Аня Скляр

Психодиагностика: Научная психодиагностика и ее задачи

1.1. Научная психодиагностика и психодиагностическая практика.
1.2. Психодиагностические задачи.


1.1. Научная психодиагностика и психодиагностическая практика
Психодиагностика как наука: определение, основные отрасли, связь с другими психологическими дисциплинами:

Психодиагностика изучает способы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека (свойств его личности и особенностей интеллекта).

Термин «психодиагностика» появился в 1921 г. и принадлежит Г.Роршаху, назвавшему так процесс обследования с помощью созданного им «основанного на перцепции диагностического теста». Однако содержание этого термина вскоре существенно расширяется. Под психодиагностикой начинают понимать все то, что связано с измерением индивидуальных различий, по сути, используя это термин как синоним психологического тестирования.


ПСИХОДИАГНОСТИКА – это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности, а также переменных социального окружения, в котором осуществляется жизнедеятельность личности (Бурлачук, 2008)

Как теоретическая дисциплина, общая психодиагностика рассматривает:
-закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений
-правила диагностических умозаключений, с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного психического состояния, структуры, процесса к констатации наличия и выраженности этих психологических переменных.

Отрасли общей психодиагностики:
-образовательная психодиагностика (отрасль общей психодиагностики, диагностирование способностей и черт личности участников образовательного процесса, а также измерение успешности усвоения учебного материала). 
-клиническая психодиагностика (область психодиагностики, направленная на изучение, оценку и учет индивидуально-психологических особенностей  личности, (структурно-динамические особенности личности, отношение  к болезни, механизмы  психологической   защиты и т. д.), оказывающих влияние  на предупреждение, возникновение, течение и исход психических, так и соматических заболеваний). 
-профессиональная психодиагностика (психологическая диагностика с целью профотбора, профобучения и профориентации)
-психодиагностика окружающей среды (оценка семейно-домашней, рабочей (производственной) и образовательной среды)

Место психодиагностики в системе психологической науки
Как теоретическая дисциплина психодиагностика рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правила диагностических умозаключений, с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного психологического состояния, структуры, процесса к констатации наличия и выраженности этих психологических переменных. (Гуревич, 1997)

ПСИХОДИАГНОСТИКА:

1. ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ Общая психология, медицинская, дифференциальная, возрастная, социальная и пр.
2. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОМЕТРИЯ Целью которой является разработка требований к измерительным психодиагностическим методам
3. ПРАКТИКА Выдвигают психодиагностические задачи

Связь психодиагностики с другими психологическими дисциплинами:

Психодиагностика и  дифференциальная психология
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — наука об индивидуальных психологических различиях.
Предметные   области  исследований   психодиагностики и дифференциальной    психологии   совпадают, а разделить  их пытаются по тому признаку, что первая  ориентирована на измерение индивидуальных различий, а для второй характерно  познание, проникновение в сущность причин и следствий  этих различий.  Психодиагностика  рассматривается как мост между наукой и практикой: наукой  об  индивидуальных психологических различиях (дифференциальная психология)  и практикой  постановки  психологического   диагноза.

Психодиагностика и психометрия
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОМЕТРИЯ - область психологии, касающаяся измерений индивидуальных различий между людьми, осуществляемых с помощью тестов. Обосновывает требования, которым должны удовлетворять тестовые методики, процедуру их разработки и применения.
Первоначально под психометрией  понималось  измерение временных  характеристик   психических  процессов. Впоследствии   к психометрии начинают  относить  все то, что связано  с количественным определением   психических явлений. В ряде случаев  психологическое тестирование   (психодиагностика) и психометрия отождествляются.  

Психодиагностика и психологическая оценка
Психологическая оценка — это сбор и интеграция данных об индивидуальности применительно к возникающим в ее жизнедеятельности проблемам (психическое здоровье, сложности взаимодействия с окружающими, неспособность к обучению и т.д.) с помощью различных методов (например  с помощью  интервью, наблюдения за поведением, психологических тестов, физиологических или психофизиологических измерений, специальной аппаратуры  и т. п).
Психологическое тестирование  — это измерение  психологических   характеристик  индивидуальности с помощью тестов.
Психологическая   оценка — понятие  более широкое, чем психологическое тестирование, однако чаще всего выступает в качестве синонима психологическому   тестированию, охватывающему  весь спектр  психологических измерений:  от психических  функций  до личности.  

