Аня Скляр

Психодиагностика личности. Диагностика мотивации. Диагностика сознания и самосознания

Психодиагностика личности.
Диагностика мотивации.
Диагностика сознания и самосознания



ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ – устойчивая предрасположенность (диспозиция) к определенному поведению, сложившаяся либо в силу наличия определенных потребностей, мотивов или интересов, либо в силу наличия определенных склонностей (установок, привычек) – стилевых особенностей поведения.

Черты личности:
-мотивационные
-стилевые (темперамент, характер)
обуславливают поведение

Источники данных о личности (Р.Кеттелл)
L - данные (Life record data)
информация о личности может быть получена путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни

Q - данные (Questionnaire data)
информация о личности может быть получена с помощью опросников и др. методов самооценок

T - данные (objective Test data)
информация о личности может быть получена с помощью объективных тестов

Виды личностных опросников
По диагностической направленности:
-опросники черт личности
-опросники типологические
-опросники мотивов
-опросники интересов
-опросники ценностей
-опросники установок

По принципу, положенному в основу конструирования
-опросники факторные
-опросники эмпирические

По количеству измеряемых качеств (свойств)
-опросники одномерные
-опросники многомерные
Диагностика мотивации

Мотивация - побуждения, которые вызывают активность организма и определяют ее направленность

1) Список личностных предпочтений Эдвардса,1959
Автор: А.Эдвардс
оценка мотивационных тенденций личности
опросник состоит из 225 пар сравниваемых суждений, образующих 15 шкал: мотивация достижений, принятие авторитетов, любовь к порядку, демонстративность, автономия (независимость), аффилиация (терпимость к другим), самовосприятие, принятие опеки, доминирование (самоутверждение), чувство вины, готовность опекать других, радикализм (толерантность к новому), стойкость в достижении целей, гетеросексуальность, агрессивность.

2) Тематический Апперцептивный Тест (ТАТ)
Авторы: Х.Морган, Г.Мюррей
год создания: 1935, в настоящее время применяются таблицы третьей редакции ТАТ, 1943
Выявления доминирующих потребностей, конфликтов и актуальных эмоциональных состояний невротической личности:
1. ведущие мотивы, отношения, ценности
2. аффективные конфликты, их сферы
3. способы разрешения конфликтов: позиция в конфликтной ситуации, использование специфических механизмов защиты и т.д.
4. индивидуальные особенности аффективной жизни личности: импульсивность - подконтрольность, эмоциональная устойчивость - лабильность, эмоциональная зрелость - инфантильность.
5. самооценка, соотношение представлений о Я-реальном и Я-идеальном, степень принятия себя.
Возрастной диапазон:
Форма А (подходит для подростков и взрослых со средним и выше уровнем интеллекта)
Форма Б (подходит для детей, для взрослых с низким уровнем интеллекта и образования и для больных с психотической симптоматикой)

3) Мотивационный тест Хекхаузена (тест тематической апперцепции Хекхаузена)
Автор: первоначальный вариант был разработан Д.Мак-Клеландом и его коллегами на основе ТАТ
год создания: 1940-е
возрастной диапазон: с подросткового возраста
диагностика мотивации достижения успеха и избегания неудач. Применяется в спортивной психологии, при исследовании производственных и учебных коллективов, в работе с учащимися школ, училищ и вузов, при расстановке кадров и комплектовании экипажей и команд, в медицинской психологии в дифференциально-диагностических целях и в процессе работы с психотерапевтическими группами.

4) Измерение мотивации достижения (А.Мехрабян)
1968
диагностика двух обобщенных и устойчивых мотивов личности - мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи
возрастной диапазон: старшие школьники и студенты

5) Опросник потребности в достижениях (Ю.Орлов)
1978
исследование особенностей мотивации достижений
возрастной диапазон:со студенческого возраста
шкала состоит из 22 суждений, по поводу которых возможны 2 варианта ответов: Да или Нет.

6) Методика цветовых метафор (МЦМ)
Автор: И.Л.Соломин
1996
позволяет решить такой круг задач:
-психологический климат в коллективе
-структуру трудовой мотивации
-отношение к содержанию и условиям труда, материальному вознаграждению, коллективу и руководству фирмы
-отношение к себе, состоянию своего здоровья, экологической обстановке, своей семье, политическим лидерам и партиям и т.д.
возрастной диапазон: начиная с младшего школьного возраста

Диагностика сознания и самосознания

1. Техника репертуарных решеток.
(репертуарный тест личностных конструктов)
Автор: Джордж Келли, 1955
Выявление индиваидуально-личностных конструктов, опосредующих восприятие и самовосприятие при анализе личностного смысла понятий.

2. Опросник самоотношения

Многомерный опросник исследования самоотношения (МИС – методика исследования самоотношения) создан С.Р.Пантилеевым в 1989 году. Методика предназначена для углублённого изучения сферы самосознания и структуры самоотношения личности, включающее различные (когнитивные, динамические, интегральные) аспекты.Относительно области применения МИС, можно отметить хорошие результаты в рамках индивидуального консультирования осуждённых, так как данная методика позволяет выявить внутриличностные конфликты.
Возрастной диапазон: со старшего школьного возраста
Опросник состоит из 110 фраз-утверждений, предполагающих дихотомическую шкалу ответов. Регистрируются показатели по 9 шкалам: закрытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопринятия, самопривязанности, внутренней конфликтонсти и самообвинения.

