Робкий человек, испытывающий страх от того, что кто-то может обратить на него внимание, не свободен от эго. Он имеет амбивалентное эго, которое одновременно и хочет, и боится внимания других. Боится того, что это внимание может принять форму неодобрения или критики, иначе говоря, чего-то такого, что может скорее понизить его самоощущение, чем повысить. Поэтому у робкого человека страх привлечь к себе внимание преобладает над потребностью в нем. Робость часто сопровождается преимущественно негативным представлением о себе, мыслью, будто ты не отвечаешь каким-то требованиям. Любой концептуальный смысл представления о себе — видения себя тем или иным — это эго, что бы тут ни доминировало: позитив (я лучше всех) или негатив (я плохой). За любым позитивным представлением о себе прячется страх оказаться недостаточно хорошим. За любым негативным представлением о себе прячется желание быть самым лучшим или хотя бы лучше других. Уверенное эго за чувством собственного превосходства и непрерывной потребностью в нем прячет страх оказаться в приниженном положении. И наоборот, робкое, несоразмерное своим амбициям, чувствующее себя ниже других эго страстно желает получить превосходство. Многих людей, в зависимости от ситуации или лица, с каким они вступают в контакт, бросает от чувства превосходства к чувству подчиненности. Вот все, что тебе нужно знать и наблюдать в себе: когда по отношению к кому-либо ты испытываешь чувство превосходства или подчинения — это проявление твоего эго.
Злодей, жертва, любовник
Некоторые эго, если им не удается заслужить похвалу или восхищение, стараются привлечь к себе внимание в других формах, и чтобы этого добиться, играют определенные роли. Если им не удается получить позитивного внимания, то вместо него они могут искать негативное, например, провоцируя в ком-нибудь негативную реакцию. Так делают некоторые дети. Чтобы привлечь к себе внимание, они плохо себя ведут. Стремление играть негативные роли становится особенно явным, когда эго усилено активным телом боли, иными словами, эмоциональной болью из прошлого, желающей возобновиться через то, чтобы испытать еще больше боли. В поисках известности некоторые эго идут на преступления. Они стремятся привлечь к себе внимание через обретение дурной славы или проклятие людей. Каждый из них как бы говорит: «Пожалуйста, скажите мне, что я есть, что я не пустое место». Такие патологические формы эго — это всего лишь экстремальные вариации обычного эго.
Очень распространенной ролью эго является роль жертвы. Оно ищет внимания в форме сострадания, жалости или интереса других к «моим проблемам», ко «мне и моей истории». Восприятие себя жертвой является элементом многих эготипических моделей поведения, таких как привычка жаловаться, обижаться, оскорбляться и т.д. Разумеется, стоит мне отождествиться с историей, в которой я отвел себе роль жертвы, и я уже не хочу, чтобы она заканчивалась, и поэтому, что известно любому терапевту, эго не хочет решать свои «проблемы», ибо они являются частью его личности. Если никто не хочет слушать мою печальную историю, я снова и снова буду рассказывать ее себе, в собственной голове, и буду сочувствовать себе, и таким образом окажусь личностью, с которой жизнь или другие люди, судьба или Бог обходятся несправедливо. Это придает форму моему образу себя, превращает меня в кого-то — и это все, что для эго имеет значение.
На ранних стадиях так называемых романтических отношений ролевые игры — весьма распространенное явление. Их цель — притянуть и удержать того, в ком эго усматривает способность «сделать меня счастливым, позволить мне чувствовать себя особенным, и кто исполнит все мои желания». «Я сыграю роль того, кого хочешь ты, а ты сыграешь роль того, кого хочу я». Это негласный и бессознательный договор. Однако ролевые игры — тяжкий труд, и потому такие роли нельзя выдержать сколь угодно долго, особенно когда вы начинаете жить вместе. Что ты видишь, когда роли буксуют? К сожалению, в большинстве случаев — не саму истинную суть другого существа, а то, что ее покрывает. Ты видишь грубое и неотесанное, не прикрытое никакими ролями эго, вместе с его телом боли и неудовлетворенной потребностью, теперь переходящей в злость. Скорее всего, эта злость будет направлена на супруга или партнера за то, что тому не удалось устранить породившие ее страх и чувство недостаточности, являющиеся неотъемлемой частью эгоического самоощущения.
То, что обычно называют "влюбленностью", чаще всего представляет собой усиление эгоистического стремления хотеть и требовать. Вы привязываетесь к другому человеку, а точнее, к созданному вами образу этого человека, как к наркотику. Это не имеет никакого отношения к настоящей любви, свободной от всякого хотения. Испанский язык - самый честный в том, что касается обычного понятия любви: te quero означает "я хочу тебя", а также "я люблю тебя". Есть и другое, лишенное двусмысленности, выражение для "я люблю тебя" - te amo, но используется оно редко. Возможно, потому, что настоящая любовь встречается столь же редко.
Перестаньте давать себе определения
Когда люди говорят мне: "Я больше не знаю, кто я", я обычно поздравляю их. ... Когда полностью принимаешь то, что ты этого не знаешь, ты фактически входишь в состояние покоя и ясности, гораздо ближе подходящие к тому, кто ты есть на самом деле, чем может подойти мысль. Определять себя с помощью мысли - значит ограничивать себя.
Заданные роли
... По-настоящему важно не то, какую функцию вы выполняете, а то, отождествляетесь ли вы с ней до такой степени, что она полностью завладевает вами и становится вашей ролью. Играя роли вы пребываете в неосознанности. Когда вы ловите себя на том, что играете роль, это осознание создает просвет между вами и ролью. Это начало свободы от роли. При полном отождествлении с ролью вы путаете некую схему поведения с тем, кто вы есть, и относитесь к себе очень серьезно. Кроме того, вы автоматически наделяете других людей ролями, соответствующими вашей собственной. ...
