Аня Скляр

Психодиагностика: Психометрический парадокс

Психометрический парадокс — явление, возникающее при использовании личностных опросников. Его сущность состоит в том, что вопросы (утверждения), имеющие высокий показатель дискриминативности, являются неустойчивыми по отношению к повторяемости результата, и, наоборот, стабильность ответа часто отмечается у тех вопросов, которые обладают низкой дискриминативностью.

(дискриминативность заданий теста - способность отдельных пунктов теста дифференцировать обследуемых относительно максимального или минимального результата теста)


П. Айзенбергом (1941) было показано, что вопросы, которые позволяют отличать больных неврозом от других больных или здоровых, являются ненадежными; иначе говоря, мала вероятность получения того же самого ответа при повторном обследовании. В то же время с помощью вопросов, определяемых как надежные, различение изучаемых групп не достигалось или было неудовлетворительным. Позднее изучению этого явления, получившего название психометрический парадокс  были посвящены работы Л. Голдберга (1963) и М. Новаковской (1975).

Голдберг рассматривает   психометрический  парадокс  как определенную зависимость   между постоянством   и вариабельностью   ответов  на вопросы.

Психометрический парадокс не может быть объяснен без психологического анализа процесса формирования ответов на вопросы личностных опросников. Согласно М. Новаковской, вопросы, оставаясь формально неизменными, подвержены семантическим (психологическим) преобразованиям как в плане интериндивидуальном, так и интраиндивидуальном. Интериндивидуальная изменчивость обусловлена двумя причинами: различия в выраженности измеряемой черты (свойств) у разных обследуемых и различия в понимании значения вопросов. Интраиндивидуальная изменчивость обусловлена вариабельностью значения, трудностью принятия решения об ответе и флуктуацией выраженности черты (последний источник изменчивости можно не учитывать, если интервал между повторными исследованиями невелик).

Для психологической интерпретации психометрического парадокса М. Новаковская предлагает различать три детерминанты ответов: выраженность черты у обследуемого; значение, придаваемое вопросу; степень легкости принятия решения об ответе. Она подчеркивает также необходимость отличать вопросы однозначные от многозначных, которые в известном смысле могут быть уподоблены проективным стимулам.

М. Новаковская предлагает различать два вида психометрического парадокса — типа А и типа В — и исходит из следующих гипотез их возникновения.

Парадокс типа А возникает при вопросах, поддающихся различному истолкованию (многозначных), а также в том случае, когда трудно принять решение об ответе. Такие вопросы имеют высокий показатель дискриминативности при значительной вариабельности ответа.  Например, «Ваше настроение  обычно хорошее?»  (в одном из вариантов  опросника  на определение  нейротизма).

Парадокс типа В возникает при однозначных вопросах, для которых легко подобрать ответ. Сюда же должны быть отнесены т. н. односторонние диагностические вопросы или те вопросы, для которых только один тип ответа является диагностически значимым. Подобные вопросы характеризуются слабой дискриминативностью и незначительно выраженной вариабельностью. Например:   «Часто ли вам снится, что вы оказались  в пасти крокодила?» (в одном из вариантов  опросника  для определения  уровня тревожности).   Вопрос является  диагностически   односторонним, поскольку  из ответа «да» мы можем заключить о наличии  тревожности, а из ответа «нет» мы не можем сделать никакого вывода. 

Чем больше в методике  вопросов, дающих парадокс  типа В, тем больше надежность, определяемая   коэффициентом    корреляции   между результатами повторных  исследований.  Однако  одновременно   снижается  дискриминативная сила вопросов. 

Исследователь, зная  о существовании   психометрического    парадокса, может регулировать  вариабельность   ответов путем подбора  вопросов  с соответствующими параметрами.

Необходимо учитывать психометрический парадокс при конструировании (адаптации) личностных опросников.

Все темы психодиагностика

Источник:
Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.:Питер, 2008. – 384 с.
Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 688 с.

Для этой записи комментарии отключены.