anchiktigra (anchiktigra) wrote,
anchiktigra
anchiktigra

Categories:

Мэттью Дж. Ван Натта - Спокойствие. Стоицизм – путь мудреца (2021). Цитаты.

Вы в гневе? Вас одолевает страх? Не знаете, как пережить потерю?
Эта книга - простое и понятное руководство для решения этических и психологических проблем.
Вы научитесь контролировать свои мысли и действия. Перестанете тратить время и силы на то, что изменить невозможно, будете внимательнее и терпимее к людям. Эмоциональное состояние придет в норму, вы станете лучшей версией себя.
Стоицизм поможет вам привести жизнь в порядок, научит контролировать мысли и эмоции, управлять своим поведением так, чтобы действовать на благо себе и людям вокруг.
Стоицизм научит вас думать по-новому.
Благодаря практическим заданиям, вы разовьете полезные навыки, которые обязательно пригодятся в дальнейшем.
Цитаты из книги Мэттью Дж. Ван Натта -
Спокойствие. Стоицизм – путь мудреца:

Добродетель – это искусство жить в гармонии с миром.

Античные стоики стремились следовать добродетелям и оценивать свои мысли и поступки
с учетом этих добродетелей:
• мудрость; • отвага; • справедливость; • скромность.

Конечно, это не полный список. Справедливость, например, часто разделяют на доброту и искренность.

Следуя добродетелям, можно жить в счастье и гармонии.

Основное отличие стоического мышления от прочих в том, что добродетель признается необходимостью и единственным благом. Стоики утверждают, что только добродетель может всегда нести добро. Быть справедливым – всегда хорошо и правильно. Мудрость никогда и никому не навредит.

Помните: ваши мысли – только ваши и ничьи больше. Если вы мыслите позитивно и стремитесь объективно оценить каждую ситуацию, вы сможете достичь эмоционального баланса и обрести счастье. Вы поймете: негативные мысли – это лишь пустая трата времени и сил.

Зенон излагал свои рассуждения, прохаживаясь взад и вперед по Расписной Стое… Сюда стали приходить люди послушать его, и за это были прозваны «стоиками», равно как и его ученики; а до этого они назывались «зеноновцами»…

Прежде чем Зенон Китийский создал учение под названием «стоицизм», он увлекался различными направлениями философии. Первым его учителем стал философ-киник по имени Кратет. Один из постулатов кинизма звучит так: цель жизни в том, чтобы следовать добродетелям. Киники превозносили добродетели и отвергали обычные желания. Также Зенон изучал платонизм под руководством Ксенократа и Полемона. Как и все ученики Платона, Зенон считал Сократа идеалом и исключительным человеком. Стоики называли себя прямыми последователями Сократа. Зенон интересовался также работами Мегарской школы, представители которой укрепили его веру в единство добродетелей.

Чтобы управлять своими желаниями и страхами, необходимо сосредоточиться на настоящем. Мы можем контролировать лишь то, что происходит здесь и сейчас. Как сказал Сенека: «От двух вещей нужно непременно избавиться: от страха перед будущим и от воспоминаний о прошлых страданиях. Второе уже прошло, а первое еще не наступило». Многие наши желания и страхи устремлены в будущее, но живем-то мы в настоящем.

Формировать свои желания – значит учиться жить в настоящем. Если вы хотите преуспеть, необходимо сконцентрировать свое внимание на том, что происходит с вами в данную секунду. Думать иначе – значит зря тратить свое время. Понятие amor fati (любовь к судьбе) вообще-то принадлежит Ницше, но эта идея пронизывает всю философию стоицизма. Если вы готовы принять мир таким, какой он есть, то не станете желать того, что никогда не сможете получить. Это не значит, что нельзя стремиться к лучшей жизни (иначе зачем нужна такая добродетель, как отвага). Но если вы не принимаете того, что уже имеете, обрести счастье будет сложно.

В сложной ситуации спросите себя:
• Что в этой ситуации есть хорошего для меня?
• Какая добродетель поможет мне с этим справиться?»

