Аня Скляр

Наше бессознательное


Источник: psychologies, февраль 2012.//"Тот другой, что живет в нас" // текст Юрий Зубцов

Загадочное, могущественное, тревожащее - наше бессознательное не может не возбуждать любопытства. Существует ли оно на самом деле? Для чего оно нам служит? И можем ли мы установить с ним контакт? Попробуем разобраться с мифами и ответить на некоторые вопросы.



Мысль о том , что бессознательное есть у каждого из нас, сегодня уже почти не удивляет. Мы привычно отмечаем «оговорки по Фрейду» или, дважды подряд забыв ключи от дома, ищем в этом скрытый смысл. А когда друг раз за разом терпит неудачи в любви, глубокомысленно замечаем , что он , наверное , бессознательно не хочет связывать себя обязательствами. Мы приписываем бессознательному волю , как если бы оно было некоей живущей в нас , но отдельной личностью ... Но знаем ли мы, что оно из себя представляет на самом деле?

По выражению Фрейда , бессознательное - это скрытая от глаз «другая сцена», на которой разыгрывается наша жизнь. Сюда вытесняются те наши воспоминания, желания, эмоции и чувства, которые вызывают страх или стыд у нас самих. Не сознавая этого, мы можем испытывать неясное чувство вины, которое заставляет нас наказывать самих себя болезнями, неудачами в любовных делах или в карьере. Бессознательное ставит нас перед тревожащим фактом: эмоции , фантазии , мысли, о которых мы не знаем или не обращаем на них внимания, могут определять нашу жизнь в большей степени, чем наша воля.

Сегодня, в эпоху культа свободной воли и человеческих возможностей , смириться с этим особенно сложно. Тем более что и современная наука согласна принимать всерьез лишь то , что можно взвесить , измерить и рационально объяснить. А как измерить бессознательное? В результате сама его концепция подвергается критике. Так , философ Мишель Онфрэ посвятил сотни страниц резким нападкам на то, что он считает лишь иллюзорной идеей , следствием личного невроза доктора Фрейда . Критикуют бессознательное и некоторые психотерапевты, называя этот концепт устаревшим и указывая , что многие современные психотерапевтические методики обходятся и без него. Эпоха бессознательного заканчивается? Или же оно объективно и вечно, как физические законы?

ДАВНЯЯ ПРОБЛЕМА?
Еще в 3-4 веках раввины , составители Талмуда, высказывали догадку, что наши сны говорят о тайных чаяниях и желаниях. Через тысячу с лишним лет за бессознательное взялись европейские философы. Бенедикт Спиноза в XVIII веке отмечал, что истинные причины наших действий почти всегда скрыты от нас. Сам термин "бессознательное" появился на столетие позже. Фридрих Шеллинг считал, что это жизненный порыв, объединяющий глубины духа и природу, а Артур Шопенгауэр рисовал бессознательные силы, правящие равно людьми и миром. Однако философия на то и переводится как «любовь к мудрости», что призвана идеализировать сознание и добиваться полной рациональности. И бессознательное для философов оставалось скорее не объектом изучения, а источником неприятной путаницы, которую надлежит устранить.

ДОГАДКА ДОКТОРА ФРЕЙДА?
В конце XIX века бессознательное взяли на вооружение врачи, лечившие гипнозом. Они полагали , что эта невидимая часть душевной жизни человека присуща лишь психически больным людям. Доктор Зигмунд Фрейд предположил, что бессознательное есть абсолютно у каждого из нас. Практикуя гипноз , он открыл, что наряду с сознанием существует и подсознание. Бессознательное лишь часть его (наряду с предсознанием), которая населена запретными желаниями (прежде всего сексуальными , агрессивными), инстинктами жизни и смерти. Он первым понял , что бессознательное обладает своими внутренними законами и нуждается в том, чтобы быть истолкованным. По сути Фрейд предложил новое, революционное видение человеческой души. «Если бы мы должны были обозначить вклад того или иного мыслителя в развитие человечества одним словом, то, например, для Эйнштейна это была бы «теория относительности»,- говорит психоаналитик Игорь Кадыров. - А в связи с Фрейдом в первую очередь нужно сказать "бессознательное" . Разумеется , и другие крупные мыслители, как , например , немецкий философ Эдуард фон Гартман , высказывали догадки или рассуждали о бессознательном и до Фрейда. Однако по своей оригинальности , эвристичности и глубине его концепция совершенно беспрецедентна».

