1.4. Этапы психодиагностического процесса
1.3. История психодиагностики
Корни тестирования теряются в древности. Неоднократно сообщалась о системе экзаменов при поступлении на гражданскую службу, существовавшей в китайской империи на протяжении 2000 лет. У древних греков испытание (testing) стало неизменным дополнением учебного процесса. Учеников подвергали испытаниям, чтобы оценить, насколько они овладели физическими и умственными навыками. Из античной эпохи до нас дошла работа Теофраста «Характеры» (372-287 гг. до н. э.), в которой описываются «типы», т. е. присущие некоторому множеству людей формы проявления личностных особенностей. Образно и лаконично представлены типы «скупого», «лгуна», «хвастуна» и др.
Гальтон Фрэнсис (1822–1911) – английский психолог и антрополог
Благодаря научной деятельности Френсиса Гальтона развитие тестирования как самостоятельного направления стало набирать темпы.
1869 - публикация работы "Классификация людей в соответствии с их природными дарованиями", стимулировавшей изучение индивидуальных различий.
1879 - публикация статей "Психометрические факты" и "Психометрический эксперимент". Начало психометрических исследований.
1884 - первое описание методов исследования характера. Начало массовых исследований в психодиагностике. Открытие антропометрической лаборатории в Лондоне.
1878 - публикация результатов первых ассоциативных экспериментов, создание метода свободных ассоциаций.
1888 - предложил метод вычисления коэффициента корреляции.
Психометрия, это необходимо твердо сказать, значит искусство охватывать измерением и числом операции ума (mind), как, например, определение времени реакции у разных лиц. Пока феномены какой-нибудь отрасли знания не будут подчинены измерению и числу, они не могут приобрести статус и достоинство науки. Ф.Гальтон.
Бине Альфред (1857–1911) – английский психолог
создатель тестов интеллекта, один из основателей экспериментальной психологии
1896 - Альфред Бине и Виктор Анри - первое описание серии тестов, предназначенных для измерения сложных психических процессов: внимания, понимания, памяти, воображения, эстетической оценки, морального суждения, визуального ощущения пространства
1902 - Альфред Бине - издание книги "Экспериментальное исследование интеллекта"
1905 - Альфред Бине и Теодор Симон - первая шкала Бине-Симона для измерения уровня интеллекта детей и состоящую из 30 заданий, расположенных в зависимости от возрастания трудности.
1908 - Альфред Бине - второе, пересмотренное издание шкалы Бине-Симона. Она содержала 59 тестов, сгруппированных по возрастному признаку от 3 до 13 лет в соответствии с процентом детей определенного возраста, которые прошли данный уровень. Введение понятия умственный возраст. Когда ребенок успешно справлялся с заданиями, выполняемыми детьми его возрастной группы, он признавался нормальным. Эти задания А. Бине предложил использовать для определения умственного возраста (mental age), который мог быть легко сопоставлен с хронологическим возрастом ребенка. Если умственное развитие ребенка соответствует его хронологическому возрасту, ребенок считается «обычным» (средним) по интеллекту; если умственное развитие ребенка выше, то ребенок «продвинутый»; если умственное развитие ребенка ниже — ребенок «отсталый»
1916 - Левис Терман - адаптация шкалы Бине в США (Стэнфорда-Бине шкала)
1937 - Левис Терман и Мод Мерилл - вторая редакция шкалы Стэнфорда-Бине
2003 - Дж.Ройд - пятая редакция шкалы Стэнфорда-Бине
Кеттел Джеймс Мак-Кин (1860–1944) –американский психолог
Первый в мире профессор психологии (Пенсильванскийуниверситет, 1887-1891).
1888 - открытие лаборатории тестирования в Пенсильванском университете (США)
1890 - публикация статьи "Умственные тесты и измерение"
1891 - открытие психологической лаборатории в колумбийском университете (США)
«Психология не сможет стать такой же обоснованной и точной, как физические науки, если будет обходиться без эксперимента и измерения. Первый шаг в этом направлении может быть сделан с помощью применения серии умственных тестов к значительному количеству индивидов. Результаты могут иметь значительную научную ценность в открытии постоянства психических процессов, их взаимозависимости и изменений в различных обстоятельствах». Дж.Кеттел
Групповое тестирование:
Когда Соединенные Штаты вступили в Первую мировую войну в 1917 г., Американская психологическая ассоциация учредила комитет для рассмотрения тех средств, которыми психология могла бы помочь ведению войны. Этот комитет под руководством Роберта М. Йеркса выявил потребность в быстрой классификации полутора миллионов новобранцев по их уровню общего интеллекта. Такая информация имела значение для многих административных решений, включая признание негодными к военной службе, распределение по родам войск, прием в лагеря обучения офицеров и т. п. Для решения этой задачи военные психологи привлекли все имеющиеся тестовые материалы, в частности неопубликованный тест для группового тестирования интеллекта, подготовленный Артуром С. Отисом и специально переделанный им для потребностей армии.