Психодиагностика как сфера практической деятельности психолога: достоинства психодиагностических методов, области использования:

Развитие  психологической   диагностики  приводит  к появлению  особого  исследовательского  метода — диагностического. Основной   особенностью   психодиагностического  метода является  его измерительно-испытательная, оценочная направленность, за счет  которой достигается количественная   (и качественная)   квалификация   изучаемого  явления.

Понятия  нормы, валидности  и надежности  — те «три кита», на которых покоится  разработка  и применение диагностических   методик. 

Анализ  психодиагностического метода позволяет  выделить  специфические мотивы, определяющие активность субъекта, особую стратегию его поведения, особенности ситуации — как социальной   (взаимодействие    психолога  и обследуемого), так и стимульной  (например, с разной  степенью структурированности).

Области практического использования результатов психодиагностической работы:
Оптимизация процессов обучения и воспитания
Профотбор, профобучение и профориентация
Клинико-консультационная и психотерапевтическая работа
Судебно-психологическая экспертиза

Особенности психодиагностических методик
быстро собирается информация информация об отдельных особенностях человека
информация может использоваться для количественного и качественного сравнения с другими людьми
на основе информации можно осуществить выбор средств воздействия и прогноз развития

Специфические принципы психодиагностики:
1) принцип корректности подчеркивает относительность психологического диагноза, обязывает учитывать, что результаты диагностики могут быть ситуативными.
2) принцип ориентации на выявление индивидуальности предполагает признание уникальности внутреннего мира обследуемого, неповторимости его жизненного пути, предыстории и истории развития.
3) принцип безоценочности отражает неправомерность использования оценочных критериев при постановке психологического диагноза.
4) принцип трансформации состоит в том, что человек как объект психодиагностики включается в систему взаимосвязей с социумом, культурой, предметной средой и природой. Изменения, происходящие в них, отражаются как на психологии человека, так и на содержании его взаимодействия с миром и с самим собой.

1.2. Психодиагностические задачи

Ситуация клиента и ситуация экспертизы в психодиагностике:
Ситуация клиента - психодиагностическая ситуация, возникающая в тех случаях, когда сам испытуемый был инициатором обследования и является главным адресатом психодиагностической информации.
В ситуации клиента человек сам обращается за помощью к  психологу, заинтересован в разрешении своего вопроса. Он охотно идет на сотрудничество, старается выполнить инструкции как можно более точно, не имеет сознательных намерений приукрасить себя или фальсифицировать результаты.  (консультации, служба телефон доверия, центры психологической консультации, частные обращения). Ответ психолога может быть в виде консультации, психокоррекции.

Ситуация экспертизы - психодиагностическая ситуация, возникающая в тех случаях, когда испытуемый подвергается обследованию в принудительном порядке и не является главным адресатом психодиагностической информации, хотя по результатам обследования другими людьми могут быть приняты решения, жизненно важные для испытуемого.
В ситуации экспертизы  к психологу обращается администрация за помощью в диагностике, например уровня психического развития человека, причин отклоняющегося поведения подростка, состояния преступника в момент совершения преступления, проф.пригодности и т.д. Человек знает, что подвергается экспертизе,  старается выдержать «экзамен», а для этого вполне осознанно контролирует свое поведение и свои ответы так, чтобы выглядеть в максимально выигрышном свете (или добиться своей цели даже ценой симуляции,  отклонений и расстройств). Он заинтересован в том, чтобы как можно лучше контролировать свои ответы и угадывать, чего от него хотят. Клиент в ситуации экспертизы предельно ориентирован на осознанное соблюдение социально одобренных форм поведения, т.е. стремится действовать правильно.  Ответ психолога чаще всего в виде психологического заключения для принятия администрацией решения.