СПРАВЕДЛИВОСТЬ (diakaiosunê)

Иногда под справедливостью стоики подразумевают нравственность, поскольку речь идет о различных аспектах взаимодействия между людьми. Стоицизм учит нас тому, что все люди равны и должны сотрудничать друг с другом. Справедливость помогает нам найти контакт с окружающими людьми, даже если они настроены против.

Хрисипп (его цитирует Цицерон в своем труде «Об обязанностях») считал так: «Тот, кто бежит по стадиону, должен всячески напрягать силы, как только может, чтобы победить, но отнюдь не должен подставлять ногу сопернику или отталкивать его рукой; так и в жизни вполне справедливо, чтобы каждый добивался всего, что ему нужно; отнимать это у ближнего он не вправе». Мы все участвуем в соревновании друг с другом, но обязаны играть честно.

Справедливость приравнивается к сотрудничеству. Как сказал Марк Аврелий, «мы родились для общего дела, как ноги и руки, как ресницы, как верхний ряд зубов и ряд нижний. Так вот: противодействовать другому противно природе, а негодовать и отвращаться – это противодействие». В стоицизме понятие «справедливость» раскладывается на следующие элементы:

• честность; • равенство; • прямота; • благожелательность; • человеколюбие; • доброта.

Быть справедливым по отношению к друзьям легко, а к врагам? Стоицизм учит нас воздерживаться от злости и ненависти даже тогда, когда с нами поступают непорядочно. Это максима стоицизма: никто не должен добровольно творить зло. Если вас кто-то обидел или обокрал, скорее всего, он сделал это, поскольку думал, что действует себе во благо. Эпиктет говорил, что стоик будет «терпеливым, доброжелательным и прощающим, как если бы речь шла о человеке невежественном, который не в силах постичь всю важность происходящего. Стоик не станет гневаться, поскольку руководствуется изречением Платона: “Ибо не каждый способен познать истину, даже желая того”».

Как изменятся ваши отношения с людьми, если в своих действиях вы будете руководствоваться представлениями стоиков о справедливости?

Стоики говорят: наше поведение должно быть справедливым, даже если мы не получаем желаемого вознаграждения. Понять суть этого подхода поможет образ лучника. Представьте себе стрелка из лука: он выбирает себе цель, берет лук, затем выпускает стрелу. Может ли он полностью контролировать ситуацию? Нет. Неожиданный порыв ветра способен сбить стрелу с курса, цель может сдвинуться с места. Лучник должен концентрироваться не на цели, а на своих действиях. Точно так же обстоят дела и с добродетелью. Вы можете контролировать лишь свои намерения и свое поведение. Только так удастся получить лучший результат из возможных в любой ситуации.

СКРОМНОСТЬ

Скромность (sôphrosunê) представляет собой контроль над своими желаниями. Как и отвага, эта добродетель рассматривается в рамках принципа желания. Скромности противопоставляется чрезмерность. Если вы хотите обрести добродетель, будьте разумны и избирательны в своих запросах и благодарны за то, что вам даровано.

Скромность можно разложить на следующие составляющие: • уместность; • умеренность; • самоконтроль.

Эпиктет говорил, что стоик не должен думать о десерте, пока до него не дошло время, и тогда не будет огорчений, даже если отведать сладкое блюдо не удалось. Если стоик все-таки сможет получить десерт, то будет соблюдать меру и не лишит остальных удовольствия. Настоящий стоик сможет без труда и сам отказаться от десерта – по мнению Эпиктета, такой человек достоин внимания богов!

Еще один способ понять суть скромности – начать думать о себе как о госте в чьем-то доме. Как вы будете обращаться с вещами, зная, что они вам не принадлежат? Все на свете преходяще. То, что у вас есть сейчас, со временем израсходуется, сломается или потеряется и больше не будет вашим. Если вы считаете, что все, чем вы владеете, будет с вами постоянно, вам будет очень тяжело с этим расставаться. А расставаться придется, поскольку в мире все не вечно. Страдания возникают, потому что мы сопротивляемся реальности. Если вы думаете, что здоровье незыблемо, даже незначительная простуда сможет выбить вас из колеи и ввергнуть в отчаяние. Если вы уверены, что ваша работа никуда от вас не денется, внезапное сокращение будет для вас неприятной неожиданностью. Такое отношение к жизни может очень сильно вам навредить. И наоборот: думая, что все, что у вас есть, дано вам лишь на какое-то время, вы сможете в полную силу наслаждаться обладанием, но в ситуации утраты не будете убиваться.

