬ ЧЕЛОВЕКА НЕ ТОЛЬКО ДУХОВНО БОГАТЫМ, НО И МАТЕРИАЛЬНО ОБЕСПЕЧЕННЫМ. ИЛИ ФИЛОСОФИЯ – ЭТО ДЛЯ ДУШИ, А ДЛЯ ВСЕГО ОСТАЛЬНОГО ЕСТЬ MASTERCARD?

Эмиль Максимилиан Вебер родился в 1864 году в семье государственного служащего. Он в семье был не один такой умный, его младший брат Альфред стал известным экономистом и социологом, а также научным руководителем Эриха Фромма, о котором ты читала в предыдущей главе (как тесен научный мир). Но вернемся к Максу. Образование получил в области права, однако сфера его интересов была гораздо шире: от аграрной истории Древнего мира до социологии религии и методологии социальных наук.

Макс Вебер работал в русле «понимающей социологии», которая в отличие от предшествующих теорий заключалась в том, что исследователь пытается описать не только сущность или структуру социальных действий (например, описать миграционный процесс: кто, куда, откуда, в каком количестве), а пытается постичь их смысл (почему люди покидают свои дома и отправляются на поиски лучшей жизни). При всем многообразии людских мотивов он выделяет типичные варианты социальных действий, связав действие с рациональной причиной. То есть даже если тебе кажется, что ты делаешь что-либо «просто так», Вебер проанализирует твой поступок и отнесет к одному из четырех видов социального действия:

• целерациональномукогда действие и причина связаны логически: хочу вырастить на огороде укроп – сажаю укроп;

• ценностно-рациональномув ходе такого действия человек реализует некую ценность: люблю свою семью, забочусь о ее благополучии – домашний укроп всегда вкусно и здорово = семья здорова;

• аффективномупод влиянием сильных эмоций: я так зла! ой, почему я сажаю этот укроп в порыве гнева? не помню;

• традиционномупо сложившейся в обществе традиции – прабабка моя сажала укроп, бабка и мать, я тоже начну.

Философия экономики как самостоятельная дисциплина в структуре философского знания появилась относительно недавно. Точкой отсчета считается появление экономической теории в XVIII веке. Но дискутировать о благосостоянии, ценности, труде и производстве, то есть о том, чем занимается современная философия экономики, начали еще мыслители древности. В трудах Конфуция (V век до н. э.) присутствуют рассуждения об ограничении потребления и воздержании от неоправданной роскоши, а в тексте Законов Хаммурапи поднимаются вопросы охраны частной собственности, торговли и земледелия. И хотя товарно-денежный обмен как основа привычных нам экономических отношений был еще не до конца сформирован, попытки понять и упорядочить сферу обмена-потребления носили вполне себе философский характер.

Становление экономики в качестве научной дисциплины произошло благодаря работе, проделанной Франсуа Кенэ, Адамом Смитом, Джоном Стюартом Миллем и Карлом Марксом.

Франсуа Кене в вопросе увеличения национального дохода делал ставку исключительно на сельское хозяйство. Богаты те страны, где развит аграрный сектор.
Адам Смит подметил иную закономерность: не так важно, что производить, главное, как.
Разделение труда, по его мнению, всегда повышает производительность.
Схема работает как в масштабе одного предприятия, так и в масштабе целой страны. Допустим, на Кубани будут выращивать пшеницу, а Камчатка сосредоточится на морепродуктах. Потому что так возможно не только минимизировать издержки, но создать производственную традицию. В итоге все в выигрыше.

• Так чем же занимается современная философия экономики? •

Предметом философской рефлексии в экономике становится смысл и роль экономических законов, теорий и моделей, природа основных категорий экономического знания, а также взаимоотношения экономической науки и реальности. Философия говоря об экономике, включает в изучаемый комплекс человека, его бытие как экономического субъекта (работающего, зарабатывающего и спускающего зарплату за один вечер).

• Как религия может повлиять на экономику? •

Вебер «Протестантская этика и дух капитализма».

