Откуда взялись игрушечные медведи, почему их все так любят и с искренней радостью дарят и принимают в подарок? Почему розовые зайки и милые собачки при всем желании не могут конкурировать с армией медведей? В чем причина того, что медведи живут вместе с нами с самого раннего детства? Может, из старых сказок, быличек, загадок, поверий, заговоров и песенок? Из историй про Винни-Пуха Алана Милна или про мишку по имени Паддингтон Браун, придуманного Майклом Бондом? Из шварцевского «Обыкновенного чуда», где главный персонаж – благородный и добрый медведь, превращенный в человека? А может, с конфетных оберток кисти Шишкина?
ПРОТИВОРЕЧИВАЯ НАТУРА
В символическом смысле медведь – очень многоплановый и неоднозначный персонаж. Практически нет народа, в преданиях которого нет медведей. В героических мифах он – солнечный символ, у алхимиков средних веков – первоматерия, у американских индейцев – олицетворение сверхъестественной силы, выносливости, у кельтов – воинского начала, у китайцев – храбрости. У древних греков медведица входила в свиту богини Дианы и была ее священным животным, а у японцев медведь означает мужество и силу. В северо-европейской традициии именно медведь, а не лев – настоящий царь зверей. И даже учитель, научивший людей обращаться с огнем, плавить железо, охотиться, сеять хлеб и ловить лосей. Его появление весной из берлоги вместе с медвежонком – символ воскресения и жизни. Медведи всюду: на гербах государств, регионов и городов, медведи – символы и эмблемы олимпиад и партий.
В христианстве почему-то медведю отвели роль злого, жестокого и жадного существа, но мне как-то понятнее и ближе понимание медведя в греческом и латинском мире, где медведица ассоциировалась с положительными материнскими качествами. У древних египтян беременная медведица служила символом ребенка. Она рождает его, преображает, согревает на груди и завершает превращение, облизывая его.
Этот процесс подобен творению. Тому же, что и нам предписан. Получается, что в детстве игрушечные медведи – наши родители, оберегающие и защищающие нас, а позже – наши маленькие дети, нуждающиеся в ласке и доброте.
Но в этом то и парадокс, что мы меняемся, а плюшевый мишка – нет. И часто медведь, который всю жизнь с нами, – символ нашей связи с прошлым и будущим, удивительное переплетение времен и воспоминаний, самый близкий друг, который выслушает, не осуждая, поддержит, поймет и простит. Кто больше любит игрушечных медведей – взрослые или дети? Вопрос спорный. Но я склоняюсь ко второму варианту и не потому, что с удовольствием зашиваю пушистого медведя, нещадно поюзанного сначала мной в детстве, а теперь моей дочкой. А потому, что нам, взрослым, часто не хватает понимания, теплоты и ласки.
НАШИ МЕДВЕДИ
В славянской мифологии человеческий род ведется от медведя. Медведь в древних народных сказаниях – предок людей, старший родственник и тотем, которому поклоняются и которого чтут. Недаром люди носили с собой для защиты амулеты из медвежьих зубов или когтей и как обереги (от слова оберегать!) – фигурки медведей. Может быть, в этом и скрыта наша глубинная тяга к маленькому косолапому мишке, этому сильному, нерасторопному, незлобивому (когда его никто не трогает), но умеющему постоять за себя существу, к сладкоежке, любителю малины и меда. Забавный, привлекательный образ с вполне человеческими качествами и добродетелями, но требующий уважения. Я слышала, что старожилы русского Севера, не знакомые с биологией и антропологией, считали, что медведь – это человек, в результате колдовства ставший медведем. Хотя медведя побаивались и потешались над ним, но устраивали медвежьи праздники. Считалось, что медведь владеет лечебной магией, может исцелять, предсказать беременной женщине, кого она родит – мальчика или девочку. Медведя почитали и воспринимали как разумное существо. Поэтому в детских книжках можно найти вполне человеческие названия медведя – «отец», «дедушка», «дядя» или «бабушка медведица» и человеческие имена «Михаил, Миша, Мишенька», «Потапыч, Михалыч, Иваныч, Топтыгин».
ДОМАШНЕЕ ЖИВОТНОЕ
В стародавние времена люди и медведи жили рядом. Были соседями. Но даже сейчас, когда мы – жители городов – можем видеть медведя только в документральных фильмах Animal Planet или в клетке зоопарка, стоящего посредине огромного продымленного автомобильными выхлопами мегаполиса, медведь не исчез из нашей жизни. Теперь он, небольшой и мягкий, сработанный из гипоаллергенных материалов, но создающий комфорт и тепло, переселился к нам домой. Мы одомашнили медведя, потому что чувствуем его целительную для души силу. И дарить медведей и медвежат приятно. Потому что с тем, кого любишь, очень хочется поделиться теплотой. И, пусть неосознанно, защитить от напастей. Оберег, одним словом.
Опубликовано в журнале Магия Cosmo #02 2007 "Маленькие дети Большой Медведицы"
Journal information