Особенности внутренней динамики самосознания, структура и специфика отношения личности к собственному “Я” оказывают регулирующее влияние практически на все аспекты поведения человека, играя важнейшую роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования и разрешения кризисных ситуаций, в адекватной включенности субъекта в различного рода психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия.

Одним из разработчиков методики – Столиным – было принято понимание самоотношения в контексте представлений о смысле “Я”. Смысл “Я” предполагает определенный язык его выражения, а этот “язык” может обладать некоторой спецификой как для различных индивидов, так и для различных социальных групп или других социальных общностей. Причем алфавит этого языка должен быть достаточно широким, так как в связи с противоречивостью бытия, пересечением деятельностей и “противоборством” мотивов субъект должен испытывать достаточно широкую гамму чувств и переживаний в свой адрес.

Самоотношение понимается как сложная, уровневая эмоционально-оценочная система. Самоотношение может быть понято как выражение смысла "Я" для субъекта, как некоторое устойчивое чувство в адрес собственного "Я", которое, несмотря на обобщенность, содержит ряд специфических модальностей (измерений), различающихся как по эмоциональному тону, переживанию, так и по семантическому содержанию соответствующего отношения к себе.

При факторизации матриц интеркорреляций значений шкал определяются три независимых фактора:

1. Самоуважение. В данный фактор вошли значения шкал: открытость (внутренняя честность) (1), самоуверенность (2), саморуководство (3), зеркальное Я (отражение самоотношения) (4). Совокупность значений шкал выражает оценку собственного “Я” испытуемого по отношению к социально-нормативным критериям: моральности, успешности, воле, целеустемлённости, социальному одобрению.

2. Аутосимпатия. В данный фактор вошли: самоценность (5), самопринятие (6), и самопривязанность (7). Эти шкалы в наиболее чистом виде отражают эмоциональное отношение испытуемого к своему “Я”.

3. Внутренняя неустойчивость. Данный фактор содержит шкалы: внутренняя конфликтность (8), самообвинение (9). Этот фактор связан с негативным самоотношением, не зависящим от аутосимпатии и самоуважения.

3. Личностный дифференциал
опросник личностного дифференциала
Год создания: 1970-1972
Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. Создана на базе семантического дифференциала Ч.Осгуда (1955)
Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений, который мог бы быть применен в клинико-психологической и психодиагностической работе, а также в социально-психологической практике.
Назначение: получение информации о субъективных аспектах отношений к себе или к другим людям.
Инструмент изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений. Область применения – клинико-психологическая психодиагностика и социально-психологическая практика.
Возрастной диапазон: с подросткового возраста
ЛД сопоставим с двумя категориями психодиагностических методов – с личностными опросниками и социометрическими шкалами. От личностных опросников он отличается краткостью и прямотой, направленностью на данные самосознания. Некоторые традиционные, получаемые с помощью опросников характеристики личности, могут быть получены и с помощью ЛД. Уровень самоуважения, доминантности - тревожности и экстраверсии - интроверсии является достаточно важным показателем в таких клинических задачах, как диагностика неврозов, пограничных состояний, дифференциальная диагностика, исследование динамики состояния в процессе реабилитации, контроль эффективности психотерапии и т. д. Краткость метода позволяет использовать его не только самостоятельно, но и в комплексе с иными диагностическими процедурами.
От социометрических методов ЛД отличается многомерностью характеристик отношений и большей их обобщенностью. Как метод получения взаимных оценок ЛД можно рекомендовать к применению в двух областях: в групповой и семейной психотерапии.
В групповой психотерапии ЛД может быть использован для исследования таких сторон личности и группового процесса в целом, как повышение уровня принятия членами группы друг друга, сближение реальных и ожидаемых оценок, уменьшение зависимости от психотерапевта и т. д.
В семейной психотерапии может оказаться полезной та возможность сопоставления разных точек зрения на членов семьи (например, ребенка), между собой, которую представляет ЛД, а также возможность дифференцированной оценки эмоциональной привлекательности, статуса доминирования-подчинения и уровня активности членов семьи (например, супругов). Полезным может оказаться варьирование предметов оценки (например, «каким должен быть отец», «идеальная жена», «моя жена думает, что я...») с последующим вычислением расстояния между идеальным и реальным, ожидаемым и реальным и т. д. ЛД может помочь в определении действительной природы недовольства супружескими взаимоотношениями (недостаточная эмоциональная привлекательность, избегание ответственности и т. д.), уяснить роль ребенка в семейном конфликте.

4. Q-классификация
Q-сортировка, Q-sort
Автор: В.Стефенсон
Ислледование представления о своем Я и об окружающих людях, можно использовать на разных стадиях психотерапии для констатации изменений в психическом состоянии.
Возрастной диапазон: с юношеского возраста

Все темы психодиагностика

Источник:
Пальм Г.А. Психодиагностика. - Днепропетровск 2010
Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 688 с.


promo anchiktigra january 8, 11:04
Buy for 1 000 tokens
Продам салон красоты в Центре Днепра. Цена 59000 у.е. Звоните! Выгодная инвестиция, готовый бизнес. Детали по телефону: 067 5654274 Продам стильный салон красоты "Ля Руж" в Нагорном районе (угол Гончара - Шевченко). Площадь 84 кв.м., 4 зала, дизайнерский качественный ремонт, свежее…

Для этой записи комментарии отключены.