Теория Вебера заключается в причинно-следственной связи между изменением религиозного ландшафта в Европе, а потом и в Северной Америке и появлением нового типа производства – капиталистического.

Главный ее тезис – это утверждение, что капитализм как социально-экономический строй был создан благодаря протестантам. И некоторые страны не преуспевают в экономической жизни, потому что их население до сих пор верит в чудеса, ждет помощи свыше и не умеет трудиться. Эта же идея актуальна для анализа связи мировоззрения самих бизнесменов и их успехов в предпринимательской деятельности. Богатство приходит к тем, кто умеет трудиться и знает, для чего он это делает. Изменения в жизни начинаются с идей, а с точки зрения Макса Вебера, в первую очередь – идей религиозных.

Слово «симулякр» – философский термин, который постмодернисты отряхнули от античной пыли и стали использовать в значении «копия, не имеющая оригинала»; псевдовещи, заменяющей реальность.

Жан Бодрийяр поясняет суть симулякров через всем известный парк развлечений:

«Диснейленд существует для того, чтобы скрыть, что Диснейлендом на самом деле является „реальная“ страна – вся „реальная“ Америка (примерно так, как тюрьмы служат для того, чтобы скрыть, что весь социум, во всей своей полноте, во всей своей банальной вездесущности, является местом заключения). Диснейленд представляют как воображаемое, чтобы заставить нас поверить, что все остальное является реальным».

• Что мы понимаем под капитализмом? •

В постсоветском дискурсе за этим словом тянется длинный шлейф неприятных коннотаций.
«Капитализм» и «капиталист» после 70 лет преобладания коммунистических идей мыслится нами как абсолютное зло или персонаж с революционных плакатов.
Тучный мерзкий буржуй в смокинге погряз в деньгах и смертных грехах.
Или «капитализм» – это ценности стран Запада, где всех интересует только прибыль, потребление и жизнь сестер Кардашьян.

Очистив термин от наслоений, условимся под «капитализмом» понимать социально-экономический и общественно-политический строй, который пришел на смену феодализму в странах Европы, постепенно распространившись по миру.

Для Вебера капитализм бывает двух видов:
просто капитализм и капитализм версии 2.0.

Для терминологического удобства Вебер назвал просто капитализм авантюристическим.
Суть авантюристического капитализма в получении прибыли любой ценой.
Это этика крупных спекулянтов, покупающих по одной цене и перепродающих с огромной наценкой; колонизаторов, развязывающих войну за ресурсы и многих других финансово неграмотных ребят из прошлого. Вопрос, конечно, не только эпохи, а отношения к труду. Алчные и бесчестные капиталисты были и будут всегда, принадлежность к стране тоже не важна.

На смену авантюристическому капитализму пришел
рациональный тип капитализма версии 2.0 (условимся называть его западным).
Западный капитализм ведет к обузданию иррационального желания разбогатеть, к рациональному регламентированию производственной деятельности. Он появился в Западной Европе в Новое время и стал, по мнению Вебера, современным этапом развития капитализма.

«Капиталистическим мы будем здесь называть такое ведение хозяйства, которое основано на ожидании прибыли посредством использования возможностей обмена, то есть мирного (формально) приобретательства».

• Как капитализм смог эволюционировать от хищнических и паразитических форм
к цивилизованному производству и обмену?

Рациональный капитализм держится на планомерном использовании всех ресурсов, при строгом их учете, разумеется. Главной целью его, как и капитализма авантюристического, является прибыль, желание добиться профицитного баланса в смете доходов и расходов. Но при этом важно, каким путем этот профицит будет достигнут.
Например, если хочешь чтобы твой ресторанный бизнес стал приносить бо́льший доход, увеличь количество рабочих часов или организуй онлайн-заказ и доставку блюд клиентам домой. Можно еще придумать уникальное меню или нанять шеф-повара, который будет подкидывать блюда на сковороде прямо перед гостями. Поздравляю, ты бизнесмен 2.0.
А желание уменьшить порции (с ними и расход продуктов), закупка некачественного сырья или экономия на зарплатах сотрудников – это авантюристический капитализм. Второй ведет в никуда, а первый может обеспечить обществу процветание. Но если не прибегать к уловкам, то придется много и усердно трудиться. Причем и хозяину производства, и его работникам. Иначе ничего не выйдет. А когда выйдет, вести аскетический образ жизни, чтобы не прокутить заработанное. Это как работать напряженно целый месяц, а потом взять и не потратить в первый день пол зарплаты, только потому что нужно отметить. Почти невозможно. Но говорят, что если этого не делать, можно не занимать денег у соседа до аванса. Врут, наверное.