В ситуации клиента к диагностическому инструменту можно предъявлять гораздо менее жесткие требования относительно его защищенности от фальсификации вследствие сознательной стратегии, чем в   ситуации экспертизы.
«…любое психодиагностическое обследование актуализирует у испытуемого мотив экспертизы, минимизация которого – одна из важнейших задач психолога» Л.Ф.Бурлачук

Номотетический и идиографический подходы в психодиагностике

Номотетический и идиографический подходы в психологии (Гайда, 1994)

НОМОТЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ -направленность психодиагностического обследования на оценку личности с помощью стандартного набора черт с целью определения ее сходства с другими людьми, для того чтобы выявить, как в психике отдельного человека проявляются общие закономерности.

Номотетический    подход предполагает  существование   некоторых  общих законов, справедливых  для всех явлений  данной  области исследований.   Применительно  к личности  утверждается  реальность  общих  черт.  Так, когда  у обследуемого наблюдается, например, тревожность, считается  возможной  разработка  некоторой общей  меры этой личностной черты, которая  позволит  распределить  всех людей по степени  ее выраженности.   При этом обычно  соглашаются  с тем, что если у двух обследуемых  оказываются  идентичные  показатели  по той или иной шкале (тесту), то следует считать  их обладающими   одинаковыми   психологическими    чертами.

ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ -направленность диагностического обследования на описание и объяснения личности как сложного целого с учетом ее индивидуального своеобразия, уникальности.

Сторонники   идиографического    подхода  настаивают  на уникальности, неповторимости  психической  организации  отдельной  личности, избегая любых «объективных» (количественных)   методик ее исследования. 

Сравнение двух подходов:

Понимание объекта распознания и измерения:
Номотетический подход - понимание личности как набора черт и свойств
Идеографический подход - понимание личности как целостной системы

Направленность распознания и измерения:
Номотетический подход - распознание и измерение общих для всех людей свойств личности
Идеографический подход - распознание и измерение индивидуальных особенностей личности

Методы распознания и измерения:
Номотетический подход - стандартизованные методы распознания и измерения, требующие сопоставления с нормой
Идеографический подход -проективные методики и идеографические техники
 
Идеографический (от греч. idea – идея, образ и grapho – пишу).
Идиографический (от греч. idios – своеобразный, особый и grapho – пишу).

Варианты использования психодиагностических данных:

Психодиагностические задачи (ситуации психодиагностики) с точки зрения того:
кто будет использовать диагностические данные
как будут использоваться диагностические данные
какова ответственность психолога в выборе способов вмешательства в ситуацию обследуемого
1. Данные используются специалистом-смежником для постановки непсихологического диагноза или формулирования административного  решения. Эта ситуация типична для использования  психодиагностических данных в медицине. Психолог выносит суждение о специфических особенностях мышления, памяти, личности больного, а врач ставит медицинский диагноз. Психолог не несет ответственности ни за диагноз, ни за то, какое именно лечение будет проведено больному врачом. По той же схеме происходит использование психодиагностических данных при психодиагностике по запросу суда, комплексной  психолого-психиатрической экспертизе, психодиагностике  профессиональной компетентности работника или профпригодности по запросу  администрации.

2. Данные используются самим психодиагностом для постановки  психологического диагноза, хотя вмешательство в ситуацию обследуемого осуществляется специалистом другого профиля. Такова, например, ситуация психодиагностики применительно к поиску причин  школьной неуспеваемости: диагноз имеет психологический (или психолого- педагогический) характер, а работу по его реализации в жизнь  проводят учителя, родители, другие воспитатели.

3. Данные используются самим психодиагностом для постановки психологического диагноза, а последний служит ему основанием (или основанием для действий его коллеги-психолога) для разработки путей психологического воздействия. Такова ситуация психодиагностики в условиях психологической консультации.

4. Диагностические данные используются самим обследуемым в  целях саморазвития, коррекции поведения и т. п. В этой ситуации  психолог несет ответственность за корректность данных, за этические деонтологические аспекты «диагноза» и лишь частично — за то, как этот  диагноз будет использован клиентом.

Источник:
Пальм Г.А. Психодиагностика. - Днепропетровск 2010
Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.:Питер, 2007. – 688 с.
Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.:Питер, 2008. – 384 с.
Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 688 с.
Романова Е.С. Психодиагностика - СПб.: Питер, 2008. – 400 с.

Все темы психодиагностика


Для этой записи комментарии отключены.