Аня Скляр

Диагностика темперамента и характера

Опросники Г.Айзенка
Методика Я.Стреляу
Опросники В.М.Русалова
Патохарактерологический диагностический опросник
Опросник Шмишека


1. Опросники Г.Айзенка

Серия личностных опросников, предназначенных для диагностики нейротизма, экстраверсии-интроверсии и психотизма. Разработаны Г. Айзенком с сотр., являются реализацией типологического подхода к изучению личности.

1. Первый из опросников Г. Айзенка - Моудлейский медицинский опросник (MMQ) 1947
предназначен для диагностики нейротизма и состоит из 40 утверждений, с которыми обследуемому предлагается согласиться ("да") или не согласиться ("нет").
возрастной диапазон: взрослые, со студенческого возраста.
Детальный анализ ответов, полученных по каждому утверждению MMQ, показал, что с помощью опросника могут быть дифференцированы два типа невротических расстройств: истерические и дистимические. Исходя из этих результатов, Г. Айзенк предположил, что ответы на утверждения MMQ позволяют сделать заключение и о позиции обследуемого на шкале другого измерения личности, постулируемого этим исследователем, экстраверсии-интроверсии. Этим была начата работа по конструированию нового личностного опросника. MMQ в психодиагностических исследованиях применения не нашел.

2. Вслед за MMQ был предложен "Моудслейский личностный опросник" (MPI), опубликованный в 1956 г. Он предназначен для диагностики нейротизма и экстраверсии-интроверсии. MPI состоит из 48 вопросов (по 24 на каждое измерение), на которые обследуемый должен ответить "да" или "нет".  MPI разрабатывался в соответствии с теоретическими представлениями Г. Айзенка об экстраверсии-интроверсии и нейротизме и с учетом данных, полученных с помощью первого опросника. Разработан сокращенный вариант MPI из 12 вопросов. Возрастной диапазон: взрослые, со студенческого возраста. Коэффициент надежности MPI, определенный путем расщепления, для шкалы нейротизма составлял 0,85-0,90, для шкалы экстраверсии-интроверсии - 0,75-0,85, коэффициенты надежности ретестовой - 0,83 и 0,81 соответственно.

3. На основе дальнейших исследований Г. Айзенка и сотрудников, направленных на анализ составляющих экстраверсии-интроверсии и нейротизма как базисных личностных измерений, был предложен новый опросник, получивший название "Айзенка личностный опросник" (EPI). Опубликован в 1963 г., состоит из 48 вопросов, предназначенных для диагностики экстраверсии-интроверсии и нейротизма, а также 9 вопросов, составляющих "шкалу лжи", по которой определяется наличие у обследуемого тенденции представить себя в лучшем свете. Коэффициенты надежности ретестовой EPI для фактора экстраверсии- интроверсии составляют 0,82-0,85, для фактора нейротизма - 0,81-0,84, коэффициент надежности методом расщепления- 0,74-0,91. разработаны две эквивалентные формы опросника А и В. Возрастной диапазон: взрослые, со студенческого возраста, созданы варианты для обследования детей и подростков.
Адаптация: 1970-1974 гг -Ленинградский институт психоневрологии им. В.М.Бехтерева. 1992 - модификация В.М.Русалова.

4. В 1969 г. Г. Айзенк и С. Айзенк публикуют новый опросник под названием "Айзенка личностный опросник" (EPQ), который предназначен для диагностики нейротизма, экстраверсии-интроверсии и психотизма. Так же, как и в EPI, в него включена "шкала лжи". Опросник состоит из 90 вопросов (по шкале нейротизма - 23, по шкале экстраверсии-интроверсии - 21, по шкале психотизма - 25, по "шкале лжи" - 21). Однако обычно используют вариант, состоящий из 101 вопроса (из них 11 вопросов - "буферные", ответы на которые не учитываются). Коэффициенты надежности ретестовой (месячный интервал) опросника в различных группах по шкале психотизма составляют 0,51-0,86, по шкале экстраверсии--интроверсии 0,80-0,92, по шкале нейротизма - 0,74-0,92, по "шкале лжи"- 0,61-0,90. Возрастной диапазон: взрослые, со студенческого возраста, разработан вариант опросника для обследования детей и подростков (от 7 до 15 лет).