ДРУГ ИЛИ ВРАГ?
Бессознательное не желает нам ни зла, ни добра. Оно у нас просто есть - потому что наше «Я» отказывается осознавать все то, что может нас задеть, напугать, создать у нас слишком плохое представление о самих себе или о тех, кого мы любим. Допустим, в наш дом хочет пробраться опасный человек. Разумеется , мы постараемся выставить его за дверь, а саму дверь снабдить засовами понадежней , чтобы быть уверенными в своей защищенности. Но неприятный нам тип от этого ведь никуда не исчезнет . Он так и останется за порогом и даже постарается напомнить о своем присутствии. То же происходит с мыслями и желаниями , вытесняемыми в бессознательное. Они не забываются и не исчезают. И время от времени пользуются брешью в сознании- это может быть момент усталости или сон- и напоминают о себе в форме сновидений, оговорок или ошибочных действий. Это происходит в тот момент, когда мы меньше всего этого ожидаем . И тогда, вместо того чтобы отправить нежное сообщение супругу, мы шлем его нашему бывшему , которого нам никак не удается забыть. Или теряем бумажку с адресом деловой встречи , от которой зависит наше будущее благополучие, потому что в глубине души предложенная работа нас не радует. Мы неслучайно с опаской относимся к бессознательному. Вероятно, таким образом проявляет себя тревога нашего Я, которое боится признать, что неспособно контролировать все.

BPOЖДEHHOE ИЛИ ПРИОБРЕТЕННОЕ?
Может сложиться впечатление, что бессознательное формируется параллельно с развитием личности человека, по мере вытеснения наиболее тревожных и пугающих переживаний. Это верно лишь отчасти. Психоаналитики уточняют: оно появляется в тот момент, когда ребенок овладевает речью. Фрейд полагал, что бессознательное включает в себя не только то, что вытесняется (забывается), но и то, что изначально не допускается в сознание (то есть наши запретные фантазии и желания),- уточняет Игорь Кадыров .- Ядро этой части нашей психики составляют самые ранние детские первичные (сексуальные) фантазии и первые вытесняемые желания, связанные с эдиповым комплексом, от которых ребенок должен
отказаться , чтобы вырасти.

Карл Густав Юнг- ученик, а затем оппонент Фрейда- утверждал, что бессознательным мы обладаем с рождения. А наряду с индивидуальным бессознательным существует, по его мнению , и коллективное - связывающее нас с нашими предками. Оно общее у всех людей и отражается в мифах, культурных и религиозных установках. В юнгианском представлении яблоко во сне отсылает к мифу о земном рае. А когда нам снится, например, терпящий бедствие самолет, нам следует вспомнить греческий миф об Икаре, погибшем из-за того , что не послушался совета отца и подлетел слишком близко к солнцу. Такой подход предполагает, что символика бессознательного одинакова для всех людей .

НЕЗРИМЫЙ ДИАЛОГ?
Наше бессознательное не только влияет на наши слова и поступки. Оно ведет активный диалог с бессознательным других людей. Это происходит во всех сколько-нибудь эмоционально значимых отношениях. Так, хорошая мать часто угадывает причины недомоганий своего ребенка, хотя он еще и не способен ничего ей рассказать . А многие психоаналитики описывали ситуации , когда между ними и пациентами устанавливалась почти "телепатическая" связь. «Одному моему коллеге пришлось прервать встречи с пациентом, чтобы уехать на похороны ,- рассказывает Игорь Кадыров. А когда он вернулся, пациент рассказал ему свой сон. В нем он видел аналитика на похоронах, горюющим о потере близкого человека, хотя мой коллега ничего не сообщал пациенту о причинах перерыва в сеансах. Очевидно , что на уровне бессознательного обмен этой информацией произошел» . Разумеется , особую роль этот незримый диалог играет в любовных отношениях. Ведь одними из самых первых в наше бессознательное вытесняются детские сексуальные желания, связанные с инцестом. Их не всегда удается преодолеть.

