Аня Скляр

Психодиагностика: Батареи DAT и GATB: назначение и содержание.

1. Батарея тестов дифференциальных способностей (DAT)
комплексная батарея из восьми тестов, предназначенная для использования в образовательном и профессиональном консультировании учащихся старших классов средней школы.


Автор: Американская психологическая ассоциация
Год создания: 1947, пересмотрена в 1963 и 1973 гг
Назначение: прогноз успешности обучения в высшей школе и профессиональная консультация.
Суммарный показатель субтестов "Словесное мышление" и "Числовые способности" рассматривается как индекс способностей к обучению, он коррелирует на уровне 0.70 -0.80 со сложным критерием учебных достижений.
Возрастной диапазон: учащиеся 7-12 классов средней школы США
Время тестирования: 5 часов
тест DAT относится к тестам предельных возможностей. Надежность теста очень велика (0.90). Взаимные корреляции субтестов близки к 0.5. Результаты сопоставления данных теста с оценками школьной успеваемости показали, что корреляции достаточно велики.

Описание субтестов DAT:

1) словесное мышление. Используются двойные аналогии. От испытуемого требуется заполнить пропуски слов в предложении, выбрав нужную пару слов из списка.
2) числовые способности. Испытуемому предлагают простые уравнения. Он должен выбрать подходящий ответ.
3) абстрактное мышление. Серии фигур расположены в определенной последовательности. Испытуемый должен продолжить серию, выбрав соответствующую фигуру из 5 предложенных.
4) пространственные отношения. Предъявляются развертки геометрических тел. Испытуемый должен выбрать фигуру, соответствующую развертке.
5) техническое мышление. Даны картинки, описывающие определенную физическую ситуацию. Нужно ответить на вопрос, поняв физический принцип действия механизма.
6) скорость и точность восприятия. Предъявляется серия буквенных пар, одна из которых выделена. Испытуемый должен найти эту комбинацию на бланке ответов.
7) грамотность. Испытуемому предъявляется список слов, он должен проверить правильность их написания.
8) использование языка. Дается предложение, которое содержит грамматические или синтаксические ошибки. Испытуемый должен их найти.

Девятый показатель — мера способности к обучению (или академической способности), является производным, получаемым путем объединения показателей по тестам «словесное мышление» и «Числовые способности». В качестве дополнения в батарею также входит Опросник планирования карьеры

Существующие формы этого теста (S и Т) были стандартизованы на национальной выборке из 60 000 учащихся и имеют нормативные данные по классам и полу.

Представленные в руководстве данные по валидности свидетельствуют о том, что показатели Д. т. с. прогнозируют успеваемость по различным предметам в средней школе и дифференцируют уч-ся в отношении их будущей профессиональной деятельности. Вместе с тем, однако, имеется мало свидетельств в поддержку дифференциальной валидности паттернов показателей по различным тестам этой батареи.

2. Батарея тестов общих способностей (GATB)
Назначение: диагностика структуры интеллекта, а также перцептивных и сненсомоторных способностей с целью профессиональной ориентации и расстановки кадров в армии и в государственных утверждениях.
Разработан Службой занятости США для использования в области профессионального отбора и профориентации.
Год создания: 1940, позднейшая версия 1956 года
Возрастной диапазон: работающие, поступающие на службу и обучающиеся различным видам работы
Время тестирования: 2.5 часа
Стандартные нормы были получены на выборке 4000 рабочих и служащих США. Надежность теста весьма велика (r=0.90). Внешняя валидность теста характеризуется высокой положительной корреляцией с успешностью профессиональной деятельности. Для разных групп она колеблется от 0.40 до 0.84. Для большинства профессий этот показатель равен 0.6.

Разработка GATB базировалась на факторном анализе предварительного набора из 50 тестов, в ходе которого были выделены 9 основных факторов, диагностируемые GATB:

        G — общая способность к обучению, восприятию указаний, рассуждению и оценке. Балл получается на основе сложения показателей 3 тестов: вербального, числового и теста на восприятие трехмерного пространства. (тесты III, IV, VI);
        V — вербальные способности. Измеряются тестом на выделение из группы слов, которые имеют сходное или противоположное значение. (тест IV)
        N — числовые способности. Тестируются двумя тестами: арифметические задачи (50 задач) и арифметические упражнения (50 простых заданий с одним действием). (тесты II, IV)
        S — пространственные способности. Тестируются заданиями на восприятие форм: испытуемому дается чертеж с разверткой объемной фигуры, он должен отобрать изображение, соответствующее развретке. (тест III)
        Р — восприятие формы. Измеряется двумя тестами. В первом тесте предлагается два набора фигур на двух частях листа. Фигуры одинаковы, отличаются лишь расположением и разворотом. Нужно найти идентичные фигуры. Во втором тесте требуется установить, какое из четырех изображений соответствует образцу. (тесты V, VII)
        Q — мысленное восприятие слов (скорость восприятия клерка). Испытуемый должен выявить идентичность написания слов в парах (150 пар)  (тест I)
        К— двигательная координация. Испытуемый должен по образцу как можно быстрее нарисовать линии в квадратиках. (тест VIII)
        F — пальцевая моторика. Измеряется двумя тестами "психомоторной ловкости". В первом тесте испытуемый должен, действуя обеими руками, вынимать стержни из отверстий в верхней части доски и вставляет их в отверстия нижней части. Тест повторяется трижды. Во втором тесте испытуемый одной рукой вынимает из отверстий каждый из 48 стержней, поворачивает его и вставляет другим концом в то же отверстие. Тест повторяется трижды. (тесты XI, XII);
        М — ручная моторика. Измеряется двумя тестами на пальцевую подвижность. Даются доски со 100 отверстиями (по 50 в верхней и нижней частях). В верхней части доски в отверстия вставлены металлические заклепки. На доске закреплен стержень с набором шайб. В первом тесте испытуемый должен взять заклепку, надеть шайбу и вставить их в нижнюю часть доски. Во втором тесте он должен вернуть заклепки и шайбы в исходное положение.  (тест IX, X).

GATB включает 12 тестов, направленных на анализ различных комплексных способностей, актуализируемых в широком круге видов профессиональной деятельности. Восемь субтестов являются тестами бланковыми, четыре требуют для проведения специальных приспособлений. Все субтесты являются тестами скорости. Состав тестов GATB следующий.

I тест. Сопоставление и выявление сходств и различий в парах слов по буквенному составу (150 пар).
II тест. Арифметические упражнения (50 простых задач с одним арифметическим действием).
III тест. Восприятие форм.
IV тест. Словарный.
V тест. Сравнение изображений.
VI тест. Арифметические задачи
VII тест. Сравнение геометрических фигур.
VIII тест. Воспроизведение линий рисунка по образцу.
IX тест. Психомоторная ловкость.
X тест. Психомоторная ловкость.
XI тест. Подвижность пальцев.
XII тест. Подвижность пальцев.

Процедура обследования занимает около 2,5 ч.


Все темы психодиагностика

Источник:
Пальм Г.А. Психодиагностика. - Днепропетровск 2010


Для этой записи комментарии отключены.