anchiktigra (anchiktigra) wrote,
anchiktigra
anchiktigra

Categories:

Психология юмора



«Юмор - это инструмент соблазна, оружие, которое может быть убийственным», — предостерегал Цицерон. Его предшественник Платон и вовсе осуждал «гримасу безобразия», недостойную свободных людей, поскольку, по его мнению, она предполагала потерю самоконтроля.

«Юмор — это подарок нашей природы, — утверждает психотерапевт Борис Новодержкин.— Понимать шутки — значит ладить с окружающими. Просто его социальные функции могут быть очень разными: с одной стороны, он помогает заводить союзников и сплачивает социальную группу, с другой — может выполнять довольно жестокую функцию, становясь средством отторжения чужаков. Будучи одним из самых парадоксальных явлений, на физиологическом уровне смех представляет собой диффузную разрядку. Смеху практически всегда предшествует напряжение».

«Страх быть осмеянным — одна из самых сильных фобий человека, — развивает мысль гештальт-психолог Денис Новиковвыд, — ведь быть смешным — значит быть нелепым, то есть делать что-то не совсем адекватное с таким видом, будто это нормально.

Довольно часто у тех, кто становится объектом насмешек, нарушены механизмы самовосприятия, они бывают социально наивными или попросту не обладают опытом».

По мнению психологов, у тех, кто любит посмеяться над кем-то, обострено чувство страха и неуверенности в собственной адекватности. Ведь что-то смешное можно отыскать в каждом из нас, и, когда люди смеются над чужой неловкостью, они подсознательно проецируют на объект насмешек свои собственные переживания.

На самом деле в глупой ситуации может оказаться каждый из нас. А чтобы стать «заговоренным» от грозного оружия осмеяния, психологи советуют научиться смеяться… над собой!

«Если человек выставил себя в дурацком свете, скажем неудачно пошутил, и сразу сообразил, как ситуацию обыграть, — это ему только в плюс, — говорит Борис Новодержкин. — Прием “Какую глупость я сказал” работает безотказно как в многомиллионной аудитории телезрителей, так и в узкой компании, где все свои. Любая шутка имеет под собой самоиронию. Вы только предполагаете, что вас оценят, но не вправе требовать этого от окружающих».

Человек, способный посмеяться над «святая святых» — самим собой, априори обладает устойчивой самооценкой, причем настолько, что может позволить себе не поддерживать иллюзию собственного величия…

Современные ученые исправили «оплошность» Аристотеля, наделившего гордым званием homo sapiens нашего с вами красномордого соседа, из года в год берущегося утверждать, будто «у вас вся спина белая», и доказали доступность юмора животным. Голландец Ян Ван Хофф, большой знаток гиббонов, пришел к выводу, что, когда обезьяна показывает зубы, она вовсе не злится. Ведь оскал — не более чем ритуализированная мина, которую животное принимает, когда дерется не всерьез. Иначе говоря, смех, как форма зашифрованного поведения, призван всего лишь «снять» двусмысленность: это социальная игра, помогающая поддерживать неустойчивое равновесие между напряжением и демонстрацией миролюбия…

«Обладать чувством юмора — значит владеть высоким искусством, — продолжает Денис Новиков. — Когда про кого-то говорят, что этот человек остроумен, считайте, ему ставят высший балл. Наличие чувства юмора демонстрирует глубину и разносторонность человеческой натуры. Ведь в смехе представлены два пласта: это внешняя, возможно, напряженная или даже болезненная тема и ее “авторское прочтение”, осознание, которое показывает безграничность наших чувств».

Неудачная шутка может разрушить имидж похуже, чем дырявые носки или грязные ногти. Ведь он становится маркером убожества личностного содержания, непонимания и неумения ориентироваться в ситуации…

«Когда мы говорим, что вон тот тупой субъект не понимает шуток, мы имеем в виду, что он не смеется над нашими хорошими шутками, а смеется над их дебильными, — говорит Борис Новодержкин. — Юмор, как и любое другое искусство, не существует вне контекста.

По мнению Бориса Новодержкина, людей, напрочь лишенных чувства юмора, не существует. Просто у каждого оно свое: «Юмор дан человеку в качестве паузы, возможности отойти в сторону от того, что происходит с ним сейчас»…

Как и любое искусство, юмор с трудом раскладывается на схемы. Существует теория, что в начале анекдота описываются привычные установки, а потом они разрушаются. Но сама по себе неожиданность — это еще не юмор. Поскольку смех — «отработка » сокровенных чувств и переживаний, во многом успех шутки зависит и степени табуированности явления, лежащего в его основе. Так, среди аншлаговской аудитории, а это в основном люди среднего возраста, тема секса до некоторой степени табуирована. Интеллектуалам, как правило, не смешно — просто потому, что тема секса и адюльтеров не запрещена.

Безусловно, юмор — один из лучших способов эмоциональной разрядки. Он может скрывать чувство стыда и неловкости, может применяться в качестве инструмента психотерапии, чтобы обесценить сверхзначимые переживания пациента, но все же главное его предназначение — поделиться чувствами, продемонстрировать дружелюбие, внимание и теплоту.

«Как физиологическая реакция смех относится к оргастическим формам разрядки, наряду с оргазмом, рыданиями, дефекацией и уринацией, — объясняет Борис Новодержкин. — Смех очень важен: он позволяет сбрасывать напряжение — и, если человек в силу каких-то причин никогда не позволяет себе смеяться, он с большой долей вероятности заполучит психосоматические заболевания».