Когда нам не удается отрешиться от своей первой любви к родителям, мы испытываем настоящие трудности в любви, - говорит психоаналитик Ив Депельсенэр. По этой же причине мы часто, не отдавая себе отчета, выбираем партнеров , похожих на мать или отца. Именно взаимодействие бессознательного двух людей определяет успех или неудачу их любовных отношений

Решающую роль играет эхо, порожденное нашими собственными симптомами , - продолжает Ив Депельсенэр , - наше собственное внутреннее изгнание , которое мы неожиданно обнаруживаем в другом человеке. То "сам не знаю что", которое входит вдруг в резонанс с нашим бессознательным.

ИГРА ВООБРАЖЕНИЯ?
Воображаемое - прямая дорога к бессознательному. С точки зрения психоанализа воображаемое не является ни иллюзорным, ни лживым. Этим словом обозначается все то, что проявляется в наших образах: ночные сновидения , дневные грезы наяву, эротические фантазии, а также мифы . Для психоаналитиков вымыслы имеют ценность правды: истории, которые мы рассказываем им, другим и себе, смутные мысли, сопровождающие нас в течение дня, сценарии , которые мы для себя выстраиваем , передают наши бессознательные желания. На творческую силу образа опираются методы психотерапии и психоанализа: гипноз , осознанные сновидения, визуализация, свободные ассоциации, проективные тесты.

ОПРАВДАНИЕ НАШЕЙ ПАССИВНОСТИ?
Я не верю в существование бессознательного, -утверждает философ Роберт Мизрахи. - Мы всегда осознаем себя. Бессознательное- просто имя, которое мы даем своим недомолвкам , соглашательству, пассивности и невежеству. С точки зрения многих мыслителей, в частности Жана-Поля Сартра, идея бессознательного - лишь предлог для того, чтобы уклониться от необходимости быть ответственным человеком. Это прибежище недобросовестности и трусости: Я не ведал, что творил, это не я, это мое бессознательное. Но ведь Фрейд призывал именно к тому, чтобы как можно полнее осознать то, что мы стараемся скрыть от себя. По мнению психоаналитика Жака Лакана, мы в ответе за него. Но для того, чтобы отвечать , мы должны понять желания и фантазии, в которых не можем признаться.

Думаю, что перед каждым, кто определяет свое отношение к самой идее бессознательного, стоит простой выбор,- считает Игорь Кадыров.- Либо отвергнуть эту идею как лишнюю и загружающую голову, либо принять ее лишь номинально , быстро превратив в набор клише- а по сути, тоже отвергнув. Или отнестись к ней всерьез, начав анализировать себя или обратившись за помощью к психоаналитику. Этот вариант требует сил и серьезной внутренней работы. Но ведь и идеи того же Сартра, например, тоже сложны для восприятия.

ГДЕ ОНО СКРЫВАЕТСЯ?
Достижения нейробиологии подтверждают реальность бессознательного, -уверяет нейропсихолог Борис Цирюльник. - А аналитические теории позволяют лучше понять то, что мы наблюдаем. Многие психофизиологи пытаются подтвердить (или опровергнуть) идеи Фрейда. Впрочем , сам Фрейд высказывался по этому поводу предельно ясно: Наша психическая топика не имеет ничего общего с анатомией. Она относится к областям душевного аппарата независимо от их местоположения в теле , а не к анатомическим локализациям.