Временные роли
Если ты в достаточной мере пробужден, достаточно осознан, чтобы наблюдать за тем, как взаимодействуешь с другими людьми, то, в зависимости от того, с кем взаимодействуешь, ты сможешь заметить тонкие различия в манере своей речи, отношении и поведении. Поначалу может быть проще наблюдать это в других; затем ты сможешь обнаружить это и в себе. То, как ты разговариваешь с президентом компании, может иметь тонкие отличия от того, как ты разговариваешь с дворником. То, как ты разговариваешь с ребенком, может отличаться от того, как ты разговариваешь со взрослым. Почему так? Потому что ты играешь роли. Ты не являешься самим собой ни с президентом, ни с дворником, ни с ребенком. Когда ты идешь в магазин что-нибудь купить, когда заходишь в ресторан, в банк, на почту, то можешь обнаружить, что соскальзываешь в заранее установленные социальные роли. Ты становишься клиентом, ты говоришь и действуешь соответствующим образом. И продавец или официант, в свою очередь играющие свои роли, обращаются с тобой как с клиентом. В действие вступает огромное количество обусловленных моделей поведения двух людей, определяющих природу этого взаимодействия. Вместо людей взаимодействовать друг с другом начинают концептуальные мысленные образы. Чем более люди отождествляются со своими ролями, тем менее естественными становятся их отношения.
У тебя есть не только ментальный образ другого человека, но и ментальный образ самого себя, в особенности по отношению к тому, с кем ты взаимодействуешь. Поэтому в отношения с этим человеком вступаешь не ты, а тот, кем ты себя считаешь, и наоборот. Концептуальный образ себя, созданный твоим умом, вступает в отношения со своим же творением, то есть с концептуальным образом, созданным им на основе своего восприятия другого человека. Ум другого человека, скорее всего, сделал то же самое, поэтому любое эгоическое взаимодействие между двумя людьми — это, в действительности, взаимодействие между четырьмя созданными умом концептуальными личностями, в конечном итоге, ложными. Поэтому совершенно не удивительно, что в отношениях так много конфликтов. Это и есть не настоящие отношения.
Монах с потными ладонями
Монах по имени Касан — учитель Дзен — был приглашен на похороны важной персоны, чтобы исполнить определенные обязанности. Стоя в ожидании прибытия губернатора провинции и других лордов и леди, он обратил внимание на то, что ладони у него стали влажными.
На следующий день он созвал учеников и объявил, что еще не готов быть настоящим учителем. Он объяснил им, что манера одинаково держаться перед любым человеком, будь то нищий или король, еще не достаточно в нем развита. Он еще не готов смотреть сквозь социальные роли и концептуальные личности и видеть в каждом человеке одну и ту же природу бытия. Затем он ушел в ученики к другому мастеру. Восемь лет спустя он вернулся к своим ученикам, вернулся просветленным.
Счастье как роль в сравнении с истинным счастьем.
«Как дела?» - «Прекрасно, лучше не бывает». Правда это или ложь?
Очень часто счастье – это роль, которую люди играют, и за улыбчивым фасадом таится море боли. Депрессия, нервные срывы, неадекватные реакции – все это вполне обычное явление, когда за дружеским видом и белозубой улыбкой скрывается ощущение глубокого несчастья, которое, однако, порой отрицается, даже перед самим собой.
«Прекрасно!» - эту роль эго играет в Америке чаще, чем в других странах, где быть и выглядеть несчастным почти нормально и поэтому социально более приемлемо.
Возможно, это преувеличение, но мне рассказывали, что в столице одной из северных стран вас могут арестовать за нетрезвое поведение, если вы будете улыбаться на улице незнакомым людям.
Если вы чувствуете себе несчастными, то прежде всего нужно себе в этом признаться. Только не говорите: «Я несчастен» Ощущение себя несчастным не имеет ничего общего с тем, кто вы есть. Скажите: «Во мне есть ощущение, что я несчастен. А затем исследуйте его. Возможно, оно связано с ситуацией, в которой вы находитесь. Возможно, нужно предпринять какое-то действие, чтобы изменить эту ситуацию или выйти из нее. Если же ничего нельзя сделать, повернитесь к ней лицом и скажите: «Что ж, сейчас всё обстоит именно так. Я могу либо принять это, либо чувствовать себя несчастным». Первопричиной неудовлетворенности собой и жизнью никогда не бывает сама ситуация – это всегда ваши мысли о ней. Осознайте свои мысли. Отделите их от ситуации, которая всегда нейтральна, всегда такая, какая есть. Вот ситуация или факт, а вот мои мысли о них. Перестаньте выдумывать истории и придерживайтесь фактов. Например «я разорен» - это история. Она ограничивает вас и мешает эффективно действовать. «На моем банковском счете осталось 50 центов» - это факт. Смотрите фактам в лицо - и к вам придет сила. Осознайте, что ваши мысли во многом создают переживаемые вами эмоции. Перестаньте быть своими мыслями и эмоциями и будьте стоящей за вами осознанностью.
Не ищите счастья. Если вы будете его искать, то никогда не найдете, потому что поиск – это противоположность счастья. Счастье неуловимо, но освободиться от ощущения, что вы несчастливы, можно прямо сейчас. Нужно только повернуться к тому, что есть, вместо того, чтобы сочинить истории по этому поводу. Ощущение несчастья заслоняет собой естественное состояние благополучия и внутреннего покоя – источник истинного счастья.
Избранные цитаты и главы из Книги Экхарта Толле Новая Земля
Journal information