Тесты, которые в конце концов создали военные психологи, стали называться армейский альфа (Army Alpha) и армейский бета (Army Beta). Первый предназначался для общего обычного тестирования; второй представлял собой невербальную шкалу, рассчитанную на неграмотных и новобранцев иностранного происхождения, которые не могли пройти тестирование на английском языке.
Вскоре после окончания Первой мировой войны было получено разрешение использовать военные тесты в гражданских целях. Армейские альфа и бета тесты не только сами неоднократно перерабатывались, но и послужили образцом для многих групповых тестов интеллекта. Вскоре были разработаны групповые тесты интеллекта для лиц всех возрастов и категорий — от дошкольников до аспирантов.
Основные события, происходившие в психодиагностике (или оказавшие существенное влияние на ее развитие) с момента ее зарождения по конец XX в.:
1860 Густав Фехнер Публикация книги «Элементы психофизики»
1879 Френсис Гальтон Публикация статей «Психометрические факты» и «Психометрический эксперимент». Начало психометрических исследований. Изучение индивидуальных различий
1879 Вильгельм Вундт Открытие первой психологической лаборатории
1884 Френсис Гальтон Первое описание методов исследования характера. Начало массовых исследований в психодиагностике
1885 Владимир Бехтерев Открытие первой психологической лаборатории в России
1888 Френсис Гальтон Открытие метода корреляции
1888 Джеймс Мак-Кин Кеттелл Открытие психологической лаборатории в Пенсильван ском университете (США)
1890 Джеймс Мак-Кин Кеттелл Публикация статьи «Умственные тесты и измерение»
1896 Эмиль Крепелин Классификация психических болезней
1896 Альфред Бине и Виктор Анри Первое описание тестов интеллекта, базирующихся на изучении сложных психических процессов
1897 Герман Эббингауз Тест пропущенных слогов и слов
1897 Дж. М. Райс Начало широкомасштабного использования учебных тестов в школах США
1904 Эдвард Торндайк Выход в свет книги «Введение в теорию умственных и социальных измерений»
1904 Чарльз Спирмен Создание двухфакторной теории интеллекта и техники факторного анализа
1905 Альфред Бине и Виктор Анри Шкала Бине для измерения уровня интеллекта
1906 Эдвард Торндайк Первый учебник по образовательной психологии и измерению в образовании
1909 Григорий Россолимо Публикация книги «Психологические профили»
1912 Вильям Штерн Введение понятия «коэффициент интеллекта»
1916 Льюис Термен и Мауд Меррилл Адаптация шкалы Бине в США
1917 Роберт Вудвортс Первый личностный опросник
1918 Артур Отис Первые групповые тесты
1921 Герман Роршах Публикация теста, «основанного на перцепции» и получившего имя автора, появление термина «психодиагностика»
1925 Арнольд Гезелл Выход в свет книги «Умственное развитие ребенка до-школьного возраста»
1927 Эдвард Стронг Бланк профессиональных интересов
1931 Луис Терстоун Развитие техники факторного анализа. Мультифакторная теория структуры интеллекта
1935 Кристиана Морган и Генри Мюррей Первое описание проективной техники — теста тематической апперцепции
1936 ЦК ВКП(б) Постановление «О педологических извращениях в системе наркомпросов», прекращение использования тестов в СССР.