Центра бессознательного как такового, очевидно, не существует. В бессознательных процессах задействованы три зоны мозга: лимбические структуры (царство эмоций) , ассоциативные зоны коры, где формируются связи между идеями, словами и вещами, и сенсорные области. Наблюдения позволяют лучше понять, почему наши внутренние психические конфликты часто выражаются соматически (физическими болями). Оказывается , мозг одинаковым образом обрабатывает слова и физические ощущения: например, оскорбление воспринимается как пощечина . Эта аналогия объясняет, почему после пережитого шока мы можем вести себя относительно спокойно , не поддаваясь отчаянию или страху ... но при этом у нас вдруг начинаются боли в животе или мигрени.

ПАМЯТЬ НАШЕГО ТЕЛА?
Исследования показывают: бессознательное расположено не только в голове. Это сложнейшая система, охватывающая и психику, и тело. С конца 1980- х годов формируется представление о когнитивном бессознательном. Как объясняет Борис Цирюльник, речь идет о чисто телесной памяти, без каких-либо тайных желаний или постыдных мыслей. Именно благодаря когнитивному бессознательному мы совершаем всевозможные повседневные действия : чистим зубы , выходим и з дома, садимся в метро, набираем код домофона, даже не вспоминая цифры , автоматически, не думая . Это  телесное бессознательное объясняет также , почему многие дети , ставшие жертвами жестокого обращения, сами того не желая, вырастают во взрослы х людей , которые тоже дурно обращаются с детьми . Они просто усвоили насилие в собственном теле ...

Что ж, если мы действительно хотим понять свои эмоции, свои подлинные желания, выбраться из заколдованного круга неудач и раскрыть свой потенциал , без попыток прислушаться к своему бессознательному и его понять нам не обойтись.

Случаи из жизни 3. Ф.
Я обращусь к примерам из моего личного опыта, не особенно, правда, частым у меня.
а) В прежние годы, когда я посещал больных на дому еще чаще, чем теперь, нередко случалось, что, придя к двери, в которую мне следовало постучать или позвонить, я доставал из кармана ключ от моей собственной квартиры, с тем чтобы опять спрятать его, едва ли не со стыдом. Сопоставляя, у каких больных это бывало со мной, я должен был признать, что это ошибочное действие- вынуть ключ вместо того, чтобы позвонить, - означало известную похвалу тому дому, где это случилось. Оно было равносильно мысли здесь я чувствую себя как дома, ибо происходило лишь там, где я полюбил
больного.

б) В одном доме, в котором я шесть лет кряду дважды в день в определенное время стою у дверей второго этажа, ожидая, пока мне отворят, мне случилось за все это долгое время два раза взойти этажом выше, «забраться чересчур высоко». В первый раз я испытывал в это время честолюбивый «сон наяву», грезил о том, что «возношусь все выше и выше» . .. . В другой раз я прошел слишком далеко, также «погруженный в мысли»; когда я спохватился, вернулся назад и попытался схватить владевшую мною фантазию, то нашел, что я сердился по поводу (воображаемой) критики моих сочинений, в которой мне делалея упрек, что я постоянно «захожу слишком далеко», упрек, который у меня мог связаться с не особенно почтительным выражением: «вознесся слишком высоко».

3. Фрейд Психопатология обыденной жизни

ОБ ЭТОМ
Семинары. Книга 5. Образования бессознательного. 1957/ 1958 Жак Лакан
Французский философ и аналитик Жак Лакан, развивая идеи Фрейда, предположил, что бессознательное формируется как результат воздействия на нас речи, а главное, имеет структуру, аналогичную структуре языка (Логос , 2002).

Литература и сноски:
Эдипов комплекс - чувства, которые испытывает маленький ребенок в отношении отца и матери, желая устранить родителя своего пола и обладать родителем противоположного пола.
К.Юнг Очерки по психологии бессознательного (Когито-Центр, 2010).
Б. Спиноза Этика(Мир книги, Литература, 2010).
Ф. Шеллинг ~ Идеи к философии природы как введение в изучение этой науки (Наука, 1998).
А. Шопенгауэр ~ Мир как воля и представление (Харвест, 2007).
3. Фрейд Толкование сновидений (АСТ, Астрель, 2011).
3. Фрейд Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа (Алетейя, 1999).



Для этой записи комментарии отключены.