Аня Скляр

Психодиагностика: Тесты и проективные методики

1.7.Тест как основной инструмент психодиагностики
1.8. Проективная техника


1.7.Тест как основной инструмент психодиагностики

Классификация тестов

ТЕСТЫ – стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми.

Слово  «тест» происходит  из старофранцузского языка и является  синонимом  слова «чашка» (лат. testa — ваза из глины).  Этим словом обозначали  небольшие  сосуды из обожженной  глины, использовавшиеся   алхимиками  для проведения   опытов. В русском  языке  слово  «тест» долгое  время имело два значения:
1) испытательная  присяга, религиозная   английская  клятва, которую  каждый вступающий  в общественную  должность  должен давать, чтобы доказать, что он не тайный  католик;
2)  плоский  плавильный  сосуд или сосуд из выщелоченной  золы для выделения олова из золота или серебра.

3 главных характеристики тестов:
Валидность
Надежность
Стандартизированность


Классификация тестов:

I. По форме тестирования:

1) Индивидуальные и групповые

Индивидуальные тесты — тип методик, когда взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один. Индивидуальное тестирование имеет свои преимущества: возможность наблюдать за испытуемым (за его мимикой, непроизвольными реакциями), слышать и фиксировать непредусмотренные инструкцией высказывания, что позволяет оценить отношение к обследованию, отмечать функциональное состояние испытуемого и др. 

Групповые тесты — тип методик, предназначенных для одновременного обследования группы испытуемых. По характеру групповые тесты являются, как правило, типичными психометрическими тестами с весьма жесткой регламентацией процедуры обследования, обработки и интерпретации данных.

2) Устные и письменные

3) Бланковые (проведение стандартизированного теста в форме бумажной технологии - с помощью тестового буклета с заданиями и бланка (ответного листа), на котором испытуемый фиксирует свои ответы на задания),
предметные (материал тестовых заданий представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур, конструкций и узлов технических устройств и т. п) ,
аппаратурные (требуют применения специального оборудования для проведения исследования или регистрации полученных данных)
компьютерные (тесты, которые предлагают сбор тестовой информации в режиме диалога испытуемого с компьютером)

4) Вербальные и невербальные. Эти тесты различаются по характеру стимульного материала.

В вербальных тестах основным содержанием работы испытуемых являются операции с понятиями, мыслительные действия, осуществляемые в словеснологической форме. Составляющие эти методики задания апеллируют к памяти, воображению, мышлению в их опосредованной языковой форме. Они очень чувствительны к различиям в языковой культуре, уровню образования, профессиональным особенностям. Вербальный тип заданий наиболее распространен среди тестов интеллекта, тестов достижений, при оценке специальных способностей.

Невербальные тесты — это такой тип методик, в которых тестовый материал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений и т. п.). От испытуемых требуется понимание вербальных инструкций, само же выполнение заданий опирается на перцептивные и моторные функции.

Невербальные тесты уменьшают влияние языковых различий на результат испытания. Они также облегчают процедуру тестирования испытуемых с нарушением речи, слуха или с низким уровнем образования. Невербальные тесты широко используются при оценке пространственного и комбинаторного мышления. В качестве отдельных субтестов они включены во многие тесты интеллекта, общих и специальных способностей, тесты достижений.

II. По содержанию тестирования

1)Тесты интеллекта (стандартизованные методики, направленные на измерение общего уровня способности индивида к решению широкого класса мыслительных задач)
2) Тесты специальных способностей (тесты, направленные на измерение уровня успешности решения задач конкретного типа и в конкретных областях деятельности)
3) Тесты достижений (тесты, направленные на оценку усвоения испытуемым конкретных знаний, умений и навыков, приобретенных в результате определенного курса обучения или тренировки)
4) Тесты личности (тесты, направленные на измерение неинтеллектуальных проявлений личности. Включает в себя проективные методики, личностные опросники и любые другие методики, предназначенные для диагностики эмоциональных, мотивационных, межличностных свойств индивидуума.

III. По цели тестирования

-Определение отклонений психического развития
-Индивидуальное консультирование
-Профотбор и профподбор
-Определение уровня достижений  (овладения знаниями, умениями, навыками)
-Тренинговый процесс
-Судебно-психологическая экспертиза

Требования к измерительным методам (тестам):

-должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и область применения методики. Предмет, диагностический констркут должен быть соотнесен с уже имеющимися теоретическими обоснованиями, проверенными на релевантность. Область применения должна быть четко выделена и обозначена, указан контингент обследуемых. Необходимо четко обозначить цели использования результатов.

-процедура проведения должна быть задана в виде однозначного алгоритма, который можно было бы передать ЭВМ или специалисту, не имеющему специальных психологических знаний.

-процедура обработки должна включать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла (по статистическим или критериальным тестевым нормам). Выводы (диагностические суждения) на основе тестового балла должны сопровождаться указанием на вероятностный уровень статистической достоверности этих выводов.

-тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, надежность и валидность в заданной области применения. Другие разработки и пользователи должны иметь возможность повторить стандартизационные исследования в своей области и разработать частные стандарты (нормы).

-процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабжены средствами контроля за достоверностью, позволяющими автоматически отсеивать недостоверные протоколы.

-необходимо вести банк данных, собранных по тесту, и проводить периодическую коррекцию всех стандартных методик

1.8. Проективная техника

ПРОЕКТИВНАЯ ТЕХНИКА — группа методик, предназначенных для диагностики личности. Для них характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Наиболее суще­ственным признаком является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпрети­ровать, развивать и т. д. При этом происходит проекция (перенос) пси­хических свойств испытуемого на материал задания, что позволяет выявить его скрытые личностные особенности.

Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление.

Эти методики носят в основном индивидуальный характер и в большей своей части бывают предметными или бланковыми.

Первая проективная  методика, т. е. та, которая основывалась на соответствующей   теоретической   концепции  — психологической концепции проекции, появилась  в 1938 г. и принадлежит   американскому   психологу  Генри Мюррею, автору знаменитого   теста тематической  апперцепции (ТАТ). Ранее появившиеся  методики, а к ним относится  и опубликованный   в 1922 г. самый известный в мире тест Роршаха, были осмыслены с позиций проективного подхода, сформировавшегося позднее.

Г. Мюррей впервые описал процесс проекции в ситуации со стимулами, допускающими их различную интерпретацию. Он рассматривает проекцию как естественную тенденцию людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов, всей психической организации. 

Понятие  проекции (от лат. projectio — выбрасывание) как психологическое  понятие появляется  впервые  в психоанализе  и принадлежит  3. Фрейду  (Freud, 1894). Он полагал, что анксиозные  неврозы  возникают  в том случае, когда психика  не может овладеть эндогенно  развившимся  сексуальным  возбуждением  и в этом случае происходит  проекция  этого возбуждения  во внешний  мир. Проекция  (наряду  с вытеснением, рационализацией, сублимацией   и др.) рассматривалась   в качестве  одного  из защитных  механизмов. Процесс  конфликта, в соответствии  с 3. Фрейдом, изживается  благодаря  особому психическому  механизму  — проекции.   Основоположник    психоанализа  в своей работе  «Тотем  и табу» пишет  о том, что «враждебность, о которой  ничего не знаешь и также впредь не хочешь знать переносится из внутреннего  восприятия   во внешний  мир и при этом отнимается  от самого себя и приписывается   другим».

«Проекция  — это защитный  механизм, используемый  бессознательной   сферой "Я", посредством  которого  внутренние  импульсы  и чувства, неприемлемые в целом для личности, приписываются  внешнему  объекту и тогда проникают  в сознание, как измененное  восприятие  внешнего  мира». Энциклопедия  психоанализа

Приписывая отрицательную   черту другим  на основе  сравнения, можно  минимизировать    или отрицать  ее у себя.
 
«Проекция   не создана  для отражения  душевных  переживаний, она имеет место и там, где нет конфликтов», — пишет 3. Фрейд.  Проекция, не привязанная   намертво к сфере бессознательного, вечно конфликтующего   с сознанием, а понятая как человеческая  особенность, без которой  нет собственного видения  предметов  и явлений окружающей действительности, была  названа   "атрибутивной проекцией".

Классическую   и атрибутивную  проекцию, по мнению  разных авторов, можно различать  по «мишеням», избираемым   для проекции.   Предполагается, что классическая  проекция  направлена  на отрицательно оцениваемых  лиц, а когда индивид осознает  у себя негативные  черты, он наделяет  ими лиц, к которым  у него положительное  отношение. Т.е. наделение  собственными   мотивами, потребностями, чувствами  других людей и понимание их поступков.

«Аутической проекцией» было  названо  явление, в основе которого  лежит детерминированность  восприятия   актуальными   потребностями человека. Этот феномен   был обнаружен  в ходе демонстрации   обследуемым   на экране  расфокусированных    изображений   разных объектов.  Оказалось, что изображения  пищи  ранее распознаются   голодными, чем сытыми, это и было названо «аутизмом». Дальнейшие  исследования   позволили  установить, что происходит  не только снижение  порога узнавания, но и проецирование   потребностей.

Если в случае классической   проекции  речь идет о приписывании   неосознаваемых черт и особенностей, тех, которые  вытеснены, то в близкой  ей рационализированной проекции субъект осведомлен относительно   нежелательных   (неодобряемых)  собственных  черт личности  или поведения, но всегда находит  им оправдание. 