Была ли у вас в жизни ситуация, когда скромность очень пригодилась?

Обсуждая принцип желания, мы уже говорили: если человек хочет обрести такую добродетель, как скромность, ему нужно полюбить судьбу.

Постарайтесь вспомнить ситуацию из своей жизни, когда все шло не по плану, но в результате закончилось хорошо. Как эти трудности повлияли на вас? Удалось ли сохранить позитивный настрой? Оглядываясь назад, скажите: могли вы тогда воспользоваться советами стоиков? Как бы это повлияло на ваше состояние?

В одном из своих писем Сенека описывает стоицизм следующим образом:

«Ни в одной другой школе вы не встретите столько доброты и великодушия;
ни одно другое учение не демонстрирует столько любви к людям и к миру в целом.
Стоицизм призывает нас быть полезными, помогать другим
и заботиться не только о себе, но и обо всех в целом и каждом в отдельности
».

Список безразличного, составленный Эпиктетом: • ваше тело; • ваша собственность; • ваша репутация; • ваша работа; • все остальное, что не является нашей личной заслугой.

«Что есть блаженная жизнь?
Это свободный, устремленный ввысь, бесстрашный и устойчивый дух.

Блажен тот, чьи суждения верны;
блажен, кто доволен тем, что есть, и в ладу со своей судьбой;
блажен тот, кому разум диктует, как себя вести.
Блаженная жизнь есть то же самое, что жизнь согласно природе.
Мудрец же, если у него вдруг отнимут богатство, ничего не потеряет из своего достояния;
он будет жить, как жил, довольный настоящим, уверенный в будущем
».
Сенека. О блаженной жизни

Стоицизм учит нас не зависеть от капризов судьбы, не жить в ожидании ее подарков, а посвящать время обретению добродетели, работать над собой и самостоятельно выстраивать свою жизнь.

ТО, ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ КОНТРОЛИРОВАТЬ

«Из существующих вещей одни находятся в нашей власти, другие – нет.
В нашей власти мнение, стремление, желание, уклонение – одним словом, все, что является нашим.
Вне пределов нашей власти – наше тело, имущество, доброе имя, государственная карьера,
одним словом – все, что не наше
».
Эпиктет. Энхиридион, I

Умение отделять то, чем нам дано управлять, от того, что не в нашей власти, это базовое положение философии стоиков. Оно называется «дихотомия контроля».

Согласно Эпиктету, областями нашего контроля являются: • наши суждения о жизни; • наши стремления; • наши желания; • то, от чего мы уклоняемся.

Ваши ценности и ваши действия, основанные на них, – это именно то, что всегда находится в вашей власти.
Все остальное, что вы контролировать не можете, относится к категории безразличного. Эпиктет относит к этой категории и тело. Им вы хоть и можете управлять, но здоровье не всегда зависит от вашей воли.

«То, что в нашей власти, по природе свободно, не знает препятствий,
а то, что вне пределов нашей власти, является слабым, рабским, обремененным и чужим.
Итак, помни: если ты станешь рабское по природе считать свободным,
а чужое своим, то будешь терпеть затруднения, горе, потрясения, начнешь винить богов и людей.
Но если будешь только свое считать своим, а чужое, как оно и есть на самом деле, чужим,
никто и никогда не сможет тебя принудить, никто не сможет тебе препятствовать,
а ты не станешь никого порицать, не будешь никого винить, ничего не совершишь против своей воли,
никто не причинит тебе вреда. У тебя не будет врагов, ибо ты неуязвим».