1938 Оскар Бурос (редактор) Выход в свет первого тома «Ежегодника психических измерений»
1938 Лауретта Бендер Гештальт-тест Бендера
1939 Дэвид Векслер Векслер-Белльвю шкала измерения интеллекта
1939 Леопольд Фрэнк Появление термина «проективная техника»
1940 Старк Хэтуаэй и Мак-Кинли Миннесотский многоаспектный личностный опросник
1941 Артур Отис Классификационный тест
1941 Бюро стратегических служб США Разработка ситуационных тестов
1942 Бюро стратегических служб США Появление термина «психологическая оценка»
1950 Раймонд Кеттелл Опросник 16 факторов личности (16 PF)
1952 Американская психиатрическая ассоциация Публикация «Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам» (DSM-I)
1953 Американская психологическая ассоциация Принятие «Этических стандартов для психологов»
1954 Американская психологическая ассоциация, Американская ассоциация образовательных исследований, Национальный Совет по измерениям в образовании Публикация книги «Технические рекомендации для психологических тестов и диагностических методик»
1954 Пол Мил Публикация книги «Клиническое предсказание сравнительно с предсказанием статистическим». Начало дискуссии об эффективности разных типов обобщения диагностических результатов
1955 Джордж Келли Публикация книги «Психология личностных конструктов»
1956 Ганс Айзенк Первый опросник Айзенка для измерения нейротизма и экстраверсии—интроверсии
1957 Чарльз Осгуд Методика семантического дифференциала
1957 Дж. Гилфорд Разработка тестов для измерения творческих способностей
1963 Роберт Глезер Критериально-ориентированное тестирование
1963-1970 Начало использования компьютеров в психодиагностике, появление и широкое распространение компьютерных версий тестов на Западе
1966 Американская психологическая ассоциация Публикация книги «Стандарты тестирования в образовании и психологии»
1966 Дж. Гилфорд «Кубическая» модель структуры интеллекта
1968 Вальтер Мишель, Борис Ананьев Издание книги «Личность и оценка» — начало дискуссии о роли личностных и ситуационных переменных. Публикация статьи «Комплексное изучение человека и психологическая диагностика», знаменующей признание этого направления исследований в советской психологии
1969 Центральный совет Общества психологов СССР Восстановление психодиагностики в правах области психологической науки в Советском Союзе
1974 Жан Кардин и др. Основание Международной комиссии по тестам (ITC)
1978 Вадим Блейхер и Леонид Бурлачук Публикация первой в СССР (после 1936 г.) монографии по психодиагностике: «Психодиагностика интеллекта и личности»
1987 Алексей Бодалев, Владимир Столин и коллектив авторов Первое в СССР учебное пособие по психодиагностике для студентов-психологов: «Общая психодиагностика»
1989 Дж. Бучер, В. Дальстром, Дж. Грэхем, А. Теллиджен и Б. Кэммер Публикация MMPI-2
1993 Американская психологическая ассоциация, Министерства обороны, просвещения и труда США Создание государственного Совета по тестированию и оценке
1998 Джеймс Импара и Барбара Плайк (редакторы) 13-е издание «Ежегодника психических измерений»
1.4. Этапы психодиагностического процесса
Этапы психодиагностического процесса
Психодиагностический процесс – процесс переработки диагностической информации, ведущий к принятию решения – диагнозу и прогнозу
Этапы психодиагностического процесса (Бурлачук, 2008):
Подготовительный период: ознакомление с некоторым комплексом объективных и субъективных показателей (беседа, история болезни, заключения других специалистов и т. д.) об обследуемом, в ходе которого формируется исследовательская задача. Подготовка к тестированию должна исключить возникновение непредвиденных обстоятельств и обеспечить единообразие процедуры. Важнейшая обязанность разработчика теста — полное и ясное описание всех этапов процедуры тестирования.
Этап сбора данных
Этап переработки и интерпретации
Этап принятия решения
Психодиагностическое исследование завершается разработкой программы действий, которые необходимо осуществить в связи с полученными результатами, рекомендациями по выбору оптимальных методов терапии заболевания, реабилитации и т. д. Итоги диагностического исследования должны быть представлены в объясняющих понятиях, т. е. описываются не результаты, полученные с помощью конкретных методик с привлечением специальной терминологии, а их психологическая интерпретация. Используемые термины должны «доопределяться» путем отнесения к соответствующей теории, например «интроверт по Айзенку» или «интроверт по Роршаху»
Н. Сандберг и Л. Тайлер выделяют три уровня диагностических заключений
1) диагностическое заключение производится непосредственно из имеющихся об обследуемом данных. Психолога не интересует, почему отдельный испытуемый не смог выполнить заданий теста. Индивидуальный диагноз и прогноз, не осуществляется.
2) создание своего рода посредников между результатами отдельных исследований и диагнозом (описательное обобщение и гипотетический конструкт). На этом уровне исследователь получает возможность планирования дальнейших этапов диагностической работы, выбора конкретных методов воздействия.
3) должен произойти переход от описательного обобщения, гипотетических конструктов к теории личности. Создается рабочая модель изучаемого случая, в которой конкретные особенности данного индивида представлены в целостности и сформулированы в понятиях, позволяющих наиболее точно и обоснованно раскрыть психологическую сущность явления, его структуру.
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ — конкретная программа действий с определенным объектом, направленная на регистрацию или оценку диагностических признаков и постановку диагноза данному объекту.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - документ о результатах тестирования, подготовленный психологом
Этапы психодиагностического обследования (Посохова, 2005)
1) Подготовительный:
-постановка цели исследования
-формулирование психодиагностической гипотезы (гипотез)
-постановка конкретных задач
-определение объекта и способа организации исследования
-формулирование предварительного определения изучаемого феномена
-создание психодиагностического комплекса, включающего в себя валидные и надежные методики
-выбор психодиагностического пространства
-выбор психодиагностического времени
-проведение пилотажного исследования (в случае необходимости)
-корректировка (в случае необходимости) психодиагностического комплекса
2) Основной или диагностический
-непосредственное проведение психодиагностического обследования
-первичное обобщение психологической информации
3) Заключительный или интерпретационный
-описание и интерпретация полученного материала
-сопоставление результатов с выдвинутой в начале обследования гипотезой
-составление заключения по результатам проведенного обследования
Каждый полученный результат должен быть интерпретирован
Понятие и уровни психологического диагноза
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ — конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых целью исследования.