То, что смех оказывает благотворное воздействие на организм, доказывают случаи исцеления, казалось бы, безнадежных больных. Так, например, американский журналист Норман Кузинс, узнав, что страдает неизлечимой формой заболевания суставов, решил, что не будет ожидать окончания своих дней в безрадостной больничной обстановке, а проведет остаток жизни как можно веселее. Он прописал себе ежедневные дозы безудержного смеха, читая юмористов, просматривая фильмы братьев Маркс и ленты, снятые скрытой камерой. В первое время безумный смех заменял ему морфин, заглушая боли. И постепенно он выздоровел! Кузинс умер в возрасте восьмидесяти четырех лет, будучи почетным президентом медицинского общества Коннектикута и доктором Йельского университета. Его уникальный опыт лег в основу целого научного направления — дисциплины психонейроиммунологии, которая изучает взаимодействие между мозгом, эндокринной и иммунной системой.

Экстравагантную теорию об участии смеха в происхождении человека разработал американский эволюционист Джеймс Э. Кэрон. В статье, опубликованной в The International Journal of Humor Research, он пишет, что именно смех сыграл адаптивную роль в эволюции: «Те индивиды из числа наших предков, которые умели изображать на лице улыбку или производить звуки, характеризуемые как смех, обладали адаптивным преимуществом: улыбка и смех увеличивают шансы человека на выживание».

Антропологи полагают, что смех универсален в культурном плане. По их мнению, не существует ни одного человеческого общества, не знающего смеха. Они даже приводят в пример племена вроде бразильского народа намбиквара, у которого способность смеяться — неотъемлемое качество вождя. Только почему-то иностранцы не очень-то смеются над «Бриллиантовой рукой», а российская публика далеко не всегда умирает над гэгами из шоу Бенни Хилла.

Ученые из университета графства Хертфордшир совместно с Британской ассоциацией развития науки в результате исследований пришли к выводу, что у каждого народа существует свое чувство юмора. С точки зрения руководителя проекта, профессора психологии Ричарда Уайзмена, существует три основных типа анекдотов. Первый тип — это анекдоты, которые помогают почувствовать превосходство над остальными.

Второй — анекдоты, которые помогают снизить влияние событий, часто вызывающих страх, тревогу или волнение.

Третий тип — это анекдоты, которые удивляют нелепостью ситуации или реакции на какое-либо событие. Так, например, отличительной особенностью американо-канадского чувства юмора исследователи называют особую любовь к анекдотам, так или иначе подчеркивающим превосходство. Герой американских анекдотов либо выглядит дураком, либо его заставляют так выглядеть.

Особенность чувства юмора англичан и ирландцев в том, что больше всего они любят анекдоты, основанные на игре слов. Переводить их на иностранные языки практически невозможно. Жители Западной Европы в большинстве своем предпочитают шутки, которые доктор Уайзмен назвал сюрреалистическими. Вот типичный пример.

— Доктор! У меня вчера случилась оговорка по Фрейду. Обедаю я с тещей, хочу попросить ее передать масло, а вместо этого говорю: «Какая же ты дрянь! Всю жизнь мне сломала!»

По мнению теоретиков жанра, юмор по большому счету делится на две категории. Грубый, «в лоб», и тонкий, то есть построенный на игре слов и смыслов.

«Не стоит рефлексировать по поводу своего чувства юмора, — считает Борис Новодержкин, — не стыдитесь того, что вам смешны «солдатские» шутки и не трогают английские. Просто смейтесь! Гомерический гогот интегрирует всего человека. Ведь при смехе происходит то же, что и при некоторых видах медитации: пропадает дуализм физиологии и мысли, прочищается дыхание. Смех — это проявление свободы. Это озарение, просветление, инсайт…

УНИВЕРСАЛЬНАЯ ВАКЦИНА
20 минут смеха в день — средство защитить себя от болезней и поддержать сердце в хорошей форме. Это утверждение стало популярным на всей планете, и «клубы смеха», возникшие в 1995 году в Индии по инициативе врача Маданы Катарии, появились даже во французской Швейцарии. Идея о том, что смех полезен для здоровья, не нова: она известна еще со времен античности. Но до сих пор она основывалась исключительно на здравом смысле и не могла сопротивляться нравоучениям врагов хохота. Сегодня наука подтвердила правоту интуиции древних. Со смеха сняты все подозрения: он прочно занесен в лагерь Добра.

15 МИН. СМЕХА = 10 МИН. ХОДЬБЫ
«Если ежедневно смеяться по 15 минут, то в течение года можно сбросить до двух килограммов», — утверждает исследователь Масиеж Бачовски. Возглавляемая им группа ученых установила, что смех заставляет быстрее биться сердце и работать некоторые группы мышц, благодаря чему расходуется почти столько же калорий, сколько во время некоторых спортивных упражнений. Убедиться в этом помог оригинальный эксперимент. В нем приняли участие 45 добровольцев, которым демонстрировали разные телевизионные ролики, комедийные сюжеты. Оказалось, что именно во время просмотра комедийных эпизодов у участников эксперимента расход энергии был на 10–20 % больше. По словам Бачовски, 10–15 минут смеха помогают сжечь от 10 до 40 калорий.

Subscribe

Featured Posts from This Journal

promo anchiktigra сентябрь 28, 2021 14:36
Buy for 1 000 tokens
Анна Скляр - психолог, психотерапевт. Ph.D., философ, кандидат философских наук. Онлайн-психолог. Онлайн-консультации по всему миру. Психолог Днепр. Автор блога “Счастье есть”. Приглашаю на индивидуальное онлайн-консультирование. Хотите лучше познакомиться с самим собой и…
Comments for this post were disabled by the author