Д. Холмс  (Holmes, 1968),  подводя  итоги  многочисленным    исследованиям, предлагает  выделить  два «измерения»   проекции.   Первое  — что проецируется (наличие—отсутствие    проецируемой   черты), второе  — осознание проецируемого. Комбинируя  эти измерения, можно классифицировать   известные  виды проекции

Симилятивная проекция, в соответствии с психоаналитической концепцией, выполняет  защитную  функцию. Субъект не осознает собственную  черту.

Комплементарная проекция предполагает  проекцию   черт, дополнительных к тем, которыми субъект обладает в действительности.  Например, порой, испытывая страх, мы склонны  едва ли не каждого человека воспринимать  как нам угрожающего. В этом случае приписываемая  другим черта, скажем агрессивность, позволяет объяснить собственное состояние. 



Для обозначения  определенного типа психологических методик понятие проекции впервые используется Л. Франком  в 1939 г. Им выдвигаются  три основных  принципа, лежащих  в основе  проективного   исследования личности.

ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИВНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ (Л.Франк, 1948)

-направленность на уникальное в структуре или организации личности. Личность рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень (набор) способностей, или черт

-личность изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта

-эта система основных динамических процессов постоянно, активно действует на протяжении жизни индивида, формируя. направляя, искажая, изменяя  переиначивая каждую ситуацию в систему внутреннего мира индивида.
Каждое новое действие, каждое эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Это третье и основное  теоретическое  положение   обычно  называют  «проективной гипотезой».

"моя личность проявляется во всем"

Определяя  специфику  проективного   подхода, Л. Франк  пишет  о том, что это прием  исследования   личности, с помощью  которого  испытуемого   помещают  в ситуацию, реакцию  на которую  он осуществляет  в зависимости   от значения  для него этой ситуации, его мыслей  и чувств. Стимулы в проективных  методиках приобретают  смысл  не просто  в силу их объективного содержания, а прежде всего в связи  с личностным значением, придаваемым ему испытуемым.

Общие признаки проективных методик

-неопределенность, неоднозначность используемых стимулов
-отсутствие ограничений в выборе ответа
-отсутствие оценки ответов испытуемых как «правильных» или «ошибочных»

Л. Франк  первым разработал  классификацию   проективных  методик:

Виды проективных методик

Конститутивные (методики структурирования)
Испытуемый должен придать смысл какому-то аморфному материалу
Тест Роршаха
Полагается, что в процессе  интерпретации   изображений, придания  им смысла, испытуемый  проецирует свои внутренние  установки, стремления  и ожидания  на тестовый материал.



Конструктивные методики
Предлагаются   оформленные    детали  (фигурки   людей  и животных, модели  их жилищ  и пр.), из которых  нужно  создать осмысленное целое и объяснить  его.
Тест мира


Интерпретативные методики
Истолкование какого-либо события, ситуации
Испытуемому  предлагаются  таблицы-картины, на которых  изображены  относительно   неопределенные   ситуации, допускающие неоднозначную  интерпретацию. В ходе обследования  испытуемым составляется  небольшой  рассказ, в котором  необходимо  указать, что привело к изображенной   ситуации, что происходит  в настоящее  время, о чем думают,  что чувствуют действующие  лица, чем эта ситуация  завершится. Предполагается, что испытуемый  идентифицирует   себя с «героем» рассказа, что дает возможность   раскрытия   внутреннего   мира  обследуемого, его чувств, интересов  и побуждений.
Тематический Апперцептивный Тест (ТАТ)


Катартические методики
Осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях  с целью достижения игрового катарсиса   
Психодрама
Психодрама  в виде импровизированного  театрального  представления   позволяет  субъекту не только аффективно  отреагировать и тем самым добиться  терапевтического  эффекта, — но и дает исследователю  возможность   обнаружить выносимые  вовне конфликты, проблемы, другую личностно  насыщенную продукцию.


Рефрактивные методики
Непроизвольные изменения в общепринятых средствах коммуникации (речь, почерк)  
Графология


Экспрессивные методики
Рисование на свободную или заданную тему
«Дом – дерево – человек». Проективный рисунок человека
По рисунку  делают выводы  об аффективной  сфере личности, уровне психосексуального развития  и других особенностях.



Импрессивные методики
Предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим
Тест Люшера. Психологическая   интерпретация исходит из символического значения  цвета. В качестве стимулов  могут выступать  фактически  любые объекты  живой  и неживой  природы.


Аддитивные методики
Завершение имеющего начало предложения, рассказа или истории.
Например, предлагается серия  незаконченных   предложений   типа:  «Будущее кажется  мне...», «Думаю, что настоящий   друг...» и т. п.  Эти методики  предназначены   для диагностики   разнообразных   личностных  переменных.


Источник:
Пальм Г.А. Психодиагностика. - Днепропетровск 2010
Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.:Питер, 2008. – 384 с.
Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 688 с.
http://psylab.info/%D0%A2%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8B

Все темы психодиагностика

Для этой записи комментарии отключены.