Либо вы управляете чем-то на 100 %, либо это относится к категории безразличного. Если вы начинаете зависеть от чего-то, что фортуна может в любой момент у вас забрать, вы всю жизнь будете страдать от превратностей судьбы. Если же вы будете наслаждаться лишь тем, что можете контролировать, никто не сможет забрать у вас ваше счастье, а значит, жизнь ваша будет легкой и гармоничной.

Итак, нужно концентрироваться на тех вещах, которыми вы можете управлять:
• принцип желания учит необходимости познавать добродетели и обращать внимание на то, как вы проживаете свою жизнь;
• принцип поведения говорит о том, что нужно наслаждаться каждым моментом жизни, а не гнаться за достижением цели;
• принцип согласия поможет правильно оценивать происходящее и относиться к жизни с пониманием.

Единственное, что вы можете контролировать, – это ваши собственные действия и реакции. Обращайте внимание на то, какой выбор вы делаете сами, прежде чем начать осуждать поступки других.

В любой ситуации напоминайте себе, что ваши оценочные суждения и решения находятся только в вашей власти. То, чего вы хотите, что делаете и от чего уклоняетесь, принадлежит только вам, а все остальное относится к категории безразличного.

Еще одна истина звучит как «Это для меня ничего не значит».
Когда нечто слишком сильно завладевает вашими мыслями, вспомните эту фразу.

Каким бы ни был ответ, это не помешает вам практиковать добродетель и демонстрировать лучшие стороны своей личности. Драматизм фразы «это для меня ничего не значит» возвращает вас к дихотомии контроля, помогает сконцентрироваться на себе в настоящем. Вы можете управлять своими желаниями, поведением и отношением, а на будущее влиять не можете – перестаньте пытаться, и вы не омрачите свое настоящее.

Секрет не в том, чтобы постоянно стремиться к счастью, – это не главная цель. Счастье всегда сопутствует тому, кто живет в добродетели. Стремясь к добродетельной жизни, обретаешь позитивный взгляд на мир. Работая над собой, вы создаете жизнь, в которой много позитивных мыслей и ощущений. «Марк Аврелий напоминал себе об этом каждый раз, когда ему казалось, что он отклонился от своего пути. В «Размышлениях», 4:3, он писал:

«Ищут себе уединения в глуши, у берега моря, в горах.
Вот и ты об этом тоскуешь.
Только как уж по-обывательски все это,
когда можно пожелать только и сей же час уединиться в себе.
А нигде человек не уединяется тише и покойнее, чем у себя в душе,
особенно если внутри у него то, на что, чуть взглянув, он сразу же обретает совершеннейшую благоустроенность – под благоустроенностью я разумею не что иное, как благоупорядоченность
».

Марк Аврелий говорит о том, что легче добиться покоя, если есть «что-то, на что можно опереться».

«Помни, что в каждой случайности следует искать, обращаясь к самому себе,
какой способностью ты обладаешь для пользования ею
».
Эпиктет. Энхиридион, Х

Каждый раз, сталкиваясь с проблемой, начните с себя, оцените себя.
Предвидели ли вы подобные трудности? Если да, значит, у вас есть силы с ними справиться.
Вас что-то раздражает? Задействуйте свое терпение.
Подумайте об открывающихся перед вами возможностях, но помните: тратить энергию можно лишь на то, что вы способны контролировать. Это позволит вам не сходить с пути добродетели, даже когда вас не устраивает то, что происходит. Вы сможете получать удовольствие от того, что остались верны себе. Так мы можем управлять своим успехом и сохранять гармонию. Результат такого мировосприятия – спокойствие и безмятежность.



Концентрируясь на тех вещах, которые вы можете контролировать, и придерживаясь добродетели, вы сможете сохранить позитивное отношение к миру.

Вы уже знаете, что придавать слишком большое значение безразличному бывает опасно. Негативные эмоции возникают тогда, когда вы фокусируетесь на своих желаниях или отсутствии желаний в отношении вещей, которые этого не заслуживают. Например, вы злитесь, когда не можете получить то, что хотите, или расстраиваетесь, если что-то теряете. Единственный способ справиться с этим – перенаправить свое внимание на то, что у вас уже есть и что никто не сможет у вас отнять. То есть на вашу добродетель. Действуя таким образом, вы сохраните позитивное отношение к миру в любых обстоятельствах.

