Аня Скляр

Что мы знаем о сексе женщины? Исторический взгляд


Ученые утверждают, что различия в сексуальных переживаниях мужчины и женщины столь значительны, что исключают взаимопонимание в принципе. Поэтому правильнее говорить не о сексе вообще, а о "сексе женщины" и о "сексе мужчины". И если сексу мужчины всегда была зеленая улица, то к сексу женщины исторически сложилось неоднозначное отношение. Как же это было у разных народов? Давайте заглянем в замочную скважину.

Камасутра: "женщина сверху"


Отличительная особенность сексуальной культуры в Древней Индии — представление о том, что женщина олицетворяет активность, а мужчина — пассивность. Поэтому наиболее распространенная позиция полового акта — "женщина сверху". Цель женщины — максимально продлить половой акт, время от времени притормаживая приближение оргазма мужчины.

Еще одна характерная черта сексуальной сферы у древних индусов — ее открытость и публичность. Даже скульптурные композиции на храмах изображают сцены любви во всем их многообразии, не оставляя без внимания ни одну из поз или вариантов. Важно отметить, что во всех древнеиндийских сюжетах женщина выступает не подчиненным, а равноправным партнером. Это же подтверждают известные древнеиндийские учебники любви "Камасутра" и "Анагаранда". Оба они, кстати, рекомендуют, чтобы женщина первой испытывала оргазм. Они же подтверждают ее право на инициативу при сексуальном контакте. Сигналом для мужчины может послужить ее "случайное" прикосновение грудью, даже прямо на улице. В этом случае, согласно "кодексу любви", мужчина обязан пойти ей навстречу.

Огромная роль в искусстве любви отводилась предваряющим половой акт играм. Примечательно, что древние индусы упивались сексуальной прелюдией как таковой и не рассматривали ее лишь как средство для достижения оргазма.

Сексуальное равнодушие супругов друг к другу не только считалось личной драмой и вело к разводу. Индусы верили, что духи умерших предков, несчастливых в браке, попадают прямо в ад.

Китай: секс как путь к бессмертию дущи

Место секса в китайской культуре определил даосизм. Так, учебник практики Дао рекомендовал мужчинам «похищать» женское начало инь, находящееся во влагалищной жидкости. Женщинам же следовало «похищать» мужское начало янь, которое было в мужском семени. Все это способствовало «обретению бессмертия души».

Супружество в древности было полигамным. Но многоженство не ограничивало супруга в сексуальной свободе. Жены разрешали мужьям внебрачные отношения, но только... с женщинами низшего сословия. В этом случае измена не вызывала у них ревности. Женщины тоже могли заводить внебрачные отношения, но у них была обратная ситуация: если одна из жен полигамной семьи имела любовника из низшего сословия, другие жены высмеивали ее и били за то, что она позорит супруга.

Идеал женской красоты в Китае — это, во-первых, отсутствие волос на теле, во-вторых, плоская грудь, и в-третьих, маленькие ступни. Важную роль играла также искусная прическа, а мощными стимуляторами считались красный цвет и запах пижмы.

В Китае отсутствовали сексуальные предрассудки, о чем свидетельствует древняя живопись — все участки нагой плоти изображались очень детально. Однако абсолютным табу были ступни женщины: даже на самых откровенных картинах они не изображались оголенными. Для китаянок же высшего сословия показать стопы было верхом непристойности!

Япония: табу и без табу


Секс Японии древних времен отличался некоей спецификой, не встречающейся в других культурах. Большую роль здесь играли нормы знаменитой японской вежливости. Они запрещали и мужчинам и женщинам выражать свои желания прямо, а предписывали делать это при помощи иносказаний и метафор.

Прелюдией к сексу у японцев была не любовная игра, возбуждающая партнеров, а холодная и чопорная церемония, напоминающая театр марионеток. Не практиковалось никаких ласк и поцелуев — это «унижало» мужчину. Церемонию прелюдии должны были неукоснительно соблюдать обе стороны.

Ситуация кардинально менялась с началом полового акта. С этого момента применяются изысканные сексуальные техники, которые до контакта считались неприличными. Много поцелуев, частая смена поз и положений тела — обязательные требования любовного японского искусства.

Нетрудно догадаться, что родоначальниками такой традиции «искусства любви» были мужчины, ведь известно, что ласки, предваряющие половой акт, играют огромную роль для сексуального удовлетворения женщины, а их отсутствие неминуемо сказывается на ее самочувствии. Напрашивается вывод, что секс женщины в Японии был обусловлен исключительно потребностями мужчин. Но о том, что японки все-таки испытывали оргазм, свидетельствуют древние учебники по искусству любви. Они, например, рекомендуют мужчинам избегать во время поцелуя глубокого проникновения языка в рот партнерши, чтобы она не откусила его в порыве страсти!

