Аня Скляр

Совесть (Иван Ильин)

  • Совесть светит людям не только в момент совестного акта, но и всю жизнь после него. 
  • Совесть есть один из чудеснейших даров Божиих, полученных нами от Него. Это как бы сама Божия сила, раскрывающаяся в нас в качестве нашей собственной глубочайшей сущности.
  •  Кто умеет вести раскопки, тот находит; кто верно взывает, тот получает ответ; кто носит в себе живую силу совести, тот сумеет отыскать в своем ближнем — будь он совсем мрачен и ожесточен душою — искру священного огня, а может быть, раздуть ее так, чтобы она породила живое пламя.
  •  Совесть нужна каждому человеку
  • Совесть есть живая и цельная воля к совершенному
  • Совесть есть первый и глубочайший источник чувства ответственности, 
  • Совесть есть основной акт внутреннего самоосвобождения
  • Совесть есть живой и могущественный источник справедливости
  • Совесть есть не только источник праведности и святости, но и живая основа элементарно упорядоченной или тем более расцветающей культурной жизни. 
  • И чем скорее и глубже человечество постигнет природу переживаемого им духовного кризиса, чем яснее оно поймет, что без совести на земле невозможна ни культура, ни жизнь, тем более бед и страданий будет предотвращено...
  •  Таковы два основные искажения, которым бывает подвержено у людей переживание совести: 
1 — вытеснение совестного акта, доходящее до полного ожесточения души; 
2 — снижение совестного акта в процессе приспособляющихся компромиссов при помощи произвольного изложения и перетолковывания его содержаний.
  •  Совестный акт осуществляется не в порядке рассудочного умничания, суждений, рассуждении, выводов, доказательств и т.п., но в порядке иррационального сосредоточения души. Он не нуждается ни в каких теоретических «построениях», метафизических или эмпирических обобщениях и т.п. Все это не содействует его наступлению, а мешает ему.
  •  Для осуществления совестного акта необходимо прежде всего освободить горизонт своей души от бремени этого условного, относительного и предположительного материала.
  •  Человек, подготовляющий себя к совестному акту, должен не выдвигать готовых вопросительных формул, в которых бывает предусмотрена какая-нибудь дилемма (или—или). Например: «что мне в этом случае — говорить или промолчать?»  и т.д.
  •  Совесть есть именно начало нравственной гениальности в человеке 
  •  Совестный акт есть именно акт нравственного вдохновения 
  • Человек, вопрошающий свою совесть, должен обращаться к ней не в качестве исследователя, а в качестве деятеля. Испытание совестного акта не должно исходить из отвлеченной любознательности, желающей установить некую теоретическую истину, или (еще хуже) из праздного любопытства, желающего производить ни к чему не обязывающие наблюдения.
  •  Совестный акт есть состояние вдохновенное и целостное
  •  Вопрос, обращаемый к совести, должен был бы звучать приблизительно так: «что мне сделать, чтобы, совершить нравственно лучшее?»...
  •  Совесть не дает человеку никаких обобщений, эти обобщения человек придумывает сам. Совесть указывает человеку прежде всего и больше всего на единый, нравственно лучший исход из данного жизнен ного положения; всеобщий рецепт совершенства извлека ется из этого указания человеческим обобщающим рас судком.
  •  Самое воззвание к совести, этот вопрошающий стук у двери ее, сам по себе не что иное, как особый вид молитвы, а совесть есть сама внутренняя сила Божия в нас, которая открывается нам как наше собственное глубочайшее существо.
  •  От совестного акта не следует ожидать — ни слов, ни суждений, ни изречений, ни формул. Совестный акт подобен скорее молнии, сверкающей из мрака, или мощ ному подземному толчку, как при землетрясении. Здесь нет по-человечески раскрытой разумности, но есть как бы некий ослепительный свет, озаряющий внутренние про странства души, от которого человек как бы мгновенно прозревает, ибо совесть есть состояние нравственной очевидности. 
  •  Совестный акт состаивается в душе и проявляется в ней в виде могучего позыва к совершенно определенному нравственному поступку (или образу действий). Условимся называть аффектом пассивно страдающее чувство, судорожно завернувшееся в себя и ушедшее в виде не­коего “заряда” в глубину души, а эмоцией — активное чувство, разряжающееся, вырывающееся из судороги и из плена, наподобие душевно-вулканического извержения. Тогда мы сможем установить, что совестный акт в своем сильном и свободном проявлении подобен не аффекту, аэмоции, не пассивно стонущему душевному заряду, а активно вырывающемуся душевному разряду. Чем сво боднее он проявляется, чем шире открыты ему ворота серд ца, чем меньше препятствий на его пути воздвигнуто повседневным сознанием, тем определеннее, тем сильнее, тем непреодолимее оказывается этот порыв, идущий из душевно-духовных недр, тем непосредственнее он обыч но переходит в поступок. Этот позыв или порыв к совершенно определенному нравственному действию испытывается нередко как чувство, как эмоция. Однако дело не сводится здесь к одному чувству. Этот порыв есть настолько же волевое состояние. Совестный акт есть с чисто психологической точки зрения акт эмоционально-волевой. Это есть как бы глубокий и искренний разряд аффекта в эмоцию и в то же время разряд поддонной волевой силы, приемлющей жизненно-нравственное решение.
  •  Совесть есть один из вернейших путей к внутренней, духовной свободе
  •  Так и только так одолеваются укоры совести: им надо внять, их необходимо “выслушать” до конца и по ступить согласно им: и только тогда они вернут свободу, покой, цельность и равновесие страждущей душе.
  •  Совестный акт, в отличие от всякого фор мального закона, имеет в виду не общее всем людям, а индивидуальное состояние одного человека; он не уравни вает людей, а зовет каждого отдельно к осуществлению всего добра, которое ему доступно, и всей справедливости, которая причитается от него другим людям.
  •  В совест ном акте человек ощутил радостную близость к Богу. 
  •  Каждый из нас, бесспорно, имеет существование, ноистинное бытие мы приобретаем только через духовную любовь и через совестный акт. 
Иван Ильин "Путь духовного обновления"
Метки:

Для этой записи комментарии отключены.