Областью психологического диагноза являются индивидуально-психологические различия как в норме, так и при патологии. Психологический диагноз не ограничивается констатацией, а необходимо включает предвидение и выработку рекомендаций, вытекающих из анализа всей совокупности данных, полученных в ходе обследования в соответствии с его задачами.
Уровни (ступени)в развитии диагноза (А. А. Невский, Л. С. Выготский):
1) симптоматический (или эмпирический) диагноз, ограничивающийся констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы.
2) этиологический или причинный диагноз, учитывает не только определенные симптомы, но и причины, их вызывающие. Строится на учете основных факторов, на основе вскрытия причин.
3) типологический диагноз, заключается в определении типа личности, типа ее развития, пути, по которому это развитие пойдет. Все многообразие индивидуальных ситуаций можно свести к определенному количеству типичных ситуаций.
Факторы, влияющие на результат диагностики:
1) индивидуальные, социальные, психологические и психофизиологические особенности обследуемого (пол, возраст, соц.статус, субъективное понимание инструкций)
2) индивидуальные, психологические и профессиональные особенности психолога (наличие эмоц.выгорания, пеернос, ошибки инструкции, ожидания)
3) экологический контекст диагностики (время и место проведения обследования, психодиагностическое пространство)
Януш Рейковский выделяет четыре основных направления в работе психодиагноста.
1. Осуществление диагноза деятельности, поведения, т. е. описание, анализ и характеристика особенностей поведения обследуемого.
2. Осуществление диагноза процессов регуляции деятельности или изучение психических процессов, благодаря которым осуществляется деятельность.
3. Осуществление диагноза механизмов регуляции, механизмов психических процессов, от которых зависит их протекание — диагностика систем нервных связей.
4. Диагностика генезиса механизмов регуляции или ответ на вопрос о том, как и в каких условиях формировалась психика данного индивида.
Задача психологического диагноза не только в том, чтобы выявить, какие действия протекают ошибочно, но также и то, в каких действиях индивидуум может быть успешен.
В диагностике процессов регуляции Рейковский также условно выделяет два класса явлений: процессы типа инструментальных и процессы типа отношений.
К процессам типа инструментальных относятся три группы процессов регуляции: ориентационные, интеллектуальные и исполнительские. Диагноз ориентационных процессов включает оценку адекватности восприятия, способности осмысления явлений и формирования понятий. Интеллектуальные функции обусловливают создание программ деятельности, их диагноз связан с оценкой эффективности планирования, решения проблем. К исполнительским функциям относятся психомоторные и вербальные реакции.
Под процессами типа отношений Рейковский понимает эмоциональные и мотивационные процессы. При диагностике эмоциональных процессов определяют, какова степень соответствия между характеристиками ситуации и особенностями эмоциональных реакций по длительности, силе, знаку и содержанию эмоций. Диагностика мотивационных процессов — это оценка вида и интенсивности мотивов, побуждающих индивидуума к действию.
Причины диагностических ошибок 3. Плевицкая
ошибки наблюдения (например, «слепота» на важные для диагноза черты, проявления личности; наблюдение черт в искаженной качественно или количественно форме);
ошибки регистрации (например, эмоциональная окрашенность записей в протоколе, свидетельствующая скорее об отношении психолога к обследуемому, нежели об особенностях его поведения; случаи, когда абстрактная оценка выдается за предметную, различия в понимании одних и тех же терминов разными людьми);
ошибки инструментальные возникают вследствие неумения пользоваться аппаратурой и другой измерительной техникой как в техническом, так и в интерпретационном аспекте.
Основные ошибки в переработке, интерпретации данных:
эффект «первого впечатления» — ошибка, основанная на переоценке диагностического значения первичной информации;
ошибка атрибуции — приписывание обследуемому черт, которых у него нет, или рассмотрение нестабильных черт в качестве стабильных;
ошибка ложной причины
познавательный радикализм — тенденция к переоценке значения рабочих гипотез и нежелание искать лучшие решения;
познавательный консерватизм — предельно осторожная формулировка гипотез.
Источник:
Пальм Г.А. Психодиагностика. - Днепропетровск 2010
Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.:Питер, 2007. – 688 с.
Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.:Питер, 2008. – 384 с.
Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 688 с.
Романова Е.С. Психодиагностика - СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
Journal information