Арабы: все или ничего


В доисламскую эпоху арабские женщины были полностью подчинены суровым нравам воинственных и жестоких жителей пустыни. Сексуальное насилие было в порядке вещей и спокойно уживалось с восхищением женщиной и даже воспеванием ее в стихах.

Перелом произошел в VII веке: ислам регламентировал права женщины и обязанности мужчины. В отношении арабов к женщине наметились две совершенно противоположные тенденции. Одни из чувства гипертрофированной гордости стремились во что бы то ни стало удовлетворить партнершу, другие из того же чувства превосходства вообще не обращали внимания на ее чувства. Такая двойственность со временем стала характерной особенностью арабского секса. С одной стороны, мужчина убежден в своем превосходстве, с другой — уважает сексуальные чувства женщины и стремится их удовлетворить. Последнее, кстати, многие объясняют убеждением араба в том, что все его действия должны быть совершенными. Таким образом, он не столько заботится о женщине, сколько о себе. Кстати, сексуальное доминирование мужчин заключено в самой исламской религии: в раю мужчины будут ублажаемы прекрасными девами-гуриями. О перспективах женщин ничего не говорится!

Изменение отношения в пользу женщины произошло в позднем средневековье. Арабский учебник по искусству любви, написанный тунисским шейхом в XVI веке, подчеркивает, что мужчина в каждой фазе любовного акта обязан быть чутким к партнерше, стараться угодить ей, а, испытав оргазм, должен продолжать ласкать женщину. Кроме того, мужчине надлежит добиваться одновременного оргазма.

В рекомендациях женщинам автор предостерегал их занимать позицию «сверху», чтобы «женский экстракт» не проник в мочевой канал мужчины и не вызвал воспаления. В трактате содержится много подобных несуразностей, но у него есть одно неоспоримое достоинство: он утверждает право женщины на сексуальное удовлетворение. Ислам узаконил полигамию: мусульманин вправе иметь четырех жен, если он в состоянии обеспечить их материально. Новая жена должна нравиться предыдущей. Не допускается групповой секс — каждую из жен мусульманин должен посещать отдельно. По закону шариата, прелюбодеи наказываются смертью через избиение камнями.

Иудея: минимум раз в неделю

Иудейская культура опиралась на патриархальную моногамную семью, главная цель которой — рождение детей. Отсюда вытекает представление о ценности семени: считалось непристойным и заслуживающим порицания его «разбазаривание», а семяизвержение «не по предназначению» — недопустимым. Мастурбация женская не запрещалась — просто на нее не обращалось внимания.

Также считалось, что женские сексуальные влечения и потребности менее сильны, чем мужские, поэтому добрачные и внебрачные отношения женщин воспринимались как неестественные извращения и подлежали суровому наказанию.

Искусство любви иудеев касалось только супружеских отношений, поскольку другие были строго запрещены. В рамках супружества оба партнера обязаны были проявлять сексуальную активность. Кто не был удовлетворен активностью супруга, мог развестись. Не разрешались любовные прелюдии и иные позиции, кроме как «лицом к лицу». Встречались, однако, и некоторые разногласия в «правилах». Одни раввины говорили, что половой акт должен быть быстрым, без ласк и нежностей, а другие — что можно делать все, что приносит удовольствие, и что женщина тоже имеет право на сексуальное удовлетворение. Главной целью полового акта всегда было «внутреннее извержение».

Орально-генитальный контакт разрешался только как прелюдия, хотя и не поощрялся. Брачный контракт строго регламентировал сексуальные отношения супругов. Законом была установлена минимальная норма для исполнения мужьями супружеских обязанностей в зависимости от рода занятий: для ученого — 1 раз в неделю, для рабочего — 2 раза в неделю. Максимальная граница не лимитировалась.

Вместе с тем было много предписаний относительно поведения между мужчинами и женщинами не супругами. Им не позволялось оставаться наедине в закрытом помещении, они должны были избегать двухсторонних разговоров и отгонять мысли, которые могли вызвать сексуальные фантазии. Женщины обязаны прятать волосы: они действуют на мужчин возбуждающе.

Древний Рим: духовная близость и змеи во влагалище


Среди всех древних культур именно римская наиболее благоприятна для сексуального самовыражения слабого пола.

Древнеримские писатели свидетельствуют о крайней степени изощренности в сексуальной сфере. Никаких ограничений, никаких правил приличия, никаких табу — все для удовлетворения плоти. Лукиан пишет о дрессированных змеях, которые умели сосать соски женской груди. Марцей описывает, как дамы вводили змей себе во влагалище. Апулей повествует о сексуальных приключениях осла с женщинами. Были широко распространены оргии во время празднеств, а публичные половые отношения считались не только нормальными, но даже обязательными, так как символизировали жертву богам.