• Что же мешает установлению рационального капитализма, кроме лени, конечно?

По мнению Вебера, проблема кроется в мышлении работников и работодателей. Его традиционной форме.
Человек в силу своей природы не заточен зарабатывать деньги (может даже, работать в целом). Он хочет просто жить так, как привык, и зарабатывать столько, сколько ему необходимо для такой жизни.

Представь, что не существует социальных сетей, рекламы, глянцевых журналов. Ты не видишь все эти дома с бассейнами и фотографии с хэштегом # сказочноеБали. Захочешь ты работать больше? Появится ли у тебя желание зарабатывать сверх твоих привычных ежедневных потребностей?

В традиционной системе мышления – нет.

Главный вопрос традиционной системы мышления: как при максимуме удобства и минимуме напряжения сохранить свой обычный заработок?

При такой системе ценностных координат даже увеличение заработной платы не сделает работника продуктивнее или ответственнее.

По мнению Вебера, для того чтобы зарабатывать, строить и развивать бизнес, необходимо воспитать новый тип личности, выработать иной строй мышления, при котором труд становится призванием. Но как это сделать?

Более того, если рациональный капитализм существует, а ты готова работать на новое путешествие, значит что-то уже изменилось.

Что конкретно изменилось и какова роль убеждений в истории народов? Ключ – это Реформация в Европе.

Представьте, что на дворе XVI век. Вектор политической, социальной и культурной жизни задает Римско-католическая церковь, а все представление о мире теоцентрично, но…

Мир за шестнадцать веков существования христианства сильно изменился. Корабли европейцев если и не бороздят просторы Вселенной, то до Америки уже добрались. Появился печатный станок, значит, информация стала доступнее. Ренессанс возвратил интерес искусства, литературы, философии от Бога к человеку. Меняется и хозяйственная деятельность людей, феодализм постепенно уходит в прошлое. В дополнение к этому Церковь уже не является в глазах верующих оплотом святости, демонстрируя обществу признаки коммерческой организации. Практика отпущения грехов путем покупки юридически заверенной грамоты – индульгенции – становится последней каплей в переполненной чаше общественного терпения.

В 1517 году Мартин Лютер прибил на двери Замковой церкви в Виттенберге 95 тезисов – своеобразную декларацию обновления христианства. Это событие ознаменовало начало Реформации – движения, нацеленного на реформы в Римско-католической церкви. Когда с реформами существующей Церкви не срослось (Папа Лев X был не согласен с критикой и предал дерзкого еретика анафеме), Лютер решил, что создаст свою, но зато с Библией, старательно переведенной им самим на понятный согражданам язык – немецкий (современного немецкого языка еще не существовало, и Лютер старался найти что-то среднее среди многочисленных диалектов).

До перевода Мартина Лютера Библия была доступна только на латыни, на которой уже почти никто не говорил, а значит, возможность простому человеку понять текст Священного Писания без помощи Церкви была минимальна.

В дальнейших попытках вернуть христианству «первоначальную чистоту» возникла новая разновидность христианства – протестантизм.

Реформация стала религиозно–культурным переломом, навсегда изменившим европейское общество.
Она расколола Европу на два «лагеря», которые существуют по сей день: католиков и протестантов.
Конкурирующие христианские конфессии в прошлом вели кровавые войны и интеллектуальную полемику, таким образом борясь за души и внимание верующих. Накал страстей постепенно сошел на нет. Но конфессиональные (религиозные) различия отразились на политической жизни, социальной и культурной сферах. Какие-то страны стали полностью католическими, как Испания, какие-то протестантскими (Англия). А в Германии соседствуют те и другие. Ты заметишь это даже на примере немецкой архитектуры. Знаменитый Кельнский собор (нем. Kölner Dom) – католический храм, а Берлинский кафедральный собор (нем. Berliner Dom) – протестантский.