✓ Какие обстоятельства могут заставить вас сейчас рассуждать в негативном ключе?
✓ Какие инструменты могут помочь справиться с негативным настроем?

Предположим, страх заставляет вас избегать серьезного разговора с другом. Дихотомия контроля и принцип согласия помогут понять, что этот разговор относится к категории безразличного и что вы должны стараться помогать людям. Зависть вынуждает вас хотеть чего-то, что есть у другого, но принцип желания напоминает вам о том, что у вас уже есть все необходимое.

Помните, что безразличное ничего для вас не значит и никто у вас ничего не забирал – «это было возвращено».

Если ситуация вызывает негативные эмоции, вы можете сказать «ты всего лишь видимость» – и вернуть свои мысли в спокойное русло.
Вы можете опереться на физические ощущения, чтобы ощутить силу своего присутствия здесь и сейчас и вернуть себе состояние гармонии.
Вы можете «заключить в скобки» возникшую проблему, чтобы дать себе возможность подумать и принять решение.

Дистресс – это иррациональное, искаженное восприятие того, что окружает человека в конкретный момент. Злонамеренность, зависть, ревность, сожаление, печаль, горе, отчаяние, раздражение, досада и тоска – все это порождения дистресса. Чтобы преодолеть дистресс, необходимо открыть свое сердце всем хорошим страстям.

«Пусть не смущает тебя представление о жизни в целом.
Не раздумывай, сколько еще и как суждено, наверное, потрудиться впоследствии.
Нет, лучше спрашивай себя в каждом отдельном случае:

что непереносимого и несносного в этом деле?
Стыдно будет признаться!
А потом напомни себе, что не будущее тебя гнетет и не прошлое, а всегда одно настоящее.
И как оно умаляется, если определишь его границу,
а мысль свою изобличишь в том, что она такой малости не может выдержать
».
Марк Аврелий. Размышления, 8:36

Эмоциональную окраску любое событие получает благодаря нашему воображению. Физическая слабость, печаль, тревога – кажется, что от этого никогда не получится избавиться. «Я всегда буду таким», – возможно, говорите себе вы. Но это неправда. Марк Аврелий старался разбираться с трудностями в текущем моменте. Он анализировал происходящее в каждый конкретный момент и спрашивал себя: «Это и правда так невыносимо? Что из того, что происходит со мной сейчас, может мне навредить?» Ответом всегда было – ничего. «Здесь и сейчас» – это всего лишь краткий миг по сравнению с необъятным и неизвестным будущим. Вы тоже можете так делать. Когда вы чувствуете, что эмоции овладевают вами, сконцентрируйтесь на настоящем и проанализируйте происходящее с вами в данный момент. Что в этом такого невыносимого? Можете ли вы справиться с этим и двигаться дальше? Конечно, можете.

«Поутру, когда медлишь вставать,
пусть под рукой будет, что просыпаюсь на человеческое дело.
И еще я ворчу, когда иду делать то, ради чего рожден и зачем приведен на свет?
Или таково мое устроение, чтобы я под одеялом грелся?
»
Марк Аврелий. Размышления, 5:1

По мнению стоиков, люди по природе своей социальны и настроены на установление здоровых отношений друг с другом. Принцип поведения отражает эту точку зрения. Действия каждого человека должны нести пользу обществу. Даже если вы сосредоточены на том, что можете контролировать, все равно старайтесь поступать так, чтобы хорошо было не только вам самим, но и окружающим. Во время утренних медитаций напоминайте себе о том, что люди часто создают проблемы, но вы можете помочь им. Ваше предназначение заключается и в том, чтобы прожить жизнь, принося пользу обществу.

«Я покажу вам силу философа. Какую силу?
Стремление, не терпящее неуспехов,
избегание, не терпящее неудач,
влечение надлежащее, намерение ревностное, согласие опрометчивое.
Вот что вы увидите
» .
Эпиктет. Беседы, 2:8

Как следует из данного отрывка, задача стоицизма заключается в том, чтобы сделать вас сильным. Помните об этом. Прислушайтесь к себе: чувствуете ли вы, как в вас зарождается сила философа?

Суть добродетели в том, чтобы люди справлялись с трудностями и ни в коем случае не предавали свои убеждения.

«Всякий раз, когда ты будешь делать то, что счел нужным,
не бойся, если тебя увидят за этим занятием
,
даже если чернь начнет судить об этом несправедливо.
Ведь если ты поступаешь неправильно, беги от этого дела,
а если правильно, то отчего ты боишься тех, кто будет порицать несправедливо?
»
Эпиктет. Энхиридион, XXXV

С точки зрения стоиков, отвага – это то, что призывает нас к активным действиям. Контроль должен помогать нам концентрировать внимание. Видеть безразличное не значит быть равнодушным. Это значит перестать бояться, стать свободным в своем стремлении к совершенству. У вас есть все необходимые ресурсы, чтобы сделать это.

Если вы решили наладить отношения с окружающими людьми, не забудьте о том, что внимания заслуживает лишь то, что вы можете контролировать.

Старайтесь постоянно использовать свои знания на практике. Как только вы научитесь в нужный момент вспоминать такие фразы, как «Ты всего лишь видимость» или «Это было возвращено», вы обнаружите, что жить станет проще.

«Нигде не именуй себя философом
и не рассуждай среди профанов о философских наставлениях
.
Вместо этого выполняй то, чему учат эти наставления.
Например: на пиру не рассуждай о том, как следует есть
».
Эпиктет. Энхиридион, XLVI

Эпиктет постоянно напоминал своим ученикам о том, что следует жить согласно философским наставлениям, а не рассуждать о философии. Он предупреждал: не говорите людям о переменах в жизни, пока эти перемены не коснутся их.

✓ Веду ли я себя сейчас как стоик или я только рассуждаю о стоицизме?
✓ Просили ли у меня совета? Непрошеный совет едва ли будет принят к сведению, он лишь вызовет раздражение.
✓ Стоицизм – это учение о гармоничной жизни. Как я могу показать, что я стоик, без слов?

Стоики считают, что любую ситуацию следует встречать спокойно, сохраняя позитивный настрой и оставаясь в гармоничных отношениях с миром.

Воспоминания о недавно пережитом неприятном событии могут портить вам настроение. В этом случае поможет метод «Ты всего лишь видимость, а не то, чем хочешь казаться». Мантра «Это ничего для меня не значит» тоже очень пригодится. »

Покоя можно достичь, если взглянуть на неприятности, с которыми сталкиваешься, в контексте того, что сейчас происходит в мире, – это помогает расширить границы сознания. В «Размышлениях», 9:30, Марк Аврелий говорит:

«Сверху рассматривать эти великие тысячи стад и тысячи великих торжеств, и как по-разному плывут в бурю и в тиши; и различия всего, что становится, настало, перестало. Помысли и ту жизнь, что прожита до тебя, ту, что проживут после, и ту, которой ныне живут дикие народы. Сколько тех, кто даже имени твоего не знает, и сколькие скоро забудут тебя; сколько тех, кто сейчас, пожалуй, хвалит тебя, а завтра начнет поносить.
И сама-то память недорого стоит, как и слава, как и все вообще
».

© Перевод на русский язык ООО Издательство «Питер», 2021
© Издание на русском языке ООО Издательство «Питер», 2021
© Серия «Сам себе психолог», 2021

Subscribe

Featured Posts from This Journal

promo anchiktigra september 28, 14:36
Buy for 1 000 tokens
Анна Скляр - психолог, психотерапевт. Ph.D., кандидат философских наук. Автор блога “Счастье есть”. Приглашаю на индивидуальное онлайн-консультирование. Хотите лучше познакомиться с самим собой и улучшить качество своей жизни? Стать счастливым человеком и реализовать свой…
Comments for this post were disabled by the author