Примечательно, что людей, не принимающих участия в оргиях и половых извращениях, считали нарушающими приличия. Интересно, что в сексуальных отношениях существовало равенство не только полов, но и сословий. Контакты свободных с рабами, патрициев с плебеями не осуждались. Не считалось зазорным и сексуальное доминирование женщины над мужчиной. Впервые в истории отношений полов сложилась ситуация, когда уже мужчина трактовался как сексуальный объект, средство для удовлетворения желаний женщины.

Широко известен трактат об искусстве любви Овидия, где автор воспевает свободную любовь, гораздо больше внимания уделяя при этом женщине. Овидий дает ей советы, как нужно вести себя с мужем, чтобы он не догадался о наличии любовника; как обманывать мужа; девушек же поучает, как привлечь внимание мужчины, как понравиться, как возбудить его, как вызвать у него чувство любви.

В рекомендациях мужчинам Овидий, указывая места, где можно найти красивых женщин, учит правильному обхождению с ними и тому, как привлечь их внимание: как написать любовное послание, как вести разговор, как ласкать и целовать, что дарить и даже как писать стихи. Но вместе с тем поэт учит соблазнять, обманывать и даже... насиловать — все годится для достижения цели.

Но главной особенностью учебника искусства любви Овидия является то, что впервые здесь говорится о значении духовной близости партнеров. Духовное единство обеспечивает длительность сексуальных отношений, поэтому следует заботиться о взаимопонимании мужчины и женщины.

Древняя Греция: гетеры и бисексуалы

Главная особенность сексуальных отношений в Древней Греции — широко распространенный бисексуализм. Мало того, что женщина рассматривалась лишь как средство сексуального удовлетворения мужчины, она к тому же была не единственным таким «средством». Другим, гораздо более вожделенным объектом для взрослых мужчин были юноши (обязательно из «свободных граждан»), специально воспитанные для этих целей. Гомосексуализм считался более изысканной формой сексуальных отношений, поскольку полагалось, что душа женщины низменна, заурядна и не достойна благородных чувств. Эту теорию развивали древнегреческие философы, в частности Платон. Даже душа раба оценивалась выше, чем душа знатной женщины. Исключением в подобном отношении были знаменитые гетеры: изощренные и утонченные в искусстве любви, в отношениях с мужчинами они выступали на равных. Их уважали, с ними считались, перед ними заискивали. Они были очень образованы, великолепно воспитаны, обладали многочисленными талантами. Благодаря высокому общественному статусу и экономической независимости (высокие гонорары за услуги гетеры далеко не всем были по карману) они даже могли себе позволить перебирать партнерами.

Но тон в обществе задавали все же не гетеры, а философы. А их представления о сексе женщины просто поражают своей... скажем так, фантазией. Так, например, Гиппократ — философ и отец медицины — считал, что источник сексуального женского наслаждения находится в матке, а мужского — во влагалище женщины. Матка уподоблялась животному, которое без долгого внимания к себе (то есть без долгого соприкосновения с мужским половым органом) устремлялось в область грудной клетки и шею и вызывало затруднения дыхания, истерию и психологические расстройства.

По мнению Гиппократа, долгое половое воздержание было причиной такого женского недуга, как бешенство Матвеи. Он говорил о наличии женского семени, которое находится в матке и которое, если долго не соприкасается с мужским семенем, разлагается, отравляя женский организм и вызывая нарушения психики. Вследствие такого «авторитетного» мнения в течение двух тысяч лет главным лекарственным средством от психических расстройств женщины считались половые отношения с мужчиной.

Вавилон: чадра и искусственный фаллос

Секс женщины в Древнем Вавилоне зависел от ее места в обществе. Незамужние женщины высшего сословия пользовались сексуальной свободой наравне с мужчинами (единственное условие — сношение с равным по социально-общественному статусу). В среднем классе женщина полностью подчинялась мужу, а в низшем — опять-таки, имела некоторую свободу. Государство заботилось о приросте населения, поэтому аборты запрещались. Нарушивших закон ставили к позорному столбу и били хлыстами.

Сексуальная сфера обуславливалась и религией, а боги Вавилона были весьма любвеобильны и развратны. Самым распространенным был культ плодовитости, связанный с использованием искусственного мужского органа.

При царе Хаммурапи законы Вавилона упорядочили взаимоотношения полов, но далеко не в пользу женщин. Допускалась полная свобода обоих партнеров до брака, но брачные отношения строго регламентировались. За супружескую неверность мужчина получал символическое наказание; женщине за это же грозила смертная казнь. Муж мог развестись по желанию, жена — только через суд. Муж имел право отдать вторую половину своему кредитору за долги (таким образом, он мог одновременно избавиться и от долгов, и от наскучившей жены). О сексуальном невнимании к женщине в Вавилоне свидетельствует удивительно широкое распространение искусственных фаллосов.

При даре Хаммурапи обязательным для женщин было ношение чадры. Чадра и искусственный фаллос — именно такое сочетание символизирует то время.

Александр Белоус, журнал "Женский Журнал"

Метки:

Для этой записи комментарии отключены.