Сегодня во всем мире протестантизм исповедуют около 800 миллионов человек, но он не считается единым религиозным течением. За пять веков существования протестантизм разделился на множество направлений.
Их называют деноминациями (от лат. denominatio – переименование), что в свою очередь значит объединение верующих, которые разделяют одни и те же идеи и находятся в русле одной религиозной традиции.

Таких объединений в протестантизме много. Англикане, лютеране, баптисты, методисты – все они протестанты. У них есть разногласия по ряду вероучительных вопросов (у лютеран институт монашества отрицается, хотя сам Лютер когда-то был монахом-августинцем, а после разрыва с Католической церковью плюнул на все и женился). В Англиканской церкви монашеские общины существуют поныне, и кроме религиозного служения активно занимаются работой сестер милосердия, преподаванием и благотворительной деятельностью. При этом у всех протестантов в качестве вероучительной основы выступает Библия (как и у всех христиан).

Перевод Библии на немецкий стал не единственным изменением в религиозной жизни.
«Доступным» стало не только Писание, но сама идея служения Богу. То есть человеку уже не нужно было идти в специально оборудованное место – храм, и под руководством священника – посредника – обращаться к Богу. Все, что стоит между человеком и Богом, что делает путь тернистее, решено было устранить.

Лютер отрицал все то в католическом культе, что не было описано в Библии: поклонение святым, иконы, скульптуры. Из семи христианских таинств было решено сохранить только крещение и причастие.

Главным изменением стала ключевая религиозная идея – спасение души.
В католичестве за спасение души от мук ада отвечает Церковь.
Лютер пришел к выводу, что спасение души зависит не от Церкви, а от личной веры, даруемой Богом.
На Бога нельзя «повлиять», покупая индульгенции, посещая службы или посвятив жизнь монашескому служению. Спасен ты или нет, уже решено Господом, амбициозно полагать, что твои усилия могут повлиять на это решение. Только благодать, которую ниспосылает Бог, может спасти человека.

Одним из наиболее предпочтительных в христианстве является путь монашеской жизни, потому что это значит посвятить все время Богу. Но Лютер, которому Вебер посвятил отдельную главу, считал иначе:

«Монашеский образ жизни не только бессмыслен для оправдания перед Богом, но и являет собой лишь порождение эгоизма и холодного равнодушия, пренебрегающего мирскими обязанностями человека. Мирская же деятельность, напротив, характеризуется им как проявление
христианской любви к ближнему
».

Ведь Бог устроил мир так, что в нем существует множество занятий, а не только монашеское служение.
Нам выделили место в этом мире, а то, чем мы в жизни занимаемся, есть наше призвание.
Все дозволенные профессии по сути богоугодны.
Честный труд, направленный на приумножение результатов в любой деятельности, – вот чего ждет от человека Бог, по мнению Лютера. Ты трудишься и зарабатываешь, но не для того, чтобы потом купить больше сумок и туфель, а потому что труд – это то, ради чего ты живешь. Роскошная жизнь, разумеется, идет вразрез с христианскими идеалами, тем более большая часть того, на что тратятся заработанные деньги так, или иначе попадает под раздел греховного.

Кроме того, Бог помогает тем, кто достоин, кого он предопределил к спасению.
То есть ты начинаешь следовать своему призванию, и если добиваешься успеха, значит Бог поддерживает тебя.

Успех – это знак, что Бог даровал тебе благодать. Современному человеку может показаться это немного несправедливым. Кто-то получает спасение и успех, а кому-то дорога в ад. Но вопрос о справедливости божественного решения или ее отсутствия не ставится в религиозном сознании. Человеку не дано понять, а тем более оценить решения Бога. Просто мир так устроен, и все.

Макс Вебер подчеркивал, как важно для капитализма наличие работников и работодателей, которые хотят зарабатывать, ведут дела честно и вкладывают в это душу. Мартин Лютер дал толчок к изменению представления не только о труде, но и о задачах земной жизни в целом. Безусловно, первоначальный протестантизм и дальнейшее его развитие в вероучениях кальвинистов, методистов и других деноминациях, был не единственной силой, изменившей мировоззрение европейцев. Просвещение превратит религиозное мировоззрение в светское, сделав человека еще более свободным в экономической и другой деятельности.
Но Вебер считает, что началось все с протестантских догматов.

• Протестантизм создал этику труда •

Благодаря идеям, принесенным Реформацией, появилась особая трудовая этика, которая стала фундаментом «духа капитализма». Общество нашло в протестантизме моральные основания трудовой деятельности, направленной на получение прибыли и ее увеличение. Дело не в том, что с приходом протестантизма люди резко переключились с идеи спасения души на зарабатывание денег. Само изменение представления о будущем спасении души сдвинуло этическую парадигму. Мы можем не замечать, как те или иные идеи влияют на нас. Лютер не тащил никого за руку к рабочему месту, он создал в мировоззрении религиозного человека место для труда как чего-то важного. Он сделал работу не только необходимой для поддержания жизнедеятельности, он сделал ее ценностью саму по себе. Сейчас вокруг множество разных тренингов и курсов, помогающих найти собственное призвание. Мы уже не мыслим жизнь без самореализации, а под самореализацией понимаем выявление талантов и способностей через деятельность. Идеально было бы не просто найти дело своей жизни, но еще и сделать его источником дохода. Потому что просто зарабатывать, но при этом понимать, что в труде этом ты не реализуешься, а только добываешь средства на погашения кредитов и утренний американо, для современного человека болезненно.

Вебер подкрепляет свои выводы занятной статистикой (за нее по сей день его работу отчаянно критикуют), которая показывает, что протестанты преобладают среди владельцев капитала и предпринимателей.
Потому что, во-первых, католики и протестанты получают разное образование. Католики – преимущественно гуманитарную подготовку, в то время как значительная часть протестантов оканчивает учебные заведения, в которых готовят к технической и торгово-промышленной деятельности.
Во-вторых, дальнейший карьерный путь католиков ведет к идее оставаться ремесленниками – мастерами внутри своего дела, протестанты метят на позиции квалифицированных рабочих и из небольшого семейного дела идут работать на стремительно развивающиеся предприятия.

Под этикой труда понимают комплекс моральных ценностей и норм, придающих смысл трудовой деятельности. Этот смысл должен выходить за простое достижение цели в конкретной работе, то есть быть не просто целерациональным, а ценностно-рациональным.
Ты не понимаешь, почему бабуля заставляет тебя провести все майские праздники на огороде. Потому что для тебя цель – вырастить картошку не несет никакой ценности. Ты сажаешь картошку, получая идиотский загар по майке, для того чтобы потом выкопать скудный урожай (и понять, что картошку ты никогда и не любила). Но если бы в этом действии (создании грядок, посадке и сборе урожая) был ценностно-рациональный аспект, возможно, ты не проклял бы весь бабулин агрокультурный комплекс. Например, ты вслед за ней считала бы эту деятельность своим предназначением. С любовью вырастить, а затем приготовить внукам нежное пюре или драники, зная, что продукты экологически чистые, а значит, пойдут им на пользу (или в сантиметры на талии, что тоже здорово, а то «глиста в скафандре»). Прополка грядок была бы способом медитации и очищения от дурных мыслей, например, или частью модного агротуризма. Отношения к труду изменилось бы кардинально. То, что могло мыслиться как потеря времени (все можно купить в магазине), приобрело смысловые оттенки и стало счастливым времяпрепровождением. Кроме того, продуктивность возрастает, если знаешь, что труд подкреплен чем-то еще, кроме непосредственно результата труда. Протестантская трудовая этика формировалась долгие годы, различные деноминации (особенно кальвинизм, методизм, пиетизм) добавляли к лютеровским идеям свои.

Другим важным аспектом трудовой этики становится мирская аскеза.
Самоограничение, дисциплина в потреблении, возведенная в главный жизненный принцип.
Как раз необходима тем, кто вроде бы работает, неплохо зарабатывает, но к концу месяца переходит на гречневую диету. Виной всему постзарплатный образ жизни и устрицы на обед и ужин. Не думай, что ты такая одна, протестанты нашли управу на этот порок. Вебер предлагает рассматривать аскетический протестантизм как единое целое, не деля на течения, но своеобразие философско-богословской мысли в различных течениях приобретало самобытный характер.
Жан Кальвин (1509–1564) – богослов, который продолжил дело Реформации в Женеве и еще больше рационализировал представление о труде как служение Богу.

Кальвинистский Бог требовал от своих избранных не отдельных «добрых дел»,
а святости, возведенной в систему.

Упорный, интенсивный профессиональный труд плюс систематический контроль за своими желаниями (считай, тратами) помогает приобрести уверенность в спасении души. Каждый последователь Кальвина должен был стать «монахом» в миру. Нельзя было чередовать грех, раскаяние, покаяние, отпущение одних грехов и совершение новых (Вебер относит эту синусоиду верующего к типичному католицизму).

Практическая этика кальвинизма
устраняла отсутствие плана и системы в повседневной жизни верующего
и создавала последовательный метод всего жизненного поведения.

Этот план был близок к распорядку жизни в монастыре, только главным становилась профессиональная деятельность, а не молитва. При умеренном пользовании результатами труда, разумеется.

• Как сформировать трудовую этику, не будучи религиозным человеком? •

Макс Вебер указал на возможную роль трудовой этики протестантизма в становлении «духа капитализма», формировании нового типа производства и общественного устройства.
Его идеи подвергают критике за отсутствие линейной связи между капитализмом и протестантизмом, арифметические ошибки в подсчете количества успешных протестантов, предлагают обратную зависимость (капитализм повлиял на протестантские идеи, а не наоборот) и многое другое.
Тебе решать, как относиться к этой концепции, мой совет – формировать собственное мнение, желательно после прочтения работы Вебера, а может, и рукописей его критиков, а не только этой главы.

Если хочешь придать повседневному труду смысл, перестав ждать пятницы как Рождества, займись формированием собственной этики труда.

1. Пойми, для чего ты работаешь.

В реальной жизни в основе трудовой активности может лежать несколько мотивов.
Деньги или «потому что так надо» не годятся.
Пока смысл твоей ежедневной активности не выйдет за границы простого удовлетворения потребностей, твоя мотивация не выйдет за границы вопроса «скоро пятница?».

2. Какая работа приносит тебе радость?

В протестантской картине мира выбор профессии не был полностью самостоятельным решением, Бог определял тебе рабочее место. Если ты не протестант, придется искать самому, но твоя идеальная работа, безусловно, существует. Вот здесь просто поверь.

3. Если взялась за дело, работай усердно.

Из каждодневных усилий складывается твой успех.
Чтобы чего-то достичь от малого до великого, нужно просто делать чуть больше, чем ничего, и чуть дольше, чем никогда.

4. Если ты решила открыть свое дело,

помни, что настоящему предпринимателю чужды показная роскошь и транжирство, как и наслаждение положением среди своих работников и партнеров по бизнесу. Твоя работа делает тебя богаче, но не для того, чтобы бездумно тратить или кичиться этим.

5. Пойми, что у тебя получается хорошо, займись этим.

Надоест развивать один талант, попробуй другой. Ты как коробка с карандашами, в ней множество цветов.


promo anchiktigra сентябрь 28, 2021 14:36
Buy for 1 000 tokens
Онлайн-психолог. Онлайн-консультации. Автор блога “Счастье есть”. Приглашаю на индивидуальное онлайн-консультирование. Анна Скляр - психолог, психотерапевт. Ph.D., философ, кандидат философских наук. ‍ Доктор философии. Философ, логотерапевт и экзистенциальный аналитик. …