Г. Айзенк в своих работах неоднократно указывал на то, что его исследования вызваны к жизни несовершенством психиатрических диагнозов. По его мнению, традиционная классификация психических заболеваний должна быть заменена системой измерений, в которой представлены важнейшие характеристики личности. При этом психические расстройства являются как бы продолжением индивидуальных различий, наблюдаемых у нормальных людей. Изучение работ К. Юнга, Р. Вудвортса, И. П. Павлова, Э. Кречмера и других известных психологов, психиатров и физиологов позволило предположить существование трех базисных измерений личности: нейротизма, экстра- и интроверсии и психотизма.

Нейротизм (или эмоциональная неустойчивость) представляет собой континуум от "нормальной аффективной стабильности до ее выраженной лабильности". Нейротизм не тождественен неврозу, однако у лиц с высокими показателями по данной шкале в ситуациях неблагоприятных, напр. стрессовых, может развиться невроз. "Нейротическая личность" характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам.

Заимствуя у К. Юнга понятие экстраверсии и интроверсии, Г. Айзенк наполняет их иным содержанием. У К. Юнга это типы, различающиеся направленностью либидо, для Г. Айзенка - комплексы коррелирующих между собой черт. Характеризуя типичного экстраверта, Г. Айзенк отмечает его общительность, широкий круг знакомств, импульсивность, оптимистичность, слабый контроль над эмоциями и чувствами. Напротив, типичный интроверт - это спокойный, застенчивый, интроспективный человек, который отдален от всех, кроме близких людей. Он планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всем и держит свои чувства под строгим контролем.

По Г. Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму - состоянию тревоги или реактивной депрессии. Измерения экстра-, интроверсии и нейротизма, которыми оперирует Г. Айзенк, в работах Р. Кэттелла рассматриваются в качестве факторов второго порядка.

Психотизм, как и нейротизм, континуален (норма - психотизм). В случае высоких показателей по этой шкале можно говорить о предрасположенности к психическим отклонениям. "Психотическая личность" (не патологическая) характеризуется Г. Айзенком как эгоцентрическая, эгоистическая, бесстрастная, неконтактная.

2. Методика Я.Стреляу

Авторы: Я.Стреляу. Павловский опросник темперамента (PTS), 1982
диагностика основных характеристик темперамента на базе концепции И.П.Павлова: сила процесса возбуждения, сила процесса торможения и подвижность
134 вопроса, сгруппированные в три шкалы с вариантами ответов да, нет, не знаю.
возрастной диапазон: подростки, лица юношеского возраста и взрослые
подтверждена надежностьи валидность опросника.

Авторы: Я.Стреляу, Б.Завадский
методика диагностики темперамента (формально-динамических характеристик поведения), FCB-TI, 1993
диагностика 6 базисных черт темперамента - живости, настойчивости, сенсорной чувствительности, выносливости, эмоциональной реактивности и активности.
120 вопросов (по 20 вопросов на каждую шкалу), предусматривающих дихотомические ответы да/нет
возрастной диапазон: адаптация на русскоязычной выборке проведена с 15 лет
валидность подтверждается данными исследований.

3. Опросники В.М.Русалова

1. опросник структуры темперамента (ОСТ), 1990
Разработан В.М. Русаловым, на основе собственной концепции темперамента.
Используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента.
Исследование структуры темперамента по параметрам: эргичность, темп, пластичность и эмоциональность. Каждый из них оценивается в двух аспектах: предметном (объектно-ориентированном) и социальном (субъектно-ориентированном)
ОСТ имеет 105 вопросов с дихотомической (да/нет) шкалой ответов,
допускает индивидуальное и групповое применение, без ограничения времени.
существуют 2 формы опросника: рассчитанный на взрослых от 18 до 55 лет (В-ОСТ), и подростков от 13 до 17 лет (Д-ОСТ)
В тесте предусмотрена небольшая контрольная шкала, предназначенная для выявления тенденции испытуемого давать социально-желаемые ответы.

Выделяются следующие 8 параметров темперамента (в авторской терминологии):

1. Предметная эргичность характеризуется уровнем потребности в освоении предметного мира, жаждой деятельности, стремлением к умственному и физическому труду, стремлением вовлеченности в трудовую деятельность.
2. Социальная эргичность — уровень потребности в социальных контактах, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, вовлеченность в социальную деятельность.
3. Пластичность — степень легкости переключения с одного предмета деятельности на другой, быстрота перехода с одних способов мышления на другие, в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.
4. Социальная пластичность — степень легкости переключения в процессе общения с одного человека на другого, склонность к разнообразию коммуникативных программ, разнообразию количества готовых (неосознаваемых, импульсивных) форм социального
5. Темп — скорость выполнения отдельных операций, быстрота предметно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.
6. Социальный темп — скоростные характеристики двигательных актов в процессе общения (скорость речи при общении и т.д.)
7. Эмоциональность — эмоциональная чувствительность к несовпадению (расхождению) между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами реального предметного действия, чувствительность к неудачам в работе.
8. Социальная эмоциональность — эмоциональная чувствительность в коммуникативной сфере: чувствительность к неудачам в общении, к оценкам окружающих людей.

Была проведена стандартизация ОСТ на достаточно большой выборке испытуемых с учетом их возраста. Психометрическая проверка показала, что опросник темперамента В. М. Русалова обладает высокой ретестовой надежностью и валидностью.
Опросник может быть одинаково эффективно использован как при индивидуальном, так и при групповом тестировании.

2. опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФД-СИ) , 1996
Используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» (психомоторная и интеллектуальная сферы) и «коммуникативного» аспектов темперамента.
Исследование структуры темперамента по параметрам: эргичность, темп, пластичность и эмоциональность в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах
возрастной диапазон: взрослые от 18 до 55 лет


В основе опросника лежит концепция биологической обусловленности формально-динамических свойств индивидуального поведения человека В.М.Русалова как частный вариант теории функционально-системной организации работы мозга П.К.Анохина (функционально-системный подход в психофизиологии).

В.М.Русалов выделяет четыре базальных свойства нервной системы:

    Эргичность – выносливость человека, как в умственном, так и в физическом плане;
    Пластичность – способность психики легко приспосабливаться к изменяющимся, новым условиям (в поведении, в познавательных процессах). Противоположность – ригидность.
    Скорость – темп реакций и поведения, в котором протекают психические процессы;
    Эмоциональность – впечатлительность, импульсивность, чуткость к эмоциональным воздействиям и возможному несовпадению осуществляемого действия с запланированным образцом.

ОФДСИ содержит 150 вопросов с рейтинговой шкалой ответов (не характерно, мало характерно, довольно характерно, характерно), распределенных по 13 шкалам:

    Эргичность психомоторная;
    Эргичность интеллектуальная;
    Эргичность коммуникативная;
    Пластичность психомоторная;
    Пластичность интеллектуальная;
    Пластичность коммуникативная;
    Скорость психомоторная;
    Скорость интеллектуальная;
    Скорость коммуникативная;
    Эмоциональность психомоторная;
    Эмоциональность интеллектуальная;
    Эмоциональность коммуникативная;
    Контрольная шкала.
Диагностика акцентуаций характера.
Акцентуация характера - чрезмерная выраженность отдельных черт характера, проявляемая в избирательной уязвимости человека по отношению к определенным ситуациям и стимулам.

4. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО)
Предназначен для определения типов акцентуации характера и вариантов конституциональной психопатии, психопатических развитии и органических психопатий в подростковом и юношеском возрасте (14-18 лет). Является реализацией типологического подхода к исследованию личности. Предложен А. Е. Личко в 1970 г. П. д. о. неоднократно пересматривался с целью усовершенствования; последние данные об основных шкалах опубликованы в 1983 г.

Опросник состоит из 25 наборов фраз-утверждений, отражающих отношение разных патохарактерологических типов к ряду жизненных проблем («самочувствие», «настроение», «сексуальные проблемы», «отношение к родителям» и т. д.). В каждом наборе содержится 10-19 пронумерованных утверждений. Всего в опроснике 351 утверждение.

Обследование проводят в два этапа. Первоначально обследуемому предлагают в каждом наборе утверждений выбрать наиболее подходящее для него и соответствующий номер внести в регистрационный лист. На втором этапе из тех же наборов просят отобрать наиболее неподходящее, отвергаемое утверждение и также отметить его номер. Количество выборов в первом и втором случае не должно быть более трех. Разрешается отказаться от выбора. Семь и более отказов по двум этапам — показатель трудности работы с опросником в силу невысокого интеллекта или негативного отношения к обследованию. Полученные результаты оценивают по двум шкалам: объективной и субъективной оценок.

Шкала объективной оценки сконструирована на основе сопоставления средних частот выборов здоровыми подростками и представителями каждого из типов психопатий акцентуаций, а также сопоставления частоты выборов каждым из типов психопатий и акцентуаций со всеми остальными и между собой. С помощью объективной шкалы могут быть диагностированы следующие типы психопатий и акцентуаций характера: гипертимный; циклоидный; лабильный; астеноневротический; сенситивный; психастенический; шизоидный; эпилептоидный; истероидный; неустойчивый; конформный.

А. Е. Личко помимо названных выделяет смешанные типы, достаточно часто встречающиеся при акцентуациях характера и психопатиях. Они двояки по своей природе и определяются автором как:
        а) промежуточные типы, в которых сочетания обусловлены эндогенно;
        б) амальгамные — формирующиеся в течение жизни вследствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого в условиях длительного воздействия каких-либо неблагоприятных факторов.

Помимо диагностики типов психопатий и акцентуаций характера объективная шкала П. д. о. дает возможность получения дополнительных диагностических показателей. К ним относятся:
        1) показатели диссимуляции откровенности, позволяющие оценить достоверность результатов
        2) индекс В, указывающий возможность изменений характера вследствие резидуального органического поражения головного мозга;
        3) показатель отражения реакции эмансипации — стремление освободиться от контроля, оценки старших;
        4) показатель психологической склонности к алкоголизации;
        5) показатель психологической склонности к делинквентности, т. е. проступкам, правонарушениям;
        6) показатель мужественности—женственности, позволяющий судить о преобладании тех или иных качеств в общей системе личностных отношений (см. Миннесотский многоаспектный личностный опросник).

Шкала субъективных оценок предназначена для выяснения того, каким видит свой характер сам обследуемый (или каким хочет его представить). На основе полученных данных можно сделать вывод о правильности самооценки. А. Е. Личко указывает на то, что совпадение результатов по этой шкале с клинической характеристикой типа, т. е. правильная самооценка, зависит как от степени психопатизации, так и от типа характера. С помощью шкалы субъективной оценки могут быть также выделены черты достоверно отвергаемых типов.

Теоретической основой П. д. о. является, как отмечает автор, опыт психиатрии клинико-нозологического направления и концепция психологии отношений.

5. Опросник Шмишека

предназначен для диагностики типа акцентуации личности, является реализацией типологического подхода к ее изучению. Опубликован Г. Шмишеком в 1970 г.

Методика состоит из 88 вопросов с дихотомической («да»/«нет») шкалой ответов. Разработан также сокращенный вариант опросника.

Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда. В соответствии с этой концепцией все черты личности могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты - стержень личности, они определяют ее развитие, процессы адаптации, психическое здоровье. При значительной выраженности основные черты характеризуют личность в целом. В случае воздействия неблагоприятных факторов они могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. Личности, у которых основные черты ярко выражены, названы К. Леонгардом акцентуированными. Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических. Это случай «заострения» определенных, присущих каждому человеку, особенностей. По К. Леонгарду, в акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд.

С помощью данной методики определяются следующие 10 типов акцентуации личности (по классификации К.Леонгарда):

    Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению.
    Педантичный тип. Лица этого типа отличаются повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний.
    Застревающий тип. Характерна чрезмерная стойкость аффекта.
    Возбудимый тип. Повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями.
    Гипертимический тип. Повышенный фон настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью.
    Дистимический тип. Сниженный фон настроения, пессимизм, фиксация теневых сторон жизни, заторможенность.
    Тревожно-боязливый. Склонность к страхам, робость и пугливость.
    Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимических фаз.
    Аффективно-экзальтированный. Легкость перехода от состояния восторга к состоянию печали. Восторг и печаль — основные сопутствующие этому типу состояния.
    Эмотивный тип. Родственен аффективно-экзальтированному, но проявления не столь бурны. Лица этого типа отличаются особой впечатлительностью и чувствительностью.

Существуют детский и взрослый варианты

Все темы психодиагностика

Источник:
Пальм Г.А. Психодиагностика. - Днепропетровск 2010
Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 688 с.


Для этой